Тема 1. Сущность маркетингового исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность маркетингового исследования



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5
Смысловой модуль 1. Методологические основы маркетинговых исследований. 6
Тема 1. Содержание и направления маркетинговых исследований 6
Тема 2. Этапы проведения маркетингового исследования. 9
Тема 3. План маркетингового исследования 10
Смысловой модуль 2. Информационная маркетинговая система. 15
Тема 1. Основные виды и источники маркетинговой информации. 15
Тема 2. Методы сбора информации. 17
Тема 3. Формирование выборки. 18
Смысловой модуль 3. Методы маркетинговых исследований. 22
Тема 1. Формы исследования 22
Тема 2. Кабинетные маркетинговые исследования 25
Смысловой модуль 4. Экспертные методы исследования 29
Тема 1. Разработка шкал и измерений в маркетинговом исследовании 29
Тема 2. Экспертные оценки 31
Тема 3. Аудит в системе маркетинговых исследований 33
Смысловой модуль 5. Маркетинговый анализ рынка 35
Тема 1. Маркетинговый анализ 35
Тема 2. Конъюнктурный анализ рынка 37
Тема 3. Стратегический анализ рынка 38
Тема 4. Конкурентный анализ рынка 41
Смысловой модуль 6. Отчет о маркетинговом исследовании 44
Тема 1. Подготовка отчета о маркетинговом исследовании 44
Тема 2. Прикладные вопросы маркетинговых исследований 45
Тема 3. Прогнозирование в маркетинговых исследованиях 48
Литература 51

 


ВВЕДЕНИЕ

Динамичное развитие рыночных отношений, необходимость действовать коммерчески успешно в условиях неопределенности формируют потребность экономических субъектов в инструментарии, снижающем эту неопределенность и позволяющем принимать обоснованные управленческие решения. Маркетинговые исследования как научная область знаний предоставляют предприятию ценную информацию, которая служит основой для принятия управленческих решений.

Дисциплина «Маркетинговые исследования» занимает ведущее место в формировании профессионала-маркетолога. Она тесно связана с общеэкономическими дисциплинами – макро- и микроэкономикой, а также специальными дисциплинами – экономикой предприятия, маркетингом, менеджментом, рекламным делом и др.

Данный курс нацелен на формирование знаний, умений и навыков необходимых для проведения маркетинговых исследований.

В результате изучения дисциплины студент должен знать теоретические основы маркетинговых исследований и методологию проведения маркетинговых исследований.

Настоящий практикум предназначен для использования на практических занятиях со студентами специальности «Маркетинг», «Маркетинг услуг» и «Рекламный бизнес», изучающими дисциплину «Маркетинговые исследования», с целью закрепления полученных в ходе лекций знаний и формирования у студентов навыков, необходимых для самостоятельного выполнения различных этапов маркетинговых исследований.

Практикум включает теоретические вопросы, практические задания, проблемные ситуации по темам курса, задачи и тесты.

Контрольные вопросы предназначены для самопроверки студентов по темам лекционного курса. Полнота и правильность ответов на контрольные вопросы и тесты показывают, насколько тщательно студент освоил дисциплину.

Задания практикума построены таким образом, чтобы студенты могли ознакомиться с методологией маркетинговых исследований, процессом проведения маркетинговых исследований, методами сбора первичной и вторичной информации, методами выборочных исследований и др. Выполнение заданий позволяет студентам применять полученные знания в условиях, приближенных к реальности. Вопросы и задания подобраны таким образом, чтобы сформировать у студентов представление о маркетинговых исследованиях как важной составной части маркетинговой деятельности предприятия.

Студентам также предлагается список литературы, необходимой для изучения дисциплины и подготовки к экзамену.

 

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 1.

I. Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятию «маркетинговые исследования».

2. Какими способами осуществляются маркетинговые исследования?

3. Перечислите общие требования и принципы маркетинговых исследований.

4. Перечислите и дайте характеристику этапам маркетингового исследования.

5. Что должно включать в себя содержание научного отчета?

6. Перечислите типы маркетинговых исследований.

7. Назовите предмет, объект и цель маркетинговых исследований.

8. Перечислите задачи маркетинговых исследований.

