Восточные славяне: расселение, занятия, верования, общественный строй. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточные славяне: расселение, занятия, верования, общественный строй.



БИЛЕТ № 1

Восточные славяне: расселение, занятия, верования, общественный строй.

Монгольские завоевания.

ОТВЕТЫ:

1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ:

Расселение: Славяне являлись частью древней индоевропейской языковой общности. Большинство отечественных историков полагают, что прародина славян находилась в Центральной Европе, в бассейнах рек Одера и Вислы, в междуречье Днепра и Буга, а также в Южной Белоруссии. Об этом свидетельствуют находки археологов. Славяне расселялись по Днепру, в VI – VII веках они обосновались в Прибалтике, на Балканах, в Средиземноморье, достигали Испании. На новых землях шёл процесс слияния славян с местными племенами. Появились три ветви славянства: южная, восточная и западная.

 

Занятия: Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль. На севере славяне отвоёвывали у леса участки земли для посевов, применяя подсечно-огневую, систему земледелия. Вначале подрубали деревья и давали им высохнуть, затем сжигали их. Зёрна клали в оставшуюся после сожжения деревьев и кустарника рыхлую золу, которая служила удобрением. Примитивной бороной  рыхлили почву. В VIII – X веках подсечное земледелие уходило в прошлое. На смену ему пришла переложная система (перелог). Поля делили на два участка, один вспахивали и засевали, второй – «отдыхал» 2 – 3 года. После этого засевали участок, который «отдыхал», оставляя нетронутым тот, что прежде давал урожай. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, овёс, лён, гречиху, коноплю. Славяне занимались рыбной ловлей, используя невод или острогу. Другим важным занятием было бортничество (от слова «борть» – дупло дерева) – добыча мёда диких пчёл. Мёдом и воском, как и мехами торговали. К важнейшим и древнейшим ремёслам восточных славян относились плотницкое, кузнечное и гончарное дело.

Верования: Язычество - так назывались древние, до принятия христианства, верования восточных славян. Славяне почитали богиню плодородия («матерь урожая») Макошь. Солнце олицетворял бог Хорс – символ добра и света, изгоняющий тьму. Другое имя бога солнца и небесного огня – Дажбог. Его отца – Сварога – почитали как бога неба и небесного огня. Родоначальником славян считался бог Род. Богом грозы и покровителем воинов был Перун. Велес (Волос) – скотий бог почитался как бог богатства. В древности слово «скот» имело значение «имущество», «деньги». Наши предки верили в существование души, которая жила в теле человека и покидала его, когда он умирал. Наделяя богов сверхъестественной силой, жрецы, кудесники, волхвы обращались к ним за помощью, задабривая – приносили жертвы и совершали различные обряды. Места языческих обрядов назывались капища (от старославянского слова «капь» – изображение, идол). На капищах стояли деревянные или каменные изображения богов.

 

Общественный строй: Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т.е. родовыми общинами во главе которых стояли старейшины. На смену родовой общине постепенно пришла соседская община (территориальная) – вервь. Члены общины совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семейными хозяйствами. На общий совет – вече – сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена. Племена в свою очередь составляли

союзы племён. Существовало 12 (по другим данным 15) восточнославянских племенных союзов.

2. МОНГЛОЛЬКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ:


