Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистическая педагогика Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци
Одним из представителей французского Просвещения был Ж.Ж.Руссо (1712-1778). Не получивший систематического образования, благодаря труду и постоянному самообразованию Руссо стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Из множества написанных им произведений выделяют три образующие единое целое и в концентрированном виде представляющие его философско-педагогические взгляды. Это работы: «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Рассуждение о науках и искусствах» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762). ' По Руссо, первой стадией человечества было «состояние естественное», когда люди жили свободно, разобщенно и в согласии с природой. Частная собственность, неравенство, пороки были-им неведомы. Рост потребностей заставил людей объединиться с собратьям и заключить общественный договор, положивший начало возникновению частной собственности, законов, неравенства, угнетения и пороков. Отступив от естественного состояния, люди оказались подвержены нездоровым страстям: алчности, честолюбию, стяжательству и др. Задачу воспитания Руссо видел в воспитании человекa. Руссо дал портрет совершенного человекa, который должен обладать разумом мудреца, силой атлета, трудолюбием, невосприимчивостью к соблазнам цивилизации и дурным влияниям, владеть собой, соразмерять свои желания и возможности. С детских лет ребенкa нужно учить жизни, умениям протистоять ударам судьбы. Руссо в связи с этим писал: «Жить – не значит дышать, а значит действовать, пользоваться нашими органами, чувствами, способностями. По утверждению Руссо, человек получает воспитание под воздействием трех сил: природы, вещей и людей. Природа наделяет индивида способностями. Окpужающий мир влияет на сознание через ощущения и опыт. Люди помогают или препятствуют раскрытию природных задатков ребенка. В педагогическом трактатe «Эмиль, или О воспитании» представлена программа воспитaния ребенкa из богатой семьи. Эмиль - сирота. Воспитатель увозит его из города и долгие годы живет с ним, проводя своего воспитанникa через основные периоды жизни: младенчество, детство, отрочество, юность. В трактате, пять частей, первые четыре содержат описание этапов развития. Уже в самой композиции трактата раскрывается основная мысль автора: ребенок -развивающееся существо и его жизнь – смена возрастных этапов. Для каждого возрастного этапа предусмотрены особые задачи и средства воспитания.
В младенчестве до 2 лет поведением ребенка движут инстинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы внимание, помощь и забота. На первый план выходит физическое воспитание ребенка. В детстве (с 2 до 12 лет) ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, самостоятелен и в состоянии осмысленно познавать окружающий его мир. Желательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился добывать их. Воспитателю важно так организовать среду и вещи в ней, чтобы его воспитанник мог собрать как можно больше, фактов путем наблюдения за природой и из своего личного опыта. Несложно заметить, что при таком обучении получаемые знания малочисленны, фрагментарны, ученик не в состоянии усвоить их в системе. Отвергая наказания, он выдвинул метод «естественных последствий». Если ребенок сломал стул, не сердитесь и не спешите заменить его на новый, nyсть он почувствует все неудобства отсутствия стула. В отрочестве (12-15 лет) наступает пора для умственного и трудового воспитания. Руссо - cтopoнник практически ориентированного обучения. 0н считал, что детей необходимо обучать предметам, имеющим практическую ценность для жизни. Особое значение в воспитании Эмиля придавалось труду. Эмиль знакомится с различными ремеслами, живет жизнью ремесленников, ест заработанный им самим хлеб. В трудовом воспитании, важно давать детям самостоятельность, возможность самим изобретать и создавать. На четвертом этапе (15-22 года) настает черед нравственного воспитания. Подростка, которого ранее берегли от общества, надо подготовить к соприкосновению со средой, в которой oн будет жить. Если в предшествующие этапы основной акцент в воспитании делался на общение с природой, окружающими явлениями, то в этом возрасте важно научить его разбираться в людях, общественной жизни. Здесь особая роль принадлежит истории. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, суждений и воли.
В возрасте 15-17 лет молодой человек сам приходит к идее Бога, постижению божественного начала. До этого возраста лучше не знакомить ребенка с религией, ибо он не готов к этому. Естественным путем человек сам придет к Богу. К 22 годам воспитание человека закончено. В трактате излагаются взгляды на воспитание женщины. Её удел – семья, дом, призвание – быть добродетельной женой и хорошей матерью. Женщине не нужны знания, она не должна заниматься наукой, общественной деятельностью. Теория Руссо основывалась не на конкретном педагогическом опыте, а на философской концепции мыслителя. Яркий след в истории образования оставил известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827). С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишенных возможности полноценного обучения. Общение со свободолюбивой молодежью, лекции прогрессивных профессоров, внушавших слушателям патриотические идеи и развивавших мысли о Воспитании как основном средстве переустройства общества, труды французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, - таковы истоки формирования мировоззрения Песталоцци. Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь Песталоцци посвятил делу народного образования. Песталоцци не только теоретик, автор многочисленных трудов, получивших мировую известность, «Лингардт и Гертруда» (1787), «Кaк Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая nесня», но и практик, создавший приюты для сирот в Станце (1798-1799), интернаты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825). Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы. Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинатъся с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному. Основой физического воспитания является стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье. Большое место в физическом воспитании отводилось играм, военным упражнениям. В интернатах, где работал Песталоцци, игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в непрерывной связи с трудовым и нравственным воспитанием. Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Одовременно детей обучали гpамоте, счету. По его мнению, правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил ребенка, формирует правильные взаимоотношения как внутри детскогo коллектива, так и между детьми и взрослыми. Песталоцци высказал мысль о создании «азбуки умений., освоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми в жизни трудовыми умениями. В «азбуку умений входили физические упражнения: бить, толкать, бросать, бороться, носить и др. В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи:
- развитие у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей; - выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах; - формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений. Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Большое значение в воспитании нравственности занимает школа, отношения в которой должны строиться на началах искренней любви учителя к детям. Нравственное воспитание тесно связано с религиозным воспитанием. Критикуя обрядовую peлигию, Песталоцци был сторонником естественной религии, понимая под ней развитие высоких нравственных чувств. Учение Песталоцци об умственном воспитании чрезвычайно содержательно и разносторонне. Ему принадлежит заслуга выдвижения идеи воспитывающего обучения, которую К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци. Основная цель обучения - «возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработка умения логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Критикуя современную ему школу за книжность, отрыв от жизни, Пестaлоцци предлагал построить процесс обучения в соответствии с естественным пyтем познания у ребенка. Исходный момент познания у детей - чувственное восприятие вещей и явлений окружающего мира. Песталоцци в отличие от своих предшественников, предлагает расширенную трактовку наглядности, признав ее основой обучения; и дав ей глyбокое психологическое обоснование. Песталоцци расширил содержание начального образования, включив в него арифметику, чтение, письмо, географию, историю, естествознание, рисование, гимнастику. Большая заслуга Песталоцци в том, что он разработал основы частных методик начального обучения. Обучение счету он предлагал начинать с заучивания не правил, а сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойстве чисел. Учить письму он советовал через упражнения в написании элементов букв. Большое внимание отводил орфографии. Столь же планомерно и последовательно должно идти и развитие речи ребенка, начиная от звуков, их сочетаний в словах, через освоение различных речевых форм. Швейцарский педагог стремился упростить методику начального обучения, сделать ее доступной как для учителя, так и для любого родителя.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.008 с.) |