9. Назовите направления маркетинговых исследований?

10. Что включают в себя методологические основы маркетинга?

11. Дайте определение понятию «организационная структура маркетинговой деятельности».

12. На что могут быть ориентированы организационные структуры маркетинга?

II. Практические задания

Задание 1.

Сформулируйте понятие и задачи маркетингового исследования. Раскройте роль маркетингового исследования в предпринимательстве. Определите цели и задачи маркетингового исследования, при этом выделите сегменты по региональному (географическому) и демографическому признакам.

Задание 2.

 Охарактеризуйте методологию маркетингового исследования. Приведите примеры их применения на предприятиях.

Задание 3.

Разработайте схему проведения маркетингового исследования для следующей ситуации:

а) в сети химчисток резко упало количество обращений по сравнению с прошлым годом;

б) компания - разработчик мобильных приложений хочет создать новую версию приложения;

в) в магазине продовольственных товаров жарким летом не увеличился спрос на мороженое;

г) индивидуальный предприниматель хочет открыть парикмахерскую в районе, где он проживает.

Задание 4.

Предложите вариант организационной структуры для маркетинговой службы предприятия, если известно:

А) Численность сотрудников компании - 50 чел, у компании однопрофильный бизнес, компания ведет свою деятельность на внутреннем и внешнем рынках, номенклатура ограничена, в компании решаются только текущие задачи маркетинга.

Б) Крупное производственное предприятие, выпускает только газетную бумагу, работает в основном на внешнем рынке. Поставляет продукцию в азиатские страны (Индию, Китай). В компании решаются не только тактические, но и стратегические задачи маркетинга.

В) Общая численность сотрудников производственного предприятия составляет 300 чел. Компания занимается сборкой электротехнического оборудования и продает его во все регионы страны, как напрямую, так и через дистрибьюторов.

III. Тесты

1. Маркетинговое исследование – это

а) поиск, сбор и обработка данных для повышения продаж на предприятии;

б) поиск, сбор, обработка и предоставление данных и сведений относящихся к конкретной рыночной ситуации с которой пришлось столкнуться предприятию;

в) поиск, сбор, обработка и предоставление данных относящихся к конкретной рыночной ситуации.

2. Какими способами осуществляются маркетинговые исследования?

а) за счет собственных средств, путем создания специальных подразделений по его проведению;

б) за счет заключения договоров со специализированными маркетинговыми учреждениями, общее совместное их проведение, создание отделов и т.д.

в) правильные ответы а и б

3. Выберите вариант, в котором приведены все принципы маркетинговых исследований:

а) научность, системность, комплексность, достоверность, объективность и эффективность;

б) научность, систематичность, комплексность, достоверность, объективность, добросовестность и эффективность;

в) научность, систематичность, комплексность, достоверность, объективность и эффективность.

4. Сколько этапов включает в себя маркетинговое исследование?

а) 4

б) 6

в) 5

5. Что из перечисленного относится к общенаучным методам маркетинга?

а) системный анализ, комплексный подход, програмно – целевое планирование;

б) линейное программирование, теория связи, экспертиза, сетевое планирование, экономико – математическое моделирование;

в) методологические приемы социологии, психологии, антропологии и экологии.

6. Чем обеспечивается достоверность маркетингового исследования?

а) покупкой маркетинговой информации в коммерческих структурах;

б) соблюдением научных принципов сбора и обработки имеющихся данных;

в) использованием стратегических матриц в маркетинге.

7. К какому типу относится маркетинговое исследование, имеющее своей целью выявление и моделирование взаимосвязей с факторами окружающей среды данной фирмы?

а) экспериментальному;

б) описательному (дескриптивному);

в) казуальному (аналитическому);

г) разведочному (поисковому).

8. Маркетинговое исследование может считаться эффективным, если

а) выведенный на рынок товар оказался неконкурентным;

б) затраты на маркетинговое исследование окупились, а продажа товара принесла прибыль;

в) при проведении маркетингового исследования были обнаружены ошибки в методике прогноза.

9. Является ли прогнозирование рынка элементом маркетингового исследования?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

10. Выберите одно из трех определений, которое, по Вашему мнению, наиболее точно соответствует понятию маркетингового исследования?

