Современное радиовещание в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное радиовещание в России



Сетка вещания буднего дня на коммерческой музыкальной радиостанции

Временной промежуток Программа
7:00 – 11:00 Утреннее шоу (прайм-тайм)
11:00 – 16.00 В том числе:  Музыкальные блоки, обязательные программные элементы
12:00 – 13:00 15:00 – 16:00 Программы по заявкам (квест-шоу)
16:00 – 20:00 В том числе: Музыкальные блоки, обязательные программные элементы
18:00 – 20:00 Вечерний прайм-тайм
20:00 – 21:00 Специальные программы
21:00 – 00:00 Вечернее/ночное шоу
00:00 – 7:00 Музыкальная ротация

 

    Таким образом, как видно из данных представленных в таблице 1, все эфирное время буднего дня на коммерческой музыкальной радиостанции можно условно разделить на 6 основных частей, в состав которых в обязательном порядке входят музыкальные блоки, обязательные программные элементы и специальные программы. При этом структура часа в будние дни также отличается от выходных.  

    Как отмечалось ранее сетка вещания выходного дня на коммерческой музыкальной радиостанции будет отличаться от буднего и выглядит следующим образом (таблица 2).

 Таблица 2

Утреннее шоу

    Утреннее шоу является одним из самых главных элемнтов эфира любой коммерческой радиостанции. Время звучания утреннеего шоу с 7:00 до 11:00 утра по будням дням. Для музыкальной коммерческой радиостанции это время является прайм-тайм, то есть самым коммерчески выгодным, так как слушают в это время эфир люди, которые собираются на работу или уже едут на нее в собственном транспорте.

    Для ведения утреннего щоу адбираются лучшие ведущие, либо приглашаются зведы радио и телевиденния, чьи имена уже сами по себе являются брендом. Главная задача утреннего шоу сделать так, чтобы у слушателя радиостанции с самого утра было хорошее настроение, которое может задать тон на весь день.

    Текст для утреннего шоу пишутся отдельно либо самими ведущими, либо заказываются профессиональным авторам. Основным условием утреннего шоу является юмор, отсутствие лирических музыкальных композиций в эфире и динамичная манера исполнения.

    Реализация утреннего шоу требует соблюдения строгих правил построения данного вида передачи. В каждом часе помимо основных программных элементов должны присутствовать законченные рубрики. Такая программая политика связана с тем, что редко люди могут прослушать все шоу от начала до конца, а подключаются к радиостанции на разных временных этапах.

    Основные правила выходов в эфир ведущих утреннего шоу:

- первый выход радиоведущих представляет собой приветствие и короткий розговор об актуальных на сегодняшний день вопросах (зачастую это бытовые моменты, смешные истории о самих ведущих и т.д.), что располагаетслушателя к «доверительной» беседе. Окончанием первого выхода становиться подводка к музыкальной композиции, которая должна будет прозвучать в эфире сразу после первого выхода;

- второй выход ведущих представляет собой законченную рубрику на определенную тему;

- в третьем выходе ведущие должны напомнить о себе, представиться и провести интерактивную рубрику со слушателями;

- четвертый выход представляет собой визитную карточку конкретных радиоведущих. В этом выходе они должна сделать то, что свойтсвенно только им, и то, что слушатель ежедневно от них ждет;

- пятый воход ведущих представляет собой короткую законченную рубрику с плавным переходом через песню в обязательный программный элемент (новости, прогноз погоды, пробки).

По данному принципу строятся все четыре часа утреннего шоу, при этом все законченные рубрики ежедневно неизменны по форме и новыми по содержанию. Также в обязанности ведущих утреннего шоу входит объявление прогноза погоды не менее двух раз в час, а также упоминание текущего времени. Утреннее шоу – это важный и функиональный элемент для коммерческой продажи рекламного времени. Это связано стем, что компании рекламодатели могут становится спонсорами как всего утрнее шоу (и в этой связи их реклама звучит на протяжении всех четырех часов за исключением рекламных блоков), так и его отдельных программных элементов.

