Обслуживания граждан пожилого возраста и возможности их решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обслуживания граждан пожилого возраста и возможности их решения



 В процессе изучения основ социального обслуживания граждан пожилого возраста был выявлен ряд проблем, касающихся данной сферы. В части теоретико-методологических и правовых основ социального обслуживания граждан пожилого возраста наиболее значимыми проблемами нужно считать следующие:

 1) Проблема старения населения. В России установился устойчивый тренд к увеличению абсолютного числа граждан пожилого возраста и доли этих граждан в общей численности населения. Уже сейчас каждый четвёртый гражданин РФ является пожилым, а в ближайшем пятилетии доля пожилых граждан в общей численности населения превысит 27%. Одновременно отмечается и увеличение средней продолжительности жизни пожилых граждан. Данная проблема определяет актуальность функционирования самой системы социального обслуживания граждан пожилого возраста.

2) Проблема необходимости оказания социальной помощи. При увеличении числа пожилых граждан и продолжительности их жизни возрастает необходимость оказания этим гражданам постоянной помощи и поддержки. Потребность в социальном обслуживании испытывают боле 80% граждан пожилого возраста, а более 30% нуждаются в социальном обслуживании постоянно. На фоне роста числа пожилых граждан, увеличения средней продолжительности жизни, роста доли пожилых граждан в общей численности населения вызывает необходимость развития системы социального обслуживания граждан пожилого возраста.

 3) Проблема необходимости совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста. Данная проблема вытекает из необходимости социализации пожилых граждан, необходимости их активного вовлечения в общественную или трудовую деятельность. Несмотря на то, что значительная часть граждан пожилого возраста, особенно, в возрастном диапазоне 60 ÷ 65 лет, является носителями ценных знаний и опыта и готова продолжать трудовую деятельность, работодатели не рассматривают пожилых граждан в качестве трудового ресурса. Связано это с тем, что при вовлечении граждан пожилого образа в трудовую и общественную деятельность необходимо учитывать специфические особенности данной категории людей, к чему не готова большая часть работодателей. Соответственно, возникает необходимость разработки системы мер по такой социализации.

 4) Проблема социальной неоднородности. Пожилые граждане представляют самые различные социальные слои общества, которые отличаются различным уровнем образования, квалификации и сферой интересов. Вариация как групп граждан пожилого возраста, так и типов этих граждан внутри каждой группы определяет различие подходов к социальной адаптации и социальному обслуживанию этих граждан. Действующие программы социального обслуживания пожилых граждан не всегда учитывают такую вариацию, поскольку в масштабах страны или даже региона такой учет является чрезвычайно трудоемким процессом. Следовательно, потенциальным решением проблемы может являться предоставление большей самостоятельности учреждениям социального обслуживания населения на муниципальном уровне. Такие решения вполне осуществимы в рамках приносящей доход деятельности.

5) Проблемы приоритета в выборе форм социального обслуживания пожилых граждан. В ходе исследования установлено, что традиционные формы активности пожилых граждан не рассматриваются гражданами как единственно необходимые. Данное утверждение определяет необходимость поиска и внедрения новых форм работы с гражданами пожилого возраста в деятельность учреждений социального обслуживания населения. Внедрение таких форм также возможно в рамках приносящей доход деятельности на уровне муниципальных учреждений социального обслуживания населения.

6) Проблема ограниченности существующих форм социального обслуживания. Исследование показало, что потенциал активности людей пожилого возраста, при традиционно практикуемых формах социального обслуживания задействован не полностью. Граждане пожилого возраста зачастую готовы к активной социальной деятельности, однако предложения учреждений социального обслуживания ограничены. Решение данной проблемы также возможно именно на муниципальном уровне за счет средств приносящей доход деятельности. Кроме того, ряд форм социальной активности, таких, например, как волонтерство, помощь в уходе за пожилыми гражданами, клубы общения, не требует финансового обеспечения как такового и может быть реализован на началах социальной инициативы.

7) Проблемы нормативно-правового регулирования в сфере финансового обеспечения социального обслуживания граждан пожилого возраста. Процессы оказания социальных услуг населению и финансирование этих процессов регулируются федеральным и региональным законодательством. При этом допускается оказание социальных услуг, не включенных в федеральный перечень и в объемах, свыше установленных региональным законодательством. Однако в этом случае оказание услуг должно производиться исключительно за счет муниципальных средств, либо на возмездной основе. Данное обстоятельство является фактором, сдерживающим расширение перечня социальных услуг пожилым гражданам, даже при наличии организационных возможностей для оказания этих услуг. В данном случае решением проблемы опять-таки является приносящая доход деятельность учреждений социального обслуживания населения на муниципальном уровне.

