Признаки и критерии педагогических инноваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки и критерии педагогических инноваций



Признаки и критерии педагогических инноваций

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств : новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться.

Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве.

Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

В целом, рассматривая инновационный процесс в школе можно выделить три этапа его развертывания: создание нового, его освоение и оценка, внедрение. В педагогической науке выделяют несколько уровней новизны:

· абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

· относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);

Существуют также различные основания для классификации инноваций:

· цель и содержание образования;

· технологии, методы, средства организации педагогического процесса;

· формы организации обучения и воспитания;

· система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);

По способу возникновения и протекания инноваций: систематические, планомерные; стихийные.

В то же время, основными направлениями развития инноваций, ведущих к развитию образования в школе, являются:

· изменения в организации образовательного процесса;

· изменения в технологиях обучения и воспитания;

· изменения в управлении образовательными учреждениями.

 

 

Первая схема

1.Формулирование педагогической проблемы.

2.Анализ педагогической проблемы.

3.Анализ путей решения проблемы.

4.Выбор пути решения посредством введения инновации.

5.Прогнозирование последствий решения.

6.Апробация (возможен отказ от нововведения).

Вторая схема

1.Ознакомление с инновацией (первоначальная информация).

2.Появление интереса (поиск дополнительной информации).

3.Оценка инновации и решение освоить ее.

4.Апробация (возможен отказ от нововведения).

3 этап – «рутинизация», превращение инноваций в традицию, привычный способ деятельности. На данном этапе применение инновации начинает носить массовый характер. Этот этап обусловливается двумя законами: законом финальной реализации инновационной деятельности и законом стереотипизации педагогической инновации.

Четвертый, заключительный, этап – внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом этапе вырабатываются нормативы содержания, финансирования ее правового обеспечения инновации. Основным здесь является экспертиза результата инновационной деятельности, которая определяет степень значимости и ценности инновации, уровни ее внедрения.

Признаки и критерии педагогических инноваций

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств : новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться.

Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве.

Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

В целом, рассматривая инновационный процесс в школе можно выделить три этапа его развертывания: создание нового, его освоение и оценка, внедрение. В педагогической науке выделяют несколько уровней новизны:

· абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

· относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);

Существуют также различные основания для классификации инноваций:

· цель и содержание образования;

· технологии, методы, средства организации педагогического процесса;

· формы организации обучения и воспитания;

· система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);

По способу возникновения и протекания инноваций: систематические, планомерные; стихийные.

В то же время, основными направлениями развития инноваций, ведущих к развитию образования в школе, являются:

· изменения в организации образовательного процесса;

· изменения в технологиях обучения и воспитания;

· изменения в управлении образовательными учреждениями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.007 с.)