Аргументы о несостоятельности детерминизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументы о несостоятельности детерминизма



 

Детерминистский способ мышления противоречит принципу божественной справедливости. Вера в принцип вынуждения человека, в то что его действия управляются божественной силой, как хорошие так и плохие его поступки являются вынужденными, не совместимы с идеей божественной справедливости. Было бы это справедливым заставлять человека совершать что-то греховное, затем наказывать его за это? Любое наказание при подобных обстоятельствах будет несправедливым. Согласно детерминистам, поступки в поведении человека вызваны рядом факторов вне их контроля; наша воля по себе не имеет силы производить действие. Но если Бог творит волевые поступки человека, если Он - Творец несправедливости и греха, даже назначение Себе соучастников, то как мы можем объяснить подобное поведение со стороны Совершенного и Возвышенного Существа?

 

Вера в детерминизм сводит на нет и устраняет принципы пророчества и откровения, идею повелений и запретов, религиозного долга и благополучия. Если мы однажды поверили, что все поступки людей происходят механически, без какой либо воли или выбора с его стороны, то не останется никакой роли для послания Пророков, которые посланы для того, чтобы поддержать человека в его стараниях.

 

Идея детерминизма включает в себе мысли о необходимости отмены образования и просвещения. Если действия человека не имеют ничего общего с его свободной волей, то бесконечные усилия просветителей, чтобы спасти человеческое общество и двигать его в направлении созидания и высших ценностей, не имеют смысла. Мы признаем, что Бог сведущ о всех явлениях, но мы должны знать, что это знание не означает, что человек все делает по принуждению. Знание Бога основано на принципе каузальности; это не применяется к явлениям или поступкам человека, которые не в рамках этой системы. Знание, которое оперирует причиной и следствием, не включает принуждение. Бог знал, что люди будут совершать определенные поступки в соответствии с их свободной волей. Их опыт свободной воли является частью цепи причинности, которая ведет их к их поступкам, и это сами люди, кто решает делать добрые или плохие дела. В данном случае неверно использовать свободную волю, она вызывает разрушение и моральное разложение, таким образом, если зло и притеснение имеют место в данном обществе, - это результат деяний человека. Это порождается не Богом. Знание Бога не оказывает влияние на выбор человеком добра и зла. Во всяком случае, попытки установления связи между изначальным знанием Бога и совершением человеком той или иной погрешности, противоречит всякому здравому смыслу. Для большей ясности представим себе, что учитель знает, о прогрессе, которого достигли его ученики и знает, что один ученик не сдаст свои последние экзамены из-за своей лени и отказа трудиться. Когда стали известны результаты экзаменов, стало очевидно то, что этот беспечный ученик, на деле провалился. Теперь, является ли причиной подобного результата знание учителя или это лень ученика. Очевидно, последняя.

 

Практические последствия идеи детерминизма порой бывают отрицательными и даже разрушительными. Под влиянием этой идеи человеком могут овладеть пессимистические настроения; он может чувствовать себя в положении птицы с перебитыми крыльями; никому не нужным и тем самым, полностью капитулировать перед законами предопределенности. Деспотические правители в истории то и дело использовали детерминизм, чтобы увековечить свою жестокость и тиранию. Они видели в этой идее то - что обосновывало свой деспотизм. Когда семья предводителя мучеников Хусайна бин Али, да будет над ним мир, предстала перед Ибн Зиядом, этот отвратительный преступник заявил Зейнаб Кубра, да будет над ней мир; "Увидели вы, что Аллах сделал с вашим братом и семьей?" Она ответила: "Я от Аллаха не видела ничего, кроме доброты и хорошего. Они сделали все то, что Аллах хотел от них, чтобы возвысить их состояние, и исполнили обязанности, доверенные им. Вскоре вас соберут в присутствии вашего Господа и призовут отчитаться; тогда вы поймете, кто победил и чья душа была спасена".

 

Идея об абсолютной воле

 

Сторонники этой идеи, в частности евреи и мусульманские му'тазилиты утверждают, что человек в своих действиях располагает абсолютной свободой; что Бог не оказывает ни малейшего влияния в действия человека. К примеру, роль Бога в действиях человека уподобляется роли строителя на стройке или роли художника в исполнении прекрасного творчества; хотя стройка нуждается в строителе, или табло нуждается в художнике, это - нужда действия в том, кто практически действует; стройка может продолжаться в отсутствии строителя и табло может сохраняться и после смерти художника.