Рабочий день ведущих утреннего шоу в связи с ранним приездом на работу (ведущий обязан быть на радиостанции за час до выхода в эфир) является укороченным, то есть составляет 7 часов. После эфира в течение двух часов ведущий обязан предоставить программному директору и генеральному продюсеру тексты всех рубрик следующего дня и согласовать с музыкальным редактором плей-лист. Как и в основном эфире весь интерактивный диалог со слушателями осуществляется через предварительную запись и выводиться в эфир с интервалом в 1 -2 музыкальные композиции.

 

 

Таблица 4

Clock

    Организация часа вещания на государственных и коммерческих радиостанциях существенно отличается. Этот факт обсуловлен не только отличием в целевой аудитории, но и характером программирования и ведения эфира.    

Система государственного радиовещания в нашей стране на протяжении долгого времени находилось в прямом подчинении Гостелерадио СССР. Всесоюзное радио, являясь частью огромной структуры, отвечало за все вопросы материально-технического обеспечения вещания, планирование и подготовку передач, идеологический контроль за ними, подготовку кадров, международные связи и руководство местными вещательными организациями.

    Всесоюзное радио состояло из Главных редакций, которые создавались по тематическим и адресным признакам и состояли из ряда отделов, также образованных по тематическому и функциональному признакам и Программной дирекции, основными функциями которой являлись перспективное и текущее планирование программ Центрального радиовещания; координация по содержанию и жанрам передач внутри различных программ Центрального местного радиовещания; информация о передачах на текущий день и предстоящую неделю; организацию выпуска передач в эфир; осуществление трансляций с мест событий; анализ писем радиослушателей; контроль за своевременностью ответов на письма слушателей.

    Важно отметить, что выстроенная в то время система государственного радиовещания была крайне устойчивой и обуславливала четкую специализацию сотрудников всех подразделений под строгим контролем руководства за содержанием передач. Впоследствии, после ликвидации Всесоюзного радио, основные редакции были преобразованы в самостоятельные коммерческие радиостанции такие как «Радио 1 – Культура», «Маяк», «Юность», при этом было сохранено прежнее направление вещания и внутренняя структура, не смотря на необходимость в сокращении большого числа сотрудников.

    После ликвидации Всесоюзного радио СССР, основная структура государственных радиостанций сохранилась в практически неизменном виде, так главная радиокомпания страны «Радио России» в организационном плане копирует структурные признаки Всесоюзного радио, за исключением того, что главные редакции в настоящее время называются отделами. Также важное значение в становлении современной системы радиовещания сыграл переход к бесцензурному вещанию. Это нововведение существенно упростило процессы подготовки передач, сократило время на их согласование. Так, в настоящее время передачи согласовываются главным редактором и руководителем станции. В тоже время можно отметить тот факт, что традиционные принципы программирования вещания, в особенности тематическое планирование, по-прежнему остается в практике современного радио.

    Тематическое планирование представляет собой соответствие содержания передач дня, недели, месяца календарю исторических событий и пропагандистско –рекламным мероприятий. Для обеспечения такого соответствия формируется сетка вещания на день, неделю и месяц, в которой расписываются основные передачи, то есть указывается точное время и дата выхода основных жанрово-тематических рубрик. Данная сетка является стабильной и редко видоизменяется. При этом важно отметить, что в процессе ее разработки необходимо учитывать интересы всех структурных подразделений, а также по возможности интересы аудитории. После того, как основная сетка вещания утверждена, начинается процесс ее заполнения, при этом руководство станции принимает решение о том, какие именно события должны быть отражены во всех передачах, а какие по отдельности силами информационных, общественно-политических или художественных редакций. После определения ключевых событий, сетка вещания приобретает жанровое тематическое наполнение.

    Однако важно отметить, что тематическое планирование требует в процессе своего использования большой осторожности в связи с тем, что оно освобождает большинство программистов от ответственности за тот материал, который попадает в эфир в конкретную минуту и не учитывает событий, которые происходят в мире в настоящее время, что в свою очередь может привести к серьезным ошибкам в системе вещания. Тем не менее тематическое планирование продолжает использоваться не только на государственных, но и на коммерческие радиостанциях в том или ином объеме, однако в XXI веке оно уже не имеет директивного влияния на формирование передач, а является дополнительным инструментом для решения различных вопросов программирования.

    В настоящее время программная политика государственных радиостанций предполагает в первую очередь перечень постоянных информационных программ, но в отличие  от информационных радиостанций не отрицает звучания в своем эфире музыки различных музыкальных направлений от классики до рока. При этом государственная радиостанция не имеет жесткого музыкального плей-листа, а музыка формируется исключительно под ту или иную программу, или конкретного исполнителя.

