Основные положения курсовой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения курсовой работы



МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ

 

Кафедра КБ-9 «Прикладная и бизнес-информатика

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

«АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

 

Для студентов 2 курса

Направлений 09.03.03 Прикладная информатика» и 38.03.05 Бизнес-информатика

 

 

Составитель: доцент кафедры КБ-9, к.э.н.
Зуева А.Н.

 

 

Москва

2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Критерии оценки. 3

Основные положения курсовой работы.. 3

Содержание курсовой работы.. 4

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА.. 5

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА 7

РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОМ.. 10

3.1 Определение процессов управления на основе временных контуров. 11

3.2 Управление на основе выделения объектов управления. 13

3.3 Управление процессом по целям (разработка показателей для управления процессом) 14

РАЗДЕЛ 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА 16

 

 

 


 

Критерии оценки

Итоговая аттестация по дисциплине «Анализ и управление бизнес-процессами»: зачет и защита курсовой работы (КР). Оценка за КР выставляется на основании следующих критериев:

· Наличие всех выполненных пунктов задания;

· полнота отображения всех пунктов КР;

· сложность выбранных бизнес-процессов (БП), в том числе степень детализации БП, количество уровней декомпозиции БП;

· правильность определения основных работ в БП, ресурсов (наличие технических или содержательных ошибок при проектировании БП);

· полнота и достоверность информации в части выбранных подходов для управления и совершенствования БП;

· качество оформления КР, в том числе качество графического материала, аккуратность использования нотации при построении моделей.

Содержание курсовой работы

К обязательным для защиты КР относятся следующие разделы:

ü Титульный лист КР

ü Задание КР

ü Введение

ü Раздел 1. Исследование предметной области бизнес-процесса «[указать процесс из темы]»

ü Раздел 2. Анализ бизнес-процесса «[указать процесс из темы]»

ü Раздел 3. Управление бизнес-процессом «[указать процесс из темы]»

ü Раздел 4. Совершенствование бизнес-процесса «[указать процесс из темы]»

ü Заключение

ü Список использованных источников

В КР также могут быть включены Приложения, содержащие рисунки или таблицы, не вошедшие в основной текст работы, а также дополнительный материал по исследованию:

ü описание предприятия, на котором осуществляется рассматриваемый БП (например, схема организационной структуры, описание должностных инструкций, описание основного вида деятельности и т.д.);

ü описание теоретических основ выполнения БП (материал из учебной или справочной литературы со ссылкой на источник);

ü унифицированные формы документов, бланки, скриншоты программного обеспечения, паспорта объектов, спецификации с описанием продукции, оборудования и др. — любая дополнительная информация относительно рассматриваемого БП и его элементов.

Дополнительный материал можно разместить в одной из трех обязательных частей, в приложениях или сформировать в виде дополнительной части.

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «[УКАЗАТЬ ПРОЦЕСС ИЗ ТЕМЫ]»

Объем раздела: 2-7 стр.

Раздел должен содержать тезисы проведенного исследования предметной области.

Обязательные пункты для исследования и представления:

ü определение (выбор) сферы деятельности предприятий, на которых происходит рассматриваемый процесс, указание основных специфических черт данной сферы (например, управление закупками на торговом предприятии и управление закупками производственного предприятия принципиально отличаются по составу подпроцессов и операций);

ü общая характеристика выбранного предприятия (ассортимент, месторасположение, описание клиентов и партнеров предприятия);

ü организационная структура предприятия (в виде схемы);

ü описание основных функций отделов, представленных на организационной структуре (кратко по каждому отделу);

ü определение примерного перечня основных участников БП (должностные лица, подразделения, группы поставщиков/клиентов);

ü описание основных информационных/материальных потоков между участниками БП, а также документов, участвующих в выполнении процессов и операций;

ü основные, обеспечивающие процессы и процессы по управлению на данном предприятии (все процессы предприятия в укрупненных группах).

