Понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения



ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ТЕМА:

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

Учебное время: 2 часа   Для курсантов (студентов): специального факультета юридического образования, курсантов факультета криминальной полиции, факультета полиции общественной безопасности, следственно-криминалистического факультета. (название факультета)   Обсуждено и принято на заседании кафедры «___» _____________ 20__ года, протокол № ____.

 

Донецк 2020


Вид лекции: академическая (с линейным (ступенчатым) видом построения текста)

Дидактичные цели:

1.Учебные: дать слушателям представление о понятии, предмете, системе и методе изучаемой дисциплины.

2.Развивающие: совершенствование навыков работы с юридической терминологией, формирование правильного понимания всей правовой системы и места в ней изучаемой дисциплины.

3.Воспитательные: формирование правосознания юриста, воспитание курсантов, студентов и слушателей в духе уважения демократических ценностей государства, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции, законов и подзаконных актов.

В ходе лекции рекомендуется использовать следующие методы – монологическое ориентирующее и проблемное изложение материала, рассказ, объяснение с показом и иллюстрацией, визуализация, репродуктивный метод и метод дискуссии.

Межпредметные и междисциплинарные связи:

Обеспечиваемые дисциплины: административное право, административный процесс, административная деятельность, конституционное право, судебные и правоохранительные органы, муниципальное право, международное право.

Раскрывает компетенции:

общекультурные:

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития Донецкой Народной Республики, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2)

- способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

общепрофессиональные:

- способностью использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК-1).

Учебно-методическое обеспечение лекции:

Наглядность: презентация.

Технические средства обучения:

1. Портативный персональный компьютер – ноутбук, либо иная рабочая станция, способная обрабатывать и выводить на проектор презентационный материал, подготовленный в среде MicrosoftOffice.

2. Цифровой проектор, объединенный с рабочей станцией в мультимедийный комплекс.

3. Аудиосистема, включенная в структуру рабочей станции, с помощью которой представляется презентационный материал.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Источники административного правонарушений.

2. Понятие и структура состава административного проступка.

3. Виды составов административных проступков.

4. Объект административного проступка.

5. Объективная сторона административного проступка.

6. Субъект административного проступка.

7. Субъективная сторона административного проступка.

 

Рекомендованная литература:

1. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратура / А.Б. Агапов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 404 с. – Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

2. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.Н. Братановский, А.А. Мамедов – М.: ЮНИТИ,2016. – 543с.

3. Административное право: учебник / А.М. Волков, А.С. Дугенец – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2016. – 288с. – (Высшее образование)

4. Административное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попова, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 396с. – Серия: Баклавр. Академический курс.

5. Кодекс Украины об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий / Р.А. Колюжный, М.И. Иншин, И.М. Шопина и др. – Издание четвертое, с изменениями и дополнениями по состоянию 10 ноября 2010 г. – К.: Алерта; ЦУЛ, 2011. – 712 с.


Вступление

 

Задачи по построению в Республике демократического, социального, правового государства требует скорейшего реформирования правовой системы, внедрение надежных гарантий соблюдения прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией. Особенно актуальным в этом плане является проведение реформы административного права как права государственного управления, властного влияния государства на различные общественные процессы, в том числе административно-деликтного права. В последнем накопилось немало проблем, связанных как с надлежащим выполнением задач охраны, так и с обеспечением прав и свобод граждан и других субъектов от незаконного привлечения к юридической ответственности. К основным, наиболее крупным из них относятся вопросы внедрения, определение содержания (мероприятий) административной ответственности и ее реализации. Если же говорить о социальном назначении административной ответственности, то здесь можно выделить две кардинальные проблемы. С одной стороны, эта ответственность как один из важнейших методов государственной деятельности должно обеспечивать надлежащее выполнение задач и функций государства, надежную охрану соответствующих общественных отношений. С другой - ее реализация мероприятий должна основываться на строгом соблюдении принципов гуманизма, социальной справедливости, законности и т.д.

Административная ответственность наряду с уголовной ответственностью можно рассматривать как универсальное средство охраны общественных отношений, которые регулируются различными отраслями права - конституционным, гражданским, трудовым, природоресурсовим, финансовым, собственно административным. Другими словами, законодательство об административных проступках - это своеобразный сборник санкций значительной части отраслевых правовых норм. Этим обусловливается значение административной ответственности не только как административно-правового института, но и как составляющей всей правовой системы государства.

Важно также подчеркнуть, что административные проступки - одни из самых распространенных из всех видов правонарушений. Большое количество и небольшая вредность (каждого отдельно) этих проступков требует сравнительно простого порядка применения мер реагирования. Это необходимо для быстрого дисциплинирующего воздействия на виновных с целью экономии времени и сил как государственных органов, так и самих нарушителей. К тому же для выявления нарушений общеобязательных правил чаще всего нужны не юридические, а специальные технические, экономические, санитарные, агрономические и другие знания. Другими словами, в подобных случаях целесообразен именно административный порядок воздействия.

