Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патриотические уроки Русской философии
Коробов - Латынцев А.Ю. Доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ВПО «ДОН ВОКУ», кандидат философских наук, рядовой
Во времена катастроф и потрясений увеличивается запрос на национальную философию, которая из вещи самой бесполезной и с точки зрения государства иногда даже вредной (знаменитое выражение министра народного просвещения П.А. Ширинскоо-Шахматова:«Польза от философии не доказана, а вред очевиден») превращается в вещь жизненно необходимую. Быть может, с этим связан особый статус русской философии, которая всегда была слабо институционализированной, но в то же время исполняла важнейшие и жизненно необходимые для жизни народа и государства функции, и потому находила для себя иные пути выражения, как, например, через литературу, живопись и т.д. Россия развивается катастрофически, и поэтому роль философа у нас трудно переоценить. Философ в России – больше чем философ. Он еще и поэт, и воин, и государственный деятель. Он – тот, кто стоит на границе, у водораздела мысли, на линии разлома между мирами и ментальностями. Это положение русского философа было обличено и Первой Мировой войной, и Великой Отечественной, и многими другими войнами, которые России приходилось вести на своих границах. Рассмотрим несколько примеров того, как русские философы откликались на войне и преображали воевание в философский акт, насыщенный нравственным пафосом «за онтологические доводы». Многие принимали непосредственное участие в военных действиях или уже направлялись к театру боевых действий, но по каким-то причинам не приняли участия в боях, и все же при этом состояли в действующей армии или ополчении. К этой группе по праву можно причислить славянофилов А.С. Хомякова и И.С. Аксакова, философа-одиночку П.Я. Чаадаева; здесь же можно назвать многих советских философов, таких как Мих. Лифшиц, А.А. Зиновьев, Э.В. Ильенков и др. Список можно расширить. Есть и другие философы, которые не принимали участия в боевых действиях, однако отправились к театру военных действий помогать армии по мере своих сил. Например, отец Павел Флоренский, который добровольно отправился на фронт в качестве полкового священника и санитара (исполнял эти должности на санитарном поезде Черниговского дворянства). Флоренский находился на фронте два месяца. Другой характерный пример – Константин Николаевич Леонтьев, который также добровольно отправляется в 1854 году в Крым батальонным лекарем и который затем в очерке «Сдача Керчи в 55-ом году» напишет: «Я ужасно боялся, что при моей жизни не будет никакой большой и тяжелой войны. И на моё счастье, пришлось увидеть и то и другое совместно – и Крым, и войну»[1].
Есть также еще третья группа: философы, которые не принимали участия в боевых действиях и не были на фронте, но которые живо откликнулись на тему войны в своей философской публицистике и в целом в философской деятельности. К этой группе следует отнести таких философов, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.Ф. Эрн, И.А. Ильин и др. В эту категорию попадают очень и очень многие русские философы. Н.А. Бердяев воспринимает Первую Мировую войну творчески. В замечательной статье 1915 года «О духе уныния» Бердяев дает такие формулы: «Последние истины, - пишет философ, - всегда приоткрываются в повышенных, а не в пониженных восприятиях жизни, в активных восприятиях, вносящих смысл и свет. Для духа подавленного тайны жизни бывают закрыты – они открываются лишь подъему духа. И я верю непреложно, что настоящую правду о войне знают лишь натуры героические. Война должна быть воспринята творчески-духовно. Само восприятие войны есть делание, активность духа»[2]. Это, по сути дела, главный методологический тезис бердяевской философии войны. В 1916 году в статье «Идеи и общественное движение» Бердяев повторит этот свой завет: «Мы должны глубже вникнуть в смысл мировой войны и всего происходящего с миром, не оставаться на поверхности явлений»[3]. С войной связана переоценка ценностей, опыт войны и сама война приносит с собой «слишком много неожиданного, непредвиденного никакими теориями и доктринами» (статья 1916 года «Государство и собственность во время войны»)[4]. Другое русский религиозный философ И.А. Ильин также очень живо откликнулся на Первую Мировую войну, которую в русском обществе называли Отечественной. Ильин старается разглядеть духовный смысл войны. Он, с точки зрения философа, заключается в том, что война есть не только духовное потрясение, но также «духовное испытание и духовный суд»[5]. Этот духовный суд, перед которым ставит человека война, состоит в вопросе: «Стоит ли жить тем, чем мы живем; стоит ли служить тому, чему мы служим?»[6]. Именно война ставит перед человеком этот в сущности своей глубоко философский вопрос. И война же дает на этот вопрос простой ответ: «жить стоит только тем, за что стоит и умереть».
Как видим, список русских философов, чьи мысль и жизнь были задета войной, довольно велик. Сама реакция русских философов на войну – это особого рода урок патриотизма, который следует усвоить нам сегодня, в обстоятельствах войны, когда в мире идут 42 войны, и в 2-х из них участвует Россия. Философ просто не имеет права не увидеть войну, не мыслить о ней. Между тем, современные отечественные философы (на самом деле – лишь историки философии) подобны обитателям платоновской пещеры, замкнулись в своих собственных уютных академических пещерах и знать не хотят, что происходит вне этих пещер: война, землетрясение или потоп. Философию нельзя замкнуть на истории философии, замкнуть на архиве. Оказаться от исторического философского архива тоже ни в коем случае нельзя. Философ взыскует живой жизни, поэтому он не отстранен от событий своей современности, наоборот – его мышление не отвлеченное, но привлеченное, как выразился однажды философ Георгий Гачев. Отвлеченный «философский» взгляд, устремленный в вечность, и брезгливое отвращение от своей современности – это, как правило, лишь псевдофилософская поза. Но философию, к счастью, нельзя симулировать. Жизнь, живая жизнь привлекает философа, призывает его. В иные периоды этот философский призыв не просто созвучен с призывом Отечества, но сливается с ним в единый вечный зов.
Литература 1. Бердяев Н.А. Футуризм на войне (Публицистика времен Первой мировой войны). – М.: Канон+, 2004. 2. Ильин И.А. Духовный смысл войны. – М., 1915. 3. Леонтьев К.Н. Сдача Керчи в 55-м году (Воспоминания военного врача). [Электронный ресурс]. URL: http://dugward.ru/library/leontjev/leontyev_sdacha _kerchi.html.
УДК 32.019.51
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.193 (0.006 с.) |