Циклическая модель экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Циклическая модель экономики



Введение

Содержание современной экологии можно определить исходя из концепции уровней организации жизни, которые составляют своеобразный биологический спектр (рис. 1). Сообщество, популяция, организм, орган, клетка и ген – основные уровни организации (на рис. 1 расположены в иерархическом порядке – от крупных систем к малым).

 

 

Рис. 1. Спектр уровней организации жизни

 

Теоретически этот спектр уровней, как и спектр излучения, может быть продолжен до бесконечности в обе стороны. На каждой ступени, или уровне, в результате взаимодействия с окружающей физической средой (энергией и веществом) возникают характерные функциональные системы.

Под системой мы подразумеваем упорядоченно взаимодействующие и взаимозависимые компоненты, образующие единое целое. Системы, содержащие живые компоненты (биологические системы, или

биосистемы), можно изучать на любом из уровней, приведенных на рис. 1, либо на любом промежуточном уровне, удобном или необходимом для исследования.

Экология изучает главным образом системы, расположенные выше уровня организма (см. рис. 1): популяции, сообщества и экосистемы.

Экология – междисциплинарная область знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе и об их взаимодействии.

В экологии понятие «популяция», которое первоначально обозначало группу людей, расширено и определяет группы особей любого вида организмов.

Точно так же понятие «сообщество» (иногда называемое еще биотическим сообществом) в экологическом смысле включает все популяции, занимающие данный участок.

Сообществу и экосистеме приблизительно соответствуют часто употребляемые в литературе термины «биоценоз» и «биогеоценоз» (буквально «жизнь и земля, функционирующие вместе»).

Биом – удобный и широко используемый термин, обозначающий крупную региональную или субконтинентальную биосистему, характеризующуюся каким-либо основным типом растительности или другой особенностью ландшафта, например биом лиственных лесов умеренного пояса.

Каждый уровень в спектре биосистемы интегрирован с другими уровнями, поэтому здесь не существует резких границ или разрывов в функциональном смысле.

Например, система «хозяин – паразит» или двувидовая система взаимосвязанных организмов (скажем, сожительство гриба и водоросли, образующее лишайник) представляют собой промежуточные уровни между популяцией и сообществом.

Живые организмы и их неживое (абиотическое) окружение неразделимо связаны друг с другом; взаимодействуя, они образуют экологическую систему, или экосистему.


Экосистема – основная функциональная единица в экологии, поскольку в нее входят и организмы, и неживая среда – компоненты, взаимно влияющие на свойства друг друга и необходимые для поддержания жизни в той ее форме, которая существует на Земле. Поток энергии создает четко определенные биотические структуры и круговорот веществ между живой и неживой частями.

Экологическая система (экосистема) – единица, включающая все совместно функционирующие организмы (биотическое сообщество) на данном участке и взаимодействующая с физической средой.

Если мы хотим, чтобы наше общество перешло к целостному решению проблем, возникающих на уровне биомов и биосферы, то должны прежде всего изучать экосистемный уровень организации.

Самая крупная и наиболее близкая к идеалу в смысле самообеспечения биологическая система, которую мы знаем, – это биосфера, или экосфера.

Биосфера включает все живые организмы Земли, находящиеся во взаимодействии с ее физической средой как единое целое, и поддерживает себя в состоянии устойчивого равновесия, получая поток энергии от Солнца, ее источника, и переизлучая эту энергию в космическое пространство.

Под устойчивым равновесием мы понимаем способность саморегулируемой системы возвращаться в исходное состояние, по крайней мере, после небольшого отклонения.

Возможно, лучший способ представить себе экосистему – это мысленно отправиться в космическое путешествие. Покидая биосферу, мы должны взять с собой четко ограниченную закрытую среду, которая обеспечивала бы все наши жизненные потребности, а в качестве энергии, поступающей из окружающего пространства, использовать солнечный свет или атомную энергию. Для путешествий, длящихся несколько дней или недель, например, на Луну и обратно, нам не требуется полностью автономная экосистема, так как необходимый запас кислорода и пищи можно взять с собой, а углекислота и другие отходы могут быть на короткое время изолированы или обезврежены. Для более длительных путешествий, например на планеты Солнечной системы, или для полетов, имеющих целью основать колонии в Космосе, потребуется закрытый либо обладающий более полными системами регенерации космический корабль, на котором должны иметься все жизненно важные абиотические вещества и средства для их многократного использования. В нем должны осуществляться сбалансированные процессы продуцирования, потребления и разложения организмами или их искусственными заменителями. По сути дела, автономный космический корабль представляет собой микроэкосистему, включающую человека.

