Кафедра административного права и административной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра административного права и административной деятельности



ГОУ ВПО «ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет подготовки кадров для Министерства доходов и сборов

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. заведующего кафедрой

административного права

и административной деятельности

В.И. Голобородько

 

«___»________________2018 г.

Лекция по Теме № 4: «Сущность, виды и процессуальный порядок наложения административных взысканий».

по учебной дисциплине

«АДМИНИСТРАТИНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

для студентов дневной и заочной форм обучения ДЮА

 

 

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Протокол № ____ от "__ " ______________ 2018 г. Лекцию подготовил: Преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Емельянов С.Н.  

Донецк – 2018 г.


ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ № 4: «СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Понятие административного взыскания. 4

2. Система административных взысканий по законодательству Украины.. 7

3. Классификация административных взысканий. 12

4. Общие правила наложения административного взыскания. 14

5. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. 16

6. Назначение административного взыскания при множественности административных проступков 22

7. Возложение обязанности возместить причиненный административным проступком имущественный ущерб. 24

ВЫВОДЫ... 26

ЛИТЕРАТУРА НПА.. 27


ВВЕДЕНИЕ

 

Задачи относительно построения демократического, социального, правового государства требует скорейшего реформирования правовой системы, внедрение надежных гарантий соблюдения прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Донецкой Народной Республики. Особенно актуальным в этом плане является проведение реформы административного права как права государственного управления, властного влияния государства на различные общественные процессы, в том числе административно-деликтного права. В последнем накопилось немало проблем, связанных как с надлежащим выполнением задач правоохранения, так и с обеспечением прав и свобод граждан и других субъектов от незаконного привлечения к юридической ответственности. К основным, наиболее крупным из них относятся вопросы введения, определения содержания (мер) административной ответственности и ее реализации. Если же говорить о социальном назначении административной ответственности, то здесь можно выделить две кардинальные проблемы. С одной стороны, эта ответственность как один из важнейших методов государственной деятельности должно обеспечивать надлежащее выполнение задач и функций государства, надежную охрану соответствующих общественных отношений. С другой – реализация ее мероприятий должна основываться на скорейшем соблюдении принципов гуманизма, социальной справедливости, законности и тому подобное.

Административная ответственность наряду с уголовной ответственностью можно рассматривать как универсальное средство охраны общественных отношений, которые регулируются различными отраслями права – конституционным, гражданским, трудовым, природоресурсовим, финансовым, собственно административным. Другими словами, законодательство об административных проступках – это своеобразный сборник санкций значительной части отраслевых правовых норм. Этим обусловливается значение административной ответственности не только как административно-правового института, но и как составляющей всей правовой системы государства.

 


 

 1. Понятие административного взыскания

 

Понятие и цели административного взыскания определены в ст. 23 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Законодательство закрепляет, что административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов Украины, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Наука административного права выработала и другие определения административных взысканий. Например, В.В. Иванов под административными взысканиями понимает один из элементов целостной системы мер административного принуждения, направленной на защиту общественных отношений в сфере государственного управления, общественного порядка и общественной безопасности. То есть в своем определении В.В. Иванов делает акцент на объектах административно-правовой защиты, на которые посягает административный проступок, указывая, что основной целью применения административного взыскания является защита урегулированных нормами права общественных отношений.

Д.Н. Бахрах определяет административные взыскания как карательные, «штрафные» санкции, сопряженные с лишением или ограничением права, благ. То есть акцент в данном случае больше делается на такой цели применения административного взыскания, как наказание (пока-рание) правонарушителя. При этом Д.Н. Бахрах рассматривает кару как «правовой урон» привлеченному к административной ответственности.

Административное взыскание, считает Д.М. Овсянко, — реакция на совершение административного правонарушения, мера ответственности за него. Такой же точки зрения придерживаются и авторы учебного пособия, понимая под административным взысканием меру ответственности и правовые последствия административного правонарушения. Л.В. Коваль непросто охарактеризовал административные взыскания как необходимые правовые последствия нарушения (неисполнения) административных запретов, но и уточнил, что эти последствия заключатся в осуждении поведения нарушителя и ограничении его личных благ, материальных и иных правовых интересов, в чем выражается оценка совершенного деяния.

А.Б. Агапов понимает под административными взысканиями предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях санкции за совершение административных проступков. Автор в данном определении ограничивается административными санкциями, которые содержатся только в Кодексе. Учитывая тот факт, что законодательство Украины об административной ответственности является сейчас не достаточно систематизированной отраслью законодательства и административные проступки, а также административные санкции за их совершение содержатся не только в Кодексе Украины об административных правонарушениях, но и в других нормативно-правовых актах, такое определение не в полной мере отражает реальную действительность.

Разнообразие определений административного взыскания в юридической литературе объясняется тем, что в этих определениях делается акцент на одни либо другие особенности, характеризующие данное правое явление. Рассмотрим основные из них.

Во-первых, административное взыскание — это мера государственного принуждения, мера административной ответственности, установленная законом. Как уже отмечалось, проблема нашего законодательства об административной ответственности заключается в том, что административные взыскания содержатся не только в Кодексе Украины об административных правонарушениях, но и в других нормативно-правовых актах. Также административные взыскания являются не единственной мерой государственного принуждения, поэтому очень важно отличать административные взыскания от иных мер государственного принуждения (например, мер предупреждения, мер пресечения и т.д.). А также административные взыскания являются не единственной мерой административной ответственности, поэтому очень важно отличать административные взыскания от иных мер административной ответственности (например, мер воздействия, применяемых к несовершеннолетним согласно ст. 241 КУоАП).