В 1206 г. на съезде (курултае) монгольской знати талантливый полководец, энергичный, коварный и беспощадный властелин Темучин был провозглашен великим ханом и назван Чингисханом. Это означало начало создания единого Монгольского государства. Чингисхан задумал покорить весь мир. Его захватнические планы были связаны с потребностью в новых пастбищах для лошадей и другого скота. В 1211 г. монголы обрушились на северокитайскую империю Цзинь. К 1215 г. империя Цзинь была завоёвана. Монголы быстро научились использовать китайскую военную технику. Вскоре Чингисхан покорил кочевые народы, жившие к западу от моголов. Затем наступил черёд государства Хорезмшахов, власть которого распространялась на Среднюю Азию и Персию. Завоевания сопровождались грабежом всего и вся, остатки населения облагались огромной данью. Кроме того покорённые народы должны были поставлять воинов в монгольскую армию. В 1223 г. монголы вторглись в половецкие степи. Половцы обратились за помощью к русским князьям. В конце мая 1223 г. на берегу реки Калки разгорелось кровопролитное сражение. В действиях русских князей не было согласованности. Некоторые князья вообще не приняли участия в битве. Половцы не выдержали натиска врага и неожиданно бросились бежать, смяв русские полки. Враг перешел в наступление и наголову разбили противника.. Одержав победу на Калке монголы вторглись в Крым, затем разорили несколько городов и сёл в Черниговском княжестве, но в глубь русских земель не пошли. Завоеватели повернули на северо-восток в Волжскую Булгарию. Потерпев здесь ряд поражений они вернулись обратно в Монголию. После смерти Чингисхана в 1227г. его сыновья и внуки продолжили завоевания. Был покорён весь Китай, Персия, часть Индии, Кавказ, Волжская  Булгария, половецкие степи и другие земли. Под предводительством Бату-хана (Батыя) монголы завоевали большую часть русских земель, обрушились на страны Центральной Европы. В 1241 г. они дошли до берегов Адриатического моря. Однако серьёзные потери, а также смерть великого хана Угедея заставили Батыя повернуть назад.

БИЛЕТ№ 2

Поход Батыя на Русь.

ОТВЕТЫ:

1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСВТА:

К 7-8 вв. начинается тенденция объединения территорий, где проживали славяне, а именно: племена начали объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, которая начинает выполнять административные функции. К 7-8 вв. начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять судебные функции.

Причины оформления государственности у восточных славян:

§ усложнение экономической жизни

§ отделение ремесла от сельского хозяйства

§ выделение военного сословия

§ появление экономического неравенства

Предпосылки создания государства на Руси к 9 веку:

§ Образование крупных союзов племён.

§ Выделение сильной знати

§ Необходимость охраны территории от внешних набегов

Концепции возникновения русской государственности:
Норманская теория:
Создатели теории: (немецкие ученые на русской службе) Байер, Миллер, Шлёцер.
Государственность на Русь принесли варяги, приглашенные в 862г. на княжение в Новгород. Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории.
Антинорманская теория :
Основатель – М.В. Ломоносов. Государственность на Руси существовала в виде локальных образований и до сер.9 в., восточные славяне смогли организовать себя сами, без помощи варягов. Роль варяжского элемента в формировании русской государственности:

* Варяги способствовали объединению северной и южной Руси.

* Варяги дали новую правящую династию Рюриковичей (862-1598г.г.)

* Предположительно название Русь происходит от варяжского племени Руси, к которому   принадлежал Рюрик.

2. ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ:
1235 г. совет монгольских ханов решил начать поход на запад. Летом 1237 г. Батый разгромил часть половецких племён и привёл свою армию к границам Руси в верховья реки Воронеж – приток Дона. Первый удар был нанесён в декабре 1237 г. по Рязанскому княжеству. Рязанский князь обратился за помощью к великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу, но тот направил лишь небольшую дружину во главе со своим младшим сыном Всеволодом на защиту важной рязанской крепости Коломны. Шесть дней отражала Рязань непрерывные атаки, но 21 декабря была взята монголами.
Батый направил свои отряды на Владимиро-Суздальскую землю. Монголы подошли к Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом нянькой пять дней мужественно сдерживали натиск врага. Москва была взята, разграблена и сожжена.
В начале февраля 1238 г. войско Батыя подошло к Владимиру. Великий князь Юрий после падения Рязани отправился на север собирать войско. Оборону города возглавил воевода Пётр Ослядюкович. После трёхдневной осады монголы ворвались в город и сожгли его. Князь Юрий Всеволодович, решив, что у него уже достаточно сил подготовился к сражению. Монголы неожиданно атаковали русское войско и полностью разгромили его. В бою погиб и великий князь.
Взяв после двухнедельной осады Торжок, войска Батыя устремились к Новгороду, но вскоре поредевшие в ожесточённых битвах монгольские отряды были вынуждены повернуть назад, не дойдя до Новгорода всего сотню вёрст.
Получив большие подкрепления от великого хана, Батый задумал новый поход. Его целью было завоевание не только южных русских земель, но и Западной Европы. В 1239 г. отряды завоевателей захватили и сожгли Переяславль, Чернигов и другие города к востоку от Днепра. В сентябре 1240 г. переправившись через Днепр главные силы Батыя окружили Киев. Оборону Киева возглавил воевода Дмитрий.   Три месяца мужественно сражались киевляне, ценой больших потерь монголам удалось взять город. Весной 1241 г. пополнив свои ряды, воины Батыя ринулись на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорвати ю. Было взято и разорено множество городов. Достигнув берегов Адриатического моря,  Батый приказал повернуть назад.

