Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Употребление форм имен существительныхСтр 1 из 2Следующая ⇒
Задание 2. Паронимы. (В ЕГЭ – А-5) Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Паронимы бывают: приставочными; суффиксальными; различающиеся конечными буквами. Приставочные паронимы. В задании они встречаются достаточно редко, поэтому их не так уж и сложно запомнить. Различай!
Суффиксальные паронимы. Помни! Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия. КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками. КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-н., содержащий в себе краску (спец). Различающиеся конечными буквами. Различай! Адресат - адресант.Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель). База – Основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт.
Базис – Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки. Словарик паронимов
Род имен существительных
|
||||||||||||||
М.р. Ботинок, валенок, выхухоль, георгин, желатин, зал, занавес, картофель, комментарий, корректив, погон, рельс, рояль, санаторий, табель, толь, тюль, черед, эполет. |
Ж.р. Употребление числительных | ||||||||||||||
| У количественных числительных (сколько?) склоняются все слова: около дв ух тысяч четыр ех с от вос ьми дес яти сем и схем У порядковых числительных (который по счету?) склоняется последнее слово: двадцать перв ого стеллажа видно не было | ||||||||||||||
| - в сочетаниях с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: трое мужчин, четверо гусят; - с существительными, которые имеют только мн.ч.: двое очков, трое саней, четверо шахмат; - с существительными, обозначающими парные предметы: трое валенок, т.е. три пары валенок; - с личными местоимениями: нас было шестеро. Но собирательные числительные не употребляются с существительными ж.р., а также в официально-деловом стиле. Например: пять девушек ( не пятеро девушек), в объявлении следует писать: «Требуется пять слесарей» ( не пятеро). Собирательное существительное оба (обе) в м.р. и ср.р. в косвенных падежах имеют основу обо-: возле обоих зданий, у обоих друзей; в ж.р. обе-: обе подруги, обе стороны. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во мн.ч.: с бур ыми медвежатами – с четвер ыми медвежатами.
| ||||||||||||||
Употребление местоимений | |||||||||||||||
| К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др. обычно добавляется буква н: близ него, с ним. После предлогов благодаря, вне, вопреки, вследствие, наперекор, навстречу, согласно, подобно перед местоимениями он, она, оно, они, стоящими в косвенных падежах, буква н не употребляется: благодаря ей, вопреки ему. После сравнительной степени прилагательных и наречий перед местоимениями он, она, оно, они, стоящими в косвенных падежах, буква н не употребляется: быстрее её, дальше их, ближе его. После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания, личные местоимения 1-го и 2-го лица с предлогом по употребляются в п.п.: тоскуют по вас, скучают по нас. Употребление предлога за с тв.п. местоимения является ошибочным.
После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в д.п.: По нескольку суток он был в пути. Помним!!! НЕТместоимения ИХНИЙ!!! | ||||||||||||||
Употребление глаголов | |||||||||||||||
Употребление предлогов | |||||||||||||||
Предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор употребляются с д.п.: Благодаря учителю, я хорошо знаю английский язык. Сестра побежала навстречу брату. Предлог благодаря нельзя употреблять тогда, когда речь идёт о чем-то отрицательном: Благодаря заморозкам, растения погибли (ошибка). С названиями городов, районов, областей, регионов, государств употребляется предлог в: в Москве, в Италии. С названиями гор употребляется предлог на: на Алтае, на Кавказе. ПОМНИТЬ!!! Из школыИз ТаганрогаК бабушке
| |||||||||||||||
Задание 4. Правописание корней. (В ЕГЭ А-9)
1) Корни, проверяемые ударением.
2) Корни, не проверяемые ударением. Словарные слова.
