Учет психологических особенностей детей на занятиях физическими упражнениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет психологических особенностей детей на занятиях физическими упражнениями



Вся деятельность ребенка находится в непрерывном движении: во взаимодействии с окружающей средой, с явлениями природы, с животным и растительным миром, с людьми, родителями, учителями, друзьями. Постоянные наблюдения за действиями ребенка и их учет являются одним из очень ценных педагогических приемов, которые позволяют составить определенное мнение о нем. При работе с детьми необходимость наблюдений за их поведением, отношением к окружающим, за реакцией на тот или иной раздражитель особо важна и, соблюдая определенный такт, можно выявить слабые и сильные стороны школьника.

Необходимость определения психологических способностей нервной деятельности детей имеет большое значение для физиологического понимания детских реакций, воспитания, обучения, направленного воздействия на дальнейшее развитие способностей ребенка.

В различные возрастные периоды под воздействием эндокринной системы и других факторов в типах высшей нервной деятельности в известных пределах могут происходить значительные сдвиги. Типы высшей нервной деятельности не являются неизменными и неподвижными. Будучи основаны на особенностях безусловных и условных рефлексов, а также на деятельности второй сигнальной системы во взаимосвязи с первой, они изменяются под влиянием воспитания, питания, роста, развития нервной системы, болезней.

Огромное значение имеют ранние физические упражнения в степени развития анализаторов. Знание типовых особенностей нервной деятельности вооружает педагога важными факторами правильного понимания данного наблюдения, выбора методов оздоровления, обучения и воспитания. Изучение возрастных особенностей школьников поможет правильно направлять дальнейшее развитие ребенка по наилучшему пути, и оказывать действенную помощь при возникновении различных затруднений при воспитании и обучении.

При занятии физическими упражнениями проявляются общая подвижность школьников, быстрота движений, мимика лица, жестикуляция и т.д. Очень важно заметить, как долго школьник может контролировать свою деятельность в одном направлении, как быстро утомляется.

Не зная индивидуальности каждого ребенка, невозможно плодотворно воздействовать на него средствами физического воспитания. Надо всегда помнить, насколько обнажены отрицательные стороны или недостатки детей, настолько завуалированы, скрыты положительные и их размеры.

И.П.Павлов и его последователи различает четыре типа нервной деятельности, которые составляли тот или иной темперамент. Выделение наиболее существенных черт характера ребенка позволит в каждом отдельном случае на занятиях физическими упражнениями успешно осуществлять индивидуальный подход, правильно воздействовать различными средствами физических упражнений на их здоровье в оздоровительных лагерях.

Нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, быстрый тип (первый центральный тип – сангвинический)

Отличается своим поведением, живым темпераментом и не представляет трудностей для воспитания. Такие дети спокойны, общительны, легко овладевают техникой гимнастических и спортивных упражнений, точно справляются с разнообразными двигательными задачами, преуспевают в играх. К ним следует подходить с большой требовательностью, стараться побуждать к совершенствованию, приобретению двигательных умений и навыков.

Нормально возбудимый, сильный уравновешенный,

медленный тип (второй тип – флегматичный) Полностью удовлетворяет требованиям внешней социальной среды: у них примерное поведение, на занятиях физическими упражнениями успешно овладевают сложно координированными движениями. Наряду с быстрыми наблюдаются замедленные реакции. Таким детям не представляет трудности количество повторений изучаемых двигательных действий, им следует давать подробные указания о технике движения, постоянно поддерживать интерес к овладению новыми двигательными умениями, навыками, и чаше проверять качество выполнения физических упражнений, соответственно оценивать технику. Их следует привлекать к оказанию помощи более слабым детям, приучать вести наблюдения за выполнением упражнений товарищами.

Сильный, повышено-возбудимый, безудержный

тип (третий тип – холерический)

Характеризуется повышенной силой раздражительного процесса и недостаточностью корковых задерживаний. Преобладание подкорки особенно резко выступает при возбуждениях и трудностях, когда дети не находят правильного ответа, явно обнаруживается недостаточность контроля коры. Эти дети отличаются непостоянством характера и с трудом справляются со своими инстинктами. Они имеют затруднение в приспособлении своих поведенческих и эмоциональных реакций к требованиям школы. Степень нарушения взаимодействия между коркой и подкорковой деятельностью обуславливает различные варианты безудержного типа. Н.И. Красногорский разделил их еще на 3 варианта, использование которых позволит успешно осуществлять возрастной подход.

