Расчет и оплата налогов на недвижимость для юридических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет и оплата налогов на недвижимость для юридических лиц



Налог на имущество организаций в последние несколько лет стал представлять большой интерес для субъектов налоговых отношений в связи с введением кадастрового учета имущества.

Перечень элементов налогообложения, которые составляют представление о любом налоге, приводится в ст. 17 НК РФ. Среди таких элементов выделяются следующие:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговая ставка;

- налоговый период;

- сроки и порядок исчисления и уплаты налога.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению каждого из элементов в разрезе жилищного налога, отметим, у кого возникает необходимость его исчисления и уплаты.

Согласно ст. 373 НК РФ плательщиками выступают предприятия, у которых есть движимые и недвижимые объекты собственности [2]. При этом налог на недвижимость организаций не платят организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. НК РФ предлагает преференции по налогу на недвижимость организаций плательщикам, находящимся на специальных режимах.

Недвижимость, относящееся к основным средствам, является объектом налогообложения. Положения ст. 374 НК РФ выделяют список имущества, не попадающего в формирование налоговой базы по налогу на недвижимость организаций:

- земля (а также водные и природные ресурсы);

- памятники культуры;

- недвижимость I и II групп начисления амортизации;

- прочие объекты п. 4 ст. 374 НК РФ.

Из ст. 381 НК РФ периодически исключаются некоторые виды объектов налогообложения. При этом самым важным изменением данной нормы стало невключение в состав объектов налогообложения движимых объектов, оприходованных с начала 2013 года (исключение составляет недвижимость, полученное в ходе реорганизации и ликвидации или сделки с взаимозависимым лицом).

Налоговая база в зависимости от объектов основных средств может определяться 2 способами:

1. Как среднегодовая стоимость имущества. За основу берется остаточная стоимость основных средств.

2. Кадастровая стоимость. Такая база в отношении российских организаций характерна для:

- бизнес-центров;

- торговых центров;

- нежилых помещений;

- жилых домов.

В отношении порядка обложения налогом на недвижимость организаций домов, пригодных для жилья, важно сказать, что указанные объекты не являются основными средствами.

Ставка налога на недвижимость организаций характеризуется двумя предельными значениями:

По объектам, для которых налоговой базой является кадастровая стоимость, ставка, в соответствии с НК РФ, начиная с 2016 года составляет 2%. Органами же региональных властей указанное значение может быть снижено.

По прочему имуществу максимальная ставка налога на недвижимость организаций равна 2,2%, регионы же самостоятельно определяют ее значение в пределах указанного.

Налоговый период по налогу на недвижимость организаций определяется в соответствии со ст. 379 НК РФ и составляет один год. Данный период действует в отношении всех объектов обложения налогом на недвижимость организаций, независимо от их территориального нахождения и способа определения налоговой базы по ним. По окончании периода налогоплательщик обязан произвести исчисление суммы налога.

Получив сумму налога к уплате, необходимо подать отчет по налогу на недвижимость организаций до 30 марта года, следующего за завершившимся налоговым периодом.

Отчетный период по налогу на недвижимость организаций не является обязательным элементом налогообложения. Таким образом, регионы в своих нормативных актах его могут не предусматривать.

Если же отчетный период в регионе установлен, то определяется следующими способами:

По объектам с налоговой базой — среднегодовой стоимостью равен:

- 1 кварталу;

- полугодию;

- 9 месяцам.

- С кадастровой стоимостью (с 2016 года):

- 1-й квартал;

- 2-й квартал;

- 3-й квартал.

При этом сроки представления декларации и уплаты авансовых платежей за отчетный период устанавливаются субъектами РФ.

Производя уплату авансовых платежей, налога, а также связанных с исчислением налога санкций, важно корректно указать все необходимые реквизиты в платежке.

Расчет налога на недвижимость должны производить по итогам отчетных периодов. Однако в этом правиле есть исключения, когда региональные власти либо вообще не устанавливают отчетных периодов, либо вводят льготы, дающие возможность не отчитываться по налогу. Рассмотрим особенности выполнения такого расчета.

Налог на недвижимость юридическими лицами обязательно платится по итогам года и может переводиться на его протяжении в виде авансов по окончании каждого квартала. Вопрос о наличии и обязанности платить авансы решается на уровне региона. Если они введены, то организации вносят авансовые платежи 3 раза в год: после 1-го квартала, 6 месяцев и 9 месяцев.

Однако авансы могут не вноситься. Это происходит в следующих случаях:

- если субъект РФ, в соответствии с п. 3 ст. 379 НК РФ, не вводит у себя уплату авансовых платежей;

- если региональные власти, в соответствии с п. 6 ст. 382 НК РФ, устанавливают для некоторых категорий юридических лиц право не рассчитывать и не платить авансы.

