Физиологические механизмы высшей нервной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические механизмы высшей нервной деятельности.



Физиологические механизмы высшей нервной деятельности.

Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД). Определение поведения, его виды.

Высшая нервная деятельность выделяется среди других физиологических функций тем, что она связана с явлениями психической жизни человека. В то время как низшая нервная деятельность осуществляет рефлекторную регуляцию внутреннего состояния и функционирования различных частей организма, высшая нервная деятельность обеспечивает целесообразность поведения в меняющихся условиях жизни: обучение и формирование сознания. Высшая нервная деятельность развивалась на основе физиологического механизма образования временных связей.

Повторим, что рефлекс есть ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с участием нервной системы. Выделяют безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы.

Безусловные рефлексы осуществляются на основе нервных связей и филогенетического опыта приспособления к условиям существования. Они обеспечивают деятельность, направленную на поддержание постоянства взаимодействия организма с внешней средой.

Приобретение животными организмами способности к обучению в процессе индивидуального развития без передачи этого опыта по наследству дало возможность лучше и быстрее приспосабливаться к окружающему миру.

Условнорефлекторный механизм лежит в основе формирования любого приобретенного навыка, в основе процесса обучения. На основе ряда условных рефлексов формируется динамический стереотип, являющийся основой привычек человека, его профессиональных навыков. Условные рефлексы резко расширяют число сигнальных, значимых для организма раздражителей, что обеспечивает несравненно более высокий уровень адаптивного (приспособительного) поведения.

ВНД представляет собой интегративную деятельность высших отделов мозга, обеспечивающую индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям внутренней и окружающей среды. При введении этого понятия И.П. Павлов определил его отличие от низшей нервной деятельности. Последняя объединяет совокупность безусловных рефлексов, обеспечивающих координированную деятельность организма, направленную на поддержание постоянства внутренней среды. Следовательно, ВНД представляет собой аналитико-синтетическую деятельность коры и ближайших подкорковых образований головного мозга. Она проявляется в способности выделять из окружающей среды ее определенные элементы и объединять их в комбинации, которые точно соответствуют биологической значимости явлений окружающего мира.

ВНД является нейрофизиологической основой психических процессов. Но она не исчерпывается только такими психическими явлениями, как чувство, воля, возбуждение, мышление, необходима соответствующая мозговая активность. Однако конкретное их содержание определяется социальной средой, а не процессами возбуждения или торможения в нейронах.

Общие закономерности взаимодействия нейронов и принципы организации нервных центров определяют характеристики психической деятельности, темп интеллектуальной работы, устойчивость внимания, объем памяти, что имеет огромное значение для педагогической работы.

Главными задачами физиологии ВНД являются:

- изучение закономерностей и механизмов работы головного мозга;

- познание механизмов целенаправленного поведенческого акта;

- познание внутренних механизмов обучения, воспитания, памяти, эмоций.

В учении о ВНД можно различать два основных раздела. Первый из них стоит ближе к нейрофизиологии и рассматривает общие закономерности взаимодействия нервных центров, динамику процессов возбуждения и торможения. Нейрофизиология изучает механизмы высших корковых функций, разрабатывает методы точной диагностики корковых поражений и принципы коррекционных мероприятий. Второй рассматривает конкретные механизмы отдельных мозговых функций, таких, как речь, память, восприятие, произвольные движения, эмоции. Этот раздел близко примыкает к психологии и нередко обозначается как психофизиология.

В обычных условиях жизни в головном мозге образуются не только отдельные временные нервные связи, но и их сложные сочетания системы – определенные системы условных рефлексов. В результате возникает и сохраняется некоторое время стерео­типная форда деятельности, например, определенный тип и цикличность движений при ходьбе, беге, гребле, плавании класси­ческим стилем, определенный, систематически повторяющийся режим дня. Этот стереотип становится привычным, он автомати­зируется и поэтому облегчает выполнение умственной и физиче­ской работы. Однако вследствие образования прочных временных связей между большими полушариям и подкорковыми центрами он переделывается с большим трудом. Например, переучивание, изменение привычек. Так как переделка стереотипа возможна, он называется динамическим стереотипом.

Высшим проявлением аналитико-синтетических функций коры большого мозга является выработка динамического стереотипа. Динамический стереотип – это система условнорефлекторных актов, в которых каждый последующий рефлекс вызывается завершением предыдущего. Он является основой привычек человека, его профессиональных навыков. Благодаря динамическому стереотипу организм изо дня в день меньше затрачивает энергии и каждый момент выполняется быстрее и точнее.

На определенных этапах жизни меняется режим дня, привычки, т.е. происходит смена

условных рефлексов, а это – сложная задача, особенно для маленьких детей. Новые условные рефлексы образуются у них труднее, поэтому они плохо привыкают к новой обстановке, условиям жизни, становятся раздражительными. Старые условные рефлексы очень прочные, поэтому с большим трудом происходит их угасание. В этом заключается трудность искоренения дурных привычек, если они прочно вошли в динамический стереотип. Это объясняется образованием крепких временных связей между большими полушариями и подкорковыми центрами.

