Установление последовательности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление последовательности



1. Установите последовательность пунктов инструкции по работе со световым микроскопом. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) при помощи зеркала настройте освещение

2) положите микропрепарат на предметный столик

3) приподнимите тубусодержатель с объективами с помощью микровинта

4) установите объектив

5) глядя в окуляр, медленно вращайте винт до тех пор, пока в поле

зрения не появится изображение объекта

6) глядя сбоку, опустите объектив на расстояние 1 см от препарата

           

2. Установите последовательность действий при закладке опыта, доказывающего необходимость света для фотосинтеза.

 

1) Через трое суток вынем растение из шкафа и поставим его под электрическую лампочку или на яркий свет.

2) Обесцвеченный лист промоем водой, расправим и обольём слабым раствором йода.

3) Поместим примулу (или пеларгонию) на 2–3 дня в тёмный шкаф для оттока органических веществ из листьев. Часть листа прикроем с двух сторон полоской из чёрной бумаги.

4) Через 8–10 часов лист срежем, снимем чёрную полоску и опустим его в горячий спирт для обесцвечивания.

5) Освещенная часть листа окрасится в синий цвет, а закрытая чёрной полоской останется без изменений. Это свидетельствует об образовании крахмала в освещенной части листа.

         

 

Установление соответствий

1. Установите соответствие между научным методом и его функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЕМ

А) разделение смесей на основе разной скорости движения молекул в абсорбенте

Б) разделение пигментов в зависимости от их цвета и состава

В) осаждение клеточных структур в зависимости от их плотности и массы

Г) обнаружение вещества в месте его накопления

Д) выяснение времени продвижения вещества через клеточные мембраны к больному органу

 

МЕТОД

1) центрифугирования 2) меченых атомов 3) хроматография

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

 

2. Установите соответствие между приёмами и методами биотехнологии: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИЁМ

A) работа с каллусными клетками

Б) введение плазмид в бактериальные клетки

B) гибридизация соматических клеток

Г) трансплантация ядер клеток

Д) получение рекомбинантной ДНК и РНК

 

МЕТОД

1) клеточная инженерия 2) генная инженерия

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

 

3. Установите соответствие между методами и видами селекции: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИЁМ

A) метод ментора

Б) испытание производителя по потомству

B) массовый отбор

Г) оценка по экстерьеру

Д) получение полиплоидов

 

МЕТОД

1) селекция животных 2) селекция растений

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

 

4. Установите соответствие между примерами исследований и группами методов биологии: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ

А) микроскопирование кишечной палочки

Б) маршрутный учёт животных по следам

В) описание нового вида электрического ската

Г) моделирование экосистем озера Байкал

Д) выработка условного рефлекса на звонок у собаки

 

ГРУППА МЕТОДОВ

1) теоретические 2) эмпирические

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

 

5. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ЭВОЛЮЦИИ

A) закладка жаберных дуг в онтогенезе человека

Б) останки зверозубых ящеров

B) филогенетический ряд лошади

Г) сходство зародышей классов позвоночных

Д) сравнение флоры пермского и триасового периодов

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

1) палеонтологический 2) эмбриологический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

 

6. Установите соответствие между характеристикой метода изучения наследственности человека и его названием.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

A) изучается число хромосом на стадии метафазы митоза

Б) исследуется родословная семьи

B) определяется наличие геномных мутаций

Г) определяется наличие хромосомных мутаций

Д) устанавливается рецессивный признак

Е) выявляется сцепленность признака с полом

 

МЕТОД

1) цитогенетический 2) генеалогический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

 

7. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

A) филогенетические ряды

Б) гомологичные органы

B) переходные формы

Г) рудименты

Д) атавизмы

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

1) палеонтологический 2) сравнительно-морфологический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

 

  6. Заполнение таблицы (линия 20)

1. Проанализируйте таблицу «Методы изучения организма человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Список терминов:

1) кардиограмма

2) центрифугирование

3) анализ крови

4) цитогенетический

5) генеалогический

6) состав смеси веществ

7) метод культуры тканей

8) репликация ДНК

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В
     

 

2. Проанализируйте таблицу «Методы изучения организма человека». Заполните пустые ячейки, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Список терминов:

1) биохимический

2) генеалогический

3) кардиограмма

4) метод культуры тканей

5) микроскопирование

6) репликация ДНК

7) состав смеси веществ

8) центрифугирование

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В
     

 

Задания со свободным развернутым ответом

1. В чём заключается суть метода микроклонального размножения растений?

2. С помощью какого метода доказали способ репликации ДНК и в чём заключается его суть?

3. К какой группе методов биологической науки относятся хроматография, метод меченых атомов, электрофорез? Где применяются эти методы?

4. В 1958 г. учёными в процессе эксперимента был установлен полуконсервативный принцип репликации ДНК. В качестве объекта эксперимента использовали бактерию кишечную палочку Escherichia coli. Бактерии длительное время выращивали на питательной среде, содержащей нуклеотиды с тяжёлым изотопом азота 15N, а затем перевели на среду с лёгким изотопом 14N. Как называется используемый в эксперименте метод? Какие изотопы азота (N) содержали цепи новых молекул ДНК после первого деления клетки на новой питательной среде?

5. Различные отрасли народного хозяйства и медицины потребляют ежегодно более 200 тонн женьшеня. Сбор этого растения в лесах даёт не более 150 килограммов в год. Культурные плантации не могут удовлетворить потребности человека. Каким способом удаётся получить необходимое количество сырья и сохранить это растение в природе? Объясните, в чём заключается этот метод размножения.