Все пилотируемые космические корабли, запущенные до сих пор, были снабжены модулями жизнеобеспечения запасающего типа; в некоторых случаях с помощью физико- химических методов осуществлялась частичная регенерация воды и атмосферных газов.

Автономные системы, в которых люди сосуществуют с регенерирующими микроорганизмами (водоросли или водородные бактерии), рассматривались, но были признаны нереализуемыми.

В регенеративные экосистемы, которые могли бы долгое время находиться в космосе, не получая ничего с Земли, требуется включить крупные организмы, которые могут идти в пищу человеку, – необходимо значительное видовое разнообразие. А прежде всего, нужны большие емкости, заполненные воздухом и водой. Для поддержания таких поселений (космических колоний) можно будет использовать солнечную (и, возможно, атомную) энергию. Поток, создаваемый источником энергии, определяет биологическую продуктивность экосистемы. В земных условиях он составляет от 100 до 1000 Вт/м2.

Первичная продуктивность экосистемы – скорость, с которой лучистая энергия усваивается организмами-продуцентами в процессе фотосинтеза и хемосинтеза, накапливаясь в форме органических веществ.


В экосистему, предназначенную для космического путешествия, придется включить нечто подобное обычным сельскохозяйственным и другим крупным растительным сообществам. Часть обитаемой площади необходимо отвести для интенсивного сельского хозяйства. При определении размеров сельскохозяйственных угодий надо учитывать, что высокая степень продуцирования и интенсивный метаболизм на единицу площади наблюдаются в естественных и искусственных условиях, если физические факторы благоприятны, и особенно при поступлении извне дополнительной энергии, уменьшающей собственные затраты на поддержание жизнедеятельности. Такие системы получают энергию, пищу, материалы и воду с больших площадей, находящихся за их пределами, т. е. используют энергетические субсидии.

Энергетическая субсидия – всякий источник энергии, уменьшающий затраты на самоподдержание экосистемы и увеличивающий ту долю энергии, которая может перейти в продукцию.

 

Основная задача, которую предстоит решить, – чем заменить буферную способность атмосферы и океанов, благодаря которой стабилизируется биосфера в целом. На Земле на каждый квадратный метр суши приходится более 1000 м3 атмосферы и почти 10 000 м3 океана плюс большие объемы постоянной растительности (рис. 2). Все они выполняют роль накопителей отходов, регуляторов и регенераторов. Очевидно, что для длительного пребывания человека в Космосе часть этой буферной функции должны будут взять на себя механические устройства.

 

Рис. 2. Сравнительные объемы атмосферы и океана, приходящиеся на 1 м2 суши и

действующие как буфер (на рисунке не показана наземная растительность, занимающая большой объем, также помогающая биосфере сглаживать нарушающие воздействия)

 

Рассмотрение экосистемы, включающей человека, невозможно без учета социальных, экономических и политических факторов. Экономика в этом случае определяет состояние экосистемы. В земных условиях она является первопричиной экологических проблем и средством их решения. Только в экономическом секторе можно изыскать необходимые для исправления экологической ситуации средства. Холистическая экономика (экономика космического корабля) позволяет понять роль энтропии в экономических взаимодействиях.

Причиной экологических проблем является то, что в настоящее время работа природы, поставляющей ресурсы для экономики, не оценивается и остается за пределами монетарной системы. Проблемы решаются, если пересчитать деньги в единицы энергии. Это логично, так как стоимость товаров и услуг тесно связана с тем, сколько энергии


пришлось на них потратить. После этого природные ресурсы превращаются в товар или оказываемые человеку услуги, а участие денег в расчетах позволяет определить реальную ценность окружающей среды. Решением будет определенный компромисс – выбор между экономическим ростом и качеством природной среды.