а) система маркетинговых действий, направленных на получение максимально возможной прибыли;

б) инструмент информации и анализа, используемый для выбора и принятия маркетинговых решений;

в) процесс выбора и принятия маркетинговых решений, необходимый для обеспечения конкурентного преимущества.

IV. Темы рефератов

1. Последовательность этапов проведения маркетинговых исследований.

2. Информация в маркетинговых исследованиях.

3. Маркетинговые исследования на примере предприятия.

II. Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте процесс маркетинговых исследований.

2. Раскройте сущность первого этапа проведения маркетинговых исследований.

3. С какими типами проблем можно столкнутся при проведении маркетинговых исследований?

4. Назовите цели маркетинговых исследований.

5. Раскройте содержание и методы проведения маркетинговых исследований.

6. Какие типы экспериментов вы знаете?

7. Дайте краткую характеристику этапов маркетинговых исследований.

8. Приведите пример использования маркетинговых исследований.

III. Темы докладов.

1. Преимущества и недостатки маркетинговых исследований.

2. Методы проведения маркетинговых исследований.

3. Формулирование целей маркетинговых исследований.

IV. Практические задания.

1. Вы формируете группу для устного опроса.

Какие требования Вы предъявите к интервьюеру? 1) Какие методы фиксации ответа Вы используете? 2) Какой тест Вы используете на коммуникабельность? 3) Объясните ли Вы причину опроса? Какую? 4) Имеете ли Вы опыт интервьюера? 5) Знакомы ли Вы с изучаемой проблемой? 6) Какое место для проведения опроса Вы наметили?

 2. Определите последовательность этапов и охарактеризуйте каждый из них. Перечислите типы маркетинговых исследований, рассмотрите типологию маркетинговых исследований.

3. Сформируйте проблемную ситуацию, которая может возникнуть на предприятии, в следствии чего, вам поставлена задача от руководства провести маркетинговые исследования с целью ее устранения. Опишите последовательность проведения маркетинговых исследований и методы ее устранения.

 

ТЕМА 3. ПЛАН МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Учебные задачи:

1. Определить общую характеристику плана маркетингового исследования.

2. Изучить поисковое и дескриптивное исследование.

3. Изучить методы причинно-следственного исследования.

4. Раскрыть потенциальные источники ошибок маркетингового исследования.

5. Исследовать составление бюджета и графики проекта.

I.  Вопросы для обсуждения

1. Раскройте сущность плана маркетингового исследования.

2. Назовите задачи поискового и итогового исследований.

3. Какие методы причинно-следственных исследований вы знаете?

4. Назовите цель поискового исследования.

5. Перечислите задачи дескриптивного исследования.

6. В чем заключается профильное (бесповторное исследование)?

7. Дайте определение понятию «панель».

8. Назовите задачи причинно-следственного исследования.

9. Перечислите потенциальные источники ошибок в маркетинговых исследования.

10. Определите понятия: «ошибка замены информации», «ошибка измерения», «ошибка модели выборки».

11. Что включает в себя метод критического пути?

12. Какие элементы содержит формат предложения, охарактеризуйте каждый элемент.

II. Практические задания

Задание 1.

1. План маркетингового исследования      А. отклонение информации, необходимой для решения проблемы маркетингового исследования, от информации, найденной исследователем
2. Ошибка выборки Б. детализирует методы, необходимые для получения информации, с помощью которой следует структурировать или решить проблему маркетингового исследования.
3. Ошибка замены информации В. возникает потому, что конкретная отдельная выборка не в полной мере соответствует интересующей маркетолога генеральной совокупности
4. Предложение о проведении маркетингового исследовании       Г. официальная программа проведения исследования, предоставляемая заказчику
5. Ошибка записи Д. ошибки в слуховом восприятии, интерпретировании и записи ответов респондентов

 

Задание 2.

Определите емкость рынка печенья в области N по каждой позиции и в целом за год на основании данных таблицы, если известно, что доля лиц в общей численности населения области, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть потребителями товара составляет 27 %.

Задание 3.

