Глава 1. Теоретические аспекты контроля общества над государством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты контроля общества над государством



КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине

«Конституционное право»

 

 

Тема: «Публичный и общественный контроль в Российской Федерации»

Выполнила: студентка
направления 40.03.01 «Юриспруденция»
профиль/программа   «уголовно-правовой»
2 курса группы №102-81оз
Гареева Е.С
  Руководитель:
Андриенко А.И.
 
  Защитил (а) «__» ________20___г.
Оценка _______________________

Сургут 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические аспекты контроля общества над государством. 6

1.1 Теоретические основы определения общественного контроля. 6

1.2 Правовые основы определения контроля общества над государством. 8

1.3 Формы контроля общества над государством. 12

Глава 2. Особенности субъектного состава публичного и общественного контроля за деятельностью государственных органов власти в России. 17

2.1 Средства массовой информации как субъекты публичного и общественного контроля. 17

2.2 Анализ субъектов публичного и общественного контроля с позиции эффективности 22

2.3 Эффективность публичного и общественного контроля. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Публичный и общественный контроль в современном государстве приобретает все большее значение в вопросах взаимодействия с органами государственной власти, что является достаточно проблемным.

Местные органы власти, являющиеся носителями публичной власти, являются одновременно формой реализации прав граждан на осуществление местного самоуправления через своих представителей. Вот почему все местные органы власти, независимо от порядка их создания, поддерживают отношения с населением муниципалитета, где местные органы власти являются представителями закона.

Следует обратить внимание на тот факт, что, хотя предполагается, что такого рода отношения, в которых власти являются представителями права, должны обеспечивать более тесные связи местных властей с населением, чем те, которые могут предложить другие органы государственной власти, в реальной жизни.

Взаимодействие местных органов власти и местного сообщества также довольно слабое, причем это взаимодействие сопровождается высоким уровнем недоверия друг к другу.

Институт общественного контроля призван содействовать решению этих проблем. С одной стороны, институт общественного контроля позволяет получить обществу представление о деятельности органов государственной власти, а с другой - выявить недостатки деятельности органов государственной власти для повышения эффективности их деятельности в решении вопросы местного значения.

Современные государства в качестве основного фундаментального принципа в правовом регулировании органов государственной власти ставят публичность на первый план, как инструмент, связывающий органы власти с жителями муниципалитетов. Поскольку мы полагаем, что это является основной причиной, почему организация общественного контроля в областях в муниципалитетах, где граждане могут применять установленные законом механизмы общественного контроля, представляет наибольший интерес.

По нашему мнению, на местном уровне существует больше возможностей для эффективного применения общественного контроля, который может помочь собрать вместе муниципальных чиновников и местное население и таким образом повысить эффективность их работы. Именно это определило выбор предмета исследования. В этой связи особую роль играет Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основных принципах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Закон об общественном контроле).

Несмотря на относительную новизну этого документа, легко увидеть пробелы в правовом регулировании механизмов участия институтов гражданского общества, прежде всего, средств массовой информации, общественных объединений и простых граждан, в общественном контроле за деятельностью органов власти.

Методология исследования - комплекс методов научного изучения социальных процессов, обстоятельств и фактов. С одной стороны, преобладающее значение имеет диалектический подход познания. Этот подход предполагает, что правовые и социальные явления изучаются в их историческом и логическом отношении. С другой стороны, принципы научной объективности и исторического метода также играют большую роль. И это подразумевает объективный и тщательный анализ фактического материала с учетом конкретной исторической ситуации и совокупности правовых, политических, экономических и социальных факторов, влияющих на взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества. Итак, понятие и характер общественного контроля были исследованы с помощью системного метода. В результате были выявлены соответствующие пробелы в правовом регулировании.

Виды и формы общественного контроля исследуются с помощью формальных и логических методов: в результате определяются уровни общественного контроля.

Сравнительно-правовой метод использовался при анализе регулирования законодательной (законотворческой) инициативы на региональном уровне.

Исторический метод был применен на оценку советского законодательства относительно взаимодействия общественных объединений и советов, что позволило выявить преемственность правового регулирования в данном вопросе.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия общества и государства.

Предметом исследования является публичный и общественный контроль над государством и его структурами.

Целью исследования является проведение комплексного обще-теоретического исследования сущности публичного и общественного контроля как самостоятельной формы правовой деятельности, обосновывающей усиление ее значимости в обществе.

Поставленная цель определяет задачи, посредством которых она реализуется:

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итоги проведенного исследования, целесообразно сделать следующие выводы.

