Тема 4. 1. Сущность процесса воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. 1. Сущность процесса воспитания.



РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Тема 4.1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

План

1. Воспитание как отрасль педагогической науки.

2. Цели и задачи гуманистического воспитания.

3. Основные характеристики воспитания.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – С. 5-20.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – С. 10-35. 

3. Емельянова, М.В. Основы педагогических знаний в схемах и таблицах: Пособие для студентов педагогических вузов / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Л.В. Исмайлова. – 3-е изд., доп. – Мозырь: УО МГПУ, 2012. – С. 23.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1996. – С. 8-30.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, И.Н.Шиянов; под ред. С.А.Смирнова.- 4-е изд., испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2003. – С. 296-297.

6. Педагогика профессионального образования: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С. 56-72.

7. Пуйман, С.А. Педагогика / С.А. Пуйман. – Минск: «ТетраСистемс», 2001. – 256 с.

8. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Владос», 2003. – С. 12-16.

9. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 4-12.

10. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – С. 123-126.

Воспитание как отрасль педагогической науки.

Воспитание (в широком значении) – функция человеческого опыта по передаче социально-культурного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание (в узком значении) – целенаправленный сознательно организуемый педагогический процесс по формированию личности.

Содержание и основные этапы процесса воспитания

Содержание воспитания – система знаний, взглядов, убеждений, ценностных отношений, умений, навыков и устойчивых привычек поведения, качеств, которыми личность овладевает согласно поставленным целям и задачам.

Знания – факты, понятия, теории о природе, человеке, обществе.

Взгляды – оценочные суждения личности по поводу норм, правил, вкусов (хорошо/плохо, правильно/неправильно/, красиво/некрасиво).

Убеждения – принятые личностью знания, которыми она руководствуется в деятельности.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, совокупность его научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных и других убеждений и идеалов.

Ценностное отношение – устойчивая, избирательная, предпочтительная связь человека с материальным или духовным объектом, когда этот объект приобретает для человека личностный смысл, расценивается как значимый для его жизни.

Привычки поведения – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью и не вызывает трудностей волевого или познавательного характера.

Личностное качество – единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которое определяет поведение человека в любых изменяющихся условиях.

В результате усвоения содержания воспитания формируется базовая культура.

Базовая культура личности – основы человеческой культуры (культурный минимум), усвоенные личностью для его дальнейшего развития и самоопределения в обществе.

Базовая культура

Включает:

(Содержание воспитания на основе Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь)

1. Морально-этическая культура (нравственное воспитание)

2. Национальная культура (язык, письменность, достижения искусства, науки и техники, знание истории, традиций и обычаев.) 

3. Гражданская культура (правовое воспитание)

4. Психологическая культура (социальное воспитание)

5. Культура труда (трудовое воспитание)

6. Культура семейных отношений

7. Гендерная культура (обоснование физиологических, психологических и этических особенностей юношей и девушек, свойственных им качеств, манер, черт характера и т.д.)

8. Культура здорового образа жизни (валеологическое воспитание)

9. Эстетическая культура

10. Экологическая культура

Но следует помнить, что человек – это целостный мир, он не воспитывается по частям, но в единстве четырех его интегративных составляющих: ум (интеллектуальная сфера), воля (волевая сфера), эмоция (эмоциональная сфера), духовность – это и есть содержательная сторона воспитания.

Этапы процесса воспитания:

· формирование когнитивного уровня воспитанности (формирование знаний нравственных, правовых, экологических, эстетических и т.д.)

· формирование эмоционального уровня воспитанности (формирование чувств и отношений на основе полученных знаний)

· формирование поведенческого уровня воспитанности (реализация знаний и отношений через конкретные поступки и действия).

Тема 4.2. ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

План

1. Принципы и метапринципы воспитания.

2. Частные принципы воспитания как принципы, позволяющие учесть особенности воспитательного процесса.

