Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Защита прав человека на региональном уровне ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В настоящее время региональные механизмы защиты прав человека созданы в Европе — на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; в Америке — согласно американской Конвенции о правах человека 1978 г.; в Африке — в соответствии с африканской Хартией прав человека 1981 г.; в рамках СНГ также была сделана попытка создать международную систему защиты прав человека на основании Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1993 г.; в арабских странах — на основании арабской Хартии прав человека 2004 г. Региональные органы по правам человека распространяют свою компетенцию на государства — участников соответствующего регионального международного договора о правах человека. Именования таких органов «региональными» в определенной степени условно, поскольку защита не только происходит в пределах территорий таких государств, а также распространяется на лиц, находящихся под их юрисдикцией. Основными региональными органами по защите прав человека являются судебные органы: Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека, Арабский суд по правам человека. Европейская система защиты прав человека — старейшая региональная и самая эффективная в настоящее время система в мире. Правовой основой функционирования системы выступает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительные протоколы, которые направлены на расширение перечня прав и свобод, подлежащих защите и совершенствованию имеющегося механизма защиты прав человека. В Конвенции закреплены гражданские и политические права, а эконмические, социальные и культурные права включены в Европейскую социальную хартию 1961 г. (пересмотренную в 1996 г.). Контроль за выполнением обязательств, закрепленных в Хартии, осуществляется при помощи рассмотрения докладов и коллективных жалоб Комитетом экспертов и вынесения рекомендаций Комитетом министров Совета Европы. Правовую основу американской системы защиты прав человека составляют несколько актов. Американскую декларацию прав и обязанностей можно считать первым в мире международным документом, который содержит перечень основных прав и свобод. Межамериканская конвенция по правам человека была принята в 1969 г. В 1988 г. Конвенция была дополнена Дополнительным протоколом (Протокол Сан-Сальвадор), который добавил перечень экономических, социальных и культурных прав. Конвенция содержит широкий перечень гражданских и политических прав. В самой Конвенции экономические, социальные и культурные права отсутствуют, однако этот пробел был компенсирован с принятием уже упоминавшегося Протокола, хотя механизм контроля за исполнением этой группы прав и свобод имеет отдельные особенности.
Механизм Конвенции состоит из двух органов: Межамериканской комиссии по правам человека и Межамериканского суда по правам человека. Комиссия рассматривает заявления индивидов, групп индивидов, неправительственных организаций и государств (при условии признания ими юрисдикции Комиссии). Комиссия также оказывает услуги с целью мирного разрешения споров. Среди других функций можно отметить деятельность Комиссии по развитию и распространению знаний о правах человека среди народов Америки, подготовку исследований, докладов, соответствующие рекомендации правительствам. Для поддержания надлежащих отношений с американскими государствами Комиссия имеет право запросить у государств соответствующую информацию и, в свою очередь, давать ответы государствам на их запросы. Комиссия также предоставляет доклад о результатах своей работы Генеральной ассамблее ОАГ. Это вызвано и тем обстоятельством, что деятельность Комиссии регламентируется Уставом ОАГ, т.е. Комиссия по правам человека выступает не столько конвенционным органом, сколько уставным органом самой организации. Этот орган был создан в рамках организации гораздо раньше принятия Конвенции. Этим объясняется его широкая компетенция. Африканская система защиты прав человека начала формироваться с принятием в 1981 г. Организацией африканского единства (ОАЕ) Африканской хартии прав человека и народов. Особенностью Хартии по сравнению с другими региональными документами является то, что в нее включены права народов («третье поколение прав человека»)», а также предусмотрены обязанности прав индивида относительно семьи, родственников, общества, государства и Африканского континента. В основе ее функционирования лежит деятельность Африканской комиссии по правам человека и народов. Это единственный орган в механизме Хартии, предусмотренный договором. Поэтому полномочия Комиссии довольно широки: она принимает заявления государств на нарушения Хартии другими государствами-участницами с целью мирного решения спора. Результатом работы Комиссии в таком случае становятся доклад и выводы для государств, которые обязательной силы не имеют. Также Комиссия занимается сбором материалов, изучением, исследованием проблем прав человека в Африке, организацией семинаров, конференций, распространением информации, соответствующих рекомендаций для государств. К важным полномочиям этого органа относится право толкования Хартии по просьбе государств-участников и институтов ОАЭ.
Еще одним направлением деятельности Комиссии выступает налаживание сотрудничества с другими африканскими странами в сфере прав человека. В 1998 г. ОАЕ был принят протокол к Хартии, которым дополнен механизм Африканского суда прав человека и народов. Можно выделить два основных направления в деятельности Суда: представление консультативных заключений по юридическим вопросам, которые имеют отношение к Хартии, и рассмотрение дел о применении и Хартии. Сторонами в Суде могут выступать Африканская комиссия по правам человека, государства — участники Хартии и африканские международные организации. Участие последних — это тоже особенность Хартии. Зато привлечения индивида как стороны спора не предусмотрено. Таким образом, африканский механизм защиты прав человека пока не дает возможности индивиду быть активной стороной и непосредственно защищать нарушенные права. Арабская система защиты прав человека — самая молодая из всех региональных систем защиты прав человека. Она начала формироваться с принятием в 2004 г. Лигой арабских государств Арабской хартии прав человека. Механизм Конвенции состоит из одного органа — Комиссия по правам человека. Она состоит из семи членов, избираемых государствами — участниками Хартии путем тайного голосования. В состав Комиссии входят лица, являющиеся гражданами участвующих в Хартии государств и обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека, обладающие юридическим опытом и работающие в личном качестве. Статья 49 Хартии предусматривает полномочия Комиссии: · запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, имеющую отношение к осуществлению Хартии; · рассматривает доклады, представляемые государствамиучастниками в присутствии представителя соответствующего государства для обсуждения доклада; · изучает доклады и выражает свои замечания и рекомендации в соответствии с целями Хартии; · направляет ежегодный доклад, содержащий ее замечания и рекомендации Совету Лиги арабских государств через Генерального секретаря. Доклады Комиссии и ее замечания и рекомендации считаются официальными документами и подлежат публикации. Арабская комиссия не рассматривает индивидуальные жалобы нарушения прав человека, закрепленных в Хартии. Арабская комиссия не имеет механизма по контролю за соблюдением ее рекомендаций.
