Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.1. Автомобильные бензиныСтр 1 из 6Следующая ⇒
Тема 1.1. Автомобильные бензины
Автомобильным бензином называется фракция нефти выкипающая при температуре от 40 до 2000С. Плотность 690-810 кг/м3 Вязкость 0,5-0,7 мм2/с.
Требования к качеству бензинов
Показатели качества · испаряемость · детонационная стойкость · физическая стабильность · химическая стабильность · Коррозионная агрессивность · Содержание воды и мех. примесей Характеристика показателей качества 1. Испаряемость – способность бензина обеспечивать с воздухом устойчивую смесь, обеспечивающую безотказную работу двигателя на всех режимах и во всех условиях. При этом топливо должно минимально расходоваться и улетучиваться. Испаряемостьбензинов влияет: • на лёгкость пуска • продолжительность прогрева • приёмистость и устойчивость работы двигателя. Испаряемость оценивается давлением насыщенных паров и фракционной перегонкой бензина. Давление насыщенных паров бензина должно составлять:
Фракционная перегонка.
• t90%- показывает количество неиспарившегося бензина, так как он смывает масло со стенок цилиндра, увеличивая трение и, следовательно, износ, а также разжижает масло в картере двигателя, ухудшая его эксплуатационные свойства.
• t кр – показывает количество тяжелых плохо испаряемых фракций бензина
Детонационная стойкость.
Детонационная стойкость – способность работать без детонации. Детонационная стойкость оценивается октановым числом. • Октановое число — условная величина, численно равная процентному (по объёму) содержанию изооктана (2,2,4-триметилпентана) в такой его смеси с нормальным гептаном, которая по своей детонационной стойкости в стандартных условиях испытания на специальных моторных установках с переменной степенью сжатия эквивалентна испытуемому топливу. Другими словами, смесь и испытываемое топливо детонируют при одинаковых условиях. При этом детонационная стойкость изооктана условно принята за 100 единиц, а нормального гептана — за 0. Октановое число определяется по моторному и исследовательскому методам. Определение производят на специальной одноцилиндровой моторной установке УИТ-65, при различных режимах испытания (частота вращения коленчатого вала, температура, влажность и др.).
• Разность между октановыми числами, определёнными по исследовательскому и моторному методам, называют чувствительностью бензина.
Физическая стабильность
Под физической стабильностью понимают сохранение первоначальных свойств бензина на возможно более длительный период при хранении эксплуатации. Физическая стабильность оценивается через испаряемость бензинов, и достигается за счет соблюдение условий хранения и транспортировки бензинов.
Химическая стабильность
Под химической стабильностью понимают стойкость топлива к окислению, появлению смол, олефинов и других соединений. Олефины (непредельные углеводороды) вследствие наличия двойных связей между атомами углерода склонны к окислительно-полимеризационным процессам и образования смол во время транспортирования и хранения. Чрезмерно высокая концентрация смол способствует лако– и нагарообразованию. Химическая стабильность определяется индукционным периодом. • индукционный период — время выраженное в минутах в течении которого 100 мл бензина находятся в закрытом сосуде (бомбе), наполненном кислородом под давлением 0,7МПа и помещённом в водяную баню (1000С) не обнаруживают признаков окисления.
Склонность к отложениям
В процессе хранения и применения бензины образуют отложения. Наиболее неприятными отложениями являются смолы — продукты окислительной полимеризации и конденсации углеводородов в виде тёмно-коричневых липких отложений, при повышенных температурах образующих лаковые отложения или нагар. Смолы вызывают засорение топливной системы, откладываются на стенках топливных баков, покрывают плёнкой сетчатые топливные фильтры, уменьшают проходное сечение топливопроводов. Слой смолистых отложений на жиклёрах, распылителях и других деталях карбюратора может привести к перебоям в работе двигателя. Осмоление бензинов каталитически ускоряют цветные металлы (медь, свинец), а также ржавчина.
Коррозионность топлива
Коррозионная агрессивность бензина определяется содержанием серы, водорастворимых кислот и щелочей. • Кислотность (щелочное число) — количество щёлочи КОН в миллиграммах, необходимое для нейтрализации кислоты, содержащейся в 100 см3 бензина; • Испытание на медной пластине — позволяет выявить наличие активных сернистых соединений. Если хорошо отполированная пластинка из красной меди размером 40х10х2 мм, находившаяся в течение 3 часов в испытуемом бензине при 500С, не покрылась черной плёнкой, налётом серого или коричневого цвета, то бензин не содержит активных сернистых соединений — выдерживает испытание.
