Аргументы к направлению забвению не подлежит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументы к направлению забвению не подлежит



Аргументы к направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ


↑ А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


Гринев. Не подлежат забвению заветы отца.

Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно благодаря тому, что Гринев помнил заветы отца, он смог стать хорошим человеком и проявил все лучшее, что было заложено в нем.

↑ И.С. Тургенев «Отцы и дети»

 

Базаров. Отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм.

Основная направленность образа Базарова — идеологическая. Он выступает как ниспровергатель всех устаревших, с его точки зрения, авторитетов и социальных норм. При этом Базаров исходит из представляющегося ему универсальным принципа «полезности» («Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»), видя задачу нового поколения в «расчистке места».

По определению Аркадия, находящегося под сильнейшим влиянием Базарова, его друг «не склоняется ни перед какими авторитетами... не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И сам Базаров заявляет, что не знает ни одного «постановления в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». Базаров отрицает не только плохое, но и все хорошее, что передали нам предки. Сам Базаров ничего не оставляет после своей смерти, в отличие от деятелей искусства, литературы, истории, подвиги и открытия которых останутся жить в памяти их потомков. И конечно же, мы понимаем, что его идея о «расчистке места» не могла бы быть воплощена, поскольку только на крепком фундаменте возможно построить прекрасное будущее.

↑ Н.С. Лесков «Левша»

М.Ю. Лермонтов, «Бородино», стихотворение

Почти все стихотворение представляет собой монолог ветерана, участника Бородинского сражения 1812 г. Он подробно описывает тот бой молодому солдату.

Ветеран – подлинный патриот, это человек из народа, обыкновенный солдат, не офицер, не маршал.
М.Ю. Лермонтов первым показал, что именно простые солдаты и есть настоящие герои войны: забыв о личном, они, не задумываясь, жертвовали собой ради общего дела – спасения Родины.

Рассказчик сожалеет о том, что пришлось уступить опустошённую Москву врагу, однако видит в том «Господню волю» и не ропщет на судьбу.

Автор противопоставляет современное ему поколение и поколение участников Отечественной войны: «Богатыри не вы».

Война в стихотворении изображена без прикрас, как страшное бедствие, чтобы читатели понимали, насколько высока была цена победы.

Обломов. Любовь к людям

В романе И. Гончарова «Обломов», с социальной точки зрения, главный герой – отрицательный тип, лишенный всякого духа инициативы, неспособный к какой-либо активности. Однако несмотря на это, автором он показан как человек, признающий высшей ценностью человеческую жизнь. И. Гончаров, описывая персонажа, вкладывает в его уста следующие слова: «Человека, человека давайте мне! … любите его». Описывая разговор Обломова с Пенкиным, писатель подчеркивает, что глаза Ильи Ильича стали «пылающими», когда он объяснял литератору свое морально-эстетическое верование, когда говорил о назначении искусства будить любовь к человеку. Обломов возражал против грубого смеха злости, он требовал гуманности и сочувствия к герою «невидимых слез» автора. К сожалению, любовь Ильи Ильича к людям не спасла его. Рассматривая судьбу Обломова сквозь сочувственную грусть Штольца, а не сквозь горе оброчных трехсот Захаров, Гончаров тем не менее казнил обломовщину как порождение крепостнической системы, уродующей, калечащей человека.

↑ Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"


Раскольников и Мармеладова
В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский показал путь духовных исканий Раскольникова, его взаимоотношения с окружающими и влияние, которое может оказать на человека любовь и понимание. Высоко ценящий себя, ослепленный идеей о «сверхчеловеке», остро чувствующий несправедливость мира, Раскольников совершает преступление, считая, что он имеет право на правосудие, что он находится «за пределами добра и зла». Однако нарушение норм морали наносит рану его душе. Он не может оправдать свой поступок, и теория его рушится. Спасает героя Соня, наделенная даром бесконечного сострадания к людям. Раскольникова до глубины души потрясает судьба девушки, которая ради спасения семьи вынуждена была пойти по «желтому билету». Образ ее жизни, мысли, мировоззрение строятся по законам самопожертвования. Она является воплощением человеческого страдания, бесконечных нравственных мук. Соня помогает Раскольникову смириться и покаяться, ей он обязан своим духовным возрождением. Чистая душа девушки оказалась способна увидеть в потерявшемся человеке увидеть надежду на светлое будущее.

 

↑ Е.И. Замятин «Мы»


Человек в тоталитарном обществе

Человек в тоталитарном обществе, как правило, лишен даже тех свобод, которые даны каждому от рождения. Так, например, герои романа Е.Замятина «Мы» - люди, лишенные индивидуальности. В мире, описанном автором, нет места свободе, любви, подлинному искусству, семье. Причины такого устройства кроются в том, что тоталитарное государство подразумевает беспрекословное подчинение, а для этого необходимо лишить людей всего. Такими людьми проще управлять, они не станут протестовать и подвергать сомнению то, что говорит им государство.

