Методы воспитания по классификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы воспитания по классификации



Л. И. Маленковой

 

Понятие и сущность метода воспитания

В современной педагогике метод воспитания определяется как способ определенным образом упорядоченной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанника (ков). Существенным в таком понимании метода воспитания является не только (и даже не столько) воздействие, сколько взаимодействие, предполагающее активную позицию воспитанника в процессе воспитания, акцент на САМОвоспитание и САМОактуализацию в организуемой воспитателем жизнедеятельности детей.

В теории и методике воспитания выделяют два понятия, которые нередко в обыденной педагогической практике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия.

Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности школьника, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного, почтительного отношения к книге формируется постепенно, длительно, начиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь; привитием любви к чтению; скрупулезным собиранием семейной библиотеки; красочными и увлекательными праздниками и т. д. И лишь эпизодичным, сиюминутным в этой системе выступает метод воздействия: «В книге нельзя делать никаких пометок: сотри сейчас же свои пометки!» Или: «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой».

Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать?), аргументирующей (зачем надо сделать?) и методической (как лучше это сделать?). В этом случае ребенок (подросток) имеет возможность оспорить аргумент или внести в него изменения, избрать собственные пути реализации действия, скорректированного под свои желания и возможности.

Классификация методов воспитания

В нашей концепции воспитания, основанной на идее, что суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (а отношение выступает в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной), мы выделяем три основные группы методов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные); 3) методы организации жизни и деятельности учащихся.

Методы убеждения

Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Убеждение предполагает изменение сознания воспитанника. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.

Можно выделить четыре основных группы метода убеждения:

· информационные (когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном...);

· поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное);

· дискуссионные (когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу);

· взаимного просвещения (когда понятия о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, рукописные альманахи, стенгазеты).

Выбор и результативность методов убеждения определяются особыми методическими правилами. Назовем здесь некоторые из них:

· компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения;

· актуальность (для процесса воспитания и для школьника) избранной темы;

· опора на имеющийся у школьника опыт;

· тщательный отбор содержания (интересность, увлекательность, уход от банальности);

· обеспечение активной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность);

· общий позитивный фон (обстановка, такт, тон, стиль);

· учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность;

· оснащенность пособиями, техническими средствами;

· этико-эстетическая выразительность педагога (речь, внешний облик, мимика, пантомимика, организационная четкость, педагогический такт...).

Методы организации жизни и деятельности учащихся

Они призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения.

Этому служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практической деятельности. Назовем некоторые из них:

1. Педагогическое требование выступает перед учащимися как конкретная реальная задача в ходе выполнения деятельности. По форме предъявления требования могут быть прямые (предписание, инструкция, приказание, указание...) и косвенные (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка...).

2. Приучение как метод представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий...

3. Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения.

4. Создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик ставится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения...

5. Пример окружающих взрослых либо сверстников; соответствующая предметная и этико-эстетическая атмосфера; общественное мнение в форме социальных правил, предписаний, оценок, требований, обычаев, традиций и личного мнения окружающих и т. д.

Определенные методические правила позволяют педагогу инструментовать различные вариации методов организации жизни и деятельности учащихся. Назовем некоторые из них:

· цель организуемой деятельности детей должна быть полезна для общества, для других людей и субъективно переживаться как личностно значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников;

· коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной;

· обеспечение активности каждого участника деятельности;

· технологическая четкость (времени, места, объема действий, порядок их выполнения, оснащенность необходимыми материалами);

· сочетание повторяемости (традиционность) с разнообразием (возможность выбора) организующих форм;

· сменные отношения взаимной зависимости и взаимного подчинения в организуемой групповой деятельности школьников;

· деятельность детей должна сопровождаться и завершаться позитивной оценкой маленьких и больших достижений, положительным подкреплением, постоянным педагогическим анализом и корректировкой;

· скрытая педагогическая позиция взрослого, организующего деятельность детей.

Возвратно-оценочные методы воспитания

Третью группу методов воспитания составляют возвратно-оценочные методыодобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение – стимулирование положительных и торможение отрицательных качеств личности воспитанника.

По форме поощрения и наказания разнообразны.

Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок...

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка...

В практике воспитания нередко бытует нарушение логики и тактики возвратно-оценочных методов, даже применение бестактных, а то и аморальных методов. Сошлемся на примеры, приведенные воспитанниками.

...«Меня не били – все было намного страшнее: со мной не разговаривали».

...«Однажды в начальной школе я забыла физкультурную форму, а наша учительница заставила меня заниматься в трусиках (нижнем белье). Я очень тогда страдала».

...«У моей первой учительницы был любимый педагогический прием: всех провинившихся она заставляла стоять. Стояли мы во время уроков и перемен, стояли по одному и по рядам, по партам и всем классом. Стояли возле парт и возле стен, у доски и в углу... Частенько наказывался весь ряд, если кто-то один из нас провинился. Пока стоишь во время урока, записывать что-то в тетрадь нельзя, а если при проверке тетради какого-то упражнения не оказывалось на месте, виноват был хозяин тетради.

