Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонетическая система к концу XVI в.
Некоторые изменения фонетической системы после XVI в. Определите основные тенденция развития фонетической системы русского языка. Сопоставив исходные системы согласных и гласных с современной системой вокализма и консонантизма, сделайте вывод об этапах их эволюции в говорах и литературном языке. Составьте хронологическую таблицу основных изменений фонетической системы русского языка.
Исторический комментарий фонетических явлений современного Русского литературного языка Для исторического комментария предлагаются фонетические явления современного русского литературного языка, возникшие в определённые эпохи развития языка (праславянский, восточнославянский и старорусский периоды) под действием фонетических закономерностей. Анализируемое явление отмечается надстрочным знаком «. При анализе необходимо отметить исходный фонетический элемент, причины, вызвавшие изменения, и результаты этих изменений.
I. Результаты действия фонетических закономерностей праславянского языка Тенденция к утрате квантитативного различия гласных
Действовала на раннем этапе развития праславянского языка (III тыс. до н. э. – конец I тыс. до н. э.) и ликвидировала различия гласных по долготе и краткости. В предлагаемом для анализа слове знак «находится над гласным а, о, е, и, реже – над промежутком между буквами, где ранее находились ь и ъ в слабой позиции. Исходный звук и тип чередования можно восстановить, пользуясь следующей таблицей:
Таблица 11 Происхождение гласных
Примечание. СРЛЯ – современный русский литературный язык; ВЯ – восточнославянский язык; ПЯ – праславянский язык. Подсказка!. Чередование е // о нередко характеризует глагольные и именные основы, например: л е жать – л о же, т е чь – т о к, в е зти – в о з, б е ру – сб о р, н е сти – н о ша, ст е лить – ст о л; и // Ø и ы // Ø сопровождает глагольные основы со значением длительности / повторяемости действия и краткости / однократности действия, например: соб и рать – брать, соз ы вать – звать и под. Данные чередованияможновстретить при изучении орфографической темы «Правописание корней с чередующимися гласными»
В результате действия тенденция к утрате квантитативного различия гласных появились новые чередования, сохранившиеся в СРЛЯ:
Чередования, восходящие к количественному чередованию гласных
1. а // о < а // о <*ā // *ă (или *ō // *ŏ): к а с аться – к о с нуться. 2. и // Ø (е) < и // ь < *ī // *ĭ: про ч и т ать – про ч (ь) т у – про ч е (ь)сть. 3. ы // Ø (о) < ы // ъ < *ū // *ŭ: по с ы л ать – с (ъ) л ать – по с о (ъ) л.
Чередования, восходящие к качественному чередованию гласных
1. е // о < е // о < *ĕ // *ŏ: б е р у – с б о р. 2. е // Ø < е // ь <*ĕ // *ĭ: б е р у – бр ать. 3. е//а < h // а < *ē // *ō: с е д ло – с а д ить.
В родственных словах (в том числе этимологически родственных) могут быть представлены целые ряды (цепи) чередований, в том числе и смешанных – качественно-количественных, например: со б и р ать – со бр ать– со б е р у – с б о р: и // Ø (ь) // е // о < *ī // *ĭ // *ĕ // *ŏ (в первых двух словах представлено количественное чередование корневых гласных (во втором слове на ступени редукции), в со бр ать– со б е р у – с б о р – качественное чередование); р е чь – про р о к – на р и ц ательный (в корне есть чередование согласных к // ч, к // ц): е // о // и < *ĕ // *ŏ // *ī; з о в у – зв ать – при з ы в ать о // Ø (ъ) // ы < *ŏ // *ŭ // *ū.
Образец анализа 1. В з ½ и р ать. Подбираем однокоренные слова: зр ение, з о р кость. Определяем чередование в СРЛЯ: и // Ø (на месте ь в слабой позиции) // о. Используя таблицу, находим соответствия: и < *ī, Ø (на месте ь в слабой позиции) < * ĭ, е < *ĕ. Выводим формулу начального чередования: и // Ø // о < *ī // * ĭ // * ŏ. Таким образом, в слове в з ½ и р ать гласный и восходит к *ī в ПЯ. В результате действия тенденции к утрате квантитативного различия гласных в однокоренных словах в з ½ и р ать, зр ение, з о р кость наблюдается чередование и // Ø // о, восходящее к праславянскому чередованию *ī // *ĭ // *ŏ. 2. Л ä е ж ать. Подбираем однокоренное слово: л о ж е. Определяем чередование в СРЛЯ: е // о. В соответствии с таблицей 1 находим исходные гласные е < *ĕ, о < * ŏ. В итоге имеем чередование: е // о < *ĕ // *ŏ. Таким образом,в слове л е ж ать гласный е восходит к праславянскому *ĕ. В результате действия тенденции к утрате квантитативного различия гласных в однокоренных словах (л е жать – л о же) наблюдается чередование е // о, восходящее к чередованию в ПЯ *ĕ // *ŏ.
Материал для самостоятельной подготовки
1. Определите происхождение чередований в СРЛЯ. Зас ы хать – с о хнуть; зас ы пать – с о н – сниться; бр о дить – бр е сти; гр о м – гр е меть; в о дить – в е ду; л и пнуть – л е пить – л ь нуть; расп и нать – распну; р а зить – р е зать (h); г о реть – заг а р; зап и рать – зап о р – запру – зап е реть, заж и гать – сожгу – ж е чь. 2. Определить происхождение указанных гласных. Подобрать родственные слова и определить начальное чередование. Прог ½о реть, ч½тец, пос ½½ы лка, отп½ и рать, приз½вать, прим½кнуть, л½ ь нуть, к½ а саться, сол½гать, заг½ а р, сл½ а гать, вск½ а чь, м½ о р, выл½ е зти, нас½ е дка.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.007 с.) |