6. Для установления причины наследственного заболевания учёные исследовали клетки больного и результате обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

7. В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти растения?

8. Для установления причины наследственного заболевания учёные исследовали клетки больного. В результате было обнаружено изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? Что лежит в основе этого метода?

9. Для исследования влияния соли на жизнедеятельность растения учащиеся поместили одно растение корнями в подсоленную воду, а другое — в обычную водопроводную воду. Через некоторое время первое растение завяло, а второе осталось без изменения. Какие методы использовали учащиеся? Какие выводы они могли сделать?

10. В 1725 г. английский учёный Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал побеги растения винограда и похожий на гребень с пятью зубьями прибор. Весной он нанёс с помощью своего прибора красной краской в верхней части побега 10 точек. Осенью он обнаружил, что вблизи верхушки побега расстояние между точками увеличилось, тогда как ниже оно почти не изменилось. Какой метод исследований применил С. Хейлз? Сформулируйте закономерность роста растений, установленную им.

11. Известно, что в растительных клетках присутствует два вида хлорофилла: хлорофилл а и хлорофилл Ь. Учёному для изучения их структуры необходимо разделить эти пигменты. Какой метод он должен использовать для их разделения? На чём основан этот метод?

12. Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации, в которых они применяются.

13. Каким экспериментальным методом можно установить скорость прохождения веществ через клеточную мембрану при исследовании функции щитовидной железы? На чём основан этот метод?

14. Что представляет собой гибридологический метод изучения наследственности?

15. С помощью какого метода была обнаружена хорошо развитая шероховатая эндоплазматическая сеть в клетках поджелудочной железы? Объясните, с чем связано такое развитие эндоплазматической сети.

16. Каким методом учёный может отделить ядра клеток от остального содержимого? На чём основан этот метод?

17. Известен опыт ван Гельмонта, когда, взяв 90,6 кг сухой земли и ивовое деревце весом 2,5 кг, он выращивал его, поливая только дождевой водой. Вес ивы через 5 лет составлял 74,2 кг, а вес земли уменьшился всего на 56,6 г. Ван Гельмонт сделал ошибочный вывод, что материал, из которого образовалось дерево, произошёл из воды, использованной для полива. Почему ошибся учёный с точки зрения современного человека? Какой вывод он должен бы был сделать в результате своего исследования сегодня? Известен опыт ван Гельмонта, когда, взяв 90,6 кг сухой земли и ивовое деревце весом 2,5 кг, он выращивал его, поливая только дождевой водой. Вес ивы через 5 лет составлял 74,2 кг, а вес земли уменьшился всего на 56,6 г. Ван Гельмонт сделал ошибочный вывод, что материал, из которого образовалось дерево, произошёл из воды, использованной для полива. Почему ошибся учёный с точки зрения современного человека? Какой вывод он должен бы был сделать в результате своего исследования сегодня?

18. Почему межвидовые растительные гибриды в основном стерильны? Каким методом Г.Д. Карпеченко преодолел стерильность межвидового капустно-редечного гибрида?

19. При исследовании у ребёнка обнаружена трисомия по 21-й паре хромосом (болезнь Дауна). Объясните, какой метод использовался для установления причины заболевания и с каким видом мутации оно связано.

20. Для решения теоретических и прикладных задач экологии учёные используют различные методы исследования: полевые наблюдения, эксперименты и моделирование. С какой основной целью проводят экологические исследования методом моделирования?

Задания на нахождение в тексте ошибок и их исправление (линия 24)

1. Найдите ошибки в приведённом ниже тексте. Укажите в ответе номера предложений, в которых были сделаны ошибки, и после исправьте эти ошибки.

 

1. Основными, классическими методами селекции растений были и остаются гибридизация и отбор. 2. Массовый отбор применяют при селекции самоопыляемых растений. 3. Многие культурные растения представляют собой полиплоидные организмы. 4. Г.Д. Карпеченко открыл явление полиплоидии у культурных растений. 5. Мул (гибрид осла и кобылы) получен методом мутагенеза. 6. В селекции домашних животных в случае индивидуального отбора важна оценка производителей — племенных животных, используемых для размножения. 7. Для выявления генов хозяйственно ценных признаков животных используется метод испытания производителей по потомству.

 

 

2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и после исправьте эти ошибки.

 

1. Биотехнология — прикладная наука, использующая биологические системы и процессы в разных областях сельского хозяйства, промышленности и медицины. 2. В клеточной инженерии осуществляют манипуляции с целыми хромосомами или их участками. 3. Клеточная технология использует метод выращивания клеток и тканей на питательных средах. 4. Микробиологические технологии основаны на культивировании специально выведенных сортов растений. 5. Основным методом генной инженерии служит получение рекомбинантной ДНК с последующим её внедрением в бактериальную клетку. 6. Материалом для искусственного отбора в селекции служит модификационная изменчивость. 7. Различают две основные формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный.

 

 

 

3. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

 

1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена.

 

 

4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1) Процесс эволюции изучают разными методами: палеонтологическим, эмбриологическим, биогеографическим, сравнительно-морфологическим. (2) Переходные формы и филогенетические ряды относят к биогеографическим методам изучения эволюции. (3) Рудименты и атавизмы относят к сравнительно-морфологическим методам изучения эволюции. (4) Рудименты — это явление возврата к предковым формам. (5) Явление атавизма проявляется у отдельных особей, например многососковость у человека. (6) Образование аналогичных и гомологичных органов относят к эмбриологическим методам изучения эволюции. (7) Сравнительно-морфологические методы позволяют восстановить родство современных организмов.

 

 


 

ОТВЕТЫ:

Задания по методам исследования в биологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.048 с.)