В тоталитарном мире человека растаптывает машина государства, перемалывает все его мечты и желания, подчиняет своим планам. Жизнь человека не стоит ничего. Но один из важных рычагов управления – это идеология. Все жители Единого государства служат одной главной миссии – послать космический корабль «Интеграл», чтобы рассказать об их идеальном устройстве. Механически выверенное искусство, свободная любовь лишают человека подлинных связей с ему подобными. Такой человек совершенно спокойно сможет предать любого, кто находится рядом с ним.

Главный герой романа Д-503 с ужасом обнаруживает страшную болезнь: у него образовалась душа. Он словно проснулся от долгого сна, полюбил женщину, захотел что-то изменить в несправедливом устройстве. После этого он стал опасным для тоталитарного государства, поскольку подрывал привычный порядок и нарушал планы главы государства, Благодетеля.

Это произведение показывает трагическую судьбу личности в тоталитарном обществе и предупреждает о том, что индивидуальность человека, его душа, семья – это самое важное в жизни каждого. Если человека лишить всего этого, то он превратится в бездушную машину, покорную, не знающую счастья, готовую умереть ради неприглядных целей государства.

 

↑ К.Г. Паустовский "Телеграмма"

 

Отношение к переменам

Историческое время романа «Отцы и дети» совпадает со временем ожидания перемен в российском обществе. Писатель изображает новое поколение, пришедшее, чтобы изменить страну. Нигилист Базаров – представитель этого поколения. Он решительный, целеустремленный и трудолюбивый человек, не склоняющийся ни перед какими авторитетами и не принимающий ни одного принципа на веру. Отрицая музыку, литературу, живопись, даже саму природу, Базаров видит будущее людей в науке. Он хочет разрушить все старое, что, по его мнению, не дает случиться переменам. Герой вступает в полемику с представителем «старого» поколения, Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров презирает Павла Петровича, он видит в его лице все дворянство, которое привело страну в такое состояние. Однако время «нового поколения» еще не пришло. Неслучайно в уста героя автор вкладывает следующие слова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?..»

Обломов (в чем причины боязни перемен)В первые годы жизни в столице Обломов «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя». Прошло десять лет, а он «ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще... все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности».

Обычное состояние Обломова — покой, «лежанье». «Когда он был дома — а он почти всегда был дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате...» Трагедия Обломова в том, что он — барин — не деловой и непрактичный человек. Он обладает значительным состоянием — триста душ. Однако, по его представлениям, оно не обеспечит ему идеальной барской жизни. Воспитанный в патриархальных традициях, Обломов не допускает мысли о том, чтобы вложить деньги в какую-нибудь компанию: вдруг что случится — «вот я и без гроша». Обломов не приспособлен к практической жизни, не имеет представления о том, как нужно вести хозяйство доходно, с прибылью.

Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, просторном сюртуке или куртке воображает он себя и в мечтах.

Глубинные истоки социальной пассивности, неспособности человека к деятельности ярко раскрыты в девятой главе первой части произведения, которая называется «Сон Обломова». Здесь рассказывается о детстве и отрочестве героя. Гончаров рисует широкую картину патриархальной помещичьей жизни. В картине детства заложено все. Жизнь для обломовцев — это «тишина и невозмутимое спокойствие», которые, к несчастью, иногда нарушаются неприятностями. Особенно важно подчеркнуть, что среди неприятностей, в одном ряду с «болезнями, убытками, ссорами» для них оказывается труд: «Они сносили труд как наказание, наложенное на праотцов наших, но любить не могли». С раннего детства сам образ жизни воспитывал в Илюше чувство барского превосходства. Для всяких нужд у него есть Захары, внушали ему. И очень скоро он «сам выучился покрикивать: — Эй, Вась ка, Ванька! Подай то, подай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!». В недрах Обломовки сформировался и жизненный идеал Обломова — жизнь в усадьбе, «полнота удовлетворенных желаний, раздумье наслаждения».

Таким образом, инертность Обломова, ленивое прозябание в халате на диване его петербургской квартиры в гончаровском романе в полной мере порождены и мотивированы социально-бытовым укладом патриархально-помещичьей жизни Встретившись с Обломовым через два года, когда он уже и не будет помышлять о переменах в собственной судьбе, Штольц вынужден признаться в своем бессилии: «Уж с надеждами на будущность — кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю». Дом Пшеницыной оказался тем райским, благословенным уголком, в который он стремился всегда. Здесь дни и ночи текут мирно, не внося буйных и внезапных перемен в однообразную жизнь. Жизнь меняется в своих явлениях, но меняется «с такою медленною постепенностью, с какою происходят геологические видоизменения нашей планеты: там потихоньку осыпается гора, здесь целые века море наносит ил или отступает от берега и образует приращение почвы».