3. Частные принципы профессионального воспитания, обеспечивающие эффективное профессиональное становление, развитие обучаемых, формирование у них профессиональных качеств личности.

4. Воспитание как формирование системы отношений личности к обществу, Родине, природе, труду, людям, к себе.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – С. 5-20.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – С. 10-35. 

3. Емельянова, М.В. Основы педагогических знаний в схемах и таблицах: Пособие для студентов педагогических вузов / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Л.В. Исмайлова. – 3-е изд., доп. – Мозырь: УО МГПУ, 2012. – С. 22.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1996. – С. 8-30.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, И.Н.Шиянов; под ред. С.А.Смирнова.- 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 298-299.

6. Педагогика профессионального образования: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С. 56-72.

7. Пуйман, С.А. Педагогика / С.А. Пуйман. – Минск: «ТетраСистемс», 2001. – 256 с.

8. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Владос», 2003. – С. 26-38.

9. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 4-12.

10. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – С. 123-126.

Ключевые слова

Метапринципы гуманистического воспитания            Воспитание

Принцип воспитания                              

Закономерности воспитания

 

Частные принципы воспитания

В реальной педагогической практике, кроме указанных выше закономерностей и метапринципов воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуется в повседневной педагогической деятельности.

Основные требования, предъявляемые к принципам

1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментaльные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного пpoцесса.

Одним из таких принципов является nринциn обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая свойственную тoлькo человеку потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущности. Общение и обособление -- источник социальногo богатства личности.

Наилучшие условия для общения и обособления создает коллектив, как высшая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимной помощи. Именно в коллективе личность развивается наиболее полно и проявляет себя наиболее ярко. Таким образом, принцип воспитания личности в коллективе обуcловлен объективными закономерностями развития ребенка и соответствует природе гуманистического общества.

Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив дает им то, что они в нем ищут: богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность реализоваться как личность. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности:, коллективизм, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек стал индивидуальностью, которая характеризуется единством личной и общественной направленности. Коллективные формы воспитания и обучения, в сочетании с групповыми и индивидуальными, позволяют одновременно оказывать влияние на детей и на каждого ребенка в отдельности.

Большую роль в организации воспитания имеет nринциn связи воспитания с жизнью и nроизводственной nрактикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями, широкого использования на занятиях местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях. Учителя, как организаторы педагогического процесса, должны стремиться к тому, чтобы он стал для воспитанников притягательной сферой их жизнедеятельности.

Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлен тем, что практика является источником званий, единственным объективным критерием истины и областью приложения результатов познания. Изучение тeории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Например, изучение тригонометрических зависимостей между сторонами и углами приобретает особый смысл, если преследует цель определения: расстояний до недоступных объектов. Однако чаще теоретическая подготовка предшествует практической работе учащихся. Применение знаний, умений и навыков на практике способствует их более прочному и глубокому усвоению.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является привлечение воспитанников к посильной трудовой деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение, радость созидания и творчества.

Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно связанный с принципом организации педагогического процесса. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Обучение и воспитание в труде порождают объективное отношение к личной и общественной собственности. Ценность вещи для человека будет определяться не тем, принадлежит она ему или не принадлежит, а тем, сколько труда, творческих сил вложили в нее люди. Вне отношения к труду нельзя ни постигнуть, ни сформировать характер современного человека. Однако «нужно признать, - неоднократно подчеркивал Антон Семенович Макаренко, - что труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, оказался мало влиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения». Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда, его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым nринциn эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них хороший художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают.раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в мир искусства.

Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей.

Начиная организацию деятельности с поощрения и развития инициативы, самодеятельности школьников, необходимо корректировать стиль отношений с ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью. Следует избегать стихийности и самотека.

