Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А.К. Толстого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А.К. Толстого.



Урок №75-76 (ОС-17)

Дата 14 мая

Тема: Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого.

ЗАДАНИЯ:

1. Записать биографию А.К. Толстого.

2. Сделать конспект теоретического материала.

3. Разберите стихотворение А.К. Толстого «Против течения». Какое место занимает это стихотворение в литературной борьбе середины XIX века?

Теоретический материал

Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А.К. Толстого.

Тема любви

     Его представления о поэзии, ее месте в жизни человека, назначении, характере поэтического творчества развивались под влиянием идеалистических идей. Наивысшим проявлением красоты жизни была для А.Толстого любовь.

     Одним из проявлений высшей любви является любовь земная, любовь к женщине. Значительное место в поэтическом наследии Толстого занимает любовная лирика, циклы стихотворений связанные с образом С.А.Миллер (Толстой). Это такие произведения, как «Средь шумного бала», «Колышется море», «Не верь мне друг», «когда кругом безмолвен лес» и т.д.

    Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины.

     Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа. Больше половины его стихотворений на любовную тему превратились в музыкальные стихотворения.

    С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой.

     А. Толстой в 1851 встретился на балу-маскараде с таинственной незнакомкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. Она отказалась снять маску, но взяла его визитную карточку, пообещав дать знать о себе. Вернувшись домой, А. Толстой долго не мог уснуть. В этот вечер он пишет стихотворение " Средь шумного бала".

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты:

     Через несколько дней он увидел ее. Софья Андреевна стала единственной на всю жизнь любовью А.Толстого. Она была замужем за полковником конной гвардии (уже не жила с мужем, но развод не был оформлен). Любовь их была глубоким чувством, но соединить свои судьбы они не могли, так как были препятствия со стороны властной матери А.Толстого и Л.Ф.Миллера. Брак был оформлен только в 1863 году. Софья Андреевна всегда была верной подругой А.Толстого, его музой и первым строгим критиком, она обладала безупречным вкусом, и ее мнением художник очень дорожил. Софья Андреевна была великолепно образована, знала 14 языков, играла на рояле, хорошо пела.

    Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

     Стихотворение "Средь шумного бала", благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках.

     Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого. На исходе жизни (1871), находясь далеко от дома, поэт написал в письме любимой супруге такие слова: " Кровь застывает в сердце при одной мысли, что могу тебя потерять - я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье".

Тема природы

       Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает еѐ красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

    В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма:

Kонский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

       В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги»)


Ой стоги, стоги,

 На лугу широком!

Вас не перечесть,

Не окинуть оком!

 Ой стоги, стоги,

В зеленом болоте,

Стоя на часах,

Что вы стережете?

«Добрый человек,

Были мы цветами,-

Покосили нас

Острыми косами!

Раскидали нас

Посредине луга,

 Раскидали врозь,

Дале друг от друга!

От лихих гостей

Нет нам обороны,

На главах у нас

Черные вороны!

На главах у нас,

Затмевая звезды,

Галок стая вьет

Поганые гнезда.


      Основной жанр: пейзаж (включающий философские раздумья).

      Основные образы: весенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

       Особенность: фольклорность, народность поэзии Толстого (стихотворения в стиле народных песен).

       Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными. Ну а другой поэт русской природы (XX век) Сергей Есенин так однажды высказался о Толстом: «Широкой он души человек. Какая-то богатырская удаль слышится во многих стихах его, кажется, что сам народ русский подсказывает ему и слова, и ритмы, и глубину чувств».

Сатира и юмор

        Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга. Жалобы.

        Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

       От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует. Афоризмы Пруткова пошли в народ.

Афоризмы Козьмы Пруткова (глупые, плагиат)

  Зри в корень.

Никто не обнимет необъятного.

Лучше скажи мало, но хорошо.

 Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.

Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

Бди!

Копая другому яму, сам в нее попадешь.

    Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К.Толстого были: пародии, послания, эпиграммы.

     Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством. Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

      Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. А.К.Толстой дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами: Земля наша богата

                                                                Порядка ж снова нет.

Отрывок о правлении Петра I


Царь Петр любил порядок,

Почти как царь Иван,

И так же был не сладок,

Порой бывал и пьян.

Он молвил: «Мне вас жалко,

Вы сгинете вконец;

Но у меня есть палка,

И я вам всем отец!..

Не далее как к святкам Я вам порядок дам!»

И тотчас за порядком

Уехал в Амстердам.

Вернувшися оттуда,

Он гладко нас обрил,

А к святкам, так что чудо,

В голландцев нарядил.

Но это, впрочем, в шутку,

Петра я не виню:

Больному дать желудку

Полезно ревеню.

Хотя силѐн уж очень

Был, может быть, приѐм;

А все ж довольно прочен

Порядок стал при нем.

Но сон объял могильный

Петра во цвете лет,

Глядишь, земля обильна,

Порядка ж снова нет.


Тема истории России

          Основные жанры: баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

          Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

          Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

         Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

        Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

       Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

       XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.

     Однажды в письме своему другу Алексей Константинович написал: «Если бы перед моим рождением Господь Бог сказал мне: «Граф! выбирайте национальность, где вы хотите родиться!» - я бы ответил ему: «Ваше величество, везде, где Вам будет угодно, но только не в России!»… И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов… мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!».

Основные образы поэзии

     Образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

     Любимым жанром поэта была баллада.

     Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях - баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.


Над шапкою держит посланье.

 И спрянул с коня он поспешно долой,

 К царю Иоанну подходит пешой

И молвит ему, не бледнея: «От Курбского, князя Андрея!»

Приидет возмездия час,

Писанием нам предреченный,

Шибанов молчал.

Из пронзенной ноги

Кровь алым струилася током,

Как будто исполнен печали,

И все в ожиданье молчали.

И царь вопрошает:

«Ну что же гонец?

Скрыпят у застенка ворота,

Опять зачалася работа.

«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»

 — «Царь, близок ему уж приходит конец,

Но слово его все едино,

Он славит свого господина:

 „О князь, ты, который предать меня мог

За сладостный миг укоризны,

Но слово мое все едино:

Урок №75-76 (ОС-17)

Дата 14 мая

Тема: Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого.

ЗАДАНИЯ:

1. Записать биографию А.К. Толстого.

2. Сделать конспект теоретического материала.

3. Разберите стихотворение А.К. Толстого «Против течения». Какое место занимает это стихотворение в литературной борьбе середины XIX века?

Теоретический материал

Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А.К. Толстого.

Тема любви

     Его представления о поэзии, ее месте в жизни человека, назначении, характере поэтического творчества развивались под влиянием идеалистических идей. Наивысшим проявлением красоты жизни была для А.Толстого любовь.

     Одним из проявлений высшей любви является любовь земная, любовь к женщине. Значительное место в поэтическом наследии Толстого занимает любовная лирика, циклы стихотворений связанные с образом С.А.Миллер (Толстой). Это такие произведения, как «Средь шумного бала», «Колышется море», «Не верь мне друг», «когда кругом безмолвен лес» и т.д.

    Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины.

     Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа. Больше половины его стихотворений на любовную тему превратились в музыкальные стихотворения.

    С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой.

     А. Толстой в 1851 встретился на балу-маскараде с таинственной незнакомкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. Она отказалась снять маску, но взяла его визитную карточку, пообещав дать знать о себе. Вернувшись домой, А. Толстой долго не мог уснуть. В этот вечер он пишет стихотворение " Средь шумного бала".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.055 с.)