Правительства Бахрейна 15 января 2012 г. предложило Совету министров Лиги арабских государств на очередной сессии № 137, состоявшейся в штаб-квартире Лиги, создать арабский суд по правам человека. В своей резолюции от 10 марта 2012 г. № 7489 совет министров приветствовал инициативу Бахрейна и дал свое согласие на создание суда, а Генеральный секретарь Лиги поручил арабскому комитету экспертов-юристов подготовить доклад о создании арабского суда с учетом регионального опыта по созданию подобных судов. На очередное заседание Совета Лиги, которое состоялось в Катаре в 26 марта 2013 г. Совет Лиги утвердил создание арабского суда по правам человека и поручил Комиссии экспертов по правовым вопросам подготовить проекта регламента (статута) суда, обязав представить результаты своей работы на следующем заседании Совета Лиги и призвать государства, которые не ратифицировали Арабскую хартию по правам человека, ускорить процесс ратификации. В сентябре 2013 г. на очередном заседании Совет Лиги на уровне министров утвердил решение о создании арабского суда по правам человека и утвердил штаб-квартиру в Королевстве Бахрейн. На заседании Совета, которое состоялось в Кувейте в 25 марта 2014 г., было решено принять проект регламента Арабского суда по правам человека и поручить Комиссии высокого уровня продолжить работы над окончательным вариантом проекта и представить его на предстоящем совещании Совета Лиги. На заседании Совета Лиги на уровне министров иностранных дел, которое состоялось в Каире 6—7 сентября 2014 г., было решено принять окончательный проект регламента Арабского суда по правам человека. Саудовская Аравия — первое государство, которое ратифицировало регламент, а Королевство Бахрейн подписало регламент, но не ратифицировало его. Для вступления регламента силу необходимо, чтобы его ратифицировали семь государств. Арабский суд по правам человека состоит из 7 судей и может быть увеличен до 11 судей по просьбе Суда и утверждению Ассамблеи Лиги арабских государств. Они избираются путем тайного голосования из списка, включающего двух кандидатов, представляемых каждого государства-участника. Судьи избираются сроком на четыре года, срок может быть продлен только один раз. Судьи при исполнении своих функций пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми представителям государств — членов Лиги.
Суд обладает юрисдикцией в отношении всех дел и споров, возникающих в связи с применением и толкованием Арабской хартии прав человека или любого другого арабского соглашения в этой области, при том что государство, которое передает в Суд вопрос о толковании, является участником этих соглашений. Компетентность Суда является дополнением к национальной судебной системе и не заменяет ее. Суд может рассматривать жалобу только при наличии следующих условий: а) внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны; б) жалоба не была рассмотрена или находится на рассмотрении в другом региональном органе; в) в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Государства-члены могут при ратификации или присоединении к регламенту или в любое время после ратификации признать, что одна или несколько национальных неправительственных организаций, аккредитованных и работающих в области прав человека соответствующего государства могут обращаться в Суд для защиты прав лиц, являющихся жертвой нарушения права человека. Однако государство-участник, гражданин которого является жертвой нарушения права человека, имеет право обратиться в Суд при условии, что государство, подающее жалобу, и государство-ответчика являются сторонами регламента или признали компетенцию Суда. Из этой статьи вытекает, что отдельные лица не имеют право напрямую подавать свои жалобы в суд. Суд может по просьбе Совета Лиги или ее вспомогательных органов выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся Хартии и других арабских соглашений по правам человека. Консультативные заключения Суда должны быть мотивированными. Суд имеет право сотрудничать со сторонами в конфликте в целях достижения мирового соглашения на основе принципов и ценностей прав человека и норм справедливости. Суд имеет право толковать свои решения. Решения, вынесенные им, являются окончательными, имеют силу для сторон спора и подлежат непосредственному исполнению. В случае, если одна или обе стороны не выполняют решение, вынесенное Судом, об этом будет упомянуто в ежегодном отчете, подготовленном Судом о его работе, который включает, в частности, список дел, по которым были вынесены решения, и изложение решений, которые стороны не выполнили.
В результате изучения данного курса обучающийся должен: знать
уметь
владеть
Вопросы и задания для самоконтроля 1. В чем выражается инновация Устава ООН в области прав человека? 2. В каких статьях и в каком виде закреплены положения о поощрении к уважению прав человека и основных свобод в Уставе ООН? 3. Что означает концепция «трех поколений» прав человека? 4. Каковы основные источники международного права прав человека? 5. Перечислите основные принципы международного права прав человека. 6. Расскажите о роле главных органов ООН в международной защите прав человека 7. Что представляет собой новый механизм — Универсальный периодический обзор? 8. Расскажите о деятельности договорных органов по правам человека. 9. Расскажите о региональном механизме защиты прав человека.
Рекомендованная литература:
1. Саидов А. Х. Международное право прав человека / отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: МЗ Пресс, 2002. 2. Исмаилов Б. И. Становление современной системы международно-правовой защиты прав человека: Учебное пособие. — Т.: РЦПКЮ. — 2012. — 76 с.
Спасибо за внимание!
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.02 с.) |