Рекомендуемые пункты для исследования и представления:

ü система процессов для выбранного предприятия;

ü краткая характеристика теоретических моделей и положений, описывающих выбранный БП (теория о выбранном процессе – например, при рассмотрении процесса «Управление запасами»/ «Управление закупками»/ «Закупочная деятельность» - логично привести существующие модели управления запасами);

ü описание технологии выполнения выбранного процесса с учетом специфики предприятия;

ü другое (по усмотрению студента в соответствии с выбранной темой).

Суть представленного перечня сводится к необходимости всестороннего исследования особенностей функционирования выбранного предприятия. Перечисленные пункты могут быть отражены в текстовом виде или с использованием таблиц и иллюстраций (рисунки создаются при помощи средств графических редакторов, например, MSVisio).

В конце раздела обязательно привести одну общую схему, отражающую участников процесса/процессов, информационные и/или материальные потоки между ними, а также ресурсы. В качестве такой схемы рекомендуется использовать технологию создания карты потоков создания ценностей (цепочку создания ценности).


Пример.

Рисунок 1.1. общая схема технологии выполнения БП / деятельности предприятия

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «[УКАЗАТЬ ПРОЦЕСС ИЗ ТЕМЫ]»

Объем раздела: 3-11 страниц.

Раздел разрабатывается на основе данных предыдущего пункта: структура и объем раздела напрямую должны соответствовать тематике, содержанию и объему материала, изложенного в части 2. Рекомендуется излагать материал в виде списков, таблиц, оперограмм.

На основании перечисленных выше потоков информации и материальных объектов определите:

1) перечень используемых ресурсов с указанием видов ресурсов (преобразуемый, преобразованный, обеспечивающий, ресурс по управлению);

2) перечень входов/выходов для рассматриваемого БП.

Обязательным для выполнения в данном разделе является иерархический нумерованный список процессов/подпроцессов – в текстовом виде или при помощи дерева процессов. Уровень декомпозиции студент определяет самостоятельно.

После представления перечня подпроцессов/работ/операций, необходимо построить дерево процессов по выбранному бизнес-процессу.

 

Пример 1. Для перечня процессов, выделяемых на основании продуктов

1. Основные процессы.

1.1. Обслуживание физических лиц.

1.1.1. Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц.

1.1.1.1. Текущие счета физических лиц.

       1.1.1.1.1.    Открытие текущего счета для физического лица.

       1.1.1.1.2.    Прием взносов на счет.

       1.1.1.1.3.    Проведение выплат со счета.

       1.1.1.1.4.    Взимание комиссии со счета.

       1.1.1.1.5.    Оформление доверенности на распоряжение счетом.

       1.1.1.1.6.    Оформление доверенности на распоряжение счетом.

1.1.1.2.  Расчетное обслуживание.

1.1.1.3.  Кассовое обслуживание.

1.1.1.4.  Валютный контроль и валютные операции.

1.1.1.5.  Денежные переводы по системам.

1.1.2. Вклады.

1.1.3. Кредитование физических лиц.

1.1.4. Банковские карты для физических лиц.

1.1.5. Индивидуальные банковские ячейки (сейфы) для физических лиц.

1.1.6....

 1.2. Обслуживание юридических лиц.

 1.3. Работа на финансовых и межбанковских рынках.

2. Вспомогательные процессы...

Пример 2. Дерево процессов

 

Определите границы рассматриваемого БП и основных подпроцессов. Определите роль каждого из участников на разных уровнях подпроцессов БП. Для этого на основании выше представленного перечня заполните таблицы 2.1. и 2.2. (обязательно для выполнения)

Таблица 2.1. Определение ресурсных потоков (входов/выходов) БП

Основные

Обеспечивающие ресурсы

Ресурсы по управлению

Преобразуемые Преобразованные ресурсы
         
         

В первом столбце укажите все подпроцессы из дерева процессов. В столбце 2-4 приведите перечень информационных, материальных потоков. Обратите внимание – ресурсы по управлению необзяталеьно указывать по каждому подпроцессу: ресурсы по управлению можно указать отдельной строкой (текстом) ко всему процессу в целом.

