Факторы формирования личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы формирования личности



1. Деятельность (Игра, учение, труд)

2. Общение

3. Среда (семья, улица, коллектив, общество, институты социализации)

4. Воспитание

5. Самовоспитание

Факторы психического развития личности — это то объективно су­ществующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические осо­бенности человека и его психики.

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности проис­ходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окру­жен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Пер­вый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятель­ностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассмат­ривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полу­ченного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть раз­личным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса индивиду­ализации.

Социализация личности представляет собой процесс се форми­рования в определенных социальных условиях. Уже в детстве ин­дивид включается в исторически сложившуюся систему обществен­ных отношений. Этот процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией. Социализация осуще­ствляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, т.е. происходит становление и развитие личности.

Социализация осуществляется в процессе воздействия на ин­дивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обу­чение и случайные социальные воздействия в деятельности и об­щении. Ребенок социализируется, не пассивно принимая различ­ные воздействия, а постепенно переходя с позиции объекта со­циального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него имеются потребности, и если в про­цессе воспитания учитываются эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка и формированию гар­монично развитой личности. В противном случае сформируется в большей или в меньшей степени деформированная, асоциальная личность.

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. В процессе формирования личности ребенок на уров­не психических процессов, освоив низшие психические функции, путем обучения овладевает высшими психическими функциями. Суть этого процесса заключается в усвоении ребенком знаков (уни­версальным выражением которых является слово), имеющих зна­чение того предмета или процесса, которые они замещают. Выс­шие психические функции — это речь, словесно-логическое мыш­ление и произвольное внимание.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвое­ние стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентации.

Основными институтами социали­зации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, нефор­мальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институ­ты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации.

Идентификация отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

Подражание — сознательное или бессознательное воспроизве­дение индивидом модели поведения и опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.).

Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индиви­дом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состоянии тех людей, с которыми он взаимодействует.

Социальная фасилитация стимулирующее влияние поведе­ния одних людей (наблюдателя за действиями индивида, сопер­ника) на деятельность других, в результате которого их деятель­ность протекает интенсивнее.

Конформность податливость влиянию группы, проявляюща­яся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

С тадии социализации личности

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает соци­альный опыт — адаптируется, приспосабливается и подражает).

Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, прояв­ляется критическое отношение к общественным нормам поведе­ния. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самооп­ределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчи­востью. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво кон­цептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчи­вые свойства личности.

Стадия интеграции. Проявляется желание найти свое место в об­ществе, "вписаться" в общество. Интеграция проходиn благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаи­модействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

- изменение себя, чтобы "стать как все";

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелос­ти человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроиз­водит социальный опыт за счет воздействия через свою деятель­ность на среду.

Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой воз­раст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство со­циального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

На протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы демократизации в нашем обществе создают благопри­ятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.

ВОЛЯ И МОТИВАЦИЯ

Понятие воли

К явлениям движения деятельности относится феномен волисознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталки­ваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы пре­одолеть барьер, т.е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое дейст­вие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действования, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в по­строении новых мотивов играет воображение человека, предви­дение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

Воляэто сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправ­ленных действий и поступков.

Воля соотносится со всем созна­нием человека как одна из форм отражения действительности, основной функцией которой является сознательная саморегуляция его ак­тивности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В осно­ве этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие — активизирующую и тормо­зящую. Иногда первую функцию обозначают термином побуди­тельная или стимулирующая.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считают связь его с преодолением препятствий, внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обус­ловлены поведением человека, субъекта волевого действия и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, стра­хом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.

Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет осознание ее значения, а вместе с тем и осознание своего долга. Чем больше значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается пред­шествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошен­ный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т.д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого дейст­вия (человек, нуждающийся в получении необходимой инфор­мации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побуди­тельной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполне­ние действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать "нет!" побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения. Примеры тормозной функции воли могли бы быть взяты как из области высочайших проявлений человеческого духа (способность выдержать жесточайшие пытки в плену, чтобы не выдать своих), так и из сферы повседневной жизни (способность сдерживать свои чувства, не давая выход агрессии во взаимоотношениях с коллегами, способность довести до конца начатое дело, устояв перед соблазном все бросить и заняться чем-либо более при­влекательным и т.д.).

Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

Особенностямиволи (волевых действий) являются:

1. Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить че­ловек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на её достижение.

2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Особое значение в выполнении волевого действия имеет вто­рая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную и целесообразующую регуляцию человеческого поведения. Вто­рая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мно­гих психических процессов: мышления, воображения, памяти, регулирует внимание, вызывает чувства. Здесь нельзя не согла­ситься с И.П. Павловым, подчеркивающим, что произвольность движений есть результат суммарной работы всей коры головно­го мозга.

В целом воля имеет условно-рефлекторную природу. На ос­нове временных нервных связей складываются и закрепляются различные ассоциации. Получаемая информация о действиях сличается с уже имеющейся программой. Если поступившие све­дения не соответствуют созданной в коре мозга программе, то изменяется либо сама деятельность, либо программа. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предпо­лагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости,который выступает в качестве носителя цели действия. Суще­ствующий в коре очаг оптимальной возбудимости нуждается в постоянной энергетической подпитке.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Важнейшие звенья волевого акта — принятие решения и ис­полнение — нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие переживается как сознатель­ное напряжение, находящее разрядку в волевом действии.

Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего допол­нительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на пре­одоление внешних и внутренних трудностей (нежелание отвле­катьсяот интересной книги, заботиться о соблюдении режима и т.д.).Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворе­ние, переживается как победа над собой.

Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенап­равленного действия или удержание от нежелательных по­ступков. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения.

Волевое усилие качественно отличается от усилия мышеч­ного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внут­реннее напряжение может быть огромным и даже разрушитель­ным для организма.

В исследованиях установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от сле­дующих факторов:

1. Мировоззрения личности (так, например, совершенно раз­личное отношение к смерти будет обусловливать различное поведение в бою японского самурая, русского гусара и воина, исповедующего ислам).

2. Моральной устойчивости. (Ответственные люди преодо­левают значительные препятствия для достижения цели, в то время как безответственный человек обычно неспособен к на­пряжению.)

3. Наличия общественной значимости целей.

4. Установки по отношению к деятельности. (В зависимости от того, что скажет учитель, задавая урок ученикам: "чтобы они материал только прочитали" или "чтобы хорошенько подгото­вились к сочинению", усилия, затраченные ими на подготовку, будут совершенно различны.)

5. Уровня самоуправления и самоорганизации личности. (Лю­ди, потратившие много усилий для развития своей воли, на­пример спортсмены, фанатики и т.д., гораздо легче встречают внешние препятствия, чем лица, не занимавшиеся самосовер­шенствованием.)

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. "Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела".

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций "трудного мира" и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели.

Нарушение воли

Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию. Диапазон проявлений слабоволия столь же велик,как и ха­рактерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при пони­мании необходимости принять решение действовать или испол­нять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоря­жение врача, больной, страдающий абулией, не можетзаставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение, т.е. управляемое случайными стимулами, появившимися в "поле". (Человек, перемещающийся по комнате без видимой цели, входит в дверь только потому, что она оказа­лась открытой, хотя никаких намерений входить в дверь у него не было и делать ему в другом помещении нечего.)

Апраксия — сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Абулия и апраксия — сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существу­ющей ситуации, говорят о простом волевом акте. Другими словами, к простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов. Сложное воле­вое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.038 с.)