Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателей ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы в условиях специального дошкольного учреждения и группы для детей с ТНР предполагает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей. Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется учителем-логопедом. Педагоги обсуждают темы ближайших занятий, план их проведения с учётом уровня речевого развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых навыков; при изучении каждой темы намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми; уточняют, каким типам предложений необходимо обучать детей в соответствующий период обучения. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. Совместную работу учителя-логопеда и воспитателей можно разделить на три этапа: организационный, основной, итоговый. На организационном этапе взаимодействия учитель-логопед знакомит воспитателей с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР. В первые две недели сентября учитель-логопед обследует речь детей, поступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатели изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи» [3]. После проведения обследования и заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми. Затем составляется сетка занятий педагогов, уточняется график работы учителя-логопеда. Эти документы согласовываются с заместителем заведующего по основной деятельности и утверждаются заведующим дошкольным учреждением. Учитель-логопед даёт рекомендации воспитателям для составления календарного плана. Важно учитывать диффе-
142 143 ренцированный подход в подборе материала для занятий. В календарном плане воспитатель фиксирует список детей по подгруппам с указанием их речевого нарушения, возраста. Учитель-логопед информирует воспитателей о видах и причинах речевых нарушений, о предупреждении вторичных отклонений в развитии дошкольников с ТНР, знакомит с особенностями обучения и воспитания детей. Совместными усилиями педагоги формируют позитивную установку детей на участие в занятиях. Одним из условий является создание предметно-пространственной организации группового помещения, кабинета для логопедических занятий.
Итогом работы на организационном этапе взаимодействия является составление группового и индивидуальных планов работы с дошкольниками, расписания занятий с детьми, плана работы с педагогическим коллективом и родителями, информирование родителей о результатах обследования и направлениях коррекционно-педагогической работы. Основной этап взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния речи детей, осуществление коррекционно-педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию. Используя данные изучения речи детей, воспитатели совместно с учителем-логопедом продумывают реализацию коррекционно-развивающего и общеобразовательного направлений в работе. Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: • работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; • развитие связной речи; • формирование произносительной стороны речи; • подготовку к обучению грамоте и овладению её элементами. Общеобразовательное направление в работе педагогов решает задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечивает их интеллектуальное и личностное развитие. Занятия воспитателя могут предшествовать логопедическим занятиям или проводиться после них. 144 Занятия познавательного цикла (ознакомление с окружающим миром, изучение художественной литературы, сенсорное воспитание, формирование элементарных математических представлений) создают условия для активизации и обогащения словаря, закрепления грамматических конструкций, правильного звукопроизношения. Например, при изучении темы «Мебель» воспитатель осуществляет наблюдение за мебелью в группе, составляет рассказ-описание. На занятиях по формированию математических представлений педагог использует «Геометрическое лото» (соотносит мебель с геометрическими формами), а также сравнивает по величине кресло, диван; пересчитывает предметы (один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев и т. д.).
Формирование лексико-грамматического строя речи на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно. Вначале детей знакомят с изучаемым явлением, затем дети учатся с помощью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с целью закрепления изучаемых явлений. Учитель-логопед с воспитателем определяют словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. На занятиях эстетического цикла (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальное воспитание) создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность. Соответственно на лепке дети лепят мебель (уточняется цвет, форма, для чего предназначена), выполняется аппликация «Моя комната», конструируется стол и т. д. Эффективным способом для побуждения к речи является создание проблемных ситуаций. Так, если воспитатель кому-то из детей «забывает» положить клей, геометрическую форму, картинку и другое, ребёнок вынужден попросить недостающее. Кроме того, используются такие приёмы, как: 145 • выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого; • создание воображаемых ситуаций через имитацию рече вых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого; • опосредованное общение через игрушку; • показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним; • составление предложения по следам демонстрации дей ствий, вопросам, картинке, опорным словам; • чёткое проговаривание каждого слова в образце и замедление темпа речи взрослого. Воспитатель закрепляет речевые умения детей, получен ные на логопедических занятиях. Для этого используются: • оречевление действий детей: одевание, раздевание, кормление, умывание. Воспитатель использует фразы: «Пошли мыть руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки», «Сейчас будем заниматься», «Приготовьтесь к занятию» и т. д.; • ответы на вопросы, обращения ребёнка; • совместное обсуждение с учителем-логопедом темы ближайших занятий с учётом уровня речевого развития детей; • совместное определение содержания занятий: требовать ли от ребёнка развёрнутых ответов на вопросы или ограничиваться пониманием инструкций взрослого; • приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий. Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится воспитателем во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки), чем
146 моют (водой, мылом, щёткой), какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками...). В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями. Воспитатель использует приёмы по развитию мелкой моторики: учит складывать мозаики, фигуры из палочек, собирать рассыпанные пуговицы, карандаши; тренирует в застёгиваний и расстёгивании одежды, развязывании и завязывании шнурков. У детей с ТНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как: • привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности; • предложение кому-то из детей исправить ошибки; • повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др. Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Дети с ТНР очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом. В «Тетради преемственности в работе учителя-логопед а и воспитателя» записываются задания для работы с подгруппой детей, индивидуально. Например, отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т. д. Можно включить варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков. Главное условие заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспи-