3) Корни с чередованием.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ | КОРНИ | ИСКЛЮЧЕНИЯ |
ОТ СУФФИКСА –А- | 9 КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е//И БЕР-БИР ПЕР-ПИР ДЕР-ДИР ТЕР-ТИР СТЕЛ-СТИЛ БЛЕСТ-БЛИСТ ЧЕТ-ЧИТ МЕР-МИР ЖЕГ-ЖИГ О//А ЛОЖ-ЛАГ КОС-КАС А/Я-ИМ/ИН | СОЧЕТАТЬ СОЧЕТАНИЕ ПОЛОГ |
ОТ УДАРЕНИЯ | БЕЗ УДАРЕНИЯ О ГОР КЛОН ТВОР БЕЗ УДАРЕНИЯ А ЗАР | ВЫГАРКИ, ПРИГАРЬ УТВАРЬ ЗОРЕВАТЬ |
ОТ ПОСЛЕДУЮЩЕГО СОГЛАСНОГО | РАСТ-РАЩ-РОС ЛАГ-ЛОЖ СКАК-СКОЧ | ОТРАСЛ, РОСТОК, ПОДРОСТКОВЫЙ, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ ПОЛОГ СКАЧОК, СКАЧУ |
ОТ ЗНАЧЕНИЯ | РАВН (ОДИНАКОВЫЙ) РОВН (ГЛАДКИЙ) МАК (ПОГРУЖАТЬ) МОК (ПРОПУСКАТЬ ВОДУ) | ПОРОВНУ УРОВЕНЬ РОВЕСНИК РАВНИНА |
ПЛАВ-ПЛОВ-ПЛЫВ | ПЛОВЕЦ ПЛОВЧИХА ПЛАВНИКИ ПЛЫВУНЫ |
О задании 9 смотрите здесь
https://youtu.be/FvEuhpC_atU
https://youtu.be/sRYUuPb7sfI
Задание 5. Правописание приставок. (в ЕГЭ А-10)
1. Приставки, не изменяемые на письме. Всегда пишутся одинаково (по, на, с, пере, за, во, в, по и другие)
2. Правописание на з-с. Перед глухими – с, перед звонкими – с.
3. Правописание приставок пре-при.
При:
приближение (прийти),
присоединение (пришить),
пространственная близость (пришкольный),
неполнота действия (приуныл),
доведение действия до конца (приручил).
Пре:
близко к «пере» (пресечь),
в значении «очень» (прекрасный).
4. Правописание приставок роз-рос, раз-рас. Под ударением –о, без ударения – а. (рОзвальни, развалИлся).
https://youtu.be/4x2ZEZ5TAK0
Задание6. Правописание суффиксов различных частей речи. (В ЕГЭ А-11)
Задание7. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (В ЕГЭ А-12).
Чтобы выполнить это задание, сначала нужно определить часть речи – глагол перед вами или причастие.
Если перед вами глагол, вам нужно вставить глагольное окончание.
Чтобы определить личное окончание глаголов, надо знать:
· Спряжение
· Лицо
· Число
1 спряжение | 2 спряжение | |||
Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
1 лицо (я, мы) | У | ЁМ\ЕМ | У | ИМ |
2 лицо (ты, вы) | ЁШЬ\ЕШЬ | ЁТЕ\ЕТЕ | ИШЬ | ИТЕ |
3 лицо (он, она, оно, они) | ЁТ\ЕТ | УТ | ИТ | АТ |
Чтобы определить спряжение, ставим глагол в инфинитив (задаем вопрос: Что делать? Что сделать?).
К 1 спряжению относятся глаголы на –ать, -ять, -еть, -уть, -чь и глаголы брить, стелить.
Ко 2 спряжению относятся глаголы на –ить и глаголы: слышать, выдеть и обидеть, гнать держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть.
Если перед вами причастие, вам нужно вставить суффикс.
|
| ||||
Наст.вр. | Прош.вр. | Наст.вр. | Прош.вр. | ||
В 1 спр.-ущ, ющ Во 2 спр. – ащ, ящ Читать(1спр) – читает (наст.вр.) – читающий | вш ш Знать(основа на гл) - знавший | 1 спр. – ом,ем 2 спр – им Читать – читает - читаемый | От основы инфин. Нн – на ать,ять Енн/ённ, т – от глагола на -ить Прочитать – прочитанный |
При образовании причастий настоящего времени, нужно знать спряжение того глагола, от которого это причастие образовано.
При образовании причастий прошедшего времени, обращаем внимание на суффикс инфинитива глагола.