 

Физические сновы экологии

Увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду постепенно приводит к росту актуальности экологических проблем. Последние два десятилетия экологическая ситуация оказывает все более существенное влияние на деловые решения и планирование. Люди стали острее ощущать вред от деградации окружающей среды и реагировать на него. В результате потребители изменяют свои предпочтения в пользу более экологичных товаров – биоразлагаемых стиральных порошков, озононеразрушающих продуктов, многоразовой упаковки. Правительства издают законы, направленные на улучшение экологической обстановки, и устанавливают оборудование для ее контроля. Для многих предприятий экологические аспекты становятся приоритетными. Этот корпоративный отклик обусловлен не только необходимостью выполнения растущего числа норм на производство, но и желанием сохранить конкурентоспособность на рынке, поскольку потребитель предпочитает экологически чистый товар.

Транспорт, производство, связь, достижения химии ответственны как за высокий уровень жизни, который дает нам многие блага, так и за деградацию окружающей среды. Чтобы понять, почему это произошло, необходимо знать, как работает экономика и какова взаимосвязь экономики и природной среды. Экономисты используют модель рынка, чтобы объяснить условия и процесс принятия решений, которые определяют работу экономики. Модель позволяет (если пренебречь некоторыми деталями) проверять гипотезы об экономических отношениях и анализировать экономические проблемы – почему они возникают и как их можно решить. Следовательно, моделирование – фундаментальный инструмент для изучения экологии и экономики природопользования.

Остановимся на рассмотрении того, как возникают выбросы и используются ресурсы. И то и другое вытекает из решений, принятых на предприятиях (фирмах) и в домашних хозяйствах (семьях). Потребление и производство основываются на натуральных ресурсах, предоставляемых природой. Более того, фундаментальные решения, касающиеся экономической активности, напрямую связаны с экологией. Чтобы проиллюстрировать это соотношение, представим сначала основную модель экономической активности, затем объясним эту связь.

Следует ожидать, что результатом будет некоторый компромисс, как это определяет экономическая теория. Мы не в состоянии добиться абсолютной чистоты воды или воздуха, так же как не можем остановить экономическое развитие.

Наша задача – решить, какой уровень качества природной среды допустим, и сделать поправки в экономике, которые позволят поддерживать это качество в процессе экономического развития.

Модель баланса материалов

Модель баланса материалов показывает экономическую активность как часть более широкой схемы (рис. 4). Она позволяет отразить точное соотношение между экономикой и окружающей средой и дает важный аналитический инструмент для понимания экологических проблем и их решения.

Модель баланса материалов – представляет положение экономических потоков (оборотов) как часть более общей схемы, иллюстрируя связь экономических решений с состоянием окружающей среды.


 

Рис. 4. Модель баланса материалов

 

Потоки ресурсов

Рассмотрим связь между верхним блоком (см. рис. 4), представляющим природу, и двумя рынками (при этом важное значение имеет направление стрелок). Заметим, что поток материалов или натуральных ресурсов в экономику идет через потребительский сектор (в рассматриваемой модели предполагается, что домашние хозяйства являются собственниками всех средств производства, включая естественные ресурсы).

Этот поток составляет основное содержание дисциплины называемой экономикой натуральных ресурсов, изучающей движение ресурсов из окружающей среды в сферу экономики. Он представляет, как экономическая активность обусловливает разработку природных ресурсов (добычу полезных ископаемых, воды и т. п.). Ключевым моментом экономики натуральных ресурсов является определение того, какой из ресурсов возобновляемый, а какой исчерпаемый.

Возобновляемый природный ресурс – пополняется естественным образом с измеримой скоростью (лес).

Исчерпаемый ресурс (невозобновляемый) – существует в ограниченном количестве. Скорость его пополнения можно считать нулевой (нефть, железная руда). Хотя эти определения однозначны, есть несколько предостережений.

Например, даже если ресурс возобновляемый, он может быть исчерпан, если его запасы истреблены. Сюда, в частности, относятся медленно растущие леса и виды животных, у которых поздно наступает половая зрелость.

С другой стороны, некоторые исчерпаемые ресурсы могут быть восстановлены (рециркуляция) и использованы для других целей. Примером является сталь со старого автомобиля, которая переплавляется и применяется в других областях промышленности. В результате исчерпаемый ресурс теряет свою исчерпаемость и приобретает свойства возобновляемого.

