Пакет первичной диагностики исходного уровня владения обучающимися первого класса начальной школы навыками каллиграфического письма и развития способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пакет первичной диагностики исходного уровня владения обучающимися первого класса начальной школы навыками каллиграфического письма и развития способностей



ТЕСТ«Копирование фразы из письменных букв»

 (фрагмент теста школьной зрелости Керна –Йерасека из диагностической программы по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

Н.И.Гуткиной)

Цель: Данныйсубтест предназначен для диагностики мелкой моторики рук и зрительной координации.

 

Методика проведения

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист долженлежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа)вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕпечатными!) буквами(образец в Приложении №1, рисунок 2.).

 

«Он ел суп»

 

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу «ОН ЕЛ СУП»  написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребёнок неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместиться в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав, предложенную им фразу, пишут её печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также написанных письменными буквами, например, на английском: Heeatssoup.

 

Многие родители думают, что это задание направлено на то, чтобы проверить, может ли ребенок писать письменными буквами, но это не так. Тест направлен на выявление умения копировать, выдерживать пропорции, видеть строчку, выделать отдельные слова. Дается образец, необходимо написать точно так же.

 

Оценка

хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали). 1 балл
образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз). 2 балла
надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы. 3 балла
с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка. 4 балла
неразборчивые каракули, чирканье 5 баллов

 

Подведение итогов

1-2 балла у ребенка на достаточно высоком уровне развита координация мелкой моторики рук

3 балла - средний уровень развития координации мелкой моторики рук

4 балла – низкий уровень развития координации мелкой моторики рук

5 баллов – очень низкий уровень развития координации мелкой моторики рук (ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития).

 

Литературный источник:

  1. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению /Н.И. Гуткина.– М.: МГППУ, 2002 – 3-е изд., переработанное – 68 с.

 


Таблица. Уровни мотивации

Уровни мотивации Выбор картинок 1 Выбор картинок 2 Выбор картинок 3 Общая оценка по уровням мотивации (в баллах)
1 5 5 5 13 – 15
2 4 4 4 10 – 12
3 3 3 3 7 – 9
4 2 2 2 4 – 6
5 0 – 1 0 - 1 0 - 1 до 3

I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

Приложение №1

Стимульный материал для печати

Бланк для проведения методики «Домик»

Рисунок 1.


Рисунок 2.


Рисунок 3.


Рисунок 4.


 

Ф.И.______________________________________________

 

 

 

___________________________   _______________________      ________________________

 

 

 

______________________________    _______________________  ____________________________

 

 

Приложение №2

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА [1]
о проведении стартовой диагностики

Дата проведения:_______04.10.2019______________________________________________________

Программа обучения, УМК ____Школа 21 века_________________________________________

Количество учащихся:_______30______________________________________________ чел.

Из них учащихся, для которых русский язык является неродным: _____0________ чел.

Диагностический инструментарий:______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эксперт/учитель:_______Тюркина Валентина Васильевна_____________________________


[1] Приобщается к пакету материалов по результатам тестирования и сводной карте с результатами тестирования

Пакет первичной диагностики исходного уровня владения обучающимися первого класса начальной школы навыками каллиграфического письма и развития способностей

 

Пакет предназначен для проведения диагностики исходного уровня владения обучающимися первого класса начальной школы навыками каллиграфического письма и развития способностей в рамках апробации инновационного УМК по каллиграфии.

Результаты, полученные в ходе диагностики обучающихся, позволят сформировать по каждому из них комплекс сведений, которые могут быть использованы школьным психологом или учителем для создания индивидуальных психологических карт обучающихся, отслеживания динамики их обучения и развития, формирования у них универсальных учебных действий, предоставления отчетности и подтверждения соответствия образовательного процесса требованиям ФГОС начального общего образования (в том числе, в части психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы).

Пакет включает в себя методики:

1. Методика Н.И. Гуткиной«Домик».

2. Копирование фразы из письменных букв (фрагмент теста школьной зрелости Керна – Йерасека из диагностической программы по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению) Н.И.Гуткиной).

3. Методика «Лесенка» Н.Г. Лускановой.

4. Изучение учебной мотивации М.Р. Гинзбург.

5. Тест на развитие графического навыка (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков).

Диагностика проводится у обучающихся 1-х классов образовательных организаций начального общего образования. 

Процедура диагностики предусматривает групповое проведение.

Проводит процедуру школьный психолог или (при его отсутствии в штате) учитель начальных классов. Все методики подобраны с учетом групповой процедуры тестирования и возможного ее проведения без участия психолога (учителем).

Методика  «Домик» (Н.И. Гуткина)

Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал: бланк, с левой стороны которого помещена картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Правая сторона бланка оставлена свободной для воспроизведения ребенком образца (бланк для печати представлен в Приложении №1).

Инструкция:

«Посмотри, здесь нарисован домик. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно такой же».

Ход работы: с помощью данной методики обследуются дети 6 – 7 лет. Обследование можно проводить как в группе детей, так и индивидуально. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, психолог должен сделать соответствующую запись в протоколе).

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано психологом. По ходу выполнения задания необходимо отмечать отвлекаемость ребенка. Иногда некачественное выполнение вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу», что требует внимательного изучения образца и проверки результатов своей работы. О непринятии задания можно судить по тому, как ребенок работает: если он мельком взглянул на рисунок, что-то быстро нарисовал, не сверяясь с образцом, и отдал работу, то допущенные при этом ошибки нельзя относить за счет плохого произвольного внимания.

В случае если ребенок не нарисовал какие-то элементы, ему можно предложить воспроизвести эти элементы по образцу в виде самостоятельных фигур. Например, в качестве образцов воспроизведения предлагаются: круг, квадрат, треугольник и т.п. (различные элементы рисунка «Домик»). Делается это для того, чтобы проверить, не связан ли пропуск указанных элементов в общем рисунке с тем, что ребенок просто не может их нарисовать. Следует также отметить, что при дефектах зрения возможны разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (например, угол дома, соединение крыши с домом и т.д.).

Оценка результатов теста.


Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «0» баллов.

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

Критерии оценки полученных результатов:

1) 0 баллов – высокий уровень развития произвольного внимания;

2) 1 – 2 балла – средний уровень развития произвольного внимания;

3) 3 – 4 балла – уровень ниже среднего;

4) более 4 баллов – низкий уровень развития произвольного внимания.

Поскольку данная методика носит клинический характер и не имеетнормативных показателей, то полученные по ней результаты интерпретируются не с точки зрения нормальности – анормальности развития ребёнка, а с точки зрения особенностей его сенсомоторного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.024 с.)