Трудности в овладении чтением и их преодоление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности в овладении чтением и их преодоление.



Эффективность образования прямо зависит от того, насколько обучающийся владеет приемами умственного труда, а чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

Ребенок, который плохо читает, испытывает затруднения при выполнении различных заданий. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Выпускники начальной школы, которые читают со скоростью 100-120 слов в минуту и выше чаще всего учатся на «5», 90 – на «4», 80 – на «3». Низкая скорость чтения мешает восприятию и осмыслению.

Чтение – очень сложный психофизиологический процесс. Он начинается со зрительного восприятия, с узнавания образа букв, слогов, слов, распознавания их. Далее идет соотнесение буквы со звуком. На основе соотнесения идет понимание прочитанного. Чтение зависит от четкости возникающих у ребенка образов слова.

В процессе чтения две стороны: техническая и понимание прочитанного. Чем выше техника чтения, тем лучше осмысление.

Беглость чтения зависит от того, как, каким способом ребёнок научился читать.

Известны пять основных способов чтения, каждый из которых характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а так же приемами овладения.

1. побуквенное, отрывистое (Выделяя звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением - буквой. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи. Для ребенка, который начинает читать, буква не всегда является простым графическим элементом. Она кажется сложной по своему графическому изображению Ребенку может быть трудно различить буквы, имеющие сходные элементы)

2. слоговое (узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без осложнений, но на этом этапе остается сложность синтеза, объединение слогов в слова, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов, сложность в установлении грамматических связей между словами в предложении)

3. плавное слоговое

4. плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов (это переходный этап от аналитического к синтетическому чтению У ребенка происходит процесс угадывания слов. В результате угадывания появляется большое количество ошибок. Ошибочность чтения приводит к частым повторам для исправления, уточнения или контроля прочитанного слова)

5. чтение целыми словами и группами слов (техническая сторона чтения не вызывает затруднений. Главная трудность - осмысление того, что прочитано. Осуществляется не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в едином контексте. Понимание прочитанного осуществляется лишь в том случае, если ребенок знает значение каждого слова, понимает связи слов в предложении и у него достаточно развита лексико-грамматическая стороны речи)

Способ чтения напрямую зависит от возраста читателя.

Основная задача обучения ребёнка чтению в первом классе – это плавное послоговое чтение и слитное чтение односложных и двусложных слов.

Во втором классе, по мере становления механизма чтения, ребёнок должен овладеть способом чтения целыми словами, при этом допускается чтение по слогам сложных по слоговой структуре и неясных по смыслу слов.

Задача обучения чтению в третьем и четвёртом классах – формирование у детей способности чтения целыми словами и группами слов вслух и про себя.

Замедленное овладение чтением и ошибки чтения могут наблюдаться у детей ленивых, с нарушением поведения, педагогически запущенных, при неправильной методике обучения чтению (побуквенное чтение, методика целых слов и др.), при несвоевременном переходе от одного способа чтения к другому. Но когда ошибки чтения обусловлены недоразвитием высших психических функций, речь идет о дислексии.

Дислексия- это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Дислексия

Иные нарушения чтения

1.Стойкие ошибки. Без коррекционной работы сохраняются многие месяцы и годы.

Нестойкие ошибки чтения при овладении навыком чтения.

2. Специфический характер ошибок.

Случайные, вариативные из-за невнимательности при усталости, недостаточности процесса контроля.

3. Несформированность высших психических

функций, обеспечивающих процесс чтения в

норме.

Педагогическая запущенность, неправильная методика обучения (побуквенное чтение, методика целых слов и др.), нарушение элементарных функций.

 

При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:

• Неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах звуков при чтении (девочка = тевочка), замены графически сходных букв Х=Ж, П=Н

• Побуквенное чтение, т.е. нарушение слияния звуков в слоги

• Искажение структуры слова, которая ведет к пропускам звуков (скамейка = камейка, паровоз = парвоз, под дождём = под дождиём, лопата = лотапа)

• Нарушение понимания почитанного при правильном и неправильном чтении

• Замены слов по догадке (захлестнула = захлопнула)

• Ошибки в согласовании существительного с прилагательным, в окончании глаголов (зеленый яблоко, она прибежал)

Главная задача педагога - помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются:

а) сформированность устной речи

· фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза)

· лексико-грамматического анализа и синтеза,

· лексико-граматического строя

б) достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.

Необходимо выбрать те формы, те методы и приёмы, которые помогут в эффективном формировании навыков чтения младших школьников для дальнейшего их успешного развития.

Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо выяснить, какие трудности возникли у ребенка и какова их причина.

 

 обобщающий урок контроля и оценки (урок, на котором устанавливается итоговый уровень овладения предметными знаниями и способами действия).

У рок обобщения и систематизации знаний



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.009 с.)