БИЛЕТ № 3

1. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование
Древнерусского государства.
2. Ордынское иго. Последствия для дальнейшего развития нашей страны.

ОТВЕТЫ:

1. НОВГОРОД И КИЕВ – ЦЕНТРЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА:

Именно в 9-м в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве. Славяне, кривичи и финноязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде).
В середине 9-го в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862 г.
Новгород и Киев являлись важнейшими пунктами торгового пути. Это путь «из варяг в греки», который проходил по рекам от Балтийского до Чёрного морей. Контроль над путём «из варяг в греки» давал киевским князьям преимущества в борьбе за подчинение народов Восточной Европы. Согласно «Повести временных лет», после смерти Рюрика в 879 г. его малолетний сын Игорь и родственник Олег отправились с походом на юг. Захватив Смоленск, они подошли к Киеву. В городе в это время правили Аскольд и Дир. Обманом выманив Аскольда и Дира из города Олег убил их.. Киевляне признали власть Олега, который назвал Киев «матерью городов русских. Князь Олег, а за ним Игорь правили в Киеве, но сохранили контроль над Новгородом. 882 г., когда Олег объединил Новгород и Киев многие историки называют условной датой образования Древнерусского государства.
Государством называют объединение людей, которые живут на определённой территории и признают высший авторитет центральной власти. Такую власть называют законной. Признание её выражается в готовности людей платить в пользу неё налоги, подчиняться её приказам и т.д. Народ русь стал называть своих правителей славянским словом князь. Большую часть времени князья проводили в военных походах. Они требовали с подчиненного населения дань. За это люди ожидали от князя, что он будет защищать их в случае нападения врагов. Кроме того, князь являлся высшим судьёй, отвечал за мир с соседями, обеспечивал безопасность торговых людей.

2. ОРДЫНСКОЕ ИГО. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЗИТИЯ РУСИ:
Большинство русских земель попало в вассальную зависимость от Золотой Орды, одного их четырёх улусов Монгольской империи. В 1243 г. по требованию Батыя в Сарай вынуждены были поехать многие русские князья, чтобы получить подтверждение своих прав. Каждому выдавался ярлык – ханская грамота на управление княжеством. Князья обязаны были подчиняться хану, а их княжества выплачивать дань Орде. Самым главным считался ярлык на великое владимирское княжение, так как владимирский князь получал право на старшинство среди других князей.
В крупные русские города были посланы представители хана – баскаки, которые опирались на вооружённые отряды, следили, чтобы князья и все жители сохраняли покорность хану. Самой тяжкой повинностью были ежегодные платежи дани, называвшиеся на Руси выходом.
В 1257- 1259 гг. ханские чиновники-численники провели на Руси перепись населения. После этого взимание дани приобрело повсеместный и постоянный характер. Русским людям приходилось также принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами. От дани освобождалось лишь духовенство.  
Ещё одной тяжелой повинностью стала обязанность поставлять воинов в монгольское войско и принимать участие в военных походах ханов. Если же русское население выказывало неповиновение завоевателям, не выплачивала сполна дань, то ханы отправляли на Русь свои отряды. В 1257 г. хан послал в Новгород своих чиновников для переписи населения, в городе вспыхнули волнения, продолжавшиеся около года. Тогда в Новгород вместе с ханскими переписчиками прибыл Александр Невский и подавил восстание. В 1262 г. во многих русских городах вспыхнули волнения из-за злоупотреблений при сборе дани. Хотя восстания были подавлены, ордынцам пришлось пойти на уступки. Право сбора дани было постепенно передано русским князьям.