1) Законом о принципах общественного контроля установлена ​​система общественного контроля в России в соответствии с уровнями власти (федеральной, региональной и муниципальной) и в соответствии с филиалами. Более того, первый вид контроля осуществляется общественными палатами по территориальному принципу, а второй - общественными советами при конкретном правительственном органе. Однако на самом деле законодатель создал такую ​​ситуацию, когда в настоящее время отсутствуют механизмы организации общественного контроля на муниципальном уровне.

Механизм взаимодействия местных органов власти с общественными объединениями и средствами массовой информации не урегулирован. Общественные объединения и средства массовой информации должны получить статус субъектов общественного контроля. Также органы территориального общественного самоуправления, молодежный парламент, группы дружинников, которые не включены в перечень субъектов общественного контроля, но эти институты могут участвовать в общественном контроле.

2) Для формирования эффективной системы общественного контроля в исследовании обосновано законодательное предложение о создании общественных советов, которые формируются при органах местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных районов, городских районов (внутригородские муниципалитеты), городов федерального значения.

3) Анализ Закона об общественном контроле подтверждает эту идею, например, закон не включает ключевую форму осуществления общественного контроля, осуществляемого средствами массовой информации, то есть закон не отражает определение общественного дознания как формы. общественного контроля, который, по нашему мнению, заслуживает большего внимания.

4) Необходимо уполномочить общественные объединения с правом законодательной инициативы на местном уровне и уполномочить быть инициатором общественных слушаний. Эти выводы сформулированы в виде законодательных предложений в данной работе.

В действующем законодательстве существуют пробелы в формировании субъектов общественного контроля на муниципальном уровне, что усложняет формирование института общественного контроля. Теоретические и практические выводы, сформулированные в исследовании, направлены на устранение этих пробелов и повышение эффективности участия институтов гражданского общества в общественном контроле за деятельностью местных органов власти.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Российская газета", N 95, 05.05.2006.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.

4. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // "Российская газета", N 163, 23.07.2014.

5. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // "Собрание законодательства РФ", 21.06.2004, N 25, ст. 2485.

6. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Российская газета", N 45, 26.02.2014.

7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 186, 08.10.2003.

 

Научная и учебная литература

 

8. Арутюнян Р.Э. Общественный контроль в системе органов государственного управления [Текст]: учебное пособие / Р. Э. Арутюнян. - Москва: КНОРУС; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2017. 

9. Вечернин Д.С. Правовое регулирование продвижения общественных интересов в органах государственной власти Российской Федерации: [Текст]: [монография]. - Москва: Проспект, 2017.

10. Галкин А. Гражданское общество в теории и на практике. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.lawinrussia.ru/grazhdanskoe-obshchestvo-v-teorii-i-na-praktike (дата обращения 23.01.2020)

11. Гриб В.В. СМИ как институт гражданского общества // Закон об информации, 2010. №1, с. 32-35.

12. Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А., Шадже А.М. Значение института общественного контроля в современной России // Российская юстиция. № 3. 2015. С.2-5.

13. Коломытцева О.Н. Формы контроля общества над государством // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов: В 2 ч. / Под ред. В.М. Баранова и М.А. Пшеничнова. - Н. Новгород: НА МВД России, 2016. - Вып. 12. - Ч. 1.

14. Коновченко С.Б., Киселев А.Г. Информационная политика в России. М., 2014.

15. Константинова Л.В. Стратегические ориентиры социальной политики: современные концептуальные рамки // Журнал Власть. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-orientiry-sotsialnoy-politiki-sovremennye-kontseptualnye-ramki (дата обращения 25.01.2020)

16. Матвеев В.Ю. Наблюдательный совет // Юрист. № 15. 2013. С.9-14.

17. Михеева Т.Н., Яичникова Ю.С. О некоторых формах муниципального образования при контроле за органами местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2010. №4. С.20-22.

18. Нечепорук А.В. Общественный контроль - основа построения и консолидации российского общества [Текст]: (правоприменительная практика на примере Комитета безопасности России) (КОБРа) / А. В. Нечепорук, В. П. Петров. - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2018.

19. Орлова К.А. СМИ как часть гражданского общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2012. №30 (20), с. 13-17.

20. Попова М.В. Злоупотребление властью как основная проблема реализации принципа взаимной ответственности личности и государства // Механизм обеспечения и защиты прав человека в России и зарубежных государствах: материалы Международной научной конференции адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей (25 мая 2012 г.). Самара. Изд-во Самар. юрид ин-та ФСИН России. 2012. С.155-158.