 

Те, кто утверждают, что именно естественные нормы и воля людей порождают этот мир явлений, что ни изменения вещей в природе ни, человеческие деяния не имеют ничего общего с Богом, - те приписывают все вещи и явления источнику, диаметрально противоположному Богу. В лучшем случае сотворенные вещи они придают в сотоварищи Богу в творении Им вещей, либо выискивают другого творца, противостоящего Богу. Бессознательно они рассматривают сущность сотворенных вещей как независимую от божественной сущности.

 

Свобода нашей воли не может переступать пределы порядка, установленного Богом, отсюда не существует проблем, связанных с неизменностью Божественных актов. Что бы мы не делали, все находится в сфере Божественного знания, направляется Его волей и мудростью. Все аспекты жизни, все, что касается судьбы человека, находится в зависимости от Его знания. Те, кто отошел от позиции членов семьи Пророка ислама, да пребудет мир и благословение с ним и его семьей! -попал в пучину экстремистских убеждений. Имам Джафар ас-Садик (да будет над ним мир) говорил:

 

"Нет ни безусловного предопределения, ни абсолютной свободы воли: правомерна позиция между двумя позициями".[1]

 

Однако, тот факт, что мы располагаем свободой воли, отнюдь не означает того, что мы в чем-то пытаемся ограничить могущество Бога. Ибо именно Он возжелал, чтобы мы могли свободно принимать решения в соответствии с нормами и законами, Им установленными. Священный Коран наглядно показывает, что Бог указал человеку путь к спасению, при этом ничто не принуждает человека ни принять руководство и спасение, ни впасть в заблуждение: "Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным" (76:3). Следовательно, Коран отвергает попытки приписать волевые действия человека Богу.

 

[1] Ал-Кафи. т.1, с 160.

 

ЛЕКЦИЯ 12

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДУСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Вопрос предустановления и предопределения вызывает резкое расхождение мнений или из-за того, что придерживаются ошибочных убеждений относительно этой концепции, или же в связи с корыстными целями. Суть их представления заключается в том, что будто следование этой концепции порождает застой и бездеятельность, делает человека равнодушным к его жизненным проблемам. Вера в предустановление и предопределение отнюдь не мешает человеку достичь своих целей в жизни. Ибо ислам призывает человеческие существа сделать все, что в их силах, дабы улучшить свое существование как в моральном, так и экономическом плане. Однако необходимо отметить, что между верой в предопределение, с одной стороны, и верой в свободу человека, с другой, нет противоречия. Считая Божественную волю универсальной, Благословенный Коран предоставляет человеку свободу действий, активность в его поступках: "Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным" (76:3). Все материальные существа находятся в состоянии изменения и движения, демонстрируют готовность к усовершенствованию; в зависимости от внешних факторов их ожидают многочисленные и разные судьбы; они могут исчезнуть или быстро размножаться. Их судьба никак не связана с предустановлением и предопределением; причина есть основной фактор в определении следствия, как материальные существа отличаются многочисленностью, то и их судьбы могут быть разными.

 

Изменение судьбы

 

Раз мы признаем, что материальные существа возникают по разным и многочисленным причинам, то мы должны принимать и возможность изменения их судеб. Больного, например, могут достичь разные судьбы - он после обращения к врачу и выполнения его рекомендаций может вылечиться или же его болезнь может продлиться из-за обращения к некомпетентному врачу или из-за безответственного отношения к выполнению его рекомендаций; болезнь может принять критический характер и в конце-концов может привести к гибели больного. Все эти вероятности могут соответствовать принципу предустановления и предопределения. Врач, лекарства, микробы, все они созданы Богом. Выходит, что какая бы ни отмеченных вероятностей ни взяла верх, это будет торжеством воли Бога. Человек может изменить свою судьбу, но при всех вариантах его судьба будет оставаться в сфере влияния принципа предустановления и предопределения; изменением своей судьбы он не нарушает закон о причинной связи; это изменение будет одним из проявлений этого закона. Предустановление и предопределение порождают явления благодаря конкретной причине. Божественная воля правит всем миром в качестве универсального принципа и закона. Любые изменения также проистекают в соответствии с божественной нормой.

 

Просительная молитва

 

Когда человек сталкивается с трудностями, он не должен впадать в отчаяние. Двери милости Божьей открыты для всех. В Благословенном Коране сказано: "А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я - близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, -может быть, они пойдут прямо!" (2:186).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.12 (0.015 с.)