Всякая воспитательная и учебная работа обязательно приводит к новым динамическим стереотипам, обогащающим и совершенствующим корковую деятельность. В обычной жизни можно встретить много примеров, иллюстрирующих, с одной стороны, трудность образования сложных стереотипов, а с другой – стойкость уже выработанных, трудность их переделки (ребенок долго учится ходить). Образовавшиеся и упрочившиеся навыки выполняются ребенком легко и охотно, не вызывая отрицательных эмоций. Они сохраняются многие годы и составляют основу человеческого поведения.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Хорошо выработанный навык утрачивает систематическую связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания. Лишь в том случае, когда совершена ошибка, т.е. осуществлено движение, не достигающее нужного результата, появляется ориентировочный рефлекс. Возникающее при этом возбуждение растормаживает заторможенные связи автоматического навыка, и он снова осуществляется под контролем второй сигнальной системы (сознания). Теперь ошибка исправляется и осуществляется нужное условно-рефлекторное движение.

В возрасте 1,5-3 лет легко происходит последовательное образование многих двигательных динамических стереотипов без их изменения. Переделка двигательных стереотипов в этом возрасте – значительно более трудная задача, чем образование новых. В возрасте 5-6,5 лет последовательное образование многих стереотипов без их изменения происходит быстрее и легче, чем у детей 1,5-3 лет, но значительно труднее, чем в 8-9

лет и особенно – в 10-12 лет. Во всех возрастах переделка отрицательной двигательной реакции в положительную происходит быстрее, чем положительной – в тормозную.

У детей 7-8 лет при двигательном стереотипе величина условных рефлексов зависит не только от физической силы и жизненного значения условного раздражителя, но и от того места, которое оно занимает в стереотипе. Например, если положительный условный раздражитель применять на том месте, где обычно применяется отрицательный, то он вызывает не возбуждение, а торможение.

У детей, по сравнению с взрослыми, образование новых стереотипов и восстановление старых происходит быстро. В 12-13 лет двигательный динамический стереотип образуется в основном так же, как и в 7-8 лет, т.е. сначала возбуждение иррадиирует, что проявляется в значительной продолжительности движений и больших колебаниях их амплитуды, а затем оно концентрируется, уменьшается латентный период и продолжительность движений, выравнивается их амплитуда. Но чем старше дети, тем быстрее происходит образование двигательного динамического стереотипа и тем раньше он становится прочным.

 

Коммуникативное поведение.

Физиологические механизмы высшей нервной деятельности.

Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД). Определение поведения, его виды.

Высшая нервная деятельность выделяется среди других физиологических функций тем, что она связана с явлениями психической жизни человека. В то время как низшая нервная деятельность осуществляет рефлекторную регуляцию внутреннего состояния и функционирования различных частей организма, высшая нервная деятельность обеспечивает целесообразность поведения в меняющихся условиях жизни: обучение и формирование сознания. Высшая нервная деятельность развивалась на основе физиологического механизма образования временных связей.

Повторим, что рефлекс есть ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с участием нервной системы. Выделяют безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы.

Безусловные рефлексы осуществляются на основе нервных связей и филогенетического опыта приспособления к условиям существования. Они обеспечивают деятельность, направленную на поддержание постоянства взаимодействия организма с внешней средой.

Приобретение животными организмами способности к обучению в процессе индивидуального развития без передачи этого опыта по наследству дало возможность лучше и быстрее приспосабливаться к окружающему миру.

Условнорефлекторный механизм лежит в основе формирования любого приобретенного навыка, в основе процесса обучения. На основе ряда условных рефлексов формируется динамический стереотип, являющийся основой привычек человека, его профессиональных навыков. Условные рефлексы резко расширяют число сигнальных, значимых для организма раздражителей, что обеспечивает несравненно более высокий уровень адаптивного (приспособительного) поведения.

ВНД представляет собой интегративную деятельность высших отделов мозга, обеспечивающую индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям внутренней и окружающей среды. При введении этого понятия И.П. Павлов определил его отличие от низшей нервной деятельности. Последняя объединяет совокупность безусловных рефлексов, обеспечивающих координированную деятельность организма, направленную на поддержание постоянства внутренней среды. Следовательно, ВНД представляет собой аналитико-синтетическую деятельность коры и ближайших подкорковых образований головного мозга. Она проявляется в способности выделять из окружающей среды ее определенные элементы и объединять их в комбинации, которые точно соответствуют биологической значимости явлений окружающего мира.

ВНД является нейрофизиологической основой психических процессов. Но она не исчерпывается только такими психическими явлениями, как чувство, воля, возбуждение, мышление, необходима соответствующая мозговая активность. Однако конкретное их содержание определяется социальной средой, а не процессами возбуждения или торможения в нейронах.

Общие закономерности взаимодействия нейронов и принципы организации нервных центров определяют характеристики психической деятельности, темп интеллектуальной работы, устойчивость внимания, объем памяти, что имеет огромное значение для педагогической работы.