Если в процессе в качестве ресурсов встречаются аббревиатуры, неоднозначные наименования ресурсов, сложные для понимания или важные для пояснения понятия рекомендуется составить следующую таблицу:

Таблица 2.2. Описание ресурсов

Ресурс Тип Краткое описание
Наименование ресурса из предыдущей таблицы (материальный или информационный) Коротко опишите перечисленные ресурсы.

В первом столбце укажите основные подпроцессы (1-2 уровни из дерева процессов), в последующих столбцах укажите роль участника процесса (владелец/ потребитель /поставщик /исполнитель).

Определите границы всего рассматриваемого процесса.

Инициирующее событие:

Завершающее событие

Затем для описания промежуточных событий составьте и заполните следующую таблицу:

Таблица 2.3. Определение границ БП

Наименование процесса, подпроцесса Инициирующее событие Завершающее событие
     
     
     

Таблица 2.4. Определение роли участников БП (оперограмма БП)*

Наименование процесса/подпроцесса Участник 1 Участник 2 Участник n
  Поставщик**     Исполнитель
  исполнитель X   X
  X Исполнитель, поставщик  

· X- не участвует в процессе

* Чаще всего для выбранного бизнес-процесса – один владелец. Не нужно выделять владельцев для подпроцессов.

** Можно вписывать не полностью слова «исполнитель», «поставщик», а обозначить их краткими обозначениями (П – поставщик; К – потребитель, клиент; И – исполнитель и т.д.)

При помощи таблицы 2.5 поясните, какую работу выполняют участники бизнес-процесса. Пояснения должны быть краткими, в виде предложений или перечня действий, которые не повторяют этапы бизнес-процесса, а раскрывают суть работы участника.

Таблица 2.5 Участники БП

Участник Выполняемые операции, действия, задания, подпроцессы
 …  
   

 

К таблице 2.4 могут быть построены дополнительные таблицы для обозначения участия внешних поставщиков и потребителей информации. Рекомендуется указывать внутри таблиц документы, участвующие в тех или иных процессах: такие документы (например, накладные, отчеты, паспорта оборудования, чеки, счета и пр.) можно выделять особым значком, шрифтом, цветом. На предложенной таблице возможно отметить движение и преобразование документов между участниками процесса и внешними потребителями БП. Подобное отражение документов на оперограмме в дальнейшем при построении модели может существенно снизить вероятность потери существенных для процесса

Построение общей схемы выполнения БП. В данном пункте необходимо построить единую схему БП[1] с учетом всех участников, документов, хранилищ данных и ресурсов. В сущности такая схема является прототипом, эскизом будущей модели, построенной в конкретной нотации. Для создания такой схемы по условиям КР не требуется специализированных программных средств, ее можно нарисовать в любом графическом редакторе. Не рекомендуется использовать большое количество интерактивных предметов.

Примером такой иллюстрации можно представить схему в концепции mind map (диаграмма связей, карта интеллекта, карта памяти и пр.)

Основное требование к схеме данного раздела:

· простота в прочтении;

· четкое выделение самих процессов/подпроцессов, соблюдение последовательности их исполнения;

· отражение движения документов (преобразования ресурсов);

· наличие входов/выходов процессов;

· отображение участников процессов.

РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОМ «[УКАЗАТЬ ПРОЦЕСС ИЗ ТЕМЫ]»

Определите и перечислите в начале раздела перечень должностных лиц, которые будут осуществлять деятельность по управлению выбранным бизнес-процессом (владельца процесса и вышестоящее руководство, непосредственно управляющее подразделениями и сотрудниками, участвующими в бизнес-процессе).

 

Пример текста в этой части раздела:.