Правила расчета этого налога регулируются 2 документами:

1) НК РФ;

2) Порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на недвижимость организаций, утвержденный приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.

Начисление налога на недвижимость производится исходя из среднегодовой стоимости имущества и налоговой ставки. В отношении отдельных видов имущества он должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости, установленной на 1 января налогового периода, или иной налоговой ставки.

Налоговые ставки устанавливают региональные власти, но их величина не должна превышать размеры ставок, прописанных в Налоговом кодексе.

Сумму налога на недвижимость, согласно п. 1 ст. 382 НК РФ, надо рассчитать, как за отчетный период (если он введен в регионе), так и за весь налоговый период.

При расчете налога на недвижимость организаций требуется соблюдать определенный порядок (пп. 1, 2 ст. 382 Налогового кодекса РФ, разделы IV, V, VI Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895).

Исходя из положений этих документов, в отношении имущества, облагаемого от среднегодовой стоимости, формула расчета авансов по налогу на недвижимость организаций такова:

Ао = (СТср – СТсрл) × СТн / 4 — Ал,               (3)

где:

Ао — аванс по налогу за отчетный период;

СТср — средняя стоимость имущества, рассчитанная за отчетный период;

СТсрл — средняя стоимость имущества, которое не облагается налогом в связи с предоставлением льгот;

СТн — ставка для расчета налога на недвижимость;

Ал — авансовый платеж, который организации не надо вносить в бюджет в связи со льготой по частичному уменьшению налога.

Если организация в течение всего налогового периода имеет недвижимость, указанное в подп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то в отношении него расчет авансового платежа производится от кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, установленной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по формуле:

Ао = КС/4 × СТн – Ал,                                  (4)

где:

КС — кадастровая стоимость объекта недвижимости на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

СТн — ставка по налогу на недвижимость, рассчитываемому от кадастровой стоимости;

Ал — авансовый платеж, который организации не надо вносить в бюджет в связи со льготой по частичному уменьшению налога.

Для получения данных, включаемых в приведенную выше формулу при расчете налога на недвижимость, облагаемого исходя из среднегодовой стоимости, производятся следующие действия:

Вычленяется из общего объема то недвижимость, которое облагается налогом, то есть определяется объект налогообложения. Для этого из стоимости имущества вычитаются стоимость не облагаемого налогом имущества и стоимость тех основных средств, по которым налог считается отдельно (п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 1 ст. 376 и п. 3 ст. 382 НК РФ).

Определяется средняя стоимость этого имущества за квартал (отчетный период), то есть рассчитывается налоговая база для авансов. При этом в расчете следует учесть льготы по освобождению от налога.

Налоговая база умножается на ставку налога.

Выделяется 1/4 полученного произведения.

Используются имеющиеся льготы по уменьшению налога.

При расчете налога на недвижимость за год осуществляются такие действия:

1. Вычленяется из общего объема то недвижимость, которое облагается налогом, то есть определяется объект налогообложения. Для этого из стоимости имущества вычитаются стоимость не облагаемого налогом имущества и те суммы основных средств, на которые налог считается отдельно (п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 1 ст. 376 и п. 3 ст. 382 НК РФ).

2. Определяется средняя стоимость этого имущества за год (налоговый период), то есть рассчитывается налоговая база. При этом в расчете следует учесть льготы по освобождению от налога.

3. Налоговая база умножается на ставку налога.

4. Используются имеющиеся льготы по уменьшению налога и оплаты, произведенные за рубежом.

Чтобы узнать, как рассчитывается налог на недвижимость от среднегодовой стоимости, причитающийся к уплате по итогам года, надо воспользоваться следующей формулой:

Ннп = (СТсрг – СТсргл) × СТн – А – Нл – Нин,             (5)

где:

Ннп — сумма налога к уплате по результатам года;

СТсрг — средняя стоимость имущества, рассчитанная за год;

СТсргл — средняя стоимость имущества, рассчитанная за год, которая не облагается налогом в связи с предоставлением льгот;

СТн — ставка налога на недвижимость;

А — общая сумма авансовых платежей, произведенная за год;

Нл — та часть налога, которую организации не надо вносить в бюджет в связи со льготой по частичному уменьшению налога;

Нин — та часть налога, которая не вносится в бюджет в связи с уплатой его за рубежом.

Приведем пример расчета налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости недвижимости.

Компания находится в Москве и не имеет в собственности недвижимость в других регионах РФ.

Облагаемые объекты оцениваются по средней стоимости:

по итогам первого квартала – 3 251 700 руб.;

полугодия – 2 694 000 руб.;

девяти месяцев – 2 082 000 руб.

Среднегодовая стоимость составляет 2 675 900 руб.

Объекты облагаются по ставке 2,2%.