Определить емкость потребительского рынка по следующим данным: Численность потенциальных потребителей – 100 чел.; в прошлом году потребление составило 20 единиц товара в расчете на душу населения. По прогнозу душевое потребление увеличится на 25%. По данным выборочного обследования установлено, что у населения имеется 85 тыс. ед. данного товара. В соответствии с нормативами физический износ должен составить 10% от наличия изделий. По итогам специального обследования выявлено, что замена устаревших моделей (моральный износ) может составить 20% от наличия изделий. Примерно 1/5 изделий купят конкуренты.

III. Тесты

1. Основная задача поискового исследования состоит в …

а) том, чтобы обеспечить понимание сути проблемы, которая стоит перед исследователем;

б) том, чтобы детально изучить проблему или ситуацию, с которой столкнулся маркетолог и понять ее суть;

в) том, чтобы описать что-либо, чаще всего рыночные характеристики или функции.

2. Выберите вариант, в котором приведена цель дескриптивного исследования

а) исследовать идеи и соображения;

б) описать рыночные характеристики или функции;

в) выяснить причинно-следственные взаимосвязи.

3.Панел-это..

а) сбор сведений обо всех элементах генеральной совокупности;

б) подмножество генеральной совокупности, отобранное для участия в исследовании;

в) выборка респондентов, которые согласились предоставлять информацию через определенные интервалы в течение продолжительного периода времени.

4. Общая ошибка представляет собой…

а) отклонение истинного среднего значения величины интересующей нас переменной в генеральной совокупности от наблюдаемого среднего значения величины;

б) отклонение истинного среднего значения величины для генеральной совокупности от истинного среднего значения величины для исходной выборки;

в) отклонение информации, необходимой для решения проблемы маркетингового исследования, от информации, найденной исследователем.

5. Отклонение информации, необходимой для решения проблемы маркетингового исследования, от информации, найденной исследователем-это…

а) ошибка измерения;

б) ошибка замены информации;

в) ошибка модели выборки.

6. Систематические (невыборочные) ошибки не связаны с формированием выборки?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

7. Предложение о проведении маркетингового исследования-это…

а) отклонение размеров действительной генеральной совокупности, имеющей отношение к проблеме, от генеральной совокупности, которая определена исследователем;

б) количество элементов генеральной совокупности, которые нужно изучить;

в) официальная программа проведения исследования, предоставляемая заказчику.

8. Когда возникает ошибка наблюдения?

а) когда респонденты дают неточные ответы, их ответы неправильно записаны или неправильно проанализированы;

б) когда от некоторых из респондентов, входящих в выборку, нельзя получить ответ;

в) ответ а и б.

9. Ошибки интервьюера включают…

а) ошибки выбора респондента, вопроса, записи и обмана;

б) ошибки выбора интервьюера, ответов и записи;

в) неправильные записи, неправильный анализ ответов.

10. Главный недостаток панелей – возможная нерепрезентативность их результатов в силу отказов от сотрудничества, смерти и оплаты респондентов?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

IV. Темы докладов

1. Взаимосвязь типов маркетингового исследования.

2. Составление бюджета и графика проекта.

3. Ошибка нежелания в маркетинговых исследованиях.

4. Потенциальные источники ошибок в маркетинговых исследованиях.

 

СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 2.

II.Тесты

1.Информация-это

а) форма общения, средство получения и передачи знаний;

б) поиск, сбор и обработка данных для повышения продаж на предприятии;

в) документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

2. Что собой представляет маркетинговая информация?

а) любые зафиксированные сведения;

б) данные, необходимые для маркетинговых целей;

в) знания, полученные в результате обучения.

3.Что входит в понятие информационной культуры маркетинга?

а) уровень полученного в высшем учебном заведении маркетингового образования;

б) применение на практике полученной и использованной маркетинговой информации

в) знания, умение и навыки эффективного использования маркетинговой информации в условиях компьютеризации.

4.Какие виды информации выделяют в маркетинговых исследованиях?

а) мотив, прогноз, данные, оценки, аутентичность;

б) факт, сведения, слухи, оценки, цифры;

в) событие, достоверность, цифры, информация, материал.