21. Реент Я.Ю. Организация и правовое регулирование взаимодействия общественных наблюдательных комиссий с органами и учреждениями УИС [Текст]: монография / Я. Ю. Реент; под науч. ред. А. Я. Гришко; Федеральная служба исполнения наказаний, Академия права и управления (Академия ФСИН России). - Москва: Проспект, 2017.

22. Реент Я.Ю. Роль общественных наблюдательных комиссий в обеспечении прав лиц содержащихся в учреждениях УИС // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы научно-практической конференции, 15-16 ноября 2012 года. 2013. С.145-149.

23. Семченков А.С. Взаимоотношения с государственными структурами и технологии лоббирования [Текст]: учебное пособие / А. С. Семченков; Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, Гуманитарный институт, Кафедра "Политология, история и социальные технологии". - Москва: МАКС Пресс, 2017. 

24. Степанова А. Сравнительный анализ механизмов взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества: на примере России и Великобритании // Международный обзор общественного и некоммерческого маркетинга, 2010. №7 (1), с. 97-99.

25. Сусликов С.А. Конституционно-правовое регулирование деятельности СМИ в Российской Федерации. Саратов. 2017.

26. Чеботарев Г.Н. Общественное представительство [Текст] / Г. Н. Чеботарев. - Москва: Юрист, 2017. 

27. Энциклопедия государственного управления в России Под общ. ред. В. К. Егорова. Отв. ред. И. Н. Барциц / Том I. Отв. ред. И. Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2008. 

28. Юридическая энциклопедия Отв. ред. Б.Н. Топорнин.. — М.: Юристь, — 2020.

 

Иностранная литература

29. International Journal of Politics, Culture, and Society, № 26(4), р. 323-347.

30. James R., & Hatch, W. F. (2013). Organizing Civil Society in Russia and China: A Comparative Approach.

 

 


[1] Вечернин Д.С. Правовое регулирование продвижения общественных интересов в органах государственной власти Российской Федерации: [Текст]: [монография]. - Москва: Проспект, 2017. С.33-34.

[2] Арутюнян Р.Э. Общественный контроль в системе органов государственного управления [Текст]: учебное пособие / Р. Э. Арутюнян. - Москва: КНОРУС; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2017. С.5-9.

[3] Реент Я.Ю. Организация и правовое регулирование взаимодействия общественных наблюдательных комиссий с органами и учреждениями УИС [Текст]: монография / Я. Ю. Реент; под науч. ред. А. Я. Гришко; Федеральная служба исполнения наказаний, Академия права и управления (Академия ФСИН России). - Москва: Проспект, 2017. С.50-62.

[4] Чеботарев Г.Н. Общественное представительство [Текст] / Г. Н. Чеботарев. - Москва: Юрист, 2017. С.18-26.

[5] Юридическая энциклопедия Отв. ред. Б.Н. Топорнин.. — М.: Юристь, — 2020. – 1272 с.

[6] Энциклопедия государственного управления в России Под общ. ред. В. К. Егорова. Отв. ред. И. Н. Барциц / Том I. Отв. ред. И. Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 520 с.

[7] Нечепорук А.В. Общественный контроль - основа построения и консолидации российского общества [Текст]: (правоприменительная практика на примере Комитета безопасности России) (КОБРа) / А. В. Нечепорук, В. П. Петров. - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2018. - 115 с.

[8] Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А., Шадже А.М. Значение института общественного контроля в современной России // Российская юстиция. № 3. 2015. С.2-5.

[9] Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // "Российская газета", N 163, 23.07.2014.

[10] Попова М.В. Злоупотребление властью как основная проблема реализации принципа взаимной ответственности личности и государства // Механизм обеспечения и защиты прав человека в России и зарубежных государствах: материалы Международной научной конференции адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей (25 мая 2012 г.). Самара. Изд-во Самар. юрид ин-та ФСИН России. 2012. С.155-158.

[11] Константинова Л.В. Стратегические ориентиры социальной политики: современные концептуальные рамки // Журнал Власть. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-orientiry-sotsialnoy-politiki-sovremennye-kontseptualnye-ramki (дата обращения 25.01.2020)

[12] Степанова А. Сравнительный анализ механизмов взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества: на примере России и Великобритании // Международный обзор общественного и некоммерческого маркетинга, 2010. №7 (1), с. 97-99.