К первому варианту относятся наиболее уравновешенные, весьма способные дети. Эмоциональная возбудимость у них высокая, с такими детьми следует, как можно раньше проводить воспитательные и педагогические мероприятия для выработки тормозных регуляций. Это достигается скорейшим привлечением к систематическим занятиям физическими упражнениями. Дети на замечания реагируют без возражений, стараются поправиться. В основном любят игры, туризм, в этих видах проявляют большую активность.

Ко второму варианту относятся неуравновешенные, так называемые вспыльчивые дети. Правильное поведение их часто нарушается, обычно на короткий срок,взрывами необоснованных возбуждений, которые проявляются разнообразными эффективными реакциями, вплоть до агрессивных действий. У таких детей повышенное чувство подозрительности, недоверия. Дети первого и второго варианта нередко отличаются в успеваемости на занятиях физическими упражнениями, тем не менее, они способны овладевать двигательными навыками. Поведение и эмоциональные действия этих детей, в связи их большой двигательной активностью выглядят, как проявление недисциплинированности, между тем, многие, из так называемых недисциплинированных поступков этих детей, легко предотвратить, а их действия направить в организованное русло разнообразными физическими упражнениями.

К третьему варианту относятся дети с повышенной возбудимой нервной системой. Они часто попадают под власть своих инстинктов и эффектов, составляя главный контингент детей, запущенных в отношении воспитания. В жизни их называют озорниками, отчаянными. Они стараются подчинить своей власти более слабых детей. Интерес к занятиям физическими упражнениями и последовательность в своих желаниях при занятиях физическими упражнениями понижены. Не любят «трудные» упражнения, больше склонны к самостоятельным занятиям без правил или же стараются установить свои правила, требования к упражнениям, выгодные для себя. Таких детей следует привлекать к общественной работе, судейству, давать различные поручения.

Пониженно-возбудимый, слабый тип отличается пониженной возбудимостью первой и второй сигнальной систем. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. Таких детей часто называют «слабыми», «тихонями», «покорными», «трусливыми». Они малообщительны, не инициативны, покорны. Сами нигде не принимают участия, но если их заинтересовать, с большой охотой выполняют задания, часто добросовестно, но не быстро и не качественно.

На занятиях физическими упражнениями молчаливы, неловки. К занятиям физическими упражнениями безразличны. Такие ученики удовлетворительно овладевают двигательными умениями и навыками. На занятиях из-за робости и боязни отказываются выполнять некоторые упражнения (прыжок, равновесие, лазания) с ними следует вести беседы, стараться подбодрить, похвалить, давать больше подводящих упражнений, усиливать страховку, постепенно приучать, снижать требования.

У детей при выполнении упражнений, связанных со значительным риском или физическими нагрузками, может возникать охранительное торможение, которое проявляется в скованности или недостаточной их координации, поэтому им следует давать частые кратковременные перерывы для отдыха, постепенно вовлекать в активную двигательную деятельность.

СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА

В воспитании нет каникул, говорим мы, и эта формула приобрела особый смысл для учителей физической культуры, которые в летнюю пору выезжают вместе с ребятами в детские оздоровительные лагеря.

Отдых детей в летних лагерях служит целям всестороннего развития физических и духовных сил школьников, их подготовке к жизни, труду.

Вот почему физическое воспитание в лагере представляет собой один из важнейших участков работы с детьми. Педагогически продуманная программа лагерного отдыха укрепляет здоровье, содействует нормальному развитию и закаливанию детей. У школьников совершенствуются умения и навыки в естественных видах движений, прививается интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, здесь они закрепляют приобретенные санитарно-гигиенические навыки.

Перспективное планирование физического воспитания в лагере включает в себя организационный и физкультурно-оздоровительный разделы, разделы спортивно-пропагандисткой и методической работы, врачебный контроль и службу хозяйственного обеспечения.

Какой бы из разделов перспективного плана мы не взяли, все они подчинены главным задачам: физическому совершенствованию и укреплению здоровья детей, привитию навыков санитарно-гигиенической культуры отдыхающих, воспитанию стремления к регулярным занятиям физическими упражнениями, интереса к систематическому участию в спортивных соревнованиях и физкультурных праздниках. Лагерный отдых должен стать периодом активного участия ребят в спортивных кружках и секциях.

Осуществление всех перечисленных задач может быть качественным только в том случае, если все разделы плана по физическому воспитанию будут своевременно и четко спланированы. Для этой цели в каждом лагере задолго до открытия смены должен быть составлен перспективный план. В разработке его участвуют педагог по физическому воспитанию, инструктор по плаванию совместно с директором лагеря, заместитель директора по воспитательной работе, врач.