5. Выберите вариант, в котором приведены все принципы маркетинговой информации:

а) актуальность, достоверность, релевантность, полнота отображения, целенаправленность, информационное единство;

б) правдивость информации, адекватность целей, фрагментарность информации, актуальность, сбор и обработка информации;

в) систематичность, достоверность, объективность, добросовестность и эффективность.

6.Абсолютные величины делятся на:

а) специальные и свободные;

б) характерные и индивидуальные;

в) индивидуальные и свободные.

7. Выберите одно из трех определений, которое, по Вашему мнению, наиболее точно соответствует понятию маркетинговой информационной системы?

а) система маркетинговых действий, направленных на получение максимально возможной прибыли;

б) знания, умение и навыки эффективного пользования маркетинговой информацией в условиях компьютеризации;

 в) совокупность процедур и методов, предназначенных для регулярного сбора, анализа и распределения информации, предназначенной для подготовки и принятия маркетинговых решений

8.В структуру маркетинговой информационной системы (МИС) включают три фактора: человеческий фактор, методологический фактор, технологический фактор.

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

9. Что из перечисленного относится к типам шкал?

а) описание шкал, порядок шкал, расстояние шкал, нулевая точка;

б) номинальная шкала, порядковая шкала, интервальная шкала;

в) шкала наименований, шкала порядка, интервальная шкала, шкала отношений.

10. Информационная среда включает в себя:

а) информационную структуру и информационную микроструктуру;

б) информационные ресурсы и информационную инфраструктуру;

в) информационную микроструктуру и информационную макроструктуру.

 

IV. Темы рефератов

1. Источники маркетинговой информации.

2. Универсальный пример шкалирования.

3. Информационная среда на примере предприятия.

 

III. Темы докладов

1. Метод синектики.

2. Преимущества и недостатки панельного метода получения информации.

3. Экспертные оценки в маркетинговой информации.

 IV. Практические задания

Задание 1.

Составьте анкету по общепринятой схеме, которая позволит дать оценку спроса на телевизоры в 2019 году. Следует спрогнозировать объем предполагаемых покупок телевизоров, их структуру (модели) и основные факторы спроса.

Задание 2.

Вы формируете группу для устного опроса. Какие требования Вы предъявите к интервьюеру?

1) Какие методы фиксации ответа Вы используете?

2) Какой тест Вы используете на коммуникабельность?

3) Объясните ли Вы причину опроса? Какую?

4) Имеете ли Вы опыт интервьюера?

5) Знакомы ли Вы с изучаемой проблемой?

6) Какое место для проведения опроса Вы наметили?

Задание 3.

Составьте анкету, целью которой является оценка спроса на услуги кафе.

Задание 4.

Рассчитайте оптимальное число интервьюеров и кодировщиков для обработки открытых вопросов по следующим данным. Опросу подлежат 200 человек, при личном контакте можно опросить 5 человек в день, на сбор и обработку информации отводится по 5 дней, анкета содержит 20 вопросов, из которых 70% – открытые, в среднем один кодировщик за день может обработать до 500 вопросов.

 

I.  Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятию «генеральная совокупность».

2. Определите понятия: «выборка», «перепись», «объем выборки».

3. Перечислите этапы процесса составления плана выборочного наблюдения.

4. Что является единицей выборки?

5. Чем отличается вероятностная выборка от детерминированной?

6. Как классифицируются методы выборки?

7. Раскройте сущность нерепрезентативной выборки, приведите пример.

8. Что представляет собой поверхностная выборка?

9. Охарактеризуйте этапы квотной выборки.

10. Дайте характеристику и назовите цель метода кластерного отбора.

11. Раскройте специфику метода стратифицированного отбора.

12. Дайте определения понятиям «параметр», «доверительный интервал».

II. Практические задания:

Задание 1.

Маркетинговое агентство, занимающееся исследованием рынка, должно определить размер выборки. Заказчик требует обеспечить 95-процентный уровень надежности выборки при величине стандартной ошибки ±4%. Сотрудники агентства предполагают, что при случайной выборке около 60% респондентов ответят на задаваемый вопрос «да» и 40% ответят «нет». Каким должен быть размер выборки?

Задание 2.

