Социально - психологические особенности и специальные способности.как  профессионала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально - психологические особенности и специальные способности.как  профессионала.



Несомненная трудность в определении профессионально значимых личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика - новая область педагогических знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. Тем не менее, ряд ученых исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их социально - психологические особенности и специальные способности.

 Какими качествами  работника социальной сферы  должен обладать социальный педагог?

- наблюдательностью, способностью быстро ориентироваться в ситуации, интуицией, эмпатией, рефлексией и самоконтролем.

Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами,

 - как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно - психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря - умение общаться.

Если проанализировать зарубежные исследования, касающиеся проблемы определения индивидуально - психологических особенностей социального педагога, так, например, в Великобритании к ним относят: высокий уровень интеллектуального развития; хорошую саморегуляцию и самодисциплину; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; большую физическую силу, выносливость; способность к перенесению больших моральных нагрузок; здравый смысл; умение четко мыслить; чуткость; чувствительность.

Всемирно известный американский психолог Дж. Холанд в своей методике «Самонаправленный поиск», выявив 6 типов людей (реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный),

 в качестве личностных характеристик социального типа. к которому должен относится и человек, выбравший профессию социального педагога, выделяют следующее:

-гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичность, оптимистичность, эмоциональную теплоту, жизнерадостность, дружественность.

Определяя личностную характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Социально - педагогическая деятельность - многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности не работал социальный педагог, ему придется работать с людьми, и в первую очередь - с детьми. Его профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально - терапевтических и других специфических процессах.

Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Важной характеристикой социального педагога является характеристика «Я - образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенность «Я - образа» является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости.

Достаточно трудно из всего многообразия личностных качеств выделить те, которые являются определяющими. Кроме того, эти качества должны быть диагностируемы на стадии выбора профессии, в связи, с чем перед учеными возникает ряд трудностей: как определить доброту человека?

 Чем измерить его альтруизм, гуманизм?

Особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные, креативные, организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

Гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства);

Психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

Психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

Психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость).

Выделив личные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм - способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, - переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение.

Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования - умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка.

В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает:

 чувство безопасности - принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности - принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности - закрепление себя в какой-то группе; чувство цели - определение смысла жизни; умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности - уверенность в собственном профессионализме.

Следующая группа качеств представляет психологические характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, мышлению, воображению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным и волевым характеристикам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.008 с.)