Источники загрязнений

Поскольку поллютант определен, второй шаг – определить источник, ответственный за его выброс.

Есть много источников загрязнений, и они различны: от автомобиля до мусорных ящиков. Даже такие безобидные на первый взгляд объекты, как сельскохозяйственные плантации на Среднем Востоке, могут быть источником загрязнений.

В зависимости от способа влияния источников загрязнений на состояние природной среды они группируются по мобильности (1) и распознаваемости (2).

1. На основе признака мобильности источники данной группы подразделяются на стационарные и мобильные.

Стационарный источник – производитель загрязнения, имеющий неподвижное положение. Это здание или производственное помещение, из которого выбрасываются поллютанты в окружающую среду. Например, электростанция, сжигающая уголь, или станция очистки сточных вод.

Мобильный источник – любой нестационарный источник, включая транспортные средства, такие как автомобиль, самолет, корабль.

Политически такая классификация важна применительно к загрязнениям воздуха.

Оба типа источников загрязняют воздух, но требуют различных видов контроля.

2. Распознаваемость (возможность обнаружения) важна для понимания причин ущерба и определения способов контроля. Дифференциация на точечные и распределенные источники помогает решать проблемы.


Точечный источник – любой единичный опознаваемый источник загрязнения, такой как заводская руба.

Распределенный источник – не может быть опознан точно и наносит вред окружающей среде диффузным путем через относительно широкую область (например, сельскохозяйственные плантации).

Данная классификация наиболее часто используется применительно к контролю водных загрязнений, поскольку именно распределенные ис- точники важны в данном случае.

Как следует из определения, поллютанты, выпущенные распределенными источниками, труднее контролировать.

Поэтому неудивительно, что даже после многих  лет изучения проблема контроля распределенных источников все еще далека от решения.

Локальные выбросы

Локальные выбросы – ущерб окружению, который не распространяется далеко от источника и ограничен одним населенным пунктом (например, городской смог). Отрицательный эффект в данном случае, хотя и носит локальный характер, тем не менее подвергает риску общество и может быть слабо контролируемым.

Общая проблема локальных выбросов – загрязнение воздуха больших городов, и в частности смог. Видимый как плотная желтоватая дымка смог вызывается выбросом ряда химических соединений, которые вступают в реакцию между собой под воздействием солнечного излучения. Некоторые города имеют серьезные проблемы с воздухом (Лос- Анджелес, Мехико, Пекин, Москва).

Улучшение городского воздуха – долгосрочный процесс. В решении данной проблемы должны участвовать как органы власти, так и общественность.

Другая проблема локальных загрязнений, к которой возрастает внимание, – твердые бытовые отходы (ТБО).

Некачественная обработка отходов позволяет поллютантам, таким как ртуть и свинец, проникать в водные источники и вызывать проблемы со здоровьем у тех, кто живет рядом. Среди мер, улучшающих обработку ТБО, – уменьшение на стадии производства продукта количества его неутилизируемых составляющих (упаковка и пр.).

Региональные загрязнения

Региональные загрязнения – ущерб от которых может быть причинен на значительном расстоянии от источника, например кислотные дожди.

Кислотные дожди вызываются кислотными компонентами, содержащимися в выбросах, они смешиваются с частицами воздуха и выпадают на землю либо в сухом виде, либо в виде тумана, дождя, снега (общее название – «кислотные осадки»).

Вредные компоненты образуются в результате химических реакций, при которых появляются SO2 и NO2. Оба окисла возникают при сжигании ископаемого топлива. Кислотные дожди характеризуются как региональные загрязнения, поскольку вред может быть нанесен на расстоянии сотен километров от источника.

Среди последствий – проблемы со здоровьем (респираторные заболевания), вымирание организмов в водоемах, ущерб лесам, разрушение зданий.

Глобальные загрязнения


Глобальные загрязнения – охватывают всю планету (глобальное потепление, истощение озонового слоя).

Глобальные загрязнения трудно контролировать, поскольку эффект настолько масштабен, что требуется международное сотрудничество.

