Метод упражнений (приучений) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод упражнений (приучений)



Для воспитания духовно-нравственных черт личности необходимы длительная трудовая и общественно-политическая практика, разнообразные упражнения в деятельности на благо многонационального коллектива.

Метод упражнений есть метод управления деятельностью школьников при помощи организации разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Этот метод способствует формированию единства духовно-нравственного сознания и поведения.

Метод упражнений в духовно-нравственном воспитании реализуется через общественно-значимые поручения и формирует у школьников качества общественника коллективиста. Поручения (практические задания) создают и расширяют их опыт общественной работы в детских организациях и коллективах. Поручения школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

У подавляющего большинства школьников наблюдается сознательное отношение к общественным поручениям. Их поведение устойчиво, принципиально. Случаи невыполнения общественных поручений и обязанностей, противопоставления личного интереса общественным, нарушения даваемых общений немногочисленны и могут рассматриваться лишь как исключительные явления. Наряду этой группой есть и другая группа школьников, которые отличаются неустойчивым поведением. Эти ребята могут поступать и правильно и неправильно. Взявшись с большим энтузиазмом за выполнение общественного поручения, могут, не закончив дела, бросить его. Выполнив одно поручение добросовестно, к другому могут отнестись халатно. Личные интересы нередко противопоставляют общественным интересам. Их духовно-нравственные и эстетические знания не превратились в устойчивые, ясные убеждения.

Для того чтобы сделать эту характеристику практически более значимой, необходимо остановиться на объяснении причин разного отношения обучающихся к общественным поручениям, что позволит нагляднее представить картину их поведения.

При организации упражнений классный руководитель должен вникнуть в мотивы духовно-нравственной активности. Порой поступки школьников бывают так непоследовательны и так противоречивы. Обязательно задайте вопрос себе вопрос: «Почему подросток, юноша поступил именно так, а не иначе?»

И найдете на него правильный ответ. Без понимания тех внутренних сил, которые заставляют школьника поступать определенным образом, нельзя успешно руководить его духовно – нравственным развитием, нельзя упражнять его в правильных поступках.

Настоящая духовно-нравственная воспитанность проявляется тогда, когда прочно складывается совпадение личных интересов с общественным. Не тот является воспитанным, кто научился только терпеть нагрузку общественного поручения, а тот, у кого сливается воедино стремление выполнить свои обязанности перед коллективом и его внутренние личные интересы, ибо делать полезные дела для товарищей, для общества доставляет ему большое счастье.

Понимая эту закономерность, передовые классные руководители, опираясь на коллективы детского самоуправления, увлекают школьников общественной работой, стимулируя разнообразную общественно-полезную деятельность, которая обеспечивает духовно-нравственный рост и формирование высоких гражданских качеств личности.

Интеграция различных направлений воспитательной работы обеспечивает реализацию двух макросфер программы воспитания, развития и социализации обучающихся начального, основного общего и среднего общего образования по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию:

«Я – гражданин» (начальное образование);

«Я – патриот и гражданин правового государства» (основное общее и среднее общее образование);

Макросфера «Я – гражданин», «Я – патриот и гражданин правового государства»; предполагает определённые виды деятельности и формы занятий с обучающимися, условия совместной деятельности образовательной организации с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в макросфере обозначены планируемые результаты.

Выбор видов деятельности по реализации макросферы «Я – гражданин» определяется с учётом государственных стратегических документов по воспитательной работе, ежегодного календаря образовательных событий, памятных дат и событий истории и культуры Донецкой Народной Республики, традиций образовательной организации, социального заказа на формы и содержание воспитательной работы.

Рекомендации родителям обучающихся

«Нравственное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить»

А.С. Макаренко.

В настоящее время семья практически отчуждена от обучающегося образовательного процесса, что, по нашему мнению, является одной из главных проблем современной педагогики. Принято считать, что только учитель и ученик являются субъектами образовательной деятельности общеобразовательной организации. Но ребенок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностей семьи.. Ученик не только юридически, но и духовно неотделим от семьи. Поэтому следует считать субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью. Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного, воспитательного процессов, она является основным хранителем народной традиции и основным элементом ее передачи. Семья делегирует свои полномочия общеобразовательной организации, которая не заменяет, а помогает семье создать условия для развития личности обучающегося и его духовного становления, вводит его в мир культуры, являющейся результатом духовного творчества народа, обеспечивает расширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональных возможностей. Через ребенка школа влияет на семью. Учитель и общеобразовательная организация ответственны не только перед государством за результаты своей деятельности, а в основном ответственны перед семьей. Именно семья должна быть активно вовлечена в современное образовательное пространство.