Действующее законодательство об административных правонарушениях достаточно большое по объему, очень нестабильное. Кодекс об административных правонарушениях - один из нормативных актов, к которым чаще всего вносятся изменения и дополнения. Все это создает определенные трудности в применении административно-правовых норм, негативно сказывается на деятельности административно-юрисдикционных органов, обеспечении законности применения мер ответственности за совершенные правонарушения, что в условиях построения правового государства недопустимо.

Изложенным и обусловлено содержание этого пособия, в котором раскрываются понятие и основания административной ответственности, особенности и порядок производства по делам об административных правонарушениях. Во втором издании учебного пособия учтены изменения, произошедшие за последние годы в законодательстве об административных правонарушениях, а также работу, проводимую относительно реформирования этого законодательства, в частности, разработку Концепции реформы административного права и проекта Кодекса об административных проступках, выдержки из которых приведены в приложениях.

Вывод

Кодекс об административных правонарушениях вносит ряд существенных изменений в определение административного правонарушения. Наиболее важным, на наш взгляд, является то, что юридические лица также признаются субъектами административного правонарушения. Административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, которое влечёт за собой административную ответственность в соответствие с КоАП.

В процессе рассмотрения Кодекса об административных правонарушениях было установлено, что признаки административного правонарушения отличаются от его юридического состава. При наличии всех признаком может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Данное обстоятельство имеет в частности большое практическое значение.

Несмотря на то, что в законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения – совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. Состав административного правонарушения включает объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.

Как и уголовное преступления, и дисциплинарный проступок, административное правонарушение является общественно опасным деянием. Степень его общественной опасности может варьироваться. Степень опасности административного правонарушения во многом определяется его субъективной стороной.


Вывод

Учение о составе правонарушения занимает одно из центральных мест в административно-правовой науке и имеет большое практическое значение.

Во-первых, оно способствует выявлению наиболее существенных признаков антиобщественных деяний, их разграничению и установлению справедливых санкций;

во-вторых, помогает органам государственной власти правильно квалифицировать правонарушения и принимать адекватные им меры воздействия;

в-третьих, дает возможность понять закон, помогает обучению юристов и правовому воспитанию граждан.


Вывод

Только при наличии состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.


Вывод

Традиционно характеристика объективных признаков начинается с объекта административного правонарушения, в качестве которого выступают общественные отношения, находящиеся под охраной законодательства об административных правонарушениях.


Вывод

Объективная сторона любого правонарушения, не смотря на то, уголовное ли это преступление или административный проступок, выражается в деянии виновного лица, которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования.

Состав правонарушения - это своего рода его идеальная модель, понятие состава позволяет определить существенные признаки конкретных правонарушений. Только полный состав, т.е. набор всех его обязательных элементов, позволяет делать вывод о факте правонарушения и о возможности на этом основании привлечь виновное лицо к юридической ответственности.


Заключение

 

Для административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил, несоблюдение которых влечет административную ответственность, во-вторых, ответственность за административные правонарушения возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий. Своей всеобщностью административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой, в которой ответственность наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Административную ответственность можно рассматривать также как систему материальных и процессуальных правоотношений, поскольку ее возникновение и реализация осуществляются в определенных правовых рамках, которые устанавливаются юридическими нормами, реализуемыми в соответствующих правоотношениях. Нередко мы видим, что материальные и процессуальные правоотношения административно-правового характера сливаются, образуя единое целое, например штраф на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, отмечается так называемый усеченный процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная. Так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности.

К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством, все они являются субъектами исполнительной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания на виновных.

Развитие рыночных отношений повлекло за собой признание юридических лиц субъектами административной ответственности, что было сделано сперва в различных законах, а затем и в КоАП. Исходя их этого, по нашему мнению, необходимо включить статьи об административной ответственности юридических лиц в КоАП, т.к. он является основным актом, устанавливающим административную ответственность.

Вообще, субъектами административной ответственности могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица.

На наш взгляд, в законодательстве должно быть дано четкое определение понятия должностного лица, обязательное для всех отраслей права.

При установлении административной ответственности необходимо четко учитывать принципы административной ответственности, субъекты, которые произвели правонарушение, а также обстоятельства, ограничивающие, освобождающие и смягчающие административную ответственность.

Итак, цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений. Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя выражается в том, что государство, в лице полномочного органа, налагающего взыскание, осуждает нарушителя, совершившего противоправное деяние.

 

 

Доцент кафедры АП

подполковник полиции                                                              Д.К. Медведев

 

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ТЕМА:

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

Учебное время: 2 часа   Для курсантов (студентов): специального факультета юридического образования, курсантов факультета криминальной полиции, факультета полиции общественной безопасности, следственно-криминалистического факультета. (название факультета)   Обсуждено и принято на заседании кафедры «___» _____________ 20__ года, протокол № ____.

 

Донецк 2020


Вид лекции: академическая (с линейным (ступенчатым) видом построения текста)

Дидактичные цели:

1.Учебные: дать слушателям представление о понятии, предмете, системе и методе изучаемой дисциплины.

2.Развивающие: совершенствование навыков работы с юридической терминологией, формирование правильного понимания всей правовой системы и места в ней изучаемой дисциплины.