При составлении перспективного плана необходимо учитывать количественный состав отдыхающих, наличие и состояние спортивной базы, условий для проведения спортивно-массовой работы, а также подготовленность педагогических кадров и сложившиеся традиции. Успешное выполнение программы физического воспитания детей в лагере во многом предопределено предварительной работой педагога по физическому воспитанию и руководства лагеря до выезда. Важно заблаговременно провести инструктивные занятия с воспитателями, составить положение о предстоящей лагерной спартакиаде. До открытия первой лагерной смены физкультурный руководитель и руководство лагеря должны заготовить, приобрести грамоты для награждения и бланки протоколов соревнований, изготовить спортивную эмблему лагеря, медали и ленты чемпионов, переходящие вымпелы по видам спорта, трафареты для нагрудных номеров.

Ниже предлагается перспективный план работы по физическому воспитанию лагеря.

Вопросы, которые должны решаться в первые 10 дней жизни лагеря. В первый день заезда педагог по физическому воспитанию с воспитателями на основе общего плана составляют отрядные календарные планы. На второй – третий день заезда детей в лагерь проводятся выборы отрядных физоргов, избираются советы коллектива физической культуры лагеря. В это же время проходят семинары физоргов отряда, обсуждается положение о лагерной спартакиаде на совете коллектива физической культуры лагеря. Педагог по физическому воспитанию организует инструктивные занятия, вместе с врачом разработаны комплексы утренней гигиенической гимнастики, расписание занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе. Выявляются неумеющие плавать, из них формируются учебные группы. На первой неделе каждой смены организовываются спортивные секции по видам спорта, выборы капитанов команд и председателей секций, проводится набор детей.

Согласно расписанию занятий спортивных секций приступают к тренировкам юные любители футбола, волейбола и баскетбола. Ответственные за проведение занятий капитаны и общественные тренеры выводят на занятия по ручному мячу, настольному теннису, городкам, хоккею на траве и бадминтону. Идут занятия спортивных секций по плаванию, туризму и легкой атлетике.

Календарный план спортивно-массовых мероприятий для каждой лагерной смены предусматривает проведение первенства лагеря по следующим видам спорта: футболу, волейболу, ручному мячу, городкам, баскетболу, настольному теннису, стрельбе, хоккею на траве, бадминтону, плаванию. Ответственные за их проведение физорги, воспитатели, судьи-общественники определяют также победителей по легкой атлетике, пионерболу, шахматам.

Дважды в каждую смену стартуют любители кроссового бега, «Веселых стартов», туристы, определяющиеся в походы под девизом «Знай и люби свой край». Каждая лагерная смена проводит спортивный праздник, готовит свой туристский слет (игра по станциям, ориентирование на местности, туристские эстафеты). Им предшествует проведение туристских прогулок (согласно плану отряда).

Календарный план предусматривает в каждую смену вечер аттракционов и игр «Малые олимпийские игры», игры на местности.

В плане лагеря есть особый раздел, посвященный межлагерным спортивным мероприятиям. Согласно ему проходят товарищеские встречи с командами других лагерей по футболу, волейболу, пионерболу, настольному теннису, «Веселым стартам», кроссу. Завершает совместные мероприятия спартакиада лагерей по футболу, волейболу, «Веселым стартам», туризму.

Итоги физкультурно-оздоровительных мероприятий, проведенных по плану в каждой лагерной смене, находят свое отражение на специальных стендах, стенной печати, фотомонтажах. Художники оборудуют стенды «Спортивная жизнь лагеря», «Наши чемпионы», «Рекорды лагеря».

В программе культурного досуга – просмотр спортивных фильмов и спортивных телевизионных передач о спортивных событиях в лагере, в стране, в мире, встречи с чемпионами лагеря прошлых лет на спортивных итоговых линейках. Особое место в летней спортивно-оздоровительной работе отведено медицинскому обслуживанию детей в лагере. Врач проводит с медперсоналом консультации, беседы, медосмотр детей, отрабатывается методика проведения закаливающих процедур. В период лагерных смен медперсонал присутствует на утренней гигиенической гимнастике, отрядных занятиях по обучению плаванию, проводит занятия с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе. Врач и медсестры осуществляют врачебный контроль при проведении процедур закаливания, приеме солнечных ванн, обтирании, утреннем купании группы здоровья. Для ребят отдыхающих в каждой из смен, врач лагеря организует и проводит лекции и беседы на тему: «Физическая культура и здоровье», «Значение утренней гимнастики» и др.

Успешному осуществлению лагерного плана по физическому воспитанию школьников в первую очередь способствует постоянная методическая учеба, которой охвачены все без исключения работники лагеря.