    Если выход в эфир на коммерческой радиостанции у ведущего имеет ограниченный временной промежуток, то программы на государсвтенном радио формируются в большей степени как телевизионные, посвященные одной конкретной теме. На протяжении всего времени существования государственых радиостанций были такие программы как литературные чтения, музыкальная классика в эфире, театр у микрофона, трансляция футбольных и хоккейных матчей, утренняя зарядка, производственная гимнастика.

    Эфир государственного радио строится по принципу построения телевизионого эфира, который представляет собой набор законченных программ разного направления и расчитан на все возрастные категории слушателей. Пример эфира буднего дня госудасвенной радиостанции представлен в таблице 5:

Таблица 5

Пример эфира буднего дня государственного радиостанции

6:00 Информационно-публицистический канал «День за днем» (16+)
7:00 Новости
7:07 «Петербургская панорама». Анонс «Петербургской панорамы». Зарядка. «Здоровье для всех». «В этот день»: даты и персоны дня. Прогноз погоды.
8:00 «Родная речь». Обзор газет. Прогноз погоды.
9:00 Новости
9:07 Гости дня
11:00 Новости
11:07 «Музейные истории». «Актёрское фойе».
11:57 Прогноз погоды на ближайшие трое суток.
12:00 Новости
12:07 «Полдень». Календарь (В.Мулявин, Р.Паулс, Н.Носков). «Звенит январская вьюга» — концерт.
13:00 Новости культуры. «Тайны посвящений»: Ф.Шопен «Вальс до диез минор». «Где эта улица, где этот дом?»: ул. Коломенская, 7 — М.Балакирев.
13:30 «Страницы классики». Чтение с продолжением. П.Мельников-Печерский «В лесах». Часть 130-я.
14:00 Новости.
14:07 «Любимые мелодии».
15:00 Сочинения Я.Сибелиуса в исполнении Английского струнного оркестра п/у У.Боутона (только на радиоволнах).
16:00 Новости.
16:07 А.Пушкин «Арап Петра Великого». Передача 2-я.
17:00 «Город и горожане».
18:00 Новости.
18:05 «Город и горожане».
19:00 Новости.
19:07 «Встречи на Итальянской».
21:00 Новости культуры.
21:05 Концерт «Русская фантазия».
21:35 «Страницы классики». Чтение с продолжением. П.Мельников-Печерский «В лесах». Часть 130-я (вечерний повтор).
22:00 А. Чехов «При дороге»
23:00 «Зимние мотивы в русской музыке».
0:00 «Диджей-парад радио «Петербург». (16+) (только на радиоволнах).
1:00 Информационно-публицистический канал «День за днём» (только на радиоволнах).

 

    Таким образом, эфир государственной радиостанции, например радио «Петербург» можно разделить на три основные части: петербургская панорама, полдень, город и горожане.

    Петербургская панорама представляет собой утреннюю программу, в которую входит обзор культурный, социальных, политических событий города, который сопровождается беседой с приглашенными гостями.

    «Петерубргская панорама» выходит в эфир ежедневно с 7:00 до 12:00 по будянм дням и с 8:00 до 12:00 по выходным дням и ключает в себя следующие рубрики:

-  «Утренняя зарядка»;

- «Итоги недели»;

- «Исторический календарь»;

- «Здоровье для всех»;

- «Обзор политических событий с Сергеем Цыпляевым»;

- «Обзор газет»;

- «Радиожурнал о науке „Точка отсчета“»;

- «Мы за толерантность»;

- «Ваша безопасность»;

- «Вот это по-русски!»;

- «Актёрское фойе»;

- «Дневник садовода»;

- «Кошкин дом»;

- «Заметки на полях»;

- «Час здоровья».

Программа «Полдень» выходит ежедневно в эфир с 12:05 до 15:00 и представляет собой обсуждение новостей культуры и памятных дат, при этом гостями студии становятся известные артисты, музыканты и другие деятели культуры, которым радиослушатели могут задать свои вопросы в прямом эфире. Также, в рамках данной программы выходят в эфир радиопостановки классических и современных литературных произведений и концерт по заявкам «Любимые мелодии».