Важнейший принцип организации детской деятельности - ув ажение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность, не основанная на уважении, вызываетнедовольство и озлобленность детей, а доброжелательность безтребовательности - нарушение дисциплины, порядка, порождаетнесобранность, неорганизованность, непослушание детей. Требовательность являетсясвоеобразной мерой уважения личности

ученика. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себяоправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагог, предъявляющий требования, должен восприниматься учеником как человек, искренне заинтересованный в его судьбе и глубоко уверенный в прогрессе его личности. В этом случае требoвательность будет выступать как необходимость, а не как личный интерес, чудачество или каприз учителя. Гуманизм педагогики выражается в том, что принципиальная и строгая требовательность обращена одинaково ко всем учащимся. Это не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, например, что нецелесообразно предъявлять требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность не принесет пользы, если она нереалистична, невыпoлнима, не рассчитана на    достигнутый уровень развития личности ученика. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично сочетается с требовательностью к себе. Такая требовательность предполагает уважение мнения своих воспитанников о себе. Для соблюдения этого принципа педагогу необходимо постоянно предъявлять к учащимся посильные требования, не потакать слабостям и. капризам, проявлять чуткое, заботливое отношение, любoвь к детям, создавать атмосферу доверия.

Практическая реализация принципа уважения личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с nринциnом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязаннoстям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить.с помощью криков, упреков и нотаций. Но его же можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых. Вот почему в воспитании целесообразно ориентироваться прежде всего на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего им не следует делать.

Выявляяв ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и развития личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, это укрепляет его уверенность в своих силах, вызывает стремление к дальнейшему росту. Положительные эмоциональные переживания школьника усиливаются, если его успехи в учебе и изменения в поведении замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников.

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. Основными путями осуществления этого принципа являются: проектирование хорошего, его активизация и создание условий для закрепления, тaктичнoe указание на недостатки, невыпячивание их (чтобы не сформировать представление о неисправимости).

Успешная реализация принципов единства требований и уважения личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности требований школы, семьи и общественности.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие: обеспечение системы в предъявлении требований, последовательное усложнение требований, закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований; отказ от требования только при наличии достаточного основания.

Управление деятельностью воспитанников требует реализации принциnа увлечения их nерсnективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребенком своего успеха в каком-то одном деле, ожидание новых успехов способствует появлению нравственного достоинства, вырабатывает стойкость в преодолении трудностей. Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко воспитанник проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема. Задача педагога - помочь каждому школьнику наметить близкие, средние и дальние перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет nринциn сочетания прямых и параллельных и nедагогических действий. Педагоги, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а парaллельного действия. Сущность и проявления прямого педагогического действия (воздействия) очевидны, в то время как параллельное действие наглядно не представлено. Сущность же его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть действием и на кoллектив, и на каждого егo члена.

На фоне педaгoгических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регyлирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений. Общественное мнение тем влиятельнее, чем больше сплочен и организован коллектив. Он складывается не сам собой, а под руководством учителей и в результате совместных целесообразно организованных коллективных действий.

Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное использование всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованное предпочтение одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.

При изолированном рядоположенном рассмотрении действия принципов педагогического процесса не раскрывается его диалектика, взаимодействие и борьба в нем противоположных сил и тенденций. Поэтому принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности и посильности, принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием управляющей роли педагога, принцип прочности и действенности результатов в свою очередь предполагает обеспечение сознательности и активности.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите ведущие закономерности и метапринципы процесса воспитания.

2. Раскройте основные требования частных принципов гуманистического воспитания.


 

План

1. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля и оценки.  

2. Характеристика методов воспитания и самовоспитания.

3. Условия выбора методов воспитания.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – С. 5-20.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – С. 10-35. 

3. Емельянова, М.В. Основы педагогических знаний в схемах и таблицах: Пособие для студентов педагогических вузов / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Л.В. Исмайлова. – 3-е изд., доп. – Мозырь: УО МГПУ, 2012. – С. 23.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1996. – С. 8-30.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, И.Н.Шиянов; под ред. С.А.Смирнова.- 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 298-299.