При образовании действительных причастий прошедшего времени перед суффиксом причастия остается тот суффикс, который стоит в инфинитиве того глагола, от которого это причастие образовано. освоИвший – освоИть.
При образовании страдательных причастий прошедшего времени, нужно обращать внимание на что именно оканчивается глагол, то есть смотреть, какая именно буква находится в суффиксе инфинитива глагола. Если глагол имеет в суффиксе инфинитива И, то эта буква при образовании причастия меняется на Е. подстрелЕнный – подстрелИть.
Если же в инфинитиве буква А, Я, Е, У, то она же остается в причастии.подслушАнный – подслушАть.
Подробно об этом задании рассказываю здесь https://youtu.be/PobFcSeuO6g
Задание 8 №Не с различными частями речи. (в ЕГЭ А-13).
Чтобы правильно выполнить это задание, сначала нужно определить часть речи.
Не с глаголами – раздельно.
Не с деепричастиями – раздельно.
Не с числительными – раздельно.
Не с краткими причастиями – раздельно.
Не с сущ., прилагательными полными, полными прич., наречиями на о-е – по схеме.
1. употребляется ли слово без не?
Если нет, слитно.
Если да, задаем след. вопрос.
2. есть ли противопоставление с А?
Если да – раздельно.
Если нет – след. вопрос.
3. есть ли частицы отнюдь не, вовсе не, ничуть не, далеко не, нисколько не?
Если да – раздельно.
Если нет – след. вопрос.
4. есть ли зависимое слово? (этот вопрос задаем только для причастия)
Если да – раздельно.
Если нет или оно выражено наречиями степени – очень, совершенно, крайне, почти, абсолютно, совсем (=очень), то слитно.
Не с краткими прилагательными. Нужно смотреть, есть ли полная форма.
Если нет, раздельно.
Если да, то по схеме выше.
Не с неопределенными и отрицательными местоимениями и наречиями.
Раздельно, если между частицей и словом есть предлог. Не у кого.
Слитно, если предлога нет. Некого.
Со сравнительной степенью прилагательного – раздельно.
Со словами «больший, меньший, худший, лучший» - раздельно.
С глаголами, которые имеют сочетание НЕДО.
1.употребляется ли без не?
Если нет, слитно.
Если да, след. вопрос.
2.можно ли заменить НЕДО на ПЕРЕ, при этом изменив значение на противоположное.
Если да, слитно.
Если нет, раздельно.
Подробно об этом задании здесь https://youtu.be/gtKAU8LMh_Q
Задание 9. Слитное, раздельное, дефисное написание слов (в ЕГЭ А-14).
Слитно | Раздельно | Через дефис | |
Правописание наречий и существительных с предлогом, созвучных с этими наречиями | |||
1.Наречия со значением времени или пространства
Смотрел (куда?) вдаль
| 1.Существительные с предлогом, созвучные с наречиями пространства и времени Смотрел в даль моря Поднялся на верх холма | ||
2.Наречия, если это не Помалу Побольше !!! смотри список наречий со слитным написанием!!! | 2.Предлоги и прилагательные, которые созвучны наречиям
В сторону, на сторону, в глубину, на глубину, в высоту, в длину и др. !!!смотри список наречий с раздельным написанием!!! | 2.Наречия с приставкой –по и суффиксами –ому, -ему, -ски, -цки, -ьи и вводные слова с приставкой во-, в- и оканчивающиеся на –ых, -их. По + ому в, во + ых Ему их Ски Цки Ьи по-прежнему по-английски по-лисьи во-первых соединения слов, связанные по смыслу и звучанию: нежданно-негаданно наречия с частицами –то, -либо, -нибудь, -кое, -таки: кое-как, хорошо-таки составные наречия, образованные повторением одного и того же слова: еле-еле, видимо-невидимо | |
Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ- | |||
3.С ПОЛУ- ВСЕГДА СЛИТНО!!! Около полудня С ПОЛ-, если это не полвечера | 3.ПОЛ + прил.+сущ. Пол лаврового листа | 3.ПОЛ + л пол-лимона ПОЛ + гл. пол-апельсина ПОЛ + загл.б. пол-Москвы | |