Рассмотрим проблему глобального потепления, также известного как парниковый эффект. Парниковый эффект обусловлен различной прозрачностью атмосферы Земли в видимом и дальнем инфракрасном диапазонах. Эффект определяется влиянием состава атмосферы на процесс охлаждения поверхности планеты за счет испускания в космическое пространство теплового излучения. Нагревание поверхности Земли происходит в результате поглощения ею видимого света Солнца, на который приходится основная часть энергии солнечного излучения и для которого большинство газов прозрачны. Наличие газов, не пропускающих тепловое излучение (т. н. парниковых газов

– H2O, CO2, CH4 и пр.), мешает охлаждению и делает атмосферу хорошим теплоизолятором. В результате средняя температура на планете увеличивается. Этот процесс естественный. Однако добавление к естественно присутствующим в атмосфере парниковым   газам CO2 и NH4 газов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности человека (например, при сжигании ископаемых видов топлива), приводит к нарушению естественных климатических условий. Это эффект мирового масштаба, который может повлиять на продуктивность сельского хозяйства и повысить уровень океанов.

Риск, связанный с истончением слоя озона из-за наличия различных поллютантов, имеет аналогичный характер. Озоновый слой защищает землю от опасного коротковолнового УФ-излучения. В 1985 г. было обнаружено, что естественное истончение озонового слоя над Антарктидой превратилось в «озоновую дыру», которая по площади была сравнима с Северной Америкой. Согласно Монреальскому протоколу 1987 г. 20 по веществам, разрушающим озоновый слой, истончение слоя озона вызвано в основном группой химикатов, известной как CFC (clorofluorocarbonate), которые использовались в холодильниках, кондиционерах, аэрозольных баллончиках. Так как эта проблема глобальная, для контроля за использованием CFC используются международные соглашения.

 

Компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны атмосферного воздуха

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны атмосферного воздуха:

1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку государственных программ и осуществляет контроль за их реализацией;

2. координирует деятельность республиканских органов государственного управления и иных организаций;

3. принимает нормативные правовые акты, разрабатывает, утверждает и вводит в действие технические нормативные правовые акты;

5. утверждает и вводит в действие по согласованию с Министерством здравоохранения нормативы экологически безопасных концентраций      загрязняющих

  веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных

  природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также

  природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов;

6. утверждает категории объектов воздействия на атмосферный воздух и устанавливает порядок отнесения объектов воздействия на атмосферный воздух к определенным категориям;

8. определяет порядок установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

9. утверждает перечень загрязняющих веществ, категории объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, видов деятельности, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;


10. устанавливает порядок разработки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

11. утверждает перечни отраслей экономики, объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых устанавливаются технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

12. организует отбор проб производимого, хранимого и реализуемого юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями топлива, а также веществ, смеси веществ, материалов и отходов, используемых в качестве топлива, для проведения анализа соответствия содержания веществ, влияющих на количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при их сжигании, обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза;

13. утверждает правила эксплуатации газоочистных установок;

14. устанавливает порядок учета в области охраны атмосферного воздуха;

15. устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел, местными исполнительными и распорядительными органами порядок регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;

16. устанавливает порядок сбора, накопления и распространения информации о наилучших доступных технических методах;

17. ведет государственный кадастр атмосферного воздуха;

18. организует и проводит мониторинг атмосферного воздуха;

19. устанавливает порядок инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.20. осуществляет контроль в области охраны атмосферного воздуха, отбор проб и

 проведение измерений для определения количественного и качественного  состава

 выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух  в  порядке,  установленном

 законодательством  о  контрольной  (надзорной)  деятельности,  об  охране  окружающей

 среды;

22. предъявляет претензии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, причинившим вред окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, заявляет требования в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в порядке приказного производства;

23. осуществляет международное сотрудничество.

 

Компетенция Министерства здравоохранения в области охраны атмосферного воздуха

1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики;

2. принимает участие в разработке государственных программ в области охраны


атмосферного воздуха;

3. принимает нормативные правовые акты, разрабатывает, утверждает и вводит в действие технические нормативные правовые акты;

4. утверждает и вводит в действие по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций

  загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней

  воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест

  массового отдыха населения;

1.5. согласовывает нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов;

1.6. устанавливает классы опасности загрязняющих веществ и порядок отнесения загрязняющих веществ к определенным классам опасности загрязняющих веществ;

1.7. осуществляет государственный санитарный надзор в области охраны

 атмосферного воздуха.