6. Педагогика профессионального образования: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С. 56-72.

7. Пуйман, С.А. Педагогика / С.А. Пуйман. – Минск: «ТетраСистемс», 2001. – 256 с.

8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М., 2000. – 150 с.

9. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Владос», 2003. – С. 76-96.

10. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 4-12.

11. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – С. 123-126.

Ключевые слова

метод воспитания, прием воспитания, средства воспитания, формы организации воспитательной работы

1. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля и оценки.  

Метод (methodas) слово греческого происхождения – путь, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

В философском определении метод – способ упорядоченной деятельности по достижении определенной цели.

Метод воспитания – специфический способ воспитательной работы, который используется в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

В более общем понимании метод воспитания – это способ осуществления воспитательных взаимодействий учителя и учащихся, направленный на решение воспитательных задач.

А.С. Макаренко удачно назвал методы воспитания «инструментами прикосновения к личности», это означает непосредственное обращение метода к личности воспитанника. Современные исследования свидетельствуют, что эффективными оказываются лишь те методы, которые отвечают внутренним потребностям и установкам, а они у каждого индивидуальны.

Методы воспитания опираются на закономерности и принципы воспитания, которые мы рассматривали ранее. Так принцип сочетания требовательности и уважения к личности ученика предполагает, что недопустимы методы наказания, унижающие достоинство ученика, оскорбляющие воспитанника.

В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение учащихся, развивать нужные качества, черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует различные приемы воспитания. Прием воспитания – это частное выражение метода, по отношению к методу он носит частный характер. Прием – составная часть метода.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Например, метод поощрения включает такие приемы, как одобрение, похвала, благодарность, награда.

Метод наказания может включать следующие приемы: замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

Приемы воспитания можно разделить на две группы:

1. созидающие приемы (приемы, корректирующие поведение). Способствуют развитию положительных качеств и подавляют негативное начало.

Например: моральная поддержка, просьба, доверие, укрепление веры в силы ребенка, организация успеха, авансирование личности и т.п.

2. тормозящие приемы (приемы, помогающие исправить поведение), пробуждая отрицательные чувства – стыд, раскаяние. Тормозящие приемы способствуют преодолению негативных качеств.

Необходимо выделить приемы, которые недопустимы, но употребляются отдельными педагогами в конфликтных ситуациях: проявление возмущения в раздражительной, грубой форме; придирчивые осуждения, систематические упреки; безапелляционная характеристика поступка; возбуждение тревоги о предстоящем наказании и др.

Средства воспитания – понятие очень широкое. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Нельзя недооценивать роль средств.

Предположим, педагог обсуждает с учащимися проблему свободы человека в современном обществе. Поищем средства, которые могут исполнить данную функцию: бездомная собака, бродящая в поисках пищи? Хулиган, не подчиняющийся социальным нормам жизни? Великий Ньютон, работавший по 16 часов в сутки? Видеозапись артиста балета, изнуряющего себя ежедневными тренировками? Или лежащий на диване бездеятельный человек?

Педагог выберет то, что ближе его пониманию свободы. И чем точнее будет произведен отбор средств, тем эффективнее деятельность.

Предложим работу педагога с учащимися: заготовлены лопаты, ведра, чтобы высадить молодые деревца около училища; количество инструментов равно количеству жаждущих работать. Но еще приготовлены салфетки, мыло, фартуки, халаты – все, что обеспечит гигиену труда. Принесены колышки, веревка, дощечки и тушь, что обеспечит символическое присутствие рядом с училищем этих деревьев. Такой пестрый инструментарий окрашивает групповое дело красками ценностных отношений, придавая действиям духовный смысл. Если аннулировать данный подбор, оставив лишь лопату и ведро, - немедленно групповое дело преобразуется в работу узко предметного содержания.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные факторы, обусловливающие выбор методов воспитания.

2. Дайте характеристику основных методов воспитания.

 

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Тема 4.1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.184 (0.106 с.)