3.Воспитательные: формирование правосознания юриста, воспитание курсантов, студентов и слушателей в духе уважения демократических ценностей государства, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции, законов и подзаконных актов.

В ходе лекции рекомендуется использовать следующие методы – монологическое ориентирующее и проблемное изложение материала, рассказ, объяснение с показом и иллюстрацией, визуализация, репродуктивный метод и метод дискуссии.

Межпредметные и междисциплинарные связи:

Обеспечиваемые дисциплины: административное право, административный процесс, административная деятельность, конституционное право, судебные и правоохранительные органы, муниципальное право, международное право.

Раскрывает компетенции:

общекультурные:

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития Донецкой Народной Республики, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2)

- способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

общепрофессиональные:

- способностью использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК-1).

Учебно-методическое обеспечение лекции:

Наглядность: презентация.

Технические средства обучения:

1. Портативный персональный компьютер – ноутбук, либо иная рабочая станция, способная обрабатывать и выводить на проектор презентационный материал, подготовленный в среде MicrosoftOffice.

2. Цифровой проектор, объединенный с рабочей станцией в мультимедийный комплекс.

3. Аудиосистема, включенная в структуру рабочей станции, с помощью которой представляется презентационный материал.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Источники административного правонарушений.

2. Понятие и структура состава административного проступка.

3. Виды составов административных проступков.

4. Объект административного проступка.

5. Объективная сторона административного проступка.

6. Субъект административного проступка.

7. Субъективная сторона административного проступка.

 

Рекомендованная литература:

1. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратура / А.Б. Агапов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 404 с. – Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

2. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.Н. Братановский, А.А. Мамедов – М.: ЮНИТИ,2016. – 543с.

3. Административное право: учебник / А.М. Волков, А.С. Дугенец – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2016. – 288с. – (Высшее образование)

4. Административное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попова, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 396с. – Серия: Баклавр. Академический курс.

5. Кодекс Украины об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий / Р.А. Колюжный, М.И. Иншин, И.М. Шопина и др. – Издание четвертое, с изменениями и дополнениями по состоянию 10 ноября 2010 г. – К.: Алерта; ЦУЛ, 2011. – 712 с.


Вступление

 

Задачи по построению в Республике демократического, социального, правового государства требует скорейшего реформирования правовой системы, внедрение надежных гарантий соблюдения прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией. Особенно актуальным в этом плане является проведение реформы административного права как права государственного управления, властного влияния государства на различные общественные процессы, в том числе административно-деликтного права. В последнем накопилось немало проблем, связанных как с надлежащим выполнением задач охраны, так и с обеспечением прав и свобод граждан и других субъектов от незаконного привлечения к юридической ответственности. К основным, наиболее крупным из них относятся вопросы внедрения, определение содержания (мероприятий) административной ответственности и ее реализации. Если же говорить о социальном назначении административной ответственности, то здесь можно выделить две кардинальные проблемы. С одной стороны, эта ответственность как один из важнейших методов государственной деятельности должно обеспечивать надлежащее выполнение задач и функций государства, надежную охрану соответствующих общественных отношений. С другой - ее реализация мероприятий должна основываться на строгом соблюдении принципов гуманизма, социальной справедливости, законности и т.д.

Административная ответственность наряду с уголовной ответственностью можно рассматривать как универсальное средство охраны общественных отношений, которые регулируются различными отраслями права - конституционным, гражданским, трудовым, природоресурсовим, финансовым, собственно административным. Другими словами, законодательство об административных проступках - это своеобразный сборник санкций значительной части отраслевых правовых норм. Этим обусловливается значение административной ответственности не только как административно-правового института, но и как составляющей всей правовой системы государства.

Важно также подчеркнуть, что административные проступки - одни из самых распространенных из всех видов правонарушений. Большое количество и небольшая вредность (каждого отдельно) этих проступков требует сравнительно простого порядка применения мер реагирования. Это необходимо для быстрого дисциплинирующего воздействия на виновных с целью экономии времени и сил как государственных органов, так и самих нарушителей. К тому же для выявления нарушений общеобязательных правил чаще всего нужны не юридические, а специальные технические, экономические, санитарные, агрономические и другие знания. Другими словами, в подобных случаях целесообразен именно административный порядок воздействия.

Действующее законодательство об административных правонарушениях достаточно большое по объему, очень нестабильное. Кодекс об административных правонарушениях - один из нормативных актов, к которым чаще всего вносятся изменения и дополнения. Все это создает определенные трудности в применении административно-правовых норм, негативно сказывается на деятельности административно-юрисдикционных органов, обеспечении законности применения мер ответственности за совершенные правонарушения, что в условиях построения правового государства недопустимо.

Изложенным и обусловлено содержание этого пособия, в котором раскрываются понятие и основания административной ответственности, особенности и порядок производства по делам об административных правонарушениях. Во втором издании учебного пособия учтены изменения, произошедшие за последние годы в законодательстве об административных правонарушениях, а также работу, проводимую относительно реформирования этого законодательства, в частности, разработку Концепции реформы административного права и проекта Кодекса об административных проступках, выдержки из которых приведены в приложениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.063 с.)