Правописание предлогов | |||
4. Вблизи, напротив, внутри, вследствие, наподобие, вместо, вдоль, сверх, вроде (=подобно), насчет (=о), наперекор Ввиду (+Р.п.) (= по причине) Несмотря на (=если, хотя) Несмотря на дождь, я пошел на работу. | 4.По мере, в связи (с), в течение, в продолжение, в заключение, по прибытии, по приезде, по истечении, по окончании Иметь в виду (сущ.) Не смотря на (дееприч.) = не глядя Не смотря на него, она произнесла грубые слова. | 4. Из-за Из-под По-над По-за | |
Правописание союзов и омонимичных им местоимений с частицами | |||
Слитно | Раздельно | Через дефис | |
Если перед вами союз. (Можно заменить другим союзом, который близок по значению). ТОЖЕ, ТАКЖЕ (=И) Отец учился в институте, дочь тоже будет там учиться. ЧТОБЫ (ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ЗАТО (=НО) Я опаздывал, зато позавтракал. ПРИТОМ, ПРИЧЕМ (=ПРИ ЭТОМ) Он музыкант, притом талантливый. ИТАК (=СЛЕДОВАТЕЛЬНО) Итак, мы изучим новую тему. ОТЧЕГО (=ПОЧЕМУ) Отчего вы печальны? ПОЧЕМУ (=ОТЧЕГО) Почему так жарко? ПОТОМУ (=ОТТОГО) Я опоздал потому, что был занят. ПОТОМУ ЧТО (=ОТТОГО ЧТО) Он вернулся, потому что забыл ключ. ПОЭТОМУ (=ПОТОМУ) Я забыл ключ, поэтому не смог открыть замок. ЗАЧЕМ (=ПОЧЕМУ) Зачем ты остался? ЗАТЕМ (=ПОТОМ) Я уехал, затем вернулся | Если местоимение + частица. (Частицу можно переставить или «убрать»). ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ Вчера я учил то же, что сегодня. ЧТО БЫ (=ЧТО) Что бы мне такое прочитать? ЗА ТО (МОЖНО УПОТРЕБЛЯТЬ БЕЗ «ТО») Спрячься за то дерево. ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ (МОЖНО ВСТАВИТЬ «ПРИ КАКОМ?») При том доме есть бассейн. И ТАК (= ОЧЕНЬ) Мы приехали и так удивились! ОТ ЧЕГО (ОТ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ) От чего зависит решение? ПО ЧЕМУ По чему они спустились к морю? (по лестнице) ПО ТОМУ (ПО КАКОМУ?) По тому берегу бежали люди. ОТ ТОГО (ОТ КАКОГО?) От того дерева отошел человек. ПО ЭТОМУ (ПО КАКОМУ?) По этому мосту проедет троллейбус. ЗА ЧЕМ За чем он прятался в лесу? (за деревом) ЗА ТЕМ За тем поворотом начинался лес. КАК БУДТО!!! | ||
Правописание сложных существительных | |||
Если первая часть выражена: Авиа, авто, аэро, агро, био, борт, гидро, гео, зоо, кино, мото, фото, контр, НО КОНТР-АДМИРАЛ!!! С соединительными гласными о-е: Шагомер Наименования городов: Белгород 2 часть сложного слова выражена – метр: Вольтметр Сложносокращенные слова: Техпомощь Глагольная основа, оканчивающаяся на И: Сорвиголова, НО ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ!!! | Если первая часть выражена: вице, лейб, обер, пресс, рок, унтер, штаб, штабс, экс. Страны света: северо-запад Слова образованы без соединительных гласных: диван-кровать Единицы измерения: киловатт-час Растения: иван-да-марья С оценочным значением: ура-патриоты | ||
Правописание сложных прилагательных | |||
Сложные прилагательные сохраняют свое написание так же, как и сложные существительные, НОесли первая часть сложного прилагательного оканчивается на –о, то: | |||
Образовано от подчинительного словосочетания: Чугунолитейный (лить чугун) Южнокитайские обычай (обычаи Южного Китая) НО 1 часть образована от наречий: вечнозеленое | Географические названия (даже если они образованы от подчинительного словосочетания) пишутся через дефис: Южно-Китайское море Оттенки цветов: темно-синий Можно поставить И между частями сложного слова: русско-немецкий Первая основа на –ИКО: историко-архивный |
https://youtu.be/CzqtGlZ8zfI подробно о задании 14 здесь
Задание 10. Н-НН (В ЕГЭ А-15)
Глаг.)