Во-вторых, административное взыскание — это мера ответственности, которая может быть применена органом административной юрисдикции только к лицу, признанному виновным в совершении административного проступка. В этом смысле административное взыскание является правовым последствием совершения лицом противоправного деяния, подпадающего под признаки административного проступка.

В-третьих, административное взыскание — это мера ответственности, заключающаяся в осуждении поведения нарушителя и ограничении его личных благ, материальных и иных правовых интересов. Т.е. любое административное взыскание, является карой, назначаемой за проступки виновному лицу, и влечет для правонарушителя неблагоприятные юридические последствия.

В-четвертых, административное взыскание — это мера ответственности, применяемая к правонарушителю с целью кары правонарушителя, воспитания его в духе уважения законов и предупреждения новых правонарушений, как со стороны, самого правонарушителя, так и других лиц. Кара как цель применения административного взыскания поддерживается не всеми учеными, и законодательство об административной ответственности в ст. 23 КУоАП данную цель не указывает, однако выделение этой цели дает возможность разграничить между собой такие меры административной ответственности, как административные взыскания и меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним (ст. 241 КУоАП).

Исходя из выше сказанного можно дать определение административного взыскания. Административное взыскание — это, во-перзых, мера ответственности, установленная законом, применяемая к лицу, виновному в совершении административного проступка, и, во-вторых, это правовые последствия совершения административного проступка, заключающиеся в осуждении поведения нарушителя и ограничении его личных благ, материальных и иных правовых интересов с целью кары правонарушителя, воспитания его в духе уважения законов и предупреждения новых правонарушений, как со стороны самого правонарушителя, так и других лиц.


ВЫВОДЫ

 

Подводя итоги лекции отметим, что под административной ответственностью следует понимать наложение на нарушителей общеобязательных правил, действующих в государственном управлении, административных взысканий, которые влекут для этих лиц обременительные последствия материального или морального характера. Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которому присущи все признаки последней. Вместе с тем, административная ответственность является составной частью административного принуждения и наделена всеми его признаками.

Основные черты административной ответственности заключаются в том, что ее основанием является административное правонарушение (проступок). Привлечение к административной ответственности-обязанность государственных органов, являющихся субъектами исполнительной власти. Их перечень приведен в разделе III Коап.

Административным правонарушением (проступком) признают противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которую законом предусмотрена административная ответственность (ст. 9 КоАП).

В законе одновременно приведены два термина: «административное правонарушение» и «административный проступок», но последний не является особой разновидностью административных правонарушений.

Административное правонарушение (проступок) характеризуется рядом признаков. Это, прежде всего деяние, поведение, поступок человека, действие или бездействие, а также акт внешнего выражения отношения лица к реальной деятельности других людей, общества, государства. Закона неподвластны убеждения, мысли людей, если они не нашли внешнего проявления.

Деяния признают административным правонарушением при наличии четырех признаков: общественной вредности, противоправности, вины и административной наказуемости.


 

ЛИТЕРАТУРА НПА

Нормативно-правоввые акты

1. Конституция Донецкой Народной Республики, принятая Постановлением Верховного Совета Донецкой Народной Республики № 1-1 от 14 мая 2014 года (С изменениями, внесенными Законами, от 27.02.2015 года № 17-ІНС, от 29.06.2015 года № 63-ІНС, от 11.09.2015 года № 92-ІНС, от 29.12.2017 года № 205-IНС, от 30.11.2018 года № 01-IIНС),

2. Постановление Совета Министров ДНР № 9-1 от 02.06.2014г. «О применении Законов на территории ДНР в переходный период»

3. Кодекс об административных нарушениях (редакция, действующая на территории Донецкой Народной Республики);

4. Постановление Совета Министров ДНР № 2-22 от 27.02.2015 г. «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями).

 

Учебники, монографии, учебно – методическая литература:

1. Бандурка А.М., Тищенко Н.М. Административный процесс: Учебник. – Харьков: Изд-во НУВД, 2001. – 353с.

2. Миколенко А.И. Административный процесс и административная ответственность в Украине. Учебное пособие. — X.: «Одиссей», 2004. — 272 с.

3. Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М., 2004.

4. Кодекс об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий. Авторы: Г. А. Калюжный, А. Т. Комзюк, А. Погребной и др. учебное пособие, К.: Всеукраинская ассоциация издателей "Правовое единство», 2008, 781 С

5. Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации. Нормативная литература Автор: Липатов Э. Г., Чаннова С. Е. Год издания: 2008 Издат.:Гросс Медиа Страниц: 555 Размер: 3.4 ISBN: 978-5-476-00487-5 Язык: Русский 85

6. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РБ, Aвтор: Бондарович С.П. 2009 г., Республика Беларусь (http://www.docme.ru/doc/56701/kommentarij-k-kodeksu-ob-administrativnyh-pravonarusheniy...)

7. Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. И. Ш. Килясханова. М., 2004.

 

Преподаватель кафедры

административного права

и административной деятельности                                          Емельянов С.Н.

ГОУ ВПО «ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет подготовки кадров для Министерства доходов и сборов

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. заведующего кафедрой

административного права

и административной деятельности

В.И. Голобородько

 

«___»________________2018 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.021 с.)