Как можно преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как можно преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку».



4. Для отработки поведения оратора И.А.Стернин предлагает следующие упражнения:

1. Выйдите перед группой и, многозначительно считая вслух до 30, ходите

по аудитории по правилам передвижения оратора в аудитории. Вариант: ходи

те, рассказывая стихотворение, считалку. Слушатели оценивают, правильно ли вы ходите.

2. Громко считайте до 30, обращаясь к группе, и используйте при этом разнообразные риторические жесты, как бы пытаясь убедить своих сокурсников в чем-то.

3. Посчитайте до 30 монотонно, а затем выразительно, сопровождая счет

риторическими усилительными жестами. Объясните, почему оратор должен изо всех сил избегать монотонной речи.

4. Сосчитайте до 30 сначала своим обычным голосом, а затем напрягая

голос, как это принято при публичном выступлении. Удерживайте громкость голоса на требуемом уровне до конца счета.

Вопросы: Почему, с вашей точки зрения, в функции текста выступает счет? Какие навыки помогут развить эти упражнения?

 

5. Если после ответа на вопрос, заданный по ходу выступления, в аудитории развернулась дискуссия, вы считаете возможным:

а) прервать дискутирующих; б) попросить перенести дискуссию на другое

время; в) включиться в дискуссию; г) подождать, пока дискуссия себя исчерпает

 

Если вы чувствуете, что не можете ответить на вопрос, вы считаете

возможным:

а) все-таки попытаться ответить; б) признаться, что не знаете ответа; в) пообещать ответить в следующий раз

 

Что надо делать в следующих случаях?

1. В просторном помещении немногочисленная аудитория заняла последний ряд. 2. Вместо полной аудитории приходит всего несколько человек. 3. В

аудитории беспорядок. 4. Опоздавшие слушатели с шумом рассаживаются. 5.Погас свет. 6. Выключился микрофон.

 

 

Практическая работа 2

 Тема: ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ. СОСТАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ДИАЛОГА

Цель: Закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков работы

Задание:

1. Выполнить практическое задание.

2. Ответить на контрольные вопросы.

Время выполнения задания – 90 мин.

Вариант 1

1. Нужно найти слово, выпадающее из общего логического ряда. Из четырех предлагаемых вариантов ответа только один является верным:

1. а) «Кармен», б) «Аида», в) «Севильский цирюльник», г) «Царская невеста».

2. а) либерал, б) консерватор, в) разгильдяй, г) демократ.

3. а) костер, б) облако, в) дым, г) зола.

4. а) лев, б) волк, в) тигр, г) пантера.

5. а) озеро, б) гора, в) родник, г) море.

6. а) море, б) озеро, в) родник, г) пруд.

7. а) щука, б) дельфин, в) акула, г) налим.

8. а) Мурманск, б) Архангельск, в) Хельсинки, г) Вологда.

9. а) лошадь, б) корова, в) собака, г) утка.

10. а) очень великолепный, б) очень большой, в) прекрасный, г) очень гениальный.

 

2. Проанализируйте тактические приемы, использованные во вступлениях:

1. (лекция по истории философии) За час и пятнадцать минуть я постараюсь изложить вам проблему, над решением которой на протяжении тысячелетия бились лучшие умы человечества. В оставшиеся пять минут я, надеюсь, смогу ее разрешить.

2. (первое занятие по актерскому мастерству) Лучше быть бездарным профессионалом, чем талантливым дилетантом. Кто это сказал? Я. И запомните это.

3. (первая лекция по ораторскому мастерству для юристов) Чтобы быть настоящим обвинителем или адвокатом, надо уметь говорить. Парадоксально, но факт: в школьные годы мы говорим и пишем правильнее, чем в зрелом возрасте.

4. (лекция по ораторскому мастерству, тема: культура публичной речи) В чем заключается ближайшая цель всякой речи? В том, чтобы ее поняли.

5. (лекция по психологии, тема: формирование психики) Шопенгауэр писал, что тот, кто однажды совершил известный поступок, при таких же обстоятельствах вновь совершит его. Как же он ошибался!

6. (лекция по ораторскому мастерству для юристов, тема: красноречие)

Жена ушла от мужа и живет с любовником. Обыкновенная история. Но ее описал художник, и получилась «Анна Каренина». Адвокат тоже должен быть художником.