147 тателю учителем-логопедом. В графе учёта воспитатель, как правило, отмечает освоенность материала детьми, у кого и в связи с чем возникали трудности. Вариант записи может быть следующий: материал усвоен полностью (+), материал усвоен частично (+ -), материал не усвоен (-). Примерный вариант записи в «Тетради преемственности в работе учителя-логопед а и воспитателей»:
Совместная деятельность учителя-логопед а и воспитателя группы для детей с ТНР предполагает оформление речевого уголка, групповой библиотеки художественной литературы, подбор настольно-печатных игр. Примерный перечень учебно-игрового материала, тематика консультаций для воспитателей описываются в пособии «Коррекционная работа в дошкольных учреждениях» [15, с. 99]. Учитель-логопед с воспитателями проводят родительские собрания (не реже трёх раз в год), консультации для родителей, приглашают родителей на занятия. На этом этапе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей осуществляется мониторинг, цель которого заключается в выявлении динамики и особенностей продвижения в коррекционно-педагогическом процессе всех и каждого из дошкольников группы. Мониторинг проводится в конце каждого полугодия учебного года (январь) и в конце учебного года (май). Результаты мониторинга позволяют педагогам проанализировать и внести изменения в коррекционно-педагогическое воздействие на детей, оценить работу родителей и других специалистов учреждения. Полученные данные записываются в речевые карты детей. Итоговый этап взаимодействия предполагает качественную и количественную оценку результатов совместной работы педагогов. Для этого проводится итоговая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика. Полученные 148 результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. Результаты логопедической работы с дошкольниками оцениваются специалистами данного дошкольного учреждения, а также представителями ЦКРОиР. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего образовательного маршрута ребёнка. Это может быть продолжение обучения в специальной группе для детей с ТНР, выход в общеобразовательную школу или специальную общеобразовательную школу, продолжение обучения на пункте коррекционно-педагогической помощи и т. д. Результаты своей деятельности учитель-логопед и воспитатель сообщают на итоговом педагогическом совете, представляют данные мониторинга, намечают пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы. Вопросы преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя представлены в публикациях журналов «Дефектология», «Логопед», «Дэфекталопя» и других (статьи Н. Ф. Гар-куши [2], Н. Л. Крыловой [6—8], Т. В. Медведевой [9], В. В. Мыс-люк [11; 12], В. В. Юртайкина, Л. Н. Ефименковой [20] и др.).
Задачи воспитания и обучения детей с ТНР в дошкольном учреждении будут успешно решены при условии совместной реализации общевоспитательных и коррекционно-развивающих задач. При этом необходима тесная координация усилий учителя-логопед а и воспитателя, преемственность в их работе. Список использованной литературы 1. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 232 с. 2. Гаркуша, Н. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Ф. Гаркуша // Дефектология. — 1995. — № 1. — С. 88—95. 3. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями 149 4. Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в под готовительной группе / В. В. Коноваленко. — М., 1998. — 128 с. 5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреж дениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гарку-ши. — М.: В. Секачёв, 2000. — 143 с. 6. Крылова, Н. Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Л. Крылова // Дефектология. — 1991. — № 1. — С. 74—80. 7. Крылова, Н. Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей / Н. Л. Крылова // Дефектология. — 1985. — № 2. — С. 62—68. 8. Крылова, Н. Л. Преемственность в работе логопеда и воспи тателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР / Н. Л. Крылова // Дефектология. -1989. — № 4. — С. 55—61. 9. Медведева, Т. В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития / Т. В. Медведева // Дефектология. — 2002. — № 3 — С. 84—88.
10. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. — М.: Просвещение, 1991. — 208 с. 11. Мыслюк, В. В. Взаимосвязь учителя-дефектолога, воспитателя и родителей в работе над развитием речи у детей дошкольного возраста / В. В. Мыслюк // Дэфекталог1я. — 2001. — № 3. — С. 54—69. 12. Мыслюк, В. В. Взаимосвязь учителя-дефектолога, воспитателя и родителей в работе над развитием речи у детей дошкольного возраста / В. В. Мыслюк // Дэфекталойя. — 2001. — № 4. — С. 112—116.
13. Пятница, Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи / Т. В. Пятница. — Минск: Аверсэв, 2005. — 75 с. 14. Сизоненко, Н. Ф. Организация воспитательной и коррекци-онной работы в группах для детей с нарушениями речи / Н. Ф. Сизоненко. — Мозырь: Белый ветер, 2004. — 83 с. 15. Смолянко, М. В. Коррекционная работа в дошкольных 150
16. Степанова, О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с. 17. Тимонен, Е. И. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа). Методика планирования и содержания занятий (из опыта работы) / Е. И. Тимонен, Е. Т. Туюлайнен. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 165 с. 18. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 224 с. 19. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с. 20. Юртайкин, В. В. Пути повышения эффективности коррек-ционно-воспитательной работы в группах для дошкольников с общим недоразвитием речи / В. В. Юртайкин, Л. Н. Ефименкова // Дефектология. — 1981. — № 1. — С. 74—79. I JMFI , I, "'джэф»ч: хми«1КОив1и' и»- ",иф:^;-.лзП'0'.гн«-,; тих Содержание Введение..........................................,....................... •.................................................. 3 1. Организационные аспекты логопедической работы в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 2. Диагностические аспекты логопедической работы......................... 17 3. Логопедическая работа при ринолалии и дизартрии...................... 40 3.1. Особенности логопедической работы при ринолалии.................................................................................. 64 3.2. Особенности логопедической работы при дизартрии................................................................................... 86 4. Логопедическая работа при алалии.................................................... 107 5. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей........................................................................................... 143 151
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.045 с.) |