В результате выборочного обследования были получены следующие данные группировке доходов населения и среднем размере покупок товара "Z" по каждой группе (в среднем за месяц, в расчете на одного потребителя):

По приведенным данным рассчитайте:

 а) коэффициенты эластичности по каждой группе дохода (без первой);

 б) средний коэффициент эластичности.

Задание 3.            

Соотнесите варианты верно.

1. Степень точности А) чистый или конечный объем выборки, т.е. элементы выборки, остающиеся после исключения потенциальных респондентов, которые не отвечают заданным критериям или не закончили интервью.
2. Уровень достоверности Б) диапазон, в который попадает истинное значение параметра совокупности при данном уровне достоверности.
3. Статистически определенный объем выборки В) вероятность того, что параметр совокупности попадет в доверительный интервал.
4. Доверительный интервал Г) описание характеристик выборки.
5. Статистика Д) максимально допустимое различие между статистикой выборки и параметром генеральной совокупности.

 

Задание 4.

При проверке импортирования груза на таможне методом случайной выборки было обработано 200 изделий. В результате был установлен средний вес изделия 30г., при СКО=4г с вероятностью 0,997. Определите пределы в которых находится средний вес изделий генеральной совокупности.

Задание 5.

В городе проживает 250тыс. семей. Для определения среднего числа детей в семье была организована 2%-я бесповторная выборка семей. По ее результатам было получено следующее распространение семей по числу детей:

P=0,954. Найти пределы в которых будет находится среднее число детей в генеральной совокупности.

III. Тесты

1.Перепись-это…

а) сбор сведений обо всех элементах генеральной совокупности;

б) подмножество генеральной совокупности, отобранное для участия в исследовании;

в) количество элементов генеральной совокупности, которые нужно изучить.

2. Методы выборки делятся на:

а) сложные и портативные;

б) вероятностные и детерминированные;

в) детерминированные и портативные.

3. Выберите вариант, в котором приведена цель кластерной выборки:

а) увеличить эффективность выборки, уменьшив затраты на ее проведение;

б) увеличить точность;

в) уменьшить эффективность выборки.

4. Объем выборки влияет на ее репрезентативность?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

5. Основное условие осуществления вероятностной выборки – наличие …

а) полного списка всех элементов генеральной совокупности;

б) согласия респондентов на участие в опросе;

в) списка участников опроса.

6. Метод выборки, предусматривающий отбор единиц выборки (респондентов), способных дать наиболее точные сведения

а) метод снежного кома;

б) квотированная выборка;

в) выборка по усмотрению.

7. Ключевая характеристика вероятностной (случайной) выборки заключается в том, что …

а) принцип отбора единиц выборки отличен от случайного;

б) все единицы выборки имеют известную вероятность (шанс) попасть в выборку;

в) невозможно рассчитать ошибку выборки.

8. Объем выборки влияет на ее ошибку?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

9. Совокупность элементов, из которых производиться отбор единиц выборки и которая отвечает некоторым заданным параметрам-это

а) выборка;

б) генеральная совокупность;

в) панель

10. В каких случаях прибегают к стратифицированной выборке?

а) обеспечение информационными данными;

б) стимулирование исследований; однородности данных.

IV. Темы докладов.

1. Доверительный интервал.

2. Кластерная выборка на примере предприятия.

3. Пропорциональная и непропорциональная выборка.

 

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 3.

ТЕМА 1. ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебные задачи:

1. Раскрыть понятие и предмет рыночного исследования.

2. Изучить сущность исследования товаров.

3. Определить формы организации маркетинговых исследований.

I.  Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятию «исследования рынка».

2. Назовите объекты и предмет рыночного исследования.

3. Перечислите основные результаты исследования рынка.

4. На что направлен анализ макросистемы?

5. Назовите цель рыночного исследования.

6. На что направлено исследование цены?

7. Охарактеризуйте процесс исследования товародвижения и продаж.

8. Перечислите формы организации маркетинговых исследований.

9. Раскройте сущность исследования товаров.

10. Дайте определение понятию «исследование конкурентов».

II. Практические задания

Задание 1.

По следующим данным о продаже товаров определите: а) долю каждого товара в общем объеме продажи (в процентах); б) определите, кто из участников рынка является: лидером рынка, претендентом на лидерство, участником со слабой позицией.