Программа «Город и горожане» выходит ежедневно в эфир с 17:05 до 19:00 и представляет собой диалог со слушателями на темы, касающиеся социальной жизни города.

    Основной особенностю государственной радиостанции является то, что оно представляет собой государственную бюджетную структуру, которая в состоянии содержать большой штат сотрудников и большое количество отделов и редакций.

    Руководство государственной радиостанцией осуществляется главным редактором, главным режиссером и генеральным директором. На государственном радио существует информационный отдел, музыкальная редакция, спортивная редакция, редакция программ для детей и молодежи, литературная редакция, художественная редакция, аналитический отдел, большие студии звукозаписи. Как правило государственное радио является частью большой структуры, в которую входит не только радио, но и телевизионный канал. Все вещание выстраивается согласно общепринятой программной политике. В таких случаях в штате радиостанции существует свой эстрадно-симфонический оркестр, хор детский и взрослый, а также большой штат дикторов и ведущих.

    Как уже было сказано выше, структура вещания коммерческой радиостанции отличается от государственной в первую очередь тем, что все эфирное время разюивается на отдельные часы (клоки). Структура часа на коммерческой музыкальной радиостанцииможет быть представлена следующим образом (Таблица 6)

Таблица 6

Современное радиовещание в России

 

    Современное радиовещание в России в основном состоит из коммерческих радиостанций, которые в первую очередь, отличаются от государственных тем, что не имеют постоянного государственного финансирования и функционируют (обеспечивают свою доходность) за счет продажи рекламного эфирного времени.

    Если государственная радиостанция имеет сетку радиовещания, не связанную одним конкретным форматом, то коммерческие радиостанции специализируются строго на одном конкретном жанровом направлении. Как правило, коммерческие радиостанции являются музыкальными и их основная функция – развлекательная. Музыкальная ротация на коммерческих радиостанциях ограничена и все музыкальные композиции перед тем, как попасть в эфир, проходят строгое музыкальное тестирование. Впервые подобная практика была применена в США в 40-х годах ХХ века. Первоначально во всем мире все радиостанции имели строгую программную политику, и не каждая была в состоянии выдержать конкуренцию. В этой связи владельцы одной из таких разорившихся радиостанций Тод Сторз и Билл Стюарт, размышляя о том, каким образом они могут изменить сложившуюся ситуацию, провели исследование музыкальных предпочтений. Для этого они в течение месяца отслеживали музыкальные композиции, которые чаще всего заказывались в музыкальных автоматах, расположенных в ресторанах и кафе. В результате исследования была выявлена закономерность, что люди заказывают в основном одни и те же песни, наиболее популярные в текущий период времени. Таким образом, был сделан вывод о том, что среднее количество песен, наиболее популярных в определенный промежуток времени (месяц), равно 40 музыкальным композициям. Суммировав эти композиции, был составлен плей-лист (первый ТОП-40) из сорока наиболее популярных песен, который и был запущен на радиостанции. В течении полугода подобной ротационной политики радиостанция смогла не только приобрести финансовую стабильность, но и занять лидирующие позиции на рынке.

    В настоящее время ротационная политика на коммерческих радиостанциях не изменилась и в эфир ставятся только самые популярные и востребованные музыкальные композиции. Для того, чтобы определить какие песни пользуются наибольшим спросом у радиослушателей, продюсеры радиостанций обязаны раз в полгода проводить музыкальное тестирование.

    Вещание коммерческих радиостанций разбивается на клоки (часы), каждый из которых имеет четкую структуру в зависимости от времени суток. Продюсеры должны постоянно отслеживать чтобы плей-лист не нарушался, то есть композиции не ставились в эфир в одно и тоже время в рамках одно дня и имели определенное число повторов на протяжении недели и месяца. Каждый музыкальный час (клок) на коммерческой радиостанции должен быть строго синхронизирован. Так как помимо музыкальной составляющей, каждая радиостанция имеет обязательные программные элементы, такие как новости, прогноз погоды, а также рекламные блоки, которые должны выходить в эфир в строго отведённое время часа, продюсер обязан отслеживать постановку музыкальных композиций в эфир так, чтобы их звучание не нарушало установленный порядок выхода этих программных элементов. В связи с тем, что на всех коммерческих радиостанциях планирование программного времени и запуск обязательных программных элементов осуществляется при помощи специализированного программного обеспечения, которое выводит в эфир все элементы в строго отведенное время, радиоведущий обязан отслеживать корректность воспроизведения музыкальных композиций и собственных выходов в прямой эфир таким образом, чтобы они не перекрывались и не обрывались автоматическим выходом в эфир новостей, специальных программ, а главное рекламных блоков.