Мы стояли иногда почти по целому уроку, потому что учительница пыталась добиться, чтобы все ученики стояли по стойке «смирно». Но пока успокаивался один, уставал другой, третий засматривался в окно, так мы постоянно кого-то ждали.

В кошмар превращался процесс «персонального заслуживания сесть за парту». Мало того, что сесть нужно было заслужить, но если сидишь опять не так, то тебя опять поставят. Вот таким методом у нас добивались дисциплины на уроке. И это, пожалуй, самое яркое воспоминание о моем первом классе».

В качестве пожелания воспитателям хочется напомнить универсальный метод, придуманный еще Ж.-Ж. Руссо и успешно используемый мудрыми педагогами, – метод «естественных последствий», т.е. наказание (и поощрение тоже), инструментованное как неодолимое, находящееся вне воли педагога следствие, вызванное поступком воспитанника: уронил – подними, сломал – почини, не сделал – сделай, плохо делал – переделай.

В педагогическом наследии А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского и др. выработаны педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них:

· Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.

· Использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с убеждением и организацией жизни и деятельности детей.

· Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказания.

· Поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.

· Имеется большой перечень ситуаций, когда поощрения и наказания (особенно!) не могут быть применены. Например, за то, что получено от природы (ум, здоровье, внешность и т. д.); не должно вредить здоровью; нельзя дважды наказывать за одно и то же; нельзя наказывать, если проступок осознан учеником, если поступок – результат неумения и т.п.

· Есть ситуации, которые по своей природе являются детскими ошибками, а порой просто проявлением природы детства; взрослый должен их прощать детям, прощать великодушно: ревность, проказы, шалости, шутки, смешливость, веселость, резвость, глупость, самоутверждение, неумение, неопытность.

· И еще хорошо бы, наказывая, иметь в виду латинскую пословицу: «Наказываю тебя не потому, что ненавижу, а потому, что люблю».

Методика внушения

Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской психологии, лечебной педагогики. Суть его в том, что некоторые аксиоматичные педагогические суждения доводятся до сознания и подсознания учащихся, внедряются в их поведение, выступают в качестве одобрения, осуждения... если они используются авторитетным для детей воспитателем, педагогически и психологически грамотно инструментующим свои воспитательные воздействия.

В. Леви считает внушение «воротами души». Особенно в детстве:

«Когда вы плакали, еще не помня себя, и вас брали на руки, успокаивали, укачивали, убаюкивали – это было внушение;

Когда пугались чьего-то громкого голоса или сердитого лица; когда останавливались в ответ на оклик; когда смеялись от того, что кругом было весело и вас развлекали – это было внушение;

Когда подражали кому и чему попало, не замечая этого или нарочно стараясь, потому что вам нравилось, – это было внушение;

Когда узнали свое имя и простодушно поверили, что оно и вы – это одно и то же; когда поняли, что нужно ходить в туалет, что нельзя многое делать, многое трогать; когда начали понимать слова и верить словам; когда начали слушаться взрослых...

Когда играли со сверстниками...

Когда слушали музыку, когда смотрели кино...

Когда начали пить и курить, когда следовали за модой...

Когда влюбились... космос человеческих отношений, всепроникающий, вездесущий.

Внушаемость – ворота души: открытость Другому, способность верить».

В. Леви предостерегает совершенно справедливо: ругая ребенка, т.е. решительно и убежденно, что он: лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец... – мы это внушаем. И ребенок верит. Оценивая, внушаем самооценку: ничего из тебя никогда не выйдет! Ты неисправим! Ненормальный! Самый настоящий предатель! Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери). Ведь это самое настоящее прямое внушение. Или еще: ты меня не любишь! Ты нарочно меня изводишь! Ты хочешь, чтобы я сошла с ума! Ты хочешь моей смерти! Вот и посеяны семена внутреннего разлада. А потом защищается: грубит в ответ, делает назло, обещает исправиться, а продолжает... И есть у него два пути: либо смириться и вести себя соответственно, либо бороться, но как?

В. Леви сформулировал пожелания к воспитательному внушению:

1. Давать себе время... научимся выдерживать паузы: ориентация, а потом реакция... Дети не уважают суетливость.

2. Давать ему время... Примерно каждый второй из детей не справляется с темпами, требуемыми взрослыми, и каждый десятый – медлительнее остальных.

3. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь», «Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит»... Трудно потом освободиться от разрушительного воздействия таких «заботливых» предостережений...

4. Внушать положительное... Все хотят подтверждения, что они – хорошие дети, несмотря ни на что. И не смотря ни на что жить можно, и жить хорошо... Примем закон: «Каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром».

5. Не внушать нереальное. Сказки нужны... но знание жизни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происходят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистично. Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка...

6. Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уверен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в своей правоте не прожить и дня. И не воспитать... Все должно делаться и говориться уверенно.

7. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от однообразных внушений. Представьте, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 – в увещевательном и 50 – в обвинительном (цифры относятся к родителям, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами).

8. Пример – под вопрос. Главное – не безупречность образца, а дух взаимоотношений. Если отношения доверительны и искренни, ребенок возьмет лучшее, а самые тяжкие ошибки, пороки отринутся или нейтрализуются.

9. Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинственности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскрывающему письма, перехватывающему записку, подглядывающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить.

10. Учитывать состояние.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.027 с.)