Маркировка бензинов А-76, • А- автомобильный бензин • 76 – значение октанового числа определенное по моторному методу
Аи-95, • А - автомобильный бензин • И – значение октанового числа определено по исследовательскому методу. • 95 - значение октанового числа
Область применения бензинов Областью применения бензинов является степень форсирования двигателя. Учитывая данную взаимосвязь установлено соответствие
Вопросы для самопроверки: • Дайте определение бензина. • Требования к топливам для карбюраторных двигателей. • Перечислите показатели качества бензина. • Какие качества определяет фракционный состав? • Сущность детонационного горения. Причины. • Сущность и причины калильного зажигания. • Испаряемость и фракционный состав бензинов. • Что оценивает фракционная перегонка бензина? • Детонационная стойкость бензинов и способы ее определения. • Повышение детонационной стойкости бензинов. • Действие антидетонационных присадок. • Коррозионная агрессивность бензинов. • Оценка стабильности бензина. • Ассортимент топлив для карбюраторных двигателей.
Приложение №1 НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ БЕНЗИН Технические условия Область применения Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины для автомобильного транспорта (далее — автомобильные бензины), применяемые в качестве топлива для автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения, рассчитанных на использование этилированного или неэтилированного бензина.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в 4.2, 4.3, разделах 6 и 7. Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.018-93 ССБТ. Пожарная безопасность. Электрическая искробезопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.044-89 ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения ГОСТ 12.4.011-89 Средства защиты работающих. Общие требования и классификация ГОСТ 511-82 Топлива для двигателей. Моторный метод определения октанового числа ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, хранение и транспортирование ГОСТ 1567-97 Топливо моторное. Метод определения фактических смол ГОСТ 1756-52 Нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров ГОСТ 2177-82 Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 4039-88 Бензины автомобильные. Методы определения индукционного периода ГОСТ 6321-92 Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Методы определения содержания серы сжиганием в лампе ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров в аппарате с механическим диспергированием ГОСТ 28828-90 Бензины. Метод определения свинца ГОСТ 29040-91 Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержания ароматических углеводородов ГОСТ Р 12.1.052-97 ССБТ. Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения ГОСТ Р 50442-92 Нефть и нефтепродукты. Рентгене-флуоресцентный метод определения серы ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации: форма, размеры и технические требования ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром
Классификация 3.1 В зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, устанавливаются следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов: Нормаль-80 — не менее 80; Регуляр-91 — не менее 91; Регуляр-92 — не менее 92; Премиум-95 — не менее 95; Супер-98 — не менее 98. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.2 В зависимости от климатического района применения по ГОСТ 16350 автомобильные бензины подразделяют на пять классов: 1 — для района II9 с 1 апреля по 1 октября; 2 — для районов II4 и II5 с 1 апреля по 1 октября; 3 — для районов I1 и I2 с 1 апреля по 1 октября и для района II9 с 1 октября по 1 апреля; 4 — для районов II4 и II5 с 1 октября по 1 апреля; 5 — для районов I1 и I2 с 1 октября по 1 апреля. 4 Технические требования 4.1 Автомобильные бензины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке. 4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям автомобильные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 - Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов
Примечания 1 Концентрацию марганца определяют только для бензинов, содержащих марганцевый антидетонатор (МЦТМ). 2 Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин 3 Автомобильный бензин марки «Регуляр-91» разрешается поставлять до 1 января 2003 г. 4 Допускается поставка неэтилированного бензина марки «Регуляр-92» с марганцевым антидетонатором в концентрации не более 18 мг/дм3 до 31 декабря 2007 г.