[13] Реент Я.Ю. Роль общественных наблюдательных комиссий в обеспечении прав лиц содержащихся в учреждениях УИС // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы научно-практической конференции, 15-16 ноября 2012 года. 2013. С.145-149.

[14] Матвеев В.Ю. Наблюдательный совет // Юрист. № 15. 2013. С.9-14.

[15] Чеботарев Г.Н. Общественное представительство [Текст] / Г. Н. Чеботарев. - Москва: Юрист, 2017. С.16-17.

[16] James R., & Hatch, W. F. (2013). Organizing Civil Society in Russia and China: A Comparative Approach.

International Journal of Politics, Culture, and Society, 26(4), 323-347.

[17] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[18] Семченков А.С. Взаимоотношения с государственными структурами и технологии лоббирования [Текст]: учебное пособие / А. С. Семченков; Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, Гуманитарный институт, Кафедра "Политология, история и социальные технологии". - Москва: МАКС Пресс, 2017. С.14.

[19] Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Российская газета", N 95, 05.05.2006.

[20] Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.

[21] Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // "Российская газета", N 163, 23.07.2014.

[22] Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // "Собрание законодательства РФ", 21.06.2004, N 25, ст. 2485.

[23] Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Российская газета", N 45, 26.02.2014.

[24] Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (ст.22) // "Собрание законодательства РФ", 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.

[25] Галкин А. Гражданское общество в теории и на практике. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.lawinrussia.ru/grazhdanskoe-obshchestvo-v-teorii-i-na-praktike (дата обращения 23.01.2020)

[26] Орлова К.А. СМИ как часть гражданского общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2012. №30 (20), с. 13-17.

[27] Гриб В.В. СМИ как институт гражданского общества // Закон об информации, 2010. №1, с. 32-35.

[28] Сусликов С.А. Конституционно-правовое регулирование деятельности СМИ в Российской Федерации. Саратов. 2017. с. 188.

[29] Коновченко С.Б., Киселев А.Г. Информационная политика в России. М., 2014. с. 328.

[30] Михеева Т.Н., Яичникова Ю.С. О некоторых формах муниципального образования при контроле за органами местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2010. №4. С.20-22.

[31] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 186, 08.10.2003.

[32] Коломытцева О.Н. Формы контроля общества над государством // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов: В 2 ч. / Под ред. В.М. Баранова и М.А. Пшеничнова. - Н. Новгород: НА МВД России, 2016. - Вып. 12. - Ч. 1.

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине

«Конституционное право»

 

 

Тема: «Публичный и общественный контроль в Российской Федерации»

Выполнила: студентка
направления 40.03.01 «Юриспруденция»
профиль/программа   «уголовно-правовой»
2 курса группы №102-81оз
Гареева Е.С
  Руководитель:
Андриенко А.И.
 
  Защитил (а) «__» ________20___г.
Оценка _______________________

Сургут 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические аспекты контроля общества над государством. 6

1.1 Теоретические основы определения общественного контроля. 6

1.2 Правовые основы определения контроля общества над государством. 8

1.3 Формы контроля общества над государством. 12

Глава 2. Особенности субъектного состава публичного и общественного контроля за деятельностью государственных органов власти в России. 17

2.1 Средства массовой информации как субъекты публичного и общественного контроля. 17

2.2 Анализ субъектов публичного и общественного контроля с позиции эффективности 22

2.3 Эффективность публичного и общественного контроля. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Публичный и общественный контроль в современном государстве приобретает все большее значение в вопросах взаимодействия с органами государственной власти, что является достаточно проблемным.

Местные органы власти, являющиеся носителями публичной власти, являются одновременно формой реализации прав граждан на осуществление местного самоуправления через своих представителей. Вот почему все местные органы власти, независимо от порядка их создания, поддерживают отношения с населением муниципалитета, где местные органы власти являются представителями закона.

Следует обратить внимание на тот факт, что, хотя предполагается, что такого рода отношения, в которых власти являются представителями права, должны обеспечивать более тесные связи местных властей с населением, чем те, которые могут предложить другие органы государственной власти, в реальной жизни.

Взаимодействие местных органов власти и местного сообщества также довольно слабое, причем это взаимодействие сопровождается высоким уровнем недоверия друг к другу.

Институт общественного контроля призван содействовать решению этих проблем. С одной стороны, институт общественного контроля позволяет получить обществу представление о деятельности органов государственной власти, а с другой - выявить недостатки деятельности органов государственной власти для повышения эффективности их деятельности в решении вопросы местного значения.

