Мотивационный анализ поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивационный анализ поведения



Для того, чтобы анализировать поведение животного с точки зрения его содержания, необходимо ввести в рассмотрение мотивации, побуждающие животное к тому или иному поведению. В реальных случаях правильное определение мотиваций позволяет установить причины нежелательного (отсутствия желательного) поведения и найти допустимые пути удовлетворения потребностей животного.

Мотивационный анализ поведения представляет собой совокупность действий и приемов, позволяющих выявить сравнительную значимость различных мотиваций при принятии поведенческих решений с целью определения их баланса и способов эффективного воздействия на поведение (не только сиюминутного, но и долгосрочного).

Выраженность мотиваций, обуславливающих смысл и содержание поведения, и их общий баланс непосредственно определяются развитием того или иного уровня психики. Наиболее приоритетны мотивации низших уровней, связанные с индивидуальным выживанием, но и мотивации, соответствующие высшим уровням психики, могут при определенных условиях успешно конкурировать с первыми. При этом наблюдается следующая закономерность: приоритетность мотиваций низших уровней повышается при недостаточном развитии соответствующих информационных структур, тогда как мотивации высших уровней приобретают высокие приоритеты только при хорошем развитии структур этих уровней СИМ.

Соответствия мотиваций, вызывающих то или иное внешнее поведение, и разных уровней СИМ (порядков, приоритетов) могут быть описаны следующим образом.

1. МОТИВАЦИИ ПЕРВОГО ПОРЯДКА

Мотивации первого порядка наиболее приоритетны по отношению к всем остальным. Они связаны с развитием фактографического и стереотипного уровней психики, а их адекватность оценивается по остроте поведенческой реакции на соответствующий стимул. Эмоции, соответствующие мотивациям первого порядка, мы называем голодом, жаждой, холодом, усталостью и т.п. (они отражают физиологические потребности собаки) или яростью, гневом, страхом – эти эмоции служат проявлением психологических потребностей.

1.1. Самозащита. Мотивация самозащиты, обусловленная действием инстинкта самосохранения, является преобладающей по отношению ко всем другим мотивациям и приводит к внешним проявлениям агрессии. Она целиком и полностью зависит от конкретной ситуации и субъективной оценки степени угрозы. Проявляется эта мотивация главным образом на “ критической дистанции ” в виде “реакции загнанной в угол крысы”. Особо важно то, что в этом случае агрессия ничем не сдерживается – наиболее вероятным исходом становится гибель одного из врагов.

1.2. Страх (избегание). Эта мотивация также обуславливается инстинктом самосохранения и в определенном смысле представляет собой оборотную сторону агрессии самозащиты – при условии низкой самооценки и превосходящей угрозы самосохранение находит выражение в поведении страха. В прикладной зоопсихологии различают три основные степени страха – испуг ( однократное проявление избегания, связанное с конкретной ситуацией и действием какого-либо очень сильного стимула); страх (стойкая реакция избегания на один и тот же стимул) и трусость (генерализованная реакция избегания на разные стимулы). От степени проявления страха зависят и сдерживающие эту мотивацию факторы. Если при испуге для прекращения поведения избегания достаточно изменения ситуации, то при страхе необходимо приучение к острому стимулу (реформирование поведения на II уровне психики), а при трусости неизбежно глубокое вмешательство в структуры I уровня психики, что обусловлено тесной связью трусости и недостаточного развития аналитического мышления. Мотивация избегания может преодолеваться более приоритетными мотивациями самозащиты (в частности, при наступлении реакции "загнанной в угол крысы").

1.3. Конкуренция, конфликтность. Как показал Конрад Лоренц, конкуренция за основные ресурсы выживания является весьма приоритетной и постоянно действующей мотивацией любого живого существа, а внешним ее выражением служит агрессия по отношению к конкуренту. Конкуренция граничит с мотивацией самозащиты и при возникновении реальной угрозы жизни может переходить в нее и, или в мотивацию избегания. В природе поведение конкуренции встречается едва ли не чаще, чем самозащита. Поскольку наиболее острая конкуренция связана с пищей и средой обитания, специфичными для данного вида, то в дикой природе наиболее вероятными конкурентами становятся представители того же вида или “смежных” в биологическом смысле видов, разделяющих с данным кормовую базу и места обитания, а также имеющих сходные пищедобывательные механизмы. В межвидовых отношениях конкуренция, а следовательно, и агрессия возможны только при явных покушениях на пищу или жилище.

Второй вариант конкуренции относится к продолжению рода и связан с брачным соперничеством. Эта мотивация особенно характерна для самцов (хотя она актуальна и для самок, но у последних не всегда находит явное выражение во внешнем поведении) и имеет место практически у всех видов, обладающих более или менее развитой социальной структурой и подчиненных действию полового отбора. В межвидовых отношениях этот вид конкуренции лишен смысла.

Как во внутривидовых, так и в межвидовых отношениях возможна (и для стайных животных весьма актуальна) социальная конкуренция, приводящая к определению стайного ранга более развитого и приспособленного индивидуума.

Мотивация конкуренции, независимо от ее повода, сдерживается отказом соперника от борьбы (умиротворяющее поведение) – в этом случае агрессия прекращается.

1.4. Пищедобывательные мотивации. С точки зрения проявлений во внешнем поведении они сходны с агрессией, но, как показал Конрад Лоренц, отличаются от них по биологическому смыслу и действуют только в межвидовых отношениях (поведение хищника по отношению к добыче). Исключением из этого правила является каннибализм, при котором животное способно поедать представителей собственного вида, однако для собаки каннибализм не является нормой. Случаи каннибализма у домашних собак недостоверны – чаще всего речь идет не о поедании, а об убийстве себе подобных. Следует иметь в виду, что такие ситуации обычно находят объяснение не в пищевой мотивации, а в других причинах (например, эвтаназия или уничтожение потомства при существенной угрозе выживанию).

Пищедобывательные мотивации являются менее приоритетными, чем перечисленные выше мотивации первого порядка и могут сдерживаться не только мотивациями конкуренции, самозащиты и избегания, но и другими, относящимися к более высоким уровням психики. Поведение жертвы сдерживающим фактором не служит.

1.5. Мотивации релаксации. Снятие напряжения при физических и психических перегрузках, предохранение организма и психики от разрушительных усилий и воздействий со стороны также является важным условием выживания, а потому относится к мотивациям первого порядка. Физическая релаксация реализуется главным образом в поведении покоя и стремлении к неподвижности, тогда как психическая релаксация часто выражается в повышенной двигательной активности, вплоть до бесцельного бега по кругу, мелких движений и дрожи, что объясняется действием общих законов психомоторики. Есть и другие естественные способы психической релаксации – это голосовая реакция (лай, обычно слитный, монотонный, в высокой тональности) и инстинктивное использование функций анализа (собака активно нюхает что-либо или всматривается в мелкие подвижные объекты или световые блики). Проявления психической релаксации наблюдаются у собак, в частности, при перевозбуждении под действием острых положительных эмоций и под действием чрезмерной динамики событий во внешней среде.

Практически важен тот факт, что хозяева собак чаще всего принимают поведение релаксации за игровое и поддерживают его, наращивая своими дальнейшими действиями возбуждение собаки. Это нередко приводит к достаточно быстрому истощению нервной системы животного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.004 с.)