 

ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Требования в области охраны атмосферного воздуха при проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Проектирование объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляется в соответствии с законодательством о строительстве, архитектуре и градостроительстве, об охране окружающей среды, Законом «Об охране атмосферного воздуха» и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе обязательными для


соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

2. Проектирование объекта хозяйственной и иной деятельности, связанного с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляется с учетом:

2.1. информации о наилучших доступных технических методах, предоставляемой Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке, им установленном;

2.2. нормативов в области охраны атмосферного воздуха;

2.3. данных о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

2.4. показателей по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренных программами в области охраны атмосферного воздуха.

3. При проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проектная документация должна включать:

3.1. анализ соответствия прогнозируемых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам в области охраны атмосферного воздуха, проведенную с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и выбросов загрязняющих веществ от совокупности проектируемых и существующих источников выбросов;

3.2. проектные решения, основанные на наилучших доступных технических методах, а также проектные решения по оснащению организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками и иные решения по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечивающие соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха;

3.3. предложения по организации мест отбора проб и проведения испытаний выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

3.4. предложения по оснащению автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух организованных стационарных источников выбросов в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

3.5. обоснование границы зоны воздействия и ее размеров.

 

Требования в области охраны атмосферного воздуха при возведении и реконструкции объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Возведение и реконструкция объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по проектной документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы, без

  положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

2. Возведение и реконструкция линейных неорганизованных стационарных


источников выбросов допускаются при соответствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух технологическим нормативам выбросов загрязняющих веществ, установленным в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона «Об охране атмосферного воздуха».

 

Требования в области охраны атмосферного воздуха при вводе в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Ввод в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается при наличии установленных в соответствии со статьей 19 Закона «Об охране атмосферного воздуха» нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Ввод в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с нарушением требований законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, запрещается.

 

Требования в области охраны атмосферного воздуха при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными, нестационарными источниками выбросов

1. Организованные стационарные источники выбросов:

1.1. оборудуются местами для отбора проб и проведения испытаний выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов и проектной документацией;

1.2. оснащаются автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов допускаются только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения и в соответствии с нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условиями, установленными в таких разрешениях, если их получение требуется в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона «Об охране атмосферного воздуха».

3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных

  источников выбросов допускаются при условии, что источники выделения загрязняющих веществ эксплуатируются в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

4. Эксплуатация стационарных, нестационарных источников выбросов может быть полностью или частично приостановлена в соответствии с законодательством об охране окружающей среды при нарушении требований пунктов 1 - 3.


5. ГАЗООЧИСТНЫЕ УСТАНОВКИ

Организованные стационарные источники выбросов оснащаются газоочистными установками при невозможности обеспечить соблюдение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и (или) технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом применения наилучших доступных технических методов.

Газоочистные установки могут эксплуатироваться только в технически исправном состоянии.

При эксплуатации газоочистных установок не допускаются:

1. отключение газоочистных установок при работающем технологическом оборудовании;

2. увеличение производительности технологического оборудования, сопровождающееся изменением качественного и (или) количественного состава отходящих газов, выше значений, установленных в проектных решениях на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками, без опережающего либо одновременного наращивания мощности действующих газоочистных установок.

Газоочистные установки, за исключением промышленных пылесосов, фильтров и иных подобных установок, расположенных внутри помещений, выбросы загрязняющих веществ от которых не поступают непосредственно в атмосферный воздух, подлежат проверке на соответствие фактических параметров их работы значениям, установленным в проектных решениях на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками, с использованием инструментальных методов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Правила эксплуатации газоочистных установок утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (ЭкоНиП 17.08.06-002-2018 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ (В ТОМ ЧИСЛЕ ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ). ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗООЧИСТНЫХ УСТАНОВОК).

 

Введение

Содержание современной экологии можно определить исходя из концепции уровней организации жизни, которые составляют своеобразный биологический спектр (рис. 1). Сообщество, популяция, организм, орган, клетка и ген – основные уровни организации (на рис. 1 расположены в иерархическом порядке – от крупных систе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.157 с.)