Гуманистическая педагогика Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистическая педагогика Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци



Одним из представителей французского Просвещения был Ж.Ж.Руссо (1712-1778). Не получивший систематического образования, благодаря труду и постоянному самообразованию Руссо стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Из множества написанных им произведений выделяют три образующие единое целое и в концентрированном виде представляющие его философско-педагогические взгляды. Это работы: «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Рассуждение о науках и искусствах» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762). '

По Руссо, первой стадией человечества было «состояние естественное», когда люди жили свободно, разобщенно и в согласии с природой. Частная собственность, неравенство, пороки были-им неведомы. Рост потребностей заставил людей объединиться с собратьям и заключить общественный договор, положивший начало возникновению частной собственности, законов, неравенства, угнетения и пороков. Отступив от естественного состояния, люди оказались подвержены нездоровым страстям: алчности, честолюбию, стяжательству и др.

Задачу воспитания Руссо видел в воспитании человекa.

Руссо дал портрет совершенного человекa, который должен обладать разумом мудреца, силой атлета, трудолюбием, невосприимчивостью к соблазнам цивилизации и дурным влияниям, владеть собой, соразмерять свои желания и возможности. С детских лет ребенкa нужно учить жизни, умениям протистоять ударам судьбы. Руссо в связи с этим писал: «Жить – не значит дышать, а значит действовать, пользоваться нашими органами, чувствами, способностями.

По утверждению Руссо, человек получает воспитание под воздействием трех сил: природы, вещей и людей. Природа наделяет индивида способностями. Окpужающий мир влияет на сознание через ощущения и опыт. Люди помогают или препятствуют раскрытию природных задатков ребенка.

В педагогическом трактатe «Эмиль, или О воспитании» представлена программа воспитaния ребенкa из богатой семьи. Эмиль - сирота. Воспитатель увозит его из города и долгие годы живет с ним, проводя своего воспитанникa через основные периоды жизни: младенчество, детство, отрочество, юность. В трактате, пять частей, первые четыре содержат описание этапов развития.

Уже в самой композиции трактата раскрывается основная мысль автора: ребенок -развивающееся существо и его жизнь – смена возрастных этапов. Для каждого возрастного этапа предусмотрены особые задачи и средства воспитания.

В младенчестве до 2 лет поведением ребенка движут инстинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы внимание, помощь и забота. На первый план выходит физическое воспитание ребенка.

В детстве (с 2 до 12 лет) ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, самостоятелен и в состоянии осмысленно познавать окружающий его мир. Желательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился добывать их. Воспитателю важно так организовать среду и вещи в ней, чтобы его воспитанник мог собрать как можно больше, фактов путем наблюдения за природой и из своего личного опыта. Несложно заметить, что при таком обучении получаемые знания малочисленны, фрагментарны, ученик не в состоянии усвоить их в системе. Отвергая наказания, он выдвинул метод «естественных последствий». Если ребенок сломал стул, не сердитесь и не спешите заменить его на новый, nyсть он почувствует все неудобства отсутствия стула.

В отрочестве (12-15 лет) наступает пора для умственного и трудового воспитания. Руссо - cтopoнник практически ориентированного обучения.  0н считал, что детей необходимо обучать предметам, имеющим практическую ценность для жизни. Особое значение в воспитании Эмиля придавалось труду. Эмиль знакомится с различными ремеслами, живет жизнью ремесленников, ест заработанный им самим хлеб. В трудовом воспитании,

важно давать детям самостоятельность, возможность самим изобретать и создавать.

На четвертом этапе (15-22 года) настает черед нравственного воспитания. Подростка, которого ранее берегли от общества, надо подготовить к соприкосновению со средой, в которой oн будет жить. Если в предшествующие этапы основной акцент в воспитании делался на общение с природой, окружающими явлениями, то в этом возрасте важно научить его разбираться в людях, общественной жизни. Здесь особая роль принадлежит истории.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, суждений и воли.

В возрасте 15-17 лет молодой человек сам приходит к идее Бога, постижению божественного начала. До этого возраста лучше не знакомить ребенка с религией, ибо он не готов к этому. Естественным путем человек сам придет к Богу.

К 22 годам воспитание человека закончено. В трактате излагаются взгляды на воспитание женщины. Её удел – семья, дом, призвание – быть добродетельной женой и хорошей матерью. Женщине не нужны знания, она не должна заниматься наукой, общественной деятельностью.

Теория Руссо основывалась не на конкретном педагогическом опыте, а на философской концепции мыслителя.

Яркий след в истории образования оставил известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827). С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишенных возможности полноценного обучения. Общение со свободолюбивой молодежью, лекции прогрессивных профессоров, внушавших слушателям патриотические идеи и развивавших мысли о Воспитании как основном средстве переустройства общества, труды французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, - таковы истоки формирования мировоззрения Песталоцци. Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь Песталоцци посвятил делу народного образования.

Песталоцци не только теоретик, автор многочисленных трудов, получивших мировую известность, «Лингардт и Гертруда» (1787), «Кaк Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая nесня», но и практик, создавший приюты для сирот в Станце (1798-1799), интернаты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825).

Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы.

Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинатъся с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Основой физического воспитания является стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье.

Большое место в физическом воспитании отводилось играм, военным упражнениям. В интернатах, где работал Песталоцци, игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в непрерывной связи с трудовым и нравственным воспитанием.

Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Одовременно детей обучали гpамоте, счету.

По его мнению, правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил ребенка, формирует правильные взаимоотношения как внутри детскогo коллектива, так и между детьми и взрослыми.

Песталоцци высказал мысль о создании «азбуки умений., освоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми в жизни трудовыми умениями. В «азбуку умений входили физические упражнения: бить, толкать, бросать, бороться, носить и др.

В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи:

- развитие у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей;

- выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах;

- формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений.

Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Большое значение в воспитании нравственности занимает школа, отношения в которой должны строиться на началах искренней любви учителя к детям. Нравственное воспитание тесно связано с религиозным воспитанием. Критикуя обрядовую peлигию, Песталоцци был сторонником естественной религии, понимая под ней развитие высоких нравственных чувств.

Учение Песталоцци об умственном воспитании чрезвычайно содержательно и разносторонне. Ему принадлежит заслуга выдвижения идеи воспитывающего обучения, которую К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци.

Основная цель обучения - «возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработка умения логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Критикуя современную ему школу за книжность, отрыв от жизни, Пестaлоцци предлагал построить процесс обучения в соответствии с естественным пyтем познания у ребенка. Исходный момент познания у детей - чувственное восприятие вещей и явлений окружающего мира.

Песталоцци в отличие от своих предшественников, предлагает расширенную трактовку наглядности, признав ее основой обучения; и дав ей глyбокое психологическое обоснование.

Песталоцци расширил содержание начального образования, включив в него арифметику, чтение, письмо, географию, историю, естествознание, рисование, гимнастику.

Большая заслуга Песталоцци в том, что он разработал основы частных методик начального обучения. Обучение счету он предлагал начинать с заучивания не правил, а сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойстве чисел. Учить письму он советовал через упражнения в написании элементов букв. Большое внимание отводил

орфографии. Столь же планомерно и последовательно должно идти и развитие речи ребенка, начиная от звуков, их сочетаний в словах, через освоение различных речевых форм. Швейцарский педагог стремился упростить методику начального обучения, сделать ее доступной как для учителя, так и для любого родителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.008 с.)