7. (лекция по психологии в Школе бизнеса, тема: межличностные отношения) Вы талантливы, умны и образованны, и тем не менее вам не удается добиться заслуженного успеха. В чем же дело? Ответ на этот вопрос дает теория межличностных отношений.

8. (лекция по психологии, тема: взаимоотношения с окружающими) Итак, вы лучше узнали себя, свои сильные и слабые стороны. Теперь самое время узнать, что представляют собой те, с кем вы общаетесь, кто вас окружает.

9. (урок по химии, тема: щелочи) Вы посадили жирное пятно на выходной костюм. Как избавиться от него, не привлекая к этому факту внимания мамы?

10. (доклад на конференции по конфликтологии, тема: умение слушать) Вас может удивить столь серьезное отношение к этому вопросу. В начале 80- х годов многие фирмы поднимали на смех тренинги по умению слушать. Между тем корпорация Сперри, например, сделала себе имя как фирма, в которой умеют слушать. Когда все мы осознаем, что 45% своего времени человек проводит в процессе слушания, то поймем, почему так важно это умение.

11. (выступление начальника пожарной охраны перед сотрудниками филфака КГУ, тема: техника пожарной безопасности) В прошлом году университет горел трижды, так что даже гуманитарии должны знать, что делать в случае возгорания. Кстати, последний раз горел как раз филфак, как вы помните.

12. (выступление сотрудника факультета ВМК на заседании Ученого совета филфака КГУ, тема: научное сотрудничество факультетов) Мы не случайно обратились именно к вашему факультету: есть нечто, объединяющее математиков и филологов … (реплика с места: «Пожар!») Кроме пожара, хотя и связанное с ним. Это – компьютеры. На сегодняшний день филфак – не только самый компьютеризированный, но и самый умеющий пользоваться компьютерами факультет.

13. (вступительное замечание к книге П. Сергеича «Искусство речи на суде») Просмотрите эти заметки, читатель; если что - то покажется полезным, прочтите; если нет – бросьте книгу и будьте здоровы.

14. (лекция профессора из Великобритании для студентов филфака КГУ)

Хорошо, что меня сейчас не видят мои студенты – я не разрешаю опаздывать на лекцию.

15. (лекция профессора из США, тема: процессы мышления) Представьте себе фигуру всем известного роденовского «Мыслителя». Вспомните эту позу человека, застывшего в тяжелом раздумье. Такая поза, как предполагается, присуща любому человеку, погруженному в размышления. Между тем процесс мышления – это процесс чрезвычайно живой и подвижный. Так прав ли был скульптор?

 

3. Используя последующие высказывания, сформулируйте собственное доказательство по формуле: Я (не) считаю, что …, потому что….

1. Когда роза украшает сама себя, она украшает вместе с тем сад (И. Гете).

2. Завоевать положение, мало одного ума – надо еще держать себя с умом (О. Бальзак).

3. Самый непобедимый человек – это тот, кому нестрашно быть глупым (В. Ключевский).

4. Хитер не тот, кого считают хитрым, а тот, кого принимают за простака.

5. Для репутации важен размах, а не итог (С. Паркинсон).

6. Когда человек из всех сил выискивает средства заставить других бояться себя, он прежде всего достигает того, что его начинают ненавидеть (Ш. Монтескье).

7. Когда порок грандиозен, он меньше возмущает (Г. Гейне).

8. Незащищенность обладает провоцирующим свойством (Ф. М. Достоевский).

9. Человек, пользующийся авторитетом, может в чем - то убедить, но человек, не пользующийся авторитетом, легко может свести на нет все его усилия (П. С. Таранов).

10. Толпа ожидает спасения больше от чего - то противоречащего рассудку, чем от согласного с ним (Плутарх).

11. Надежда – мастерица подделывать истину (Б. Грасиан).

12. Разумные доводы еще никогда никого не убеждали (А. Франс).

13. Не быть самим собой – вот что должен помнить тот, кто является помощником человека, выполняющего ответственную работу (Р. Загайнов).