.3 Характеристики испаряемости приведены в таблице 2. Таблица 2 - Испаряемость бензинов
4.4 При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородсодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению. Моющие присадки могут вводиться в автомобильные бензины при отгрузке потребителю, а также на нефтебазах и АЗС или непосредственно в бензобак перед заправкой автомобиля. 4.5 Упаковка, маркировка автомобильных бензинов - по ГОСТ 1510. Маркировка, характеризующая транспортную опасность автомобильных бензинов, (ГОСТ 19433), - класс 3, подкласс 3.1, знак опасности 3, классификационный шифр 3111, номер ООН 1203.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5.1 Автомобильные бензины являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007. 5.2 Автомобильные бензины обладают наркотическим действием, раздражают верхние дыхательные пути, слизистую оболочку глаз и кожу человека. Постоянный контакт с бензином может вызвать острые воспаления и хронические экземы. 5.3 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов бензинов в воздухе производственных помещений - 100 мг/м3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание углеводородов в воздухе определяется прибором УГ-2 или другим прибором аналогичного назначения. Наличие автомобильных бензинов в питьевой воде недопустимо; определяется визуально (маслянистая пленка нефтепродукта на поверхности воды). 5.4 Автомобильный бензин представляет собой в соответствии с ГОСТ 12.1.044 легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 255-370°С. Температурные пределы воспламенения: нижний - минус 27 - минус 39°С, верхний - минус 8 - минус 27°С. Концентрационные пределы распространения пламени: нижний - 1,0 %, верхний - 6 % (по объему). 5.5 При загорании бензина применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав «3,5», пар. 5.6 В помещениях для хранения и использования бензинов запрещается обращение с открытым огнем; электрооборудование, электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывобезопасного исполнения. При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. 5.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования бензина, должны быть защищены от статического электричества по ГОСТ 12.1.018. 5.8 Оборудование и аппараты процессов слива и налива автомобильных бензинов должны быть герметизированы с целью исключения попадания бензина в системы бытовой, промышленной и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а его паров - в воздушную среду. 5.9 При разливе автомобильного бензина необходимо собрать его в отдельную тару; место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН № 3183-84. 5.10 Помещения для работ с бензинами должны быть оборудованы общеобменной вентиляцией, места интенсивного выделения паров бензинов должны быть снабжены местными отсосами. 5.11 При работе с бензином применяют индивидуальные средства защиты согласно ГОСТ 12.4.011 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. Работу в зоне с высокой концентрацией паров бензина необходимо проводить с применением средств защиты органов дыхания: кратковременно - фильтрующие противогазы марки А, долговременно - шланговые противогазы. 5.12 При работе с бензином необходимо соблюдать правила личной гигиены. При попадании бензина на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз обильно промыть глаза теплой водой. 5.13 Все работающие с автомобильными бензинами должны проходить периодические медицинские осмотры в установленном порядке в соответствии с приказом Минздрава РФ. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ 6.1 Автомобильные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве, выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы. 6.2 Индукционный период бензина изготовитель проверяет периодически не реже одного раза в квартал и дополнительно по требованию потребителя. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов испытаний не менее чем в трех партиях подряд. 6.3 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания новой пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию. 6.4 В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества автомобильных бензинов устанавливается метод, указанный в таблицах 1 и 2 первым. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ 7.1 Пробы автомобильного бензина отбирают по ГОСТ 2517 или приложению А [16, 27, 28]. Объем объединенной пробы - по 2 дм3 бензина каждой марки. На случай разногласий пробы автомобильных бензинов отбирают в тару из темного стекла. 7.2 Для бензина марки Нормаль-80, содержащего от 30 до 50 мг/дм3 марганца, концентрацию марганца определяют по приложению А [13] на образцах бензина, разбавленного в два раза метилэтилкетоном или ксилолом. 7.3 Автомобильный бензин, налитый в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ 9.1 Изготовитель гарантирует соответствие автомобильного бензина требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 9.2 Гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок - 1 год со дня изготовления бензина. Гарантийный срок хранения автомобильного бензина с индукционным периодом не менее 1200 мин - 5 лет со дня изготовления бензина. ПРИЛОЖЕНИЕ А
Изменение № 4 ГОСТ Р 51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.12.2004 № 133-ст Дата введения 2005-07-01 Раздел 2 дополнить ссылками: «ГОСТ Р 51859-2002 Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом ГОСТ Р 51941-2002 Бензины. Газохроматографический метод определения ароматических углеводородов ГОСТ Р 51942-2002 Бензины. Определение свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии ГОСТ Р 52068-2003 Бензины. Определение стабильности в условиях ускоренного окисления (индукционный период)». Пункт 4.2. Таблица 1. Графу «Метод испытания» изложить в новой редакции для показателей: 2 - «По ГОСТ 28828 или ГОСТ Р 51942, или приложению А [12], [23]»; 5 - «По ГОСТ 4039 или ГОСТ Р 52068, или приложению А [5], [34]»; 6 - «По ГОСТ 19121 или ГОСТ Р 50442, или ГОСТ Р 51859, или ГОСТ Р 51947, или приложению А [6], [8], [17], [35]»; 7 - «По ГОСТ 29040 или ГОСТ Р 51941, или приложению А [11], [15], [18], [24]». Пункт 9.2 дополнить абзацем: «Гарантийный срок хранения автомобильного бензина с индукционным периодом не менее 1200 мин - 5 лет со дня изготовления бензина». Приложение А изложить в новой редакции:
Требования к качеству дизельного топлива • Определенная вязкость; • Текучесть до возможно более низких температур; • Самовоспламеняемость; • Физическая стабильность; • Химическая стабильность; • Минимальное коррозионное воздействие на металлы; • Отсутствие механических примесей и воды; Показатели качества.