Главными задачами физиологии ВНД являются:

- изучение закономерностей и механизмов работы головного мозга;

- познание механизмов целенаправленного поведенческого акта;

- познание внутренних механизмов обучения, воспитания, памяти, эмоций.

В учении о ВНД можно различать два основных раздела. Первый из них стоит ближе к нейрофизиологии и рассматривает общие закономерности взаимодействия нервных центров, динамику процессов возбуждения и торможения. Нейрофизиология изучает механизмы высших корковых функций, разрабатывает методы точной диагностики корковых поражений и принципы коррекционных мероприятий. Второй рассматривает конкретные механизмы отдельных мозговых функций, таких, как речь, память, восприятие, произвольные движения, эмоции. Этот раздел близко примыкает к психологии и нередко обозначается как психофизиология.

В обычных условиях жизни в головном мозге образуются не только отдельные временные нервные связи, но и их сложные сочетания системы – определенные системы условных рефлексов. В результате возникает и сохраняется некоторое время стерео­типная форда деятельности, например, определенный тип и цикличность движений при ходьбе, беге, гребле, плавании класси­ческим стилем, определенный, систематически повторяющийся режим дня. Этот стереотип становится привычным, он автомати­зируется и поэтому облегчает выполнение умственной и физиче­ской работы. Однако вследствие образования прочных временных связей между большими полушариям и подкорковыми центрами он переделывается с большим трудом. Например, переучивание, изменение привычек. Так как переделка стереотипа возможна, он называется динамическим стереотипом.

Высшим проявлением аналитико-синтетических функций коры большого мозга является выработка динамического стереотипа. Динамический стереотип – это система условнорефлекторных актов, в которых каждый последующий рефлекс вызывается завершением предыдущего. Он является основой привычек человека, его профессиональных навыков. Благодаря динамическому стереотипу организм изо дня в день меньше затрачивает энергии и каждый момент выполняется быстрее и точнее.

На определенных этапах жизни меняется режим дня, привычки, т.е. происходит смена

условных рефлексов, а это – сложная задача, особенно для маленьких детей. Новые условные рефлексы образуются у них труднее, поэтому они плохо привыкают к новой обстановке, условиям жизни, становятся раздражительными. Старые условные рефлексы очень прочные, поэтому с большим трудом происходит их угасание. В этом заключается трудность искоренения дурных привычек, если они прочно вошли в динамический стереотип. Это объясняется образованием крепких временных связей между большими полушариями и подкорковыми центрами.

Всякая воспитательная и учебная работа обязательно приводит к новым динамическим стереотипам, обогащающим и совершенствующим корковую деятельность. В обычной жизни можно встретить много примеров, иллюстрирующих, с одной стороны, трудность образования сложных стереотипов, а с другой – стойкость уже выработанных, трудность их переделки (ребенок долго учится ходить). Образовавшиеся и упрочившиеся навыки выполняются ребенком легко и охотно, не вызывая отрицательных эмоций. Они сохраняются многие годы и составляют основу человеческого поведения.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Хорошо выработанный навык утрачивает систематическую связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания. Лишь в том случае, когда совершена ошибка, т.е. осуществлено движение, не достигающее нужного результата, появляется ориентировочный рефлекс. Возникающее при этом возбуждение растормаживает заторможенные связи автоматического навыка, и он снова осуществляется под контролем второй сигнальной системы (сознания). Теперь ошибка исправляется и осуществляется нужное условно-рефлекторное движение.

В возрасте 1,5-3 лет легко происходит последовательное образование многих двигательных динамических стереотипов без их изменения. Переделка двигательных стереотипов в этом возрасте – значительно более трудная задача, чем образование новых. В возрасте 5-6,5 лет последовательное образование многих стереотипов без их изменения происходит быстрее и легче, чем у детей 1,5-3 лет, но значительно труднее, чем в 8-9

лет и особенно – в 10-12 лет. Во всех возрастах переделка отрицательной двигательной реакции в положительную происходит быстрее, чем положительной – в тормозную.

У детей 7-8 лет при двигательном стереотипе величина условных рефлексов зависит не только от физической силы и жизненного значения условного раздражителя, но и от того места, которое оно занимает в стереотипе. Например, если положительный условный раздражитель применять на том месте, где обычно применяется отрицательный, то он вызывает не возбуждение, а торможение.

У детей, по сравнению с взрослыми, образование новых стереотипов и восстановление старых происходит быстро. В 12-13 лет двигательный динамический стереотип образуется в основном так же, как и в 7-8 лет, т.е. сначала возбуждение иррадиирует, что проявляется в значительной продолжительности движений и больших колебаниях их амплитуды, а затем оно концентрируется, уменьшается латентный период и продолжительность движений, выравнивается их амплитуда. Но чем старше дети, тем быстрее происходит образование двигательного динамического стереотипа и тем раньше он становится прочным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.158.106 (0.02 с.)