нн | н | нн | н |
1. –онн -енн ИСКЛ.:ветреный(день,человек) НО: безветренный ОТЛИЧАТЬ ОТ: ВЕТРЯНОЙ (оспа, двигатель) МАСЛЕНЫЙ (пропитанный маслом, льстивый) МАСЛЯНЫЙ (на масле) 2.н + н осенний 3.В КРАТКОЙ ФОРМЕ СТОЛЬКО Н, СКОЛЬКО В ПОЛНОЙ | 1.–ан -ян песчаный ИСКЛ.:оловянный стеклянный деревянный 2. –ин голубиный 3.В первообразных прилагательных: Юный, румяный, пряный, багряный, зеленый, свиной, рьяный, пьяный, синий. | 1.Приставки, кроме НЕ. скошенная ИСКЛ.: названый, приданое, посажёный, смышлёный. 2.Зависимое слово Кошенная (когда?) утром трава. 3. –ованный -ёванный маринованный ИСКЛ.: кованый, жёваный 4.Образованных от бесприставочных глаголов сов.в. Решить- решённая | 1.Образованные от бесприставочных глаголов несов.в. ИСКЛ.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, отчаянный, недреманный, пеклеванный, деланный, читанный 2.В КР.ФОРМЕ -Н |
Подробно об этом задании здесь https://youtu.be/ohvt3j9om8Y
Задание10. ССП и предложения с однородными членами. (в ЕГЭ А-16)
Обязательно выделяем грамматическую основу в заданиях по синтаксису.
Если предложение сложное, то следуем правилу: «Запятая в ССП».
Если предложение простое, то отрабатываем правило: «Знаки препинания при ОЧ».
!!! Не забываем, что в сложном предложении тоже могут быть однородные члены предложения.
Запятая в ССП ставится всегда, но есть 4 пункта, которые обязательно нужно проверять тогда, когда вы найдете границу ССП.
Запятая в ССП не ставится:
1.Когда есть общий второстепенный член предложения:
В саду поселилась осень / и одиноко покачивалась осина.
2.Когда есть общая придаточная часть:
Когда мы вышли из-за кустов, / лось уже ушел /и одиноко покачивалась осина.
3.Когда есть общее вводное слово:
Безусловно, вспоминается хорошее /и забывается плохое.
4.Когда соединяются 2 вопросительных, 2 восклицательных, 2 побудительных и 2 назывных предложения:
Что такое хорошо /и что такое плохо?
НО: если таких предложений больше двух, то это правило не работает:
Ночь, тишина, и звезды…
Задание 2. Паронимы. (В ЕГЭ – А-5)
Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.
Паронимы бывают: приставочными; суффиксальными; различающиеся конечными буквами.
Приставочные паронимы. В задании они встречаются достаточно редко, поэтому их не так уж и сложно запомнить. Различай!
Уплатить - Отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег) Одеть кого-либо Представить - Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо Встряхнуть - Приподняв, потрясти с силой. Поверка - Сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.). Обсудить - Разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо. Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости. Описка - Ошибка в написании чего-н. по рассеянности. | Оплатить - Заплатить за что-нибудь Надеть на себя Предоставить - Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться. Стряхнуть - Тряхнув, скинуть, сбросить. Проверка - Установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо. Осудить - Выразить неодобрение кому-чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить. Нестерпимый - Превышающий терпение, с трудом переносимый. Отписка - Формальный ответ, не затрагивающий сущности дела. |
Суффиксальные паронимы.
Помни! Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.
КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками.
КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-н., содержащий в себе краску (спец).
Различающиеся конечными буквами. Различай!
Адресат - адресант.Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).
База – Основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт.
Базис – Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки.
Словарик паронимов
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.208 (0.17 с.)