Заикание. Исторический взгляд на проблему заикания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заикание. Исторический взгляд на проблему заикания.



  Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центр. или периф. отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи.

Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в Функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой;

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов.

В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата..

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функц. расстройство в сфере речи, судорожный невроз, или определяли его как страдание чисто психическое, выр-ся судорожными движениями в аппарате речи.

В наст.момент оформились 3 основные направления концепции патогенеза заикания:

1.Анатомо-физиологическая концепция-доминирует прелставление о том, что заикание-это проявление неврозаю Н.И.Жинкин объясняет симптомы заикания застойными очагами возбуждения и торможения в НС.

2.Психологическая концепция- на пердний край выдвиг-ся понятие о сбое в реализации коммун.функции речи. Фришельс считал, что основная проблема заикающегося-это торможение ассоциативных процессов при оформлении внутр. Речи в процессе коммуникации.

3.Психоаналитическая – А.Адлер, Шнейдер рассматривают заикание как вид подсознательной психологической защиты от повышенных требований среды. При этом клоническое заикание, которое напоминает лепет, трактуется как регресс, а тоническое – преувеличение расстройства.

 

 

Этиология заикания.

Говоря о причинах заикания следуеи подчеркнуть, что вызывает данное нарушение сочетание ряда причин, а не спецефичная одиночная причина. В наст. вр. выделяют две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекц. и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).

В группе производящих причин выделяют:

1)Анатомо-физиологические причины: физ. заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при к. могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний; несовершенство звукопроизнесения, задержка речевого аппарата,псих. и соц. причины: кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх).2)неправильное понимание реч. функции (речь на вдохе, скороговорение, реч. и мыслит.перегрузка)3)полуглосие 4)подражание заикающемуся (без судорог)

К неблагоприятным условиям относятся:

*скрытая психич.ущемлённость ребёнка, *недостаточность положительных эмоц.контактов,*недост-ть развития моторики, ритма, мимико-арт. движений,* возрастные особенности деят-ти мозга (большие полушария формир-ся к 5 г., речь относится к поздно созреваемым функциям),*ускоренное развитие речи в 3-4 года.При наличии тех или иных из перечисл. неблаг. условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.87.138 (0.007 с.)