 

Ордынское владычество имело тяжелые последствия для Руси.
Отрицатель­ные последствия ига:
* Поход Батыя и 240-летнее иго разорили Русь. По подсчётам археологов, 49 русских городов были уничтожены Батыем. В 14 из них жизнь прекратилась навсегда, 15 превратились в сёла, возроди­лись лишь 20. За последнюю четверть XIII в. Орда совершила 15 набегов на Русь. К 1241 г. на Руси наступил демографи­ческий спад, не сравнимый ни с какой эпиде­мией или голодом.
* На полвека остановились каменное строитель­ство и летописание. Исчезли многие ре­мёсла (производ­ство стекла, техника «перего­родчатой эмали» в юве­лирном деле и др.).
* Иго положило начало отста­ванию Руси от Западной Европы.
* Иго способствовало зарождению специфиче­ского «деспотического», самовластного стиля правления в Московском государстве.
* Русские князья часто ис­пользовали Орду в междоусобной борьбе. Ордынские ханы разжигали междукняжеские распри по принципу «разделяй и власт­вуй».

Положительные последствия ордынского влияния:
* Благодаря Орде прекратились междукняжеские усобицы, возникло сильное Московское государство.
* Орда оказывала помощь Руси в борьбе с Литвой, Швецией, Ливонией.  
* Положительное влияние ордынской культуры на рус­скую. Русские заимствовали у монголов боевую тактику, седло, лук, саблю, на­гайку, систему счёта, многие слова («сарай», «каф­тан», «кол­пак», «халат», «чулки», «деньги», «алтын», «дорога», «сундук», «бога­тырь» и т.п.), элементы костюма, ямскую почту.  4. Орда не притесняла православную церковь, что способствовало сохранению христианской веры, грамотности, культуры.

БИЛЕТ № 4

1. Первые Рюриковичи: внутренняя и внешняя политика первых русских князей, значение их деятельности.
2. Борьба Руси с агрессией шведских рыцарей в XIII в. Александр Невский.
Невская битва.

ОТВЕТЫ:

1. ПЕРВЫЕ РЮРИКОВИЧИ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ:
Олег правил в Киеве с 882 по 912 год. Он силой присоединял к Киеву соседние славянские племена, собирал дань с северян и радимичей, ранее плативших её хазарам.
В 911 году (по другим данным, в 907 году) княжеская дружина совершила поход на Византию (Константинополь). Константинополь был вынужден заключить с Олегом выгодный для Руси торговый договор. Действия Олега способствовали объединению славянских племён под властью Киева. На киевском престоле в 912 году Олега сменил Игорь.
В 945 году он погиб в земле древлян во время полюдья. Игорь пожадничал и поехал к древлянам за сбором второй дани. В ответ древляне во главе со своим князем Малом решили на вече: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его. Так и князь Игорь – если не убьём его, то всех нас погубит». Древляне напали на Игоря, убили его и всю княжескую дружину. Опекуном при малолетнем Святославе, сыне Игоря, стала его вдова княгиня Ольга, родом псковитянка.
Она практически управляла Древней Русью с 945 по 957 год. Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Древлянский город Искоростень сожгли дотла. Уцелевшие жители были убиты или обращены в рабство. Княгиня Ольга установила правила сбора ежегодной дани и «уроки», определявшие размер дани. В Древлянской земле были организованы становища, которые раз в год посещала княгиня и её дружина. Помимо становищ создавались погосты – центры торговли и обмена, где проходил сбор податей. Ольга определила границы княжеских охотничьих угодий («ловищ»), за нарушение которых сурово наказывали. Меры, предпринятые княгиней Ольгой, были направлены на укрепление единства государства. Княгиня Ольга приняла крещение в Византии.
Княжение Святослава Игоревича (957 – 972) историками оценивалось по-разному. Одни, вслед за летописцами, называли его выдающимся полководцем, другие – «предводителем бродячей дружины». Походы Святослава были нужны Руси. Волжская Булгария и Хазарский каганат ограничивали свободную торговлю Руси с другими странами. Святослав разбил волжских булгар и хазар. В 964 – 966 годах он совершил удачные военные походы на вятичей и заставил их платить дань. Святослав водил дружины за Дунай. В 967 – 971 годах он нанёс поражение Болгарскому царству. Русь обосновалась на берегах Чёрного моря. Город Переяславец на Дунае князь хотел сделать столицей своего государства. С переменным успехом князь воевал против Византии. В 971 году её войска во главе с императором Иоанном Цимисхием более двух месяцев осаждали опорный пункт Святослава на Дунае – Доростол (Силистрию). Силы дружины князя были истощены голодом и болезнями. Под Доростолом Святослав встречался на переговорах с императором. Князь пошёл на заключение мира. В свою очередь, император дал слово беспрепятственно пропустить на родину оставшихся в живых дружинников. Такой мир считался почётным. Византийцы, обеспокоенные успехами Руси, сообщили печенегам о маршруте Святослава. Кочевники устроили засаду на днепровских порогах. Святослав погиб с мечом в руках. Это произошло в 972 году. Печенежский князь сделал из черепа Святослава чашу для вина.

2. БОРЬБА РУСИ С АГРЕССОРАМИ ШВЕДСКИЙ РЫЦАРЕЙ XIII века. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. НЕВСКАЯ БИТВА:
Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжёлую борьбу с завоевателями с Запада. Земли Новгорода давно привлекали правителей Шведского королевства. В середине XII века шведы высадились на берега Финского залива и приступили к покорению финских племён. В 1164 г. шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли, но были разбиты. В начале XIII в. Шведские рыцари вновь усилили натиск на Восточную Прибалтику. Здесь им противостояли русские князья, поскольку местные племена платили дань Руси. В 1227 г. шведы были разбиты войском Ярослава Всеволодовича, княжившего тогда в Новгороде. Получив известие о нашествии монголов на Русь, шведы решили воспользоваться ситуацией и захватить новгородские владения. Опасность исходила не только от Швеции. В конце XII в. Папа римский объявил крестовый поход против живших в Прибалтике ливов, эстов и других народов. На обращение папы откликнулись немецкие рыцари, мечтавшие о завоеваниях новых земель. Они обосновали здесь Орден меченосцев и Тевтонский орден. На помощь ливам и эстам пришли русские князья. Орден меченосцев был разбит, его остатки объединились с Тевтонским орденом. Его восточное отделение стали называть Ливонским орденом.
В Новгороде в то время княжил 20-летний Александр, сын Ярослава Всеволодовича. В 16 лет он стал новгородским князем. Молодой князь готовил город к защите от монголов, но они повернули на юг. Тогда же князь предпринял энергичные действия по укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за устьем Невы. В 1237 г. папа римский объявил крестовый поход против русских и финнов. Исполняя папский указ в июле 1240 г. в устье Невы вошли шведские суда. Часть войск высадилась на левом берегу реки и разбила здесь лагерь, остальные остались на кораблях. Князь, зная расположение и намерения врага решил напасть как можно скорее, пока часть его сил находилась на кораблях. 15 июля 1240 г. русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Мужественно сражались воины-дружинники и ополченцы из Новгорода и Ладоги. Шведы, понеся большие потери, в панике пробились к своим кораблям и поспешно отплыли назад. Русское войско одержало блестящую победу, за которую народ назвал князя Александра Невским.