↑ А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Время перемен

Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим творениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе.

Бессмертное произведение А. С. Грибоедова своим содержанием и персонажами принадлежит эпохе декабристов начала 1820-х годов. В. Г. Белинский писал, что «в комедии звучит протест против чиновников взяточников, против невежества добровольного холопства». Словом, против всего что в русской действительности после Отечественной войны 1812 года возбуждало дух преобразований, что привело в 1825 году к восстанию на Сенатской площади.

В «гениальнейшей русской драме» противопоставлены «век нынешний и век минувший». Драматург, изобразив целостную картину жизни барской Москвы убедительно показал, чем порождены пороки людей их взгляды отношение к жизни. Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни. Оружие Чацкого меткое пламенное свободное слово. Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам «Чацкий шел прямой дорогой на каторгу... Его выслушивали среди молчания, так как общество, к которому он обращается, принимает его за сумасшедшего».

Великий создатель «Горя от ума» наш союзник в борьбе со всем отживающим отсталым что встречается еще в нашей жизни. Образ же Чацкого с неувядающей силой говорит нам о любви к родине, о непримиримости ко всему низкому и косному, о честности и гуманности, необходимых качествах настоящего человека.

«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных», - предсказал А. А. Бестужев. А М. Горький говорил, что «образы „Горя от ума“, в которых исторически точно отразилась эпоха, вышли далеко за пределы своего времени».

«Обломов», автор И. А. Гончаров.

Если мечтать о переменах, они произойдут? Нет, здесь одного желания мало, нужны еще целенаправленные действия. Это описано в данном романе. В первые годы жизни в Петербурге Обломов много мечтал, на что-то надеялся, ждал перемен. По истечению десяти лет все осталось без изменений: Илья Ильич продолжал рисовать будущее в уме. Герой любил полежать на диване, на улицу выходил редко. Он живет безмятежной жизнью в имении, даже упадок хозяйства и угроза выселения не мотивируют к действию Обломова. Временное пробуждение героя наступает благодаря его другу Андрею Штольцу. В этот период Илья Ильич знакомится с Ольгой Ильинской. Это талантливая и прогрессивно мыслящая девушка, сумевшая покорить сердце героя. Обломов долго раздумывает, сомневается, но все же делает ей предложение. После этого опять следует период безмятежной жизни. Увидев Илью Ильича в таком состоянии, Ольга поняла, что его от себя самого ничего не спасет – они расстаются. По стечению обстоятельств, поддавшись интригам Тарантьева, Обломов попадает в дом Пшеницыной. Постепенно женщина прибирает хозяйство Ильи Ильича в свои руки. Позже Пшеницына влюбляется в Обломова и у них рождается сын Андрей. Из-за малоподвижного образа жизни и инсульта Обломов умирает молодым, так и не достигнув того, о чем мечтал. Герой прожил жизнь, плывя по течению.


«Юшка», автор А. Платонов.

Может ли человек стать причиной изменения мира? Да, но для этого потребуются значительные усилия с его стороны. Именно таким целеустремленным был герой рассказа. Юшка твердо верил, что он нужен обществу. Жители маленького города ненавидели бессловесного и кроткого помощника кузнеца и вымешали на нем всю свою злость и недовольство. Даже дети насмехались над героем. Горожане считали Юшку ничтожным, упрекали его в том, что он болезненный, мало зарабатывает и не имеет семьи. Однако, когда герой умирает, все осознают серьезность утраты. Теперь люди стали нести свой негативный настрой в семьи, ведь не стало Юшки, на которого можно было выплеснуть злость. Горожане приходят проводить его в последний путь, осознав, что герою, хоть и ненадолго, но удалось изменить мир. Оставил Юшка подарок для общества – свою приемную дочь, которая получила образование врача за его деньги и научилась лечить людей. Герой смог повлиять на изменения атмосферы в городе, хотя стоило это ему значительных усилий.


«Маленький принц», автор Антуан де Сент-Экзюпери.