    На коммерческих радиостанциях, в основные функциональные обязанности продюсера входит строгий контроль за работой всех подразделений радиостанции (программный отдел, коммерческий отдел, технический отдел, администрация, PR-отдел, информационные отдел). Руководство осуществляется в строгом иерархическом порядке. Сотрудники отделов подчиняются своим непосредственным руководителям:

- генеральный продюсер (зачастую владелец радиостанции) осуществляет общее и стратегическое руководство компанией через генерального директора;

- генеральный директор осуществляет текущее руководство компанией, взаимодействует с руководителями отделов и отчитывается перед генеральным продюсером;

- продюсеры (администраторы) входят в администрацию радиокомпании, осуществляют решение текущий организационных вопросов, контролируют работу всех отделов (в основном программного и информационного), отвечают за приглашение гостей в прямой эфир или для записи специальных программ;

- программный директор осуществляет руководство программным отделом через музыкального редактора, которому в свою очередь починяются диск-жокеи, ведущие специальных программ, а также саунд-продюсер (звукорежиссер);

- шеф-редактор осуществляет руководство информационным отделом, в который входят информационные редакторы (дикторы) и непосредственно отчитывается перед программным директором;

- коммерческий директор осуществляет руководство коммерческим отделом, в который входят старшие менеджеры, менеджеры по продажам (sale-менеджеры), трафик менеджер (распределяет промо ролики и рекламные ролики в рекламных блоках и в спонсированных программах);

- технический директор осуществляет руководство техническим отделом, в который входят системные администраторы, водители, автопарк и др. обслуживающий персонал;

- промоушен менеджер осуществляет внешнюю рекламную политику и способствует продвижению радиостанции на рынке.

На рисунке 1 представлена организационная структура коммерческой радиостанции.

Для обеспечения конкурентоспособности на рынке, любая коммерческая радиостанция обязана занимать определенную музыкальную нишу, которая будет характеризоваться конкретным жанром и стилем подачи музыкального и программного материала. В этой связи возникает необходимость в четком позиционировании радиостанции на рынке. Среди наиболее популярных жанров можно выделить, рок, русский рок, современная танцевальная музыка, зарубежная поп-музыка, русская поп-музыка, музыка прошлых лет. В зависимости от выбранного жанра строиться музыкальная политика и специальные программы, которые не должны конфликтовать с общим звучанием станции. Радиослушатель, в процессе переключения FM волн, должен иметь возможность сразу узнать и определить какая радиостанция в данный момент звучит. В связи с этим, строиться определенная политика позиционирования и продвижения радиостанции на рынок.

 

 

 


Рис. 1. Организационная структура коммерческой радиостанции

Позиционированием и продвижением радиостанции занимается PR-менеджеры, под руководством директора по маркетингу, программного директора и генерального директора. Основными методами продвижения радиостанции являются:

- публикация и размещение рекламных материалов в СМИ (газеты, журналы, ТВ, Интернет);

- инициация и проведение информационных поводов (генеральное и информационное спонсорство проведения спектаклей, концертов звезд и других мероприятий, соответствующих формату радиостанции);

- расширение целевой аудитории радиостанции при помощи проведения различных акций, конкурсов, розыгрышей, викторин среди радиослушателей.

Основными примерами политики продвижения радиостанций при помощи мероприятий являются следующие радиостанции: Русское радио – Золотой граммофон; Ретро FM – Звезды ретро FM; Авто радио – дискотека 80-х и др. Данные мероприятия проводятся на стадионах, во дворцах спорта и на центральных концертных площадках, что способствует привлечению большого количества зрителей и представителей СМИ.

На коммерческих радиостанциях основу эфира составляет музыкальные блоки, составленные в строгом соответствии с форматом той или иной радиостанции. Важно отметить, что сетка вещания в будние и выходные дни имеют значительные отличия.

    В будние дни сетка вещания может быть представлена в виде таблицы 1.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.048 с.)