Современные государства в качестве основного фундаментального принципа в правовом регулировании органов государственной власти ставят публичность на первый план, как инструмент, связывающий органы власти с жителями муниципалитетов. Поскольку мы полагаем, что это является основной причиной, почему организация общественного контроля в областях в муниципалитетах, где граждане могут применять установленные законом механизмы общественного контроля, представляет наибольший интерес.

По нашему мнению, на местном уровне существует больше возможностей для эффективного применения общественного контроля, который может помочь собрать вместе муниципальных чиновников и местное население и таким образом повысить эффективность их работы. Именно это определило выбор предмета исследования. В этой связи особую роль играет Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основных принципах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Закон об общественном контроле).

Несмотря на относительную новизну этого документа, легко увидеть пробелы в правовом регулировании механизмов участия институтов гражданского общества, прежде всего, средств массовой информации, общественных объединений и простых граждан, в общественном контроле за деятельностью органов власти.

Методология исследования - комплекс методов научного изучения социальных процессов, обстоятельств и фактов. С одной стороны, преобладающее значение имеет диалектический подход познания. Этот подход предполагает, что правовые и социальные явления изучаются в их историческом и логическом отношении. С другой стороны, принципы научной объективности и исторического метода также играют большую роль. И это подразумевает объективный и тщательный анализ фактического материала с учетом конкретной исторической ситуации и совокупности правовых, политических, экономических и социальных факторов, влияющих на взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества. Итак, понятие и характер общественного контроля были исследованы с помощью системного метода. В результате были выявлены соответствующие пробелы в правовом регулировании.

Виды и формы общественного контроля исследуются с помощью формальных и логических методов: в результате определяются уровни общественного контроля.

Сравнительно-правовой метод использовался при анализе регулирования законодательной (законотворческой) инициативы на региональном уровне.

Исторический метод был применен на оценку советского законодательства относительно взаимодействия общественных объединений и советов, что позволило выявить преемственность правового регулирования в данном вопросе.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия общества и государства.

Предметом исследования является публичный и общественный контроль над государством и его структурами.

Целью исследования является проведение комплексного обще-теоретического исследования сущности публичного и общественного контроля как самостоятельной формы правовой деятельности, обосновывающей усиление ее значимости в обществе.

Поставленная цель определяет задачи, посредством которых она реализуется:

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

 

Глава 1. Теоретические аспекты контроля общества над государством

1.1 Теоретические основы определения общественного контроля

 

 

Общественный контроль в научных кругах определяется в узком и широком смысле.

Сторонники «узкого» понимания общественного контроля ограничивают его сущность контролем, который осуществляется непосредственно гражданами через обращение в органы публичной администрации с заявлениями, жалобами, предложениями и запросами; общественными организации; представительными органами трудовых коллективов и профсоюзами.

Так Веренин Д.С. к общественному контролю относит контроль со стороны различных общественных формирований (групп) - профсоюзов, трудовых коллективов, партий, движений, фондов и т.д.[1]

Арутюнян Р.С. более широко трактует понятие общественного контроля, видя в нем одну из функций гражданского общества, проявлением которой является публичная проверка деятельности органов власти со стороны граждан и их объединений на соответствие целей, которые власть провозглашает, направленная на корректировку как этой деятельности, так и самих целей[2].

Другие авторы еще более широко толкуют понятие «общественного контроля». Так, по мнению Реент Я.Ю. общественный контроль - это система отношений гражданского общества с государством, основанная на подотчетности органов государственной исполнительной власти органам государственной законодательной власти[3].

Чеботарев Г.Н. определяет «общественный контроль» как организационно-правовую форму объединения граждан на добровольных началах для удовлетворения и защиты их собственных и общественных:   социальных, экономических, творческих, национально-культурных и других общих интересов[4].

В энциклопедических источниках тоже отсутствует единое понимание общественного контроля. Так в Юридической энциклопедии общественный контроль определен как один из видов социального контроля, осуществляемого объединениями граждан и самими гражданами, что является важной формой реализации демократии и способом привлечения населения к управлению обществом и государством[5].

В Энциклопедии государственного управления общественный контроль определено, как форма участия общественности в управлении для повышения эффективности деятельности органов публичной власти, предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих социальные услуги[6].