Задание 2.

Предприятие Б планирует выйти на рынок с новым товаром. Реализация опытной партии показала, что объем продаж (в натуральном выражении) зависит от уровня цен. Результаты наблюдений указаны в таблице 1.

Таблица 1 Результаты наблюдений об объеме продаж и ценах на опытной партии товар.

Условно-постоянные расходы на производство и реализацию товара покупателям составляют 4 000 рублей. Условно-переменные расходы на единицу товара – 40 рублей.

 Задание:

1. Построить модель зависимости объема продаж от цены.

2. Рассчитать ожидаемый объем продаж при уровне цен от 5 до 90 рублей.

3. Посчитать совокупные затраты на производство и реализацию для различных объемов продаж.

 4. Разработать модель зависимости прибыли от цены.

5. Определить, при каком объеме продаж фирма начинает получать прибыль.

Задание 3.

Соотнесите варианты верно.

1. Исследование товаров А. позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров.
2. Исследование конкурентов Б. Определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей.
3. Исследование потребителей В. направлено на определение такого уровня и соотношения цен, который бы позволял получать наибольшую прибыль при наименьших затратах.
4. Исследование цены Г. получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке.

 

 

Задание 4.

Для выполнения задания студентом самостоятельно выбирается любая компания (коммерческая организация), зарегистрированная на территории ДНР. Форма собственности и размер не имеют значение. Для выбранного предприятия необходимо: - написать, какие субъекты и факторы являются для него микросредой; - какие факторы макросреды необходимо учитывать предприятию; - в каждой группе факторов макросреды выбрать наиболее значимые.

III. Тесты

1. Анализ макросистемы направлен на изучение условий окружающей среды?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

2. Определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей-это …

а) исследование конкурентов;

б) исследование товаров;

в) исследование рынка.

3. Объекты исследования системы стимулирования сбыта и рекламы

а) поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями;

б) торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения;

в) затраты на разработку, производство и сбыт товаров.

4. Маркетинговые исследования рынка-это …

а) организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними;

б) получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами;

в) одна из разновидностей маркетинговых исследований, изучает все аспекты бизнес-среды компании.

5. Исследование цены направлено на определение такого уровня и соотношения цен, который бы позволял получать наименьшую прибыль при наименьших затратах?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Внутренняя микросреда предприятия включает:

а) дистрибьюторов;

б) клиентуру;

в) НИОКР.

7. Анализ потенциала предприятия предназначен для

а) проверки ресурсов фирмы и их соответствия направлениям стратегического плана;

б) проверки конкурентов;

в) исследования всего комплекса побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров.

8. Участниками кооперации являются

а) товаропроизводители, оптовые или розничные предприятия;

б) только розничные предприятия;

в) покупатели, конкуренты, товаропроизводители.

9. Главные объекты товародвижения и продаж

а) конкуренты, покупатели, продавцы;

б) торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения;

в) посредники, оптовые и розничные предприятия.

10. Тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных факторов является объектами

а) рыночного исследования;

б) внутренней среды предприятия;

в) маркетингового исследования.

IV. Темы докладов

1. Формы организации маркетинговых исследований.

2. Форма кооперации нескольких фирм.

3. Исследование потребителей.

 

Задание 1.

Проведите интервью со студентом своей группы на предмет их удовлетворенности ходом учебно-воспитательного процесса в университете. Составьте и запишите ответы в анкету.

Задание 2.

Определите, является ложным или верным каждое из приведенных ниже высказываний. Ответ поясните.

1.Кабинетные методы сбора информации опираются на вторичные источники?

А) Верно                       Б) Неверно

2.Кабинетные методы используются при подготовке полевого исследования?

А) Верно                       Б) Неверно

3.Методы анализа документов делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные) и формализованные?

А) Верно                       Б) Неверно

4.Вторичная информация – это данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований?

А) Верно                       Б) Неверно

5.Для повышения достоверности результатов традиционного анализа его процедура включает внешнее и внутреннее исследования документа?

А) Верно                       Б) Неверно

Задание 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.29 с.)