1. Вязкость – свойство жидкости оказывать сопротивление по перемещению одного слоя материала, относительно другого. Виды вязкости: - Динамическая, Па*с - Кинематическая, мм2/с - Условная, 0ВУ
Текучесть Текучесть – сохранение жидкотекучего состояния до возможно более низких температур. Текучесть оценивается температурой помутнения, температурой застывания и коэффициентом фильтруемости.
3.Самовоспламеняемость – способность воспламеняться без источника зажигания, под действием температуры и давления.
Наиболее оптимальными характеристиками дизельного топлива, в том числе цетанового показателя, на сегодняшний день признано топливо по стандартам ЕВРО-5. С 2016 г. в РФ все импортированное дизельное топливо должно соответствовать пятому стандарту, а именно:
Физическая стабильность
Под физической стабильностью понимают сохранение первоначальных свойств дизельного топлива на возможно более длительный период при хранении эксплуатации. Физическая стабильность оценивается через температуру вспышки и фракционную перегонку.
Фракционный состав дизельных топлив оценивают так же, как и фракционный состав бензинов: температурами выкипания 10, 50 и 90 % (об.) топлива. За конец кипения принимают температуру выкипания 96 % (об.) топлива. Однако значения отдельных температур выкипания для оценки эксплуатационных свойств дизельных топлив и бензинов существенно различны. Пусковые свойства дизельных топлив в какой-то мере характеризует лишь температура выкипания 50 % (об.) топлива.
Температура вспышки — это та наименьшая температура, до которой нужно нагреть дизельное топливо в закрытом тигле, чтобы его пары образовали с воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Температура вспышки ограничивает содержание в топливе наиболее лёгких фракций и характеризует его огнеопасность.
Химическая стабильность
Под химической стабильностью понимают стойкость топлива к окислению, появлению смол, олефинов и других соединений. Олефины (непредельные углеводороды) вследствие наличия двойных связей между атомами углерода склонны к окислительно-полимеризационным процессам и образования смол во время транспортирования и хранения. Чрезмерно высокая концентрация смол способствует лако– и нагарообразованию.
Химическая стабильность дизельного топлива - способность противостоять окислительным процессам, протекающим при хранении. Химическая стабильность оценивается по количеству образовавшегося в топливе осадка (мг/100 мл) Химическая стабильность дизельного топлива оценивается содержанием фактических смол, зольностью, коксуемостью и йодным числом.
Склонность топлива к нагарообразованию и отложениям характеризуется также коксуемостью и содержанием золы. Коксуемость выражается количеством (в процентах) образовавшегося твёрдого углистого остатка (кокса) после коксования топлива в специальном приборе. Содержание золы повышает нагарообразование, а при попадании в масло зола вызывает ускоренный износ. Отложение нагара в узлах, работающих при повышенной температуре, весьма отрицательно сказывается на состоянии приборов топливной системы, вплоть до отрыва головок форсунок. Склонность топлива к нагарообразованию зависит от наличия в нём фактических смол, а о способности к осмолению судят по йодному числу. Непредельные углеводороды вступают в реакцию с йодом, и чем их больше в топливе, тем большее количество йода реагирует с ними.
Коррозионность топлива
Коррозионная агрессивность определяется содержанием серы, водорастворимых кислот и щелочей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.152 с.) |