Нечепорук А.В., анализируя научные позиции относительно понятия и доктринального положения по признакам общественного контроля, тоже указывает на неоднозначность позиций по его сущности, отмечая, что одни теоретики расширяют круг субъектов и рассматривают общественный контроль и контроль политических партий за государственной деятельностью, как разновидность общественного контроля. Другие сужают круг субъектов к гражданам и их объединениям, а также иностранцем, которые на законных основаниях находятся в стране. В свою очередь под общественным контролем он предлагает понимать публичную проверку гражданским обществом деятельности государства на соответствие провозглашенным ею целям, корректировки этой деятельности и самих целей, подчинение политики государства, деятельности его органов и должностных лиц интересам общества, а также надзор гражданского общества за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, направленной на защиту и обеспечение прав и законных интересов человека и фундаментальных свобод, уважения к ним[7].

Таким образом, анализ научных подходов к пониманию понятия «общественного контроля» дает возможность определить его как деятельность граждан или их объединений по контролю за выполнением органами государственной власти или их должностными лицами положений законодательных актов, надлежащего выполнения ими своих полномочий и соблюдения прав и свобод человека. То есть, мы являемся сторонниками узкого понимания «общественного контроля», который может осуществляться организованной и неорганизованной общественностью напрямую, а не через представительные органы.

 

1.2 Правовые основы определения контроля общества над государством

 

Проведённый в предыдущем параграфе анализ мнения ученых о понятии «общественный контроль», позволяет резюмировать, что в научной литературе встречаются следующие определения понятия «общественный контроль»[8]:

1) своего рода контроль со стороны гражданского общества, направленный на оценку работы органов государственной власти всех уровней;

2) один из видов социального контроля, осуществляемого ассоциациями и самими гражданами, является одной из важных форм реализации демократии и способов вовлечения населения в общество и государственное управление.

3) независимый и установленный законом вид общественного контроля компетентных субъектов, направленный на обеспечение режима справедливости и легитимности в работе органов власти.

Согласно статье 4 Закона об общественном контроле[9] под общественным контролем мы понимаем работу субъектов общественного контроля, осуществляемую с целью следить за работой государственных органов, местных органов власти.

Органы самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, имеющие отдельные органы государственной власти, соответствующие федеральному закону, а также с целью общественного контроля, анализа и публичной оценки изданных актов и принятых решений.

Согласившись почти полностью с мнением ученых, допустим, что по объективным причинам злоупотребление властью и реализация собственных интересов в ущерб общественным характерны для государства[10]. Это доказывает, что правительство не готово делиться властью. Такая негативная тенденция приводит к изменению сущности и социального предназначения правительства[11]; поэтому существует необходимость принятия мер по ограничению власти. Под этими мерами мы подразумеваем контроль.

Для осуществления такого контроля нам необходимо формировать и развивать общественный контроль за работой органов государственной власти и местного самоуправления. Вот почему мы считаем необходимым отметить, что в определении, данном в законодательном акте, невозможно найти объяснение, почему существует необходимость обеспечения режима справедливости и легитимации общественного контроля.

Таким образом, являясь неотъемлемой частью управления в любом демократическом государстве, общественный контроль должен быть эффективным механизмом обеспечения не только прозрачности работы органов власти, но и эффективности такой работы.

Благодаря общественному контролю мы достигаем как соблюдения закона всеми субъектами правового управления, так и обеспечения высокого уровня участия общественности в процессах управления, обеспечения реагирования на общественное мнение при принятии решений, которые планируется реализовать[12].

В статье 9 Закона об общественном контроле к субъектам общественного контроля отнесены следующие общественные объединения:

- общественная палата Российской Федерации,

- общественные палаты регионов Российской Федерации,

- общественные палаты (советы) муниципалитетов,

- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти,

- общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Наряду с этим могут быть созданы следующие организации с целью осуществления общественного контроля в случаях и порядке, установленных законом:

- общественные наблюдательные комиссии[13] (они осуществляют контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного заключения),

- наблюдательные советы[14] (они осуществляют контроль над работа государственных корпораций),

- государственные инспекции и группы общественного контроля[15] (они работают совместно с государственными и муниципальными контрольными органами),

- другие организационные структуры общественного контроля.

Хотя граждане, НПО и специальные организационные структуры могут участвовать в общественном контроле, система общественного контроля сосредоточена только в общественных палатах и ​​общественных советах, поскольку они являются единственными, которые определены законом как субъекты общественного контроля. Соответственно, результаты общественного мониторинга, а именно факты, представленные журналистским расследованием правозащитных организаций, должны пройти определенную фильтрацию, которая должна быть осуществлена должностными лицами[16].

Таким образом, являясь неотъемлемой частью управления в любом демократическом государстве, общественный контроль должен быть эффективным механизмом обеспечения не только прозрачности работы органов власти, но и эффективности такой работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.106 с.)