До выезда в лагерь в начале каждой смены проводятся методические занятия по планированию спортивно-массовой и оздоровительной работы, методическая учеба вожатых по организации, методике и формам проведения занятий физической культурой в отрядах. Под руководством педагога по физическому воспитанию, организаторов, ответственных за туристскую работу, они изучают правила по волейболу, пионерболу и легкой атлетике, организацию соревнований «Старты надежд», «Весёлые старты», методику проведения туристских эстафет, походов и слетов.

Методическая учеба работников лагеря продолжается и в первую неделю после приезда. Они знакомятся с организацией и методикой проведения утренней зарядки, характером индивидуальных консультаций по спортивно-массовой работе с отрядными вожатыми. В начале каждой из смен для физоргов отрядов проводятся методические занятия на тему «Организация, методика и формы проведения утренней зарядки», а для активистов совета коллектива физической культуры проводятся занятия на тему «Организация и проведение соревнований в лагере». В расписание методической учебы включены также занятия с судьями-общественниками на тему «Методика проведения занятий по видам спорта».

Необходимость организации учебно-спортивной работы в лагере привела к созданию специализированных спортивных лагерей по одному или нескольким видам спорта; учебно-спортивная работа проводится также и в спортивно-оздоровительных лагерях, что позволяет ликвидировать длительные перерывы в учебно-тренировочной работе и обеспечить её круглогодичность.

Планируя спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия на смену, необходимо помнить, что они должны быть согласованы с режимом лагеря, предусматривать равномерную физическую нагрузку на детей в течение смены, соответствовать возрасту ребят, быть интересными, разнообразными и привлекательными для школьников.

Составляя этот план на основе общих дел лагеря, необходимо согласовать его с врачом, администрацией лагеря и утвердить на совместном заседании актива и совета физической культуры лагеря, а затем поместить на стенд.

Ниже предлагаем примерный календарный план спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительных мероприятий загородного отдыха детей.

3 июня. Выборы физоргов отрядов. Подбор юных инструкторов и судей по спорту. Оборудование спортивного городка.

4 июня. Семинар-практикум с физоргами отрядов. Открытие смены. Соревнования по бегу, прыжкам в длину с разбега, метанию малого мяча на дальность и в цель.

5 июня. Семинар-практикум с юными инструкторами по спорту. Семинар-практикум с юными судьями по спорту. Занятия по плаванию (по расписанию).

6 июня. Час физической культуры (по графику), занятия по плаванию.

7 июня. Час физической культуры. Занятия по плаванию.

8 июня. Час физической культуры. Занятия по плаванию.

9 июня. Занятия по плаванию.

10 июня. Однодневный туристский поход (по возрастным группам).

11 июня. Отрядные праздники игр. Товарищеская встреча с соседним лагерем по футболу, волейболу, пионерболу, лапте, городкам.

12 июня. Однодневный туристский поход.

14 июня. Отрядная спартакиада. День прыгуна.

15 июня. Отрядная спартакиада. Показ спортивных кино
журналов.

16 июня. Общелагерный «День здоровья».  Праздник «Нептун». Соревнования по плаванию.

17 июня. Отрядная спартакиада.

18 июня. Отрядная спартакиада. День метателя.

19 июня. Отрядная спартакиада.

20 июня. Отрядная спартакиада.

21 июня. Товарищеские соревнования (сборные команды отрядов).

22 июня. День памяти павших в боях воинов. Соревнования по метанию мяча в цель и на дальность, кроссу, стрельбе из пневматической винтовки.

23 июня. Вечер спортивных конкурсов, викторин, аттракционов.

24 июня. Праздник по программе «Веселые старты».

25 и 26 июня. Спартакиада.

На случай ненастной погоды надо иметь специальный план.

Тематика бесед:

«Основные средства личной и общественной гигиены». «Правила гражданской обороны», «Значение утренней гигиенической гимнастики» и другие.

Обучение пользования противогазом и индивидуальными средствами защиты от ядерного и химического оружия. Проведение конкурсов спортивной песни, рисунков и аппликаций на спортивные темы, шахматно-шашечные турниры, «трибуны» болельщиков.

Планируя работу по физическому воспитанию, важно помнить, что она будет выполнена в большей степени при широком участии в ней всего педагогического коллектива лагеря, активности самих детей.

1. Проводить в течение каждой смены дни бегуна, прыгуна, метателя, пловца, стрелка, кросс.

2. Организовать товарищеские встречи по различным видам спорта.

3. Организовать в честь Дня физкультурника отрядные и общелагерные спортивные праздники.

4. Провести «День здоровья», праздник «Мойдодыр».

5. Организовать для младших групп соревнования по «Веселым стартам».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.032 с.)