 

4. Попробуйте восстановить авторскую аргументацию:

1. Среди лошадей не распространены самоубийства (В. Маяковский). 2. Если хочешь ударить ребенка – ударь по столбу (чувашская мудрость). 3. Людям не нужна в искусстве правда (А. Платонов). 4. Мне кажется, что из меня выработался бы неплохой адвокат (А. Чехов). 5. Главный редактор газеты просто не имеет права на жалкий вид (С. Мацумото). 6. Один грамм веры дороже порой всякого опыта мудреца (Ю. Бондарев). 7. Если человек зациклился на том, что б ы «не попасть в ловушку», не составляет никакого труда его туда загнать (Ф. Л. Бейли).

 

5. Установите факторы, которые определяют понятие тактики:

1. Американский читатель терпеть не может неожиданностей. Он знает, что его страна – самая великая страна на земле, Вашингтон – самый великий из когда - либо живших людей, и все иное – неприемлемо. Стало быть, никакой информации, никаких фактов. Если хочешь завоевать внимание читателя, надо ему льстить. Разделять его предрассудки. Говорить о вещах, о которых он давно знает. И он оценит твою мудрость (Г. Видал).

2. У главного выпускающего была своя философия насчет миллионов телезрителей, которые смотрят новости. Большинство, по его мнению, жаждало получить ответ на три основных вопроса: Спокойно ли в мире? Могу ли я быть спокойным за свой дом и семью?

Произошло ли сегодня что - нибудь интересное? И он старался, чтобы «Новости» каждый вечер давали ответ именно на эти вопросы (А. Хейли).

3. Сэр Чарльз относился к фактам весьма серьезно: его годовой доход всецело проистекал из его умения препарировать факты. Никто из его коллег не умел столь убедительно истолковать факт, чтобы его интерпретация полностью отличалась от того понимания, которое может сложиться у обыкновенного смертного. Он умел взглянуть факту в лицо, вывернуть его наизнанку, прочитать ярлык за воротником, показать всем его начинку, развеять его по ветру и снова собрать, да так, чтобы факт принял совершенно другое обличье (Э. Беркли).

4. Я так понимаю, что задача пресс - секретаря – постоянно красить забор вокруг особняка. Красить, и все тут. Что бы ни творилось внутри, снаружи забор должен радовать глаз (Г. Макдональд).

5. Ноулз снискал славу грозного обвинителя. И это при том, что разговаривал он мягко, обладал сдержанными манерами, одевался более чем скромно в старомодные костюмы с вязаными галстуками. Очень часто в зале суда он производил впечатление неуверенного в себе человека, нетвердо знавшего, чего он хочет добиться. На эту удочку попадались многие из сидевших на свидетельской скамье. Им начинало казаться, что этому интеллигентному мямле можно безнаказанно лгать, и они слишком поздно понимали, что оказались в крепко свитой паутине, откуда им не выбраться (А. Хейли).

 

6. На основании следующего фрагмента разработайте тактику выступления по теме вашей научной работы:

Я намерен проанализировать тему «Научная беседа». Как провести такую беседу наилучшим образом? Почему предмет, сообщенный неким А, потрясает и оставляет глубокое впечатление. Между тем как тот же материал, преподнесенный Б, скучен, утомителен и не производит никакого впечатления? Как следует нарисовать картину своей области наук, обращаясь к ученым, работающим в совсем иной области? Как мы должны вести беседу с теми, кто владеет лишь незначительными начатками научных знаний или не имеет их вовсе? Как можем мы объяснить неспециалисту, почему познание науки так много для нас значит? Проблемы такого рода возникали передо мной в различных случаях (по У. Л. Брэггу).

 

7. Сопоставьте аргументы ЗА и ПРОТИВ:

СИТУАЦИЯ: администрация КОМЗа настаивает на строительстве жилого дома в пос. Дербышки на выбранном месте – около искусственного водоема:

А) – Когда жители района говорят, что новый дом будет закрывать им «вид на природу», – это субъективное мнение. А может быть, их дома тоже кому - то мешают наслаждаться живописным видом из окна.

– «Детский бассейн», о котором пекутся жители, а точнее, «водоем с лягушками» не будет уничтожен. Наоборот, его можно будет благоустроить в соответствии с необходимыми требованиями.

– Возражать против строительства нового дома могут только лица, обеспеченные жильем.

Б) – Уничтожение бассейна – это преступление.

– В Дербышках достаточно подходящих мест для строительства нового дома.

– Строительство нового дома - не повод разорять одну из последних поселковых природных зон отдыха.

– Госкомприроды выступает за смену места строительства.

