Агрегирование как метод макроэкономического анализа. Агрегированные субъекты, рынки и показатели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агрегирование как метод макроэкономического анализа. Агрегированные субъекты, рынки и показатели.



Агрегирование - укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единый общий показатель (создание агрегатов, совокупных величин).

Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим методом выступает агрегирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь при условии рассмотрения совокупностей или агрегатов.

Агрегированные величины характеризуют развитие экономики как единого целого: валовой продукт (а не выпуск отдельной фирмы), общий уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночная процентная ставка (а не отдельные виды процента), уровень инфляции, уровень занятости, уровень безработицы и т. д.

Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты и рынки. На макроуровне выделяют четыре сектора экономики: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор, иностранный сектор.

• Сектор домашних хозяйств является основным потребителем рыночных продуктов и собственником факторов производства. Он формирует предложение рабочей силы и спрос на блага. Взамен получает доход, часть которого потребляет, а часть сберегает.

• Предпринимательский сектор поставляет продукцию на рынок благ. Он предъявляет спрос на факторы производства и производит инвестирование.

• Государственный сектор производит общественные блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег и создает условия для оптимального функционирования народного хозяйства.

• Иностранный сектор представляет собой совокупность экономических субъектов за границей и иностранных государственных институтов. Используется для определения состояния национального платежного баланса.

Агрегирование рынков дает возможность выделить три макроэкономических рынка:

1. Рынок товаров и услуг (реальный рынок) Закономерности формирования спроса и предложения товаров и услуг, соотношение совокупного спроса и совокупного предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и равновесного объема их производства.

2. Финансовый рынок (рынок заемных средств) – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции и облигации). Этот рынок делится на два сегмента:

а) денежный рынок. Его изучение позволяет получить равновесную ставку процента, выступающую «ценой денег» (ценой кредита), и равновесную величину денежной массы, а также рассмотреть влияния денег на рынок товаров и услуг.

б) рынок ценных бумаг. Здесь продаются и покупаются акции и облигации. Покупателями ценных бумаг, в первую очередь, являются домохозяйства, которые тратят свои сбережения с целью получения дохода (дивиденда по акциям и процента по облигациям). Продавцами (эмитентами) акций выступают фирмы, а облигаций – фирмы и государство. Фирмы выпускают акции и облигации с целью получения средств для финансирования своих инвестиционных расходов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета.

3. Рынок факторов производства. В макроэкономических моделях он представлен рынком труда. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда в экономике и равновесную «цену труда» – ставку заработной платы. Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы.

Все множество рынков отдельных благ, являющееся предметом изучения микроэкономического анализа, в макроэкономике объединяется в единый рынок благ, на котором покупается и продается только один вид благ, использующийся и как предмет потребления, и как средства производства (реальный капитал).

Вследствие свертывания всего множества реальных благ в одно абстрактное благо исчезает микроэкономическое понятие цены блага как пропорции обмена одного товара на другой. Предметом изучения становятся абсолютный уровень цен и его изменение.

Очевидными издержками макроэкономического агрегирования являются частичная потеря информации и повышенный уровень абстракции экономических исследований. Однако высокий уровень абстракции — осознанный прием макроэкономических исследований, соответствующий их целям. Так, микроэкономическое наблюдение за домашним хозяйством преследует цель выяснить, почему спрос одного индивида отличается от спроса другого; в результате оказывается, что на это влияет большое число факторов: доход, индивидуальные предпочтения, возраст, семейное и социальное положения, место жительства и др. При изучении сектора домашних хозяйств в макроэкономике главная цель — это объяснить колебания объема потребительского спроса во времени; в этом случае все перечисленные факторы, кроме дохода, взаимно нейтрализуются в ходе агрегирования.

Агрегированные макроэкономические показатели – это ВНП (валовой национальный продукт), рыночная ставка процента, уровень цен и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.004 с.)