Авансовые платежи составили: по итогам первого квартала:

 3 251 700 руб. × 2,2%: 4 = 17 884 руб.;

полугодия: 2 694 000 руб. × 2,2%: 4 = 14 817 руб.;

девяти месяцев: 2 082 000 руб. × 2,2%: 4 = 11 451 руб.

Налога на имущество к уплате по итогам года:

2 675 900 руб. × 2,2% – 17 884 руб. – 14 817 руб. – 11 451 руб. = 14 718 руб.

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости:

 У фирмы в собственности есть торговый центр, включенный в перечень объектов, налог с которых считают по кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость объекта на 01.01.2019 – 932 614 451,30 руб.

Налоговая ставка, применяемая в отношении объекта – 1,5%.

Сумма авансового платежа: за первый квартал:

932 614 451,30 руб. × 1,5%: 4 = 3 497 304 руб.;

за второй квартал: 932 614 451,30 руб. × 1,5%: 4 = 3 497 304 руб.;

за третий квартал: 932 614 451,30 руб. × 1,5%: 4 = 3 497 304 руб.

Годовая сумма налога:

932 614 451,30 руб. × 1,5% – 3 497 304 руб. – 3 497 304 руб. – 3 497 304 руб. = 3 497 304 руб.

 


Заключение

Исходя из данной работы, можно сделать несколько выводов о налогах на имущество физических лиц и юридических лиц в налоговой системе в целом.

Налоги являются одним из главных регуляторов экономики государства; на всех этапах совершенствования и развития налоги затрагивают самые важные стороны общественной жизни, которые влияют на решения, стоящие перед государством, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В зависимости от того как на сегодняшний день функционирует и действует налоговая политика, зависит и характер социально-экономических преобразований в стране.

Каждый налог, введенный на территории Российской Федерации, имеет свои особенности, свою структуры, способы уплаты, сроки. Вот и налог на имущество физических лиц занял свое место в политике налогообложения. Необходимость создания и введения данного налога заключается в формировании муниципальных бюджетов. Он выступает доходным источником не только бюджетов местного уровня, но и государства в целом.

Для того, чтобы государство могло выполнять свои функции, решать поставленные задачи, необходима правильно построенная и четко отлаженная система налогообложения. Правильность построения зависит от того, правильно ли определены подходы к имущественному налогообложению, а именно правильно ли выбраны элементы налога.

Налог на недвижимость – обязательный индивидуальный и безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц, которым принадлежит собственность, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в местные бюджеты. Как было сказано выше этот налог являет регулятором в развитии экономики, пусть и косвенным. Он служит инструментом, регулирующим дефицит бюджета хозяйствующих субъектов.

Жилищный налог  – это регулярный налог, взимаемый с граждан каждый год, вне зависимости находится имущество в эксплуатации или нет.

Когда развивается государство, вместе с ним развиваются и улучшаются, реформируются или упраздняются его элементы. Налоговая система как один из элементов государства тоже за время своего существования изменялась и не один раз.

С января 2015 года порядок налогообложения стала определять глава 32 НК РФ.

До принятия данной главы к недвижимому имуществу относилось:

- жилой дом;

- отдельная комната;

- квартира;

- гараж;

- какое-либо другое здание или сооружение:

- доля прав собственности имущества.

Теперь налогооблагаемое имущество прописано в статье 401 НК РФ, к ним относятся:

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:

- жилой дом;

- жилое помещение (квартира, комната);

- гараж, машино-место;

- единый недвижимый комплекс;

- объект незавершенного строительства;

- иные здание, строение, сооружение, помещение;

- дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно п. 5 ст. 406 НК РФ налоговая ставка на имущество устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления. Для расчета налоговой ставки по кадастровой стоимости будет иметь следующие размеры:

- стандартная ставка составляет 0,1%, она предусмотрена для всех категорий физических лиц;

- налоговая ставка 2% предусмотрена для тех объектов, у которых кадастровая стоимость превышает 300 млн. руб.;

- ставка налога 0,5% относится к тем случаям, когда налог не определен нормативно-правовыми актами.

Если при расчете налога на имущество используется инвентарная стоимость объекта, то расчет будет производиться так: произведение инвентарной стоимости и коэффициента-дефлятора. Полученная сумма от произведения будет являться конечным результатом того, какой налог должен будет уплатить владелец недвижимости в бюджет.

При инвентарной стоимости ставка устанавливается в зависимости от стоимости недвижимого объекта. Так, например, если инвентарная стоимость имущества составляет менее 300 тыс. рублей, то ставка налога будет 0,1%; если стоимость объекта превышает 500 тыс. руб., то процентная ставка будет варьироваться от 0,3 до 0,2%; а при определении стоимости объекта от 300 до 500 тыс. руб., налоговая ставка находится в границах от 0,1 до 0,3%.

 


Список литературы

 

1. Конституция РФ принята 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009. – С.21.