Представьте себя в роли представителя администрации КОМЗа / представителя Госкомприроды и примите участие в дискуссии.

 

 

Вариант 2

1. Нужно найти слово, выпадающее из общего логического ряда. Из четырех предлагаемых вариантов ответа только один является верным

1. а) лисица, б) жираф, в) гепард, г) селедка.

2. а) колокольчик, б) роза, в) василек, г) ромашка.

3. Языки: а) французский, б) испанский, в) румынский, г) немецкий.

4. Азбуки: а) русская, б) грузинская, в) болгарская, г) украинская.

5. а) песня, б) опера, в) шансон, г) зонг.

6. а) орел, б) страус, в) сокол, г) ястреб.

7. а) инженер, б) турист, в) врач, г) учитель.

8. а) плотник, б) адвокат, в) судья, г) прокурор.

9. а) стул, б) кресло, в) телевизор, г) стол.

10. а) «Обломов», б) «Обыкновенная история», в) «Община», г) «Обрыв».

 

2. Восстановите логику доказательства и вывод:

Одной из самых распространенных и опасных ошибок нашей цивилизации

является представление о том, что у людей есть недостатки. Вам кажется, что

это звучит невероятно? Давайте разберемся. … Итак, к чему мы приходим? У людей нет недостатков, но есть … (А. Маринина).

 

3. Подготовьте трехминутное выступление для родителей на школьном собрании / для учителей на факультете повышения квалификации, подтверждающее или опровергающее какую-либо из высказанных точек зрения:

1. Я полагаю, что всякий признает разумным, чтобы его дети, пока они малы, смотрели на родителей как на своих господ, как на облеченных полнотою власти руководителей … Когда дети подрастут, мы должны смотреть на них как на равных нам (Дж. Локк).

2. Пусть учитель изложит ученику, чем отличаются учения друг от друга, ученик же, если это будет ему по силам. Пусть сделает выбор самостоятельно, или, по крайней мере, остается при сомнении (М. Монтень).

3. Воспитатель старается удержать своего питомца в тех понятиях, тех правилах, которых сам держится … Такое воспитание, без сомнения, есть враг всякого усовершенствования и успеха и ведет к мертвой неподвижности и застою (Н. Добролюбов).

4. Мы требуем, чтобы воспитатели выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, по сознанию и убеждению (Н. Добролюбов).

5. Каждый родитель должен понимать, что в семье он не полный бесконтрольный хозяин, а только старший ответственный член коллектива (А. Макаренко).

6. В школе невозможно обойтись без принуждения (В. Дорохин).

 

4. Аргументируйте высказанные утверждения. Выскажите свою точку зрения:

1. Каждая кухарка может научиться управлять государством (В. И. Ленин).

2. Порядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать (из к / ф «Место встречи изменить нельзя»).

3. Правда имеет много лиц (китайская поговорка).

4. Политика – это любовь к родине (Ф. М. Достоевский).

5. Нищий не способен быть гражданином (А. Д. Сахаров).

6. Критиковать что - то имеет право тот, кто что - нибудь сделал в этой жизни (Э. Кеосаян).

7. Лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного (С. Андриевский).

8. Раб может воспитать только раба (К. Вентцель).

9. Дети – это не прекрасное будущее, а суровое настоящее (Р. Быков).

10. Чтобы быть свободным, достаточно считать себя свободным (Казанова).

11. Истина не абсолютна. Истина – это все, во что мы верим сегодня, независимо от того, лежит в ее основе исторический факт или нет (Х. Пентикой).

12. В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой (Ф. Ницше).

13. Уж лучше гнать халтуру в кино, чем писать бездарные романы (французский киносценарист).

14. Самое плохое правительство выбирают те, кто не ходит на выборы (международная мудрость).

15. Стоит ли говорить о человеке, когда речь идет о человечестве? («Оптимистическая трагедия»).

16. Вся русская история до Петра – панихида, а после Петра – одно уголовное дело (Ф. И. Тютчев).

17. Легко быть проповедником, трудно быть праведником (В. Кардин).

18. Каждый выбирает по себе / Слово для любви и для молитвы (Д. Сухарев).

19. Ясность – вежливость писателя (Ж. Ренар).

20. Один грамм веры дороже порой всякого опыта мудреца (Ю. Бондарев).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.06 с.)