Чем для человека являются перемены? Благодаря им формируются новые мысли, желания и цели. Новые впечатления способствуют выстраиванию правильных жизненных ориентиров. Доказательство этому есть в данном произведении. Герой решает покинуть свою планету с целью познать новые чувства и мысли. Он желает увидеть мир, научится жизни. Находясь на Земле, Маленький принц понял, на сколько сильны его чувства к Розе. Также он осознал, что любовь взаимна, так как цветку нужна забота. Маленькому принцу стало ясно, что такое ответственность, взрослая жизнь и дружба. Его кругозор и эмоциональный диапазон расширились. Парень по достоинству оценил то, что имел, и начал переустраивать свою жизнь. Если человек меняется, развивается, то и окружающий мир преображается

 

↑ Аргументы к направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ

 

↑ Л.Н. Толстой "Война и мир"

Андрей Болконский

Андрей Болконский является одной из самых сложных, самых мыслящих фигур в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Герой внушает симпатию сознанием своего достоинства, стойкостью, с которой он переносит невзгоды. Он оказывается зажатым между старым и новым, между миром, который он осуждает, осознавая свою принадлежность к нему, и миром, к которому обращены его идеологические симпатии. На протяжении всего романа прослеживаются поиски героем ответов на волнующие его вопросы.

Андрей Болконский – прежде всего аристократ, и может существовать лишь в сфере определенных ценностей. Что же касается общественной жизни, то он осознает необходимость реформ, но хочет сохранить жесткое разделение социальных слоев. В личной жизни он стремится испытать большую любовь, но желает видеть в ней совершенство. И когда Наташа Ростова неожиданно обнаруживает перед ним все неистовство своей натуры, Андрей Болконский в отчаянии расстается с ней. Тем не менее, Толстой уверен, что даже представители старого поколения смогут обрести истину. Андрей Болконский найдет свой внутренний свет в сознании того, что он – чужой в современном мире, частью которого он не сумеет стать никогда. В его размышлениях чувствуется отрешенность, он уходит от активной жизни и отдаляется как от старого, так и от нового, размышляет об окружающем мире с позиции вечности. Тяжело раненный на поле битвы, лежа навзничь и глядя на небо, Андрей Болконский слышит возле себя голос Наполеона, шаги его солдат; ему открывается вся эпопея его времени, от которой, казалось, трещала земля.

 

Пьер Безухов

Пьер Безухов – герой эпохи начала XIX века. Познакомившись с молодым дворянином в салоне А.П. Шерер, на протяжении всего романа читатель может проследить путь самопознания, который проходит Безухов. Он полон интереса к окружающему, в нем есть наивность и простодушие, он считает, что надо быть полезным и приносить добро, пытается найти свое место в жизни. Однако Пьер впечатлителен и легко поддается влиянию других. Руководствуясь порывом, он пытается примкнуть к движению франкмасонов, вся деятельность которых сводится к филантропии. Но прежде всего Пьер ставит себе целью достичь морального совершенства. Характерно то, что он разочаровывается в масонах, но благодаря этому может приблизиться к народу и на поле Бородинской битвы познакомиться с солдатами, а затем с Платоном Каратаевым: «Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении... И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собой только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве». Встреча с Каратаевым – одно из самых глубоких впечатлений героя, ввергших его в кризис, в результате которого он обретает «веру в жизнь» и влюбляется в Наташу Ростову.

Пьер Безухов, может быть, первый и самый крупный из литературных героев, трезво оценивающих свою жизнь и способных на полное самоотвержение. Целиком поглощенный своим внутренним миром, герой не подозревает, что его малейшие жесты, спонтанные эмоции, внезапные реакции позволяют познать его гораздо лучше, чем то, как он пытается разрешить свои проблемы и сомнения. Постепенно он приходит к пониманию того, что истина заключена в обычном человеке, и, познав эту истину, он одновременно познает свою собственную человеческую сущность.

 

↑ И.А. Гончаров "Обломов"

 

Обломов. Самореализация

Главный герой романа И,А. Гончарова «Обломов» - пример человек, не сумевшего реализовать то «хорошее, светлое начало», которое покоилось в недрах его доброй души. Илья Ильич не осознал в себе человека, не применил свои тонкие чувства и ум идеалиста. Герой, в образе которого сосредоточены характерные особенности целого поколения, остался пассивен. Даже любовь не «разбудила его», не заставила выбраться из скорлупы обыденности, честно ответить на вопросы о самом себе. Самоанализ, элементы которого мы видим на протяжении всего романа, оказался незаконченным: герой так и не разобрался в своем духовном и нравственном состоянии, не прошел до конца путь развития. И.А. Гончаров на примере жизни Обломова показывает, что ждет людей, заглушающих в себе волю и силу духа, не готовых сбросить с себя халат обломовщины.

 

↑ Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

 

Аргументы к направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ


↑ А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


Гринев. Не подлежат забвению заветы отца.

Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно благодаря тому, что Гринев помнил заветы отца, он смог стать хорошим человеком и проявил все лучшее, что было заложено в нем.

↑ И.С. Тургенев «Отцы и дети»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.045 с.)