   На основании обобщения данных проблем был сделан вывод о том, что даже при их наличии учреждения социального обслуживания располагают потенциалом и имеют возможности для расширения перечня социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста, с одновременным повышением качества этих услуг. Задача системы социального обслуживания заключается не только в оказании социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста, но и в проведении социальных мероприятий, направленных на вовлечение пожилых граждан в общественную жизнь, социально-психологическую реабилитацию, абилитацию и адаптацию граждан пожилого возраста, нуждающихся в таком обслуживании.

Ряд факторов сдерживает развитие сети социальных служб:

· проблемы, связанные с механизмом контроля объема и качества предоставляемых социальных услуг;

· нехватка в социальной сфере компетентных, образованных специалистов;

· несовершенство нормативно-законодательной базы;

· недостаточное финансирование некоторых проектов;

· недостаточная информированность населения о деятельности социальных служб;

· низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

· низкая информированность населения о деятельности социальных служб;

· отсутствие широкого участия в формировании государственного заказа на объем услуг населению в части социального обслуживания всех секторов социального партнерства: органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и ассоциации предпринимателей и некоммерческих организаций.

 

       4.2. Направления совершенствованию социального обслуживания граждан пожилого возраста

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан Федеральный Закон № 122 от 02.08.1995 г. (в ред. 2004 г.) «О социальном облуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» передал государственные полномочия в области оказания социальных услуг субъектам федерации. Соответственно, субъекты РФ несут ответственность за состояние социального обслуживания на своих территориях, проводя законотворческую интеграционно ориентированную социальную политику с учетом дифференцированного подхода, специфики интересов различных групп пожилого населения, находящихся на разных стадиях адаптационного периода. Новые условия усиливают роль региональной системы социальной защиты, как наиболее приближенной к потребностям каждого конкретного человека. Следует отметить, что «реализация социальной политики в отношении пожилых осуществляется посредством множества социальных программ различного уровня: федерального, регионального, муниципального. Степень эффективности этих программ оценить очень трудно, критерии не разработаны, а данные не публикуются… Очень важна роль государства, как координатора программ разных уровней»12.

  Цель сегодняшней политики социального обслуживания — найти новые возможности для баланса работающих в социальных структурах и зависимых клиентов социальной работы, перераспределить, а лучше — оптимизировать расходы на социальное обслуживание. Только при наличии соответствующего финансирования, подготовки квалифицированных кадров для системы социального обслуживания и изменений в психологии общества можно создать действенную систему социального ухода, оздоровления и активизации жизненной позиции пожилых. Ведь по отношению к пожилым, по условиям их существования правомочно говорить об уровне не только физического, но и нравственного здоровья в обществе.

Управление социальным обслуживанием населения осуществляют территориальные (региональные и районные) органы социальной защиты населения, которые строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи, службами занятости, а также общественными, и религиозными организациями.

Финансирование социального обслуживания осуществляется на бюджетной основе и складывается из:

· нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня (субъекта федерации или муниципального) в размере не менее 2 % расходной части бюджета;

· средств из федерального бюджета на выполнение отдельных задач;

· финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня по реализации областных, городских и районных программ;

· дополнительных средств из областного и местного бюджета на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

· доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности;

· благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Государственные стандарты социального обслуживания регламентируют социальные услуги, обеспечивающие важнейшие потребности человека: социально-бытовые; социально-психологические; социально-правовые; социально-педагогические; социально-медицинские и другие потребности граждан27.

В ст. 25 ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» подчеркивается, что эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Негосударственные социальные службы оказываются более конкурентоспособными и в отношении качества предполагаемых услуг и их цены. Роль религиозных социальных организаций постоянно возрастает, так как они активнее берут на себя заботу о престарелых, зависимых людях, детях, оставшихся без попечения родителей28.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытанием затруднений в социально-бытовой сфере и психологической адаптации к новым условиям порождает серьезные социальные и личностные проблемы. Возрастной период после выхода на пенсию в любых условиях не прост. В пожилом возрасте значительная часть достижений человека уже в прошлом. Задача общественных и государственных структур — выявить и поддержать интересы и новые цели (в том числе переподготовку и переквалификацию) людей этой возрастной категории, чтобы продлить их активное трудовое участие в жизни общества с обоюдной выгодой.

  Цель сегодняшней политики социального обслуживания — найти новые возможности для баланса работающих в социальных структурах и зависимых клиентов социальной работы, перераспределить, а лучше — оптимизировать расходы на социальное обслуживание. Только при наличии соответствующего финансирования, подготовки квалифицированных кадров для системы социального обслуживания и изменений в психологии общества можно создать действенную систему социального ухода, оздоровления и активизации жизненной позиции пожилых. Ведь по отношению к пожилым, по условиям их существования правомочно говорить об уровне не только физического, но и нравственного здоровья в обществе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.012 с.)