2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 07.03.2021) // Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000. – С. 37.

3. Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ) часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ" № 44, 04.11.2013. – С.54.

4. Федеральный закон РФ (ФЗ РФ) от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 02.11.2020) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" //

5. "Собрание законодательства РФ" № 44, 04.11.2013. – С. 59.

6. Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 23.07.2013) "О налогах на имущество физических лиц" ст. 5 "Порядок исчисления и уплаты налогов" п. 9 // Российская газета, № 163, 26.07.2013. – С. 145.

7. Агабекян О.В., Макарова К.С. Налоги и налогообложение. М.: МФПА, 2018. – 172 с.

8. Александров И.М. Налоги и налогообложение. - М.: ИТК Дашков и К, 2021. – 420 с.

9. Алиева Б.Х., Мусаева Х.М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2016. – 439 с.

10. Апарышев И. В. Налог на доходы физических лиц // Аудиторские ведомости. – 2021. – № 4. – С. 33-42.

11. Банин А.И., Набиев А.Д. Последние изменения по налогу на имущество физических лиц // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 1. – С. 43-45.

12. Бородина Ю.И. Налог на недвижимость: новый механизм исчисления // Наука и образование. – 2019. – №12. – C. 22-24.

13. Вылкова Е.С. и др. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. М.: СПбГУЭФ, 2021. – 80 с.

14. Вяльцев Н.Н. Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц // Управление экономическими системами. – 2018. – №12. – C. 14-16.

15. Галкина Ю.В. Основные направления совершенствования имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации// Контентус. – 2021. – № 3. – С. 69-76.

16. Мавлютов Э.Р. Государство в регулировании имущественного налогообложения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – №4 (28). – С. 51-54.

17. Марчева И.А. Налоги и налогообложение: Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 122 с.

18. Маршавина Л.Я., Чайковская Л.А. Налоги и налогообложение: Прикладной курс. – М.: Юрайт, 2018. – 504 с.

19. Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 1. – С. 104-105.

20. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран. – М.: Справочник, 2019. – 201 с.

21. Мигашкина Е.С. Реформирование налога на имущество физических лиц и его влияние на доходы бюджета// Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 1. – С. 135-142.

22. Михина Е.В. Правовые и экономические проблемы перехода к налогу на недвижимость в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. – 2021. – № 12. – С. 41-45.

23. Перцева Е.М. Налог на недвижимость - приоритетное направление налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право. – 2020. – №5. – С. 59-61.

24. Петрова Г.В. Мировая практика налогообложения доходов и недвижимого имущества физических лиц // Юридический мир. – 2021. – №1. – С. 46-50.

25. Пичугин А.В. Налог на имущество физических лиц: реалии и прогнозы // Налоги и финансовое право. – 2021. – № 1. – C. 15-17.

26. Романов И.Б., Айнуллов Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебное пособие — Ульяновск: УлГУ, 2018. – 91 с.

27. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение // Налоговое право. – 2019. – №14. – С. 48-90.

28. Санникова А.Б. Налог на недвижимость // Бухгалтерия и кадры. – 2019. – №10. – С. 71-75.

29. Сулейманов Д.Н. Новый закон о налоге на имущество физических лиц - экзамен на налоговую грамотность // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №1-2. – C. 78-79.

30. Тедеев А.А. Налоговое право. – М.: ЭКСМО, 2015. – 864 с.

31. Телегус, А.В. Налоговый контроль: сущность подхода "объект контроля - налогоплательщик // Финансы и кредит. – 2019. –  № 25. – С. 12-21.

32. Толкушкин А.В. История налогов в Росси. - М.: Инфра-М, 2018. – 56 с.


[1] Агабекян О.В., Макарова К.С. Налоги и налогообложение. М.: МФПА, 2018. – 72 с.

 

[2] Александров И.М. Налоги и налогообложение. - М.: ИТК Дашков и К, 2021. – 42 с.

[3] Вылкова Е.С. и др. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. М.: СПбГУЭФ, 2021. – 80 с.

 

[4] Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" ст. 5 "Порядок исчисления и уплаты налогов" п. 9 // Российская газета, № 163, 26.07.2013. – С. 145.

 

[5] Маршавина Л.Я., Чайковская Л.А. Налоги и налогообложение: Прикладной курс. – М.: Юрайт, 2018. – 54 с.

 

[6] Марчева И.А. Налоги и налогообложение: Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 72 с.

 

[7] Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение // Налоговое право. – 2019. – №14. – С. 48-90.

 

[8] Санникова А.Б. Налог на недвижимость // Бухгалтерия и кадры. – 2019. – №10. – С. 71-75.

[9] Телегус, А.В. Налоговый контроль: сущность подхода "объект контроля - налогоплательщик // Финансы и кредит. – 2019. – № 25. – С. 12-21.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.102 с.)