 

 

БИЛЕТ № 5

БИЛЕТ № 6

1. Выбор веры, крещение Руси, организация русской православной церкви, значение принятия христианства.
2. Литовское государство и Русь.

ОТВЕТЫ:

1. ВЫБОР ВЕРЫ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ, ЗНАЧЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ:
Христианство проникло на Русь задолго до правления Святослава и Владимира. Так, княгиня Ольга, бабушка Владимира, была христианкой. При заключении договора с греками в 944 году дружинники князя Игоря клялись по-разному: одни – Перуном, другие – христианским Богом. Уже в X веке в Киеве была церковь святого Ильи. Однако малочисленные христианские общины не оказывали заметного влияния на жизнь древнерусского общества. В конце 987 года (по другим данным, в 988) императоры Византии – Василий и Константин – и киевский князь Владимир заключили договор. Владимир обязывался помогать им в борьбе с мятежами, постоянно потрясавшими Византию, а императоры – отдать киевскому князю в жёны византийскую принцессу Анну при условии, что киевский князь примет христианство. В язычестве обычным явлением было многожёнство, в христианстве строго соблюдалось единобрачие. Византийцы не хотели, чтобы Анна стала одной из жён язычника. Владимир, заинтересованный в родстве с императорской семьёй, что поднимало его авторитет в соседних землях, дал согласие на крещение. Однако Анна не спешила с приездом на Русь. Тогда дружина Владимира осадила византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. Война с сильным противником не входила в планы Византии, и императоры отправили принцессу к русскому князю. По одной из легенд, Владимир, ожидавший в Корсуни прибытия невесты, ослеп. Когда Анна наконец встретилась с будущим мужем, она потребовала от него немедленно креститься. Без этого обряда византийская принцесса не соглашалась идти под венец. Владимир согласился и во время крещения прозрел. Владимир, прибыв из Корсуни в Киев, настоял на крещении сыновей и знати. Затем заставил креститься киевлян и всех подданных, многие из которых не желали расставаться со старой верой. В Киеве Владимир уничтожил статуи языческих богов. Перуна бросили в Днепр. Свергнутое божество сопровождали в лодках люди, не давая ему прибиться к берегу в пределах Руси. Эти действия символизировали окончательный разрыв с язычеством, Русь стала христианской.
С введением христианства усилилась власть князя.
Церковь учила: на небе только один Бог, на земле должен быть только один великий князь; его власть от Бога и потому священна и неприкосновенна. При венчании на престол подданные князя присягали ему на верность. Интересы церкви и княжеской власти переплетались. Князь Владимир сыграл исключительную роль в укреплении и развитии Древнерусского государства. В русских летописях и народном эпосе Владимира ласково называли Красным Солнышком, а после крещения Руси – Владимиром Святым.
Во главе Русской церкви стоял киевский митрополит, которого назначал константинопольский патриарх. Большие города и примыкавшие к ним земли составляли епархии, ими управляли епископы. Священники и церковные служители подчинялись епископу и через него митрополиту. На содержание церквей князья отчисляли десятую часть своих доходов (десятину). Церковь получила во владение земли и сёла. С принятием христианства на Руси повсеместно строили церкви. В 996 году завершилось строительство храма Успения Богоматери, получившего название Десятинной церкви – главного храма Киева и Древнерусского государства. Принятие христианства изменило быт и нравы жителей Руси, оказало непосредственное влияние на все стороны и жизни. Крещение Руси содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры и искусства. Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства.

2. ЛИТОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РУСЬ:
Одним из последствий государственной децентрализации Киевской Руси, разоренной Батыем, стало политическое, экономическое и культурное разобщение древнерусских территорий. Особенно это сказалось на судьбе Южной и Западной Руси, попавшей под власть Литвы. При литовских князьях Гедимине и Ольгерде в состав Литвы вошли Полоцкое, Витебское, Минское, Друцкое княжества, Турово-Пинское Полесье, Берестейщина, Волынь, Подолье, Черниговская земля и часть Смоленщины. В 1362 г. под власть литовского князя попал Киев. Образовавшееся государство простиралось от Балтийского до Черного моря. Восточнославянское культурное влияние на его территории было преобладающим. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах. Многие представители княжеского рода принимали православие. Вплоть до конца XIV в. русские области, присоединяясь к Литве, не подвергались национально-религиозному притеснению.  Новое государство с самого момента своего образования было русско-литовским. Русские и литовские земли объединились для того, чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам как с запада, так и с востока. Все изменилось, когда великим князем литовским стал Ягайло. В 1386 г. он принял католичество и оформил унию (союз) с Польшей, женившись на польской королеве Ядвиге и став таким образом еще и польским королем. С этого времени судьбы Литвы и Польши были тесно связаны: в XIV–XVI вв. эти государства были объединены личной унией (у них был один глава из династии потомков Ягайло – Ягеллонов). Началась католическая экспансия в западные земли Руси. Упразднялись крупные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других местах, было введено наместничество. Литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую. Польские шляхетские традиции, а также католичество стали проникать в среду западнорусской знати. Однако большинство русских сохраняли верность православию и традициям. Тем более что это было не так уж трудно. Существовала некоторая автономия русских земель в составе Великого княжества Литовского. Постепенно многие знатные русские семейства стали переходить в католичество. Со временем православное население стало подвергаться религиозному и национальному гнёту.

БИЛЕТ № 7

БИЛЕТ № 8

БИЛЕТ № 9

БИЛЕТ № 10

БИЛЕТ № 11

1. Новгород Великий: географическое положение, хозяйство, политические особенности Новгородской земли.
2. Культура русских земель в XII – XIII вв.: литература, зодчество, живопись.

ОТВЕТЫ:

1. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО И Т.Д.:
Территория – в период наибольшего развития доходила до Белого моря (в Северном Ледовитом океане) и на востоке распространялась за Уральские горы. Охватывала почти весь современный северо-запад России.

Особенности развития в удельный период:

*слабое развитие сельского хозяйства (малоплодородные земли и суровые климатические условия)

* ведущие отрасли хозяйства – ремесло и торговля

Ремесло — солеварение, выплавка железа, кожевеннообувное, рыболовство, охота и др.

Профессии ремесленников - кузнец, в т.ч. кузнец-гвоздочник, замочник, котельник, щитник, кузнец по серебру, по меди; оружейник, ювелир, «древодел» каменщик-строитель, гончар, ткач и др. Улицы и «концы» (районы) города зачастую носили названия ремесленных профессий, например, Плотницкий конец, улицы Кузнецкая, Гончарная, Щитная.

В Новгороде ранее, чем в других городах Руси, появились объединения крупных купцов, в т.ч. и иноземных. Располагались «Немецкий» и «Готский» дворы, что указывало на тесные торговые связи с немецкими землями. Великий Новгород располагался на торговом пути «из варяг в греки». Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Скандинавию. Вывозили на продажу - пушнину, мед, воск, рыбу и др. продукты земли, леса и воды.

Причины экономического развития Новгородской земли:

* выгодные природные и географические условия

* минимальная угроза нападения половцев, печенегов и др. внешних врагов

Многие историки сходятся во мнении, что в Новгородской республике был очень высокий уровень грамотности не только среди знати, но и среди обычных горожан. Это подтверждают находки археологической экспедиции, работавшей с 1930-х гг. под руководством А.В.Арциховского.
Политические особенности Новгородской земли. В начале XII века в Новгороде сложилась республиканская форма правления. Этим политический строй новгородской земли отличался от остальных русских земель-княжеств. Верховной властью в Новгороде обладало вече.
Народное собрание решало вопрос войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя. Высшим должностным лицом был посадник. Он ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд Новгорода, назначал и смешал различных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, руководил внешней политикой.  Положение князя в Новгородской республике было своеобразным. Его вместе с дружиной вече приглашало из других земель. Князь должен был, выполнять обязанности начальника всех вооруженных сил в случае войны. Вече заключало с ним договор. Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления. Ему и его боярам не разрешало иметь владения в Новгородской земле, вести торговлю, осуществлять правосудие. Глава новгородской епархии - архиепископ (глава церкви), ведал казной, контролировал внешние связи, правильность торговых мер (единиц измерения товара), имел свой полк.

 

2. КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ VII-VIII ВЕКА:
Ведущим жанром литературы оставалось летописание, которому придавалось большое политическое значение и к которому привлекались лучшие литературные силы. В XII — XIII вв. летописание велось почти во всех крупных феодальных центрах при княжеских и епископских дворах или монастырях. Сравнительно небольшое количество сохранившихся до наших дней литературных памятников XII — XIII вв. не дает полного представления о числе и значительности оригинальных произведений, созданных в тот период. Переводная литература была представлена преимущественно церковной канонической, «житийной» и нравоучительной литературой. Особое внимание переводчиков привлекали произведения, содержащие сведения по различным отраслям знания. В начале XIII в. начал складываться один из интереснейших памятников «житийной» литературы — «Патерик» Киевского Печерского монастыря — сборник рассказов о жизни монахов и главной монастырской святыне соборной церкви Успения, фантастические рассказы «Патерика» о «чудесах» и «подвигах», творимых монахами, переплетались с яркими картинами монастырского быта и отдельных реальных событий, происходивших за стенами монастыря.
Разнообразной по жанрам была светская литература: биографические, летописного характера, повести о князьях, повести о военных походах князей (о походе Игоря Святославича против половцев в 1185 г., о битве с татарами на реке Калке), повесть о разорении крестоносцами в 1204 г. Константинополя и др. Одним из интереснейших литературных произведений (известным по двум редакциям XII и XIII вв.) является «Слово» или «Моление Даниила Заточника» — яркое публицистическое произведение, написанное представителем мелкого служилого феодального люда в форме письма-обращения к князю. Уникальным памятником древнерусской литературы, занявшим по праву место в ряду величайших произведений мировой литературы, является «Слово о полку Игореве», в основу сюжета которого положено описание неудачного похода в 1185 г. северского князя Игоря Святославича против половцев. В XII — начале XIII в. складываются местные живописные и архитектурные школы, из которых наиболее значительную роль в древнерусском искусстве сыграли Новгородско-Псковская и Владимиро-Суздальская ху-дожественные школы. Древнерусская живопись (мозаика, фрески, иконы) более чем
какой-либо другой вид искусства была связана с религией и церковью..
Работы владимиро-суздальских мастеров, сохранявшие византийскую утонченность письма, отличались лиричностью и жизнерадостностью, они смягчали суровый аскетизм византийских иконографических образов приданием им большей человечности и светскости. В живописи новгородских и псковских мастеров находили отражение демократические традиции культуры их городов. Их живописная манера отличалась лаконичностью и простотой, придававшими их произведениям более реалистичный и эмоциональный характер. С наступлением феодальной раздробленности церковное монументальное строительство, которому придавалось большое общественно-политическое значение, ведется еще более интенсивно, но утрачивает свою былую грандиозную масштабность, становится более дешевым. Сложные по конструкции и архитектурным формам многоглавые храмы сменяются меньшими по размерам одноглавыми кубическими крестовокупольными храмами. Дорогая и сложная мозаика в их интерьерах была заменена фресковой росписью. Однако уменьшение масштабности сооружений не привело к утрате их архитектурной выразительности. Творения русских мастеров отличались пропорциональностью строгих форм, гармонией объемов и линий, неразрывным единством архитектуры с окружающим пейзажем. Приземистые, одноглавые, с м



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 3271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.042 с.)