Взаимодействие с родителями в процессе развития духовно-нравственного воспитания детей способствует бережному отношению к традициям, культуре, истории.  Нравственные основы – цель духовно-нравственного воспитания. Семья – залог нравственного воспитания. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.

Формы сотрудничества семьи и общеобразовательной организации:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы), ориентированных на формирование традиций духовно-нравственного воспитания в семье;

- индивидуальные консультации.

Формысотрудничества семьи и общеобразовательной организации, могут быть организованы как социально-педагогический проект.

Задачи такого проекта:

- развивать воспитательную, культурно-просветительскую работу школы;

- укреплять семейные и детско-родительские отношения.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе педагога и с детьми, и с их родителями. Привлечение семьи к духовно- нравственному воспитанию детей требует от учителя большого такта и терпения. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Семья - это основа нравственного воспитания, именно в ней формируются нравственные приоритеты.

Нравственность – это правило определяющее поведение, духовное и душевное качество, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведениях и поступках. Воспитать развитые духовно-нравственные потребности – главнейшая задача родителей.

Духовно - нравственному воспитанию способствуют такие качества как:

- Доброта;

- Отзывчивость;

- Верность своему слову;

- Любовь;

- Помощь;

- Справедливость;

- Уважение в семье.

Предлагаем Вам рекомендации по созданию благоприятных условий, в которых формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего. Лишённый этого чувства человек, не способен уважать своих близких, Родину. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Известный русский ученый-педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.

3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.

Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе обучающегося, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.

Родители должны своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.

«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоко нравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают свое дитя, вселяют веру в будущий успех.

В чём же вред упреков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Многие педагоги говорят об огромном эффекте порицания. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания сострит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

5. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний — тончайшая филигранная работа «садовода» - воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.

В. А. Сухомлинский говорит в своих книгах: «... искусство повеления и запрета... даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств ребенка. Этим необходимо заниматься и в семье, и в школе. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.

7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

8. Закон культивирования в семье положительных привычек.

Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры - модель для подражания и активного использования в жизни.

9. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.

Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка, желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Помните: «Для того чтобы воспитание детей было успешно надо чтобы воспитывающие люди, не переставали воспитывать себя», сказал Л.Н. Толстой. И он прав, так как вы, родители,  являетесь образцом для своих детей.

Мы думаем, что вы и ваши дети хотите одного и того же: доброты, счастья, взаимопонимания... А это и есть все – нравственные приоритеты в воспитании.

Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как вы его воспитали, исповедовать те ценности, которые вы в него вложили. Помните об этом постоянно и тогда вы сможете гордиться своими детьми.

 

 


Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11.

2. Аплетаев М.Н. Диагностика нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: методические рекомендации. Омск, 1989. 42 с.

3. Буцкая, А. А. Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников / А. А. Буцкая. — Текст: непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7529/ (дата обращения: 25.04.2020).

4. Закон ДНР «Об образовании» / Принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года (С изменениями, внесенными Законами от 27.03.2020 № 116-IIНС).

5. Конституция Донецкой Народной Республики /(С изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17-ІНС, от 29.06.2015 года № 63-ІНС, от 06.03.2020 года № 106-IIНС).

6. Левичев О. Ф. Духовно-нравственное развитие: закон сохранения мощности // Школьные технологии. — 2010. — № 3. С. 64.

7. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской; 3-е изд. М.: Детская литература, 1989. 238 с.

8. Павлов В. И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов // Фундаментальные исследования. № 12-2. 2011. С. 322—325.

9. Пархоменко И. А. К вопросу об определении понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников» // Мир науки, культуры, образования. № 5. 2009. С. 184—186.

10. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г.

11. Примерные основные образовательные программы/ утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1133.

12.  Телепов М.Н. «Личность: судьба или работа над собой?», — Самара: ООО «Офорт»: АНПО «АСЕТ», 2012. – 136 с.

13.  Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I Остров духовной жизни. – М.: 1997 г.


План работы на год, отражающий работу по направлениям деятельности

№ п/п Наименование мероприятий Сроки проведения

Место проведения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.03 с.)