Управляющее воздействие на бизнес-процесс «Закупочная деятельность» будут осуществлять следующие должностные лица:

ü Начальник отдела закупок (владелец процесса);

ü Руководитель департамента управления имуществом

ü Бухгалтер (помощник бухгалтера)

ü Менеджер по закупкам

В данном разделе поставлена задача рассмотреть возможность управления процессом с использованием трех подходов:

1. Определение процессов управления на основе временных контуров

2. Объекты управления в рамках процесса (управление на основе выделения объектов управления)

3. Управление процессом по целям

 

Рисунок 4.1 Методы непрерывного улучшения процессов


 

Приложение 1

Правила оформления работы

1. Все части КР выполняются на листах белой односортной бумаги формата А4 на одной стороне листа. Для больших схем возможно использование бумаги формата А3.

2. Пробел ставится после любого знака пунктуации, но не перед ним. При этом не ставятся пробелы после открывающих скобок и кавычек, так же как и перед закрывающими скобками и кавычками.

3. Нумерация страниц всей КР, включая приложения, сквозная. Страницы ИО нумеруются арабскими цифрами, проставляемыми по центру внизу страницы, включая титульные листы и приложения. Страницы введения нумеруются в основной надписи.

4. Все параметры текста меняются во вкладках: «Формат» → «Шрифт», «Абзац», «Список». Параметры оформления текста КР представлены в Таблице.

ТаблицаПараметры основного текста КР

Основной текст

Шрифт

Шрифт

Шрифт TimesNewRoman Начертание Обычный Размер 14 пт Цвет текста Авто (черный) Подчеркивание нет Видоизменение нет

Интервал

Масштаб 100% Интервал Обычный Смещение Нет Анимация Вид Нет

Абзац

Отступы и интервалы

Выравнивание По ширине Отступ слева 0 см Отступ справа 0 см Первая строка Отступ на 1,25 см. Интервал перед 0 мм Интервал после 0 мм Междустрочный Полуторный Положение на странице Разбивка на страницы Запрет висящих строк

5. Текст ИО печатается, соблюдая следующие размеры полей: правое10 мм, верхнее и нижнее20 мм, левое – 3 мм..

6. Возможно использование других начертаний (курсив, полужирный, подчеркнутый) для акцентирования внимания на определенных терминах или важной информации.

7. Не допускается пустое пространство на листах.

8. Не допускается перенос слов и сноски в конце страниц.

9. Не допускаются сокращения в тексте, исключения составляют общепринятые сокращения и сокращения, для которых в тексте была приведена полная расшифровка.

10. При приведении цифрового материала используются только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами.

11. Математические знаки, такие как «+», «–», «=», «>», «<» и так далее используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше».

12. Все иллюстрации, таблицы располагаются в тексте непосредственно после абзаца, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице с выравниванием по центру.

13. Иллюстрации, формулы (уравнения), таблицы, список использованных источников, нумеруется арабскими цифрами последовательно в пределах раздела. Номер раздела и порядковый номер разделяются точкой.

14. Ссылки в тексте на иллюстрации, таблицы, приложения пишутся в круглых скобках или включаются в предложение. При ссылке следует писать слова «Рисунок», «Таблица», Приложение» с большой буквы и с указанием их порядкового номера.

15. Разделы, подразделы, пункты имеют заголовки, четко и кратко отражающие содержание разделов, подразделов и пунктов.

16. Введены следующие общие обозначения заголовков:

— заголовок раздела — Заголовок первого уровня;

— заголовок подраздела — Заголовок второго уровня;

— заголовок пунктов — Заголовок третьего и последующего уровней.

17. Названия заголовков разделов, подразделов и пунктов соответствуют их наименованию, указанному в содержании и в задании на ДП.

18. Все названия заголовков печатаются с прописной буквы.

19 В конце названия заголовков знак препинания не ставится. Если название заголовка состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

20. Параметры оформления заголовков разделов, подразделов и пунктов представлены в Таблице.

ТаблицаПараметры заголовков разделов, подразделов, пунктов

Заголовки

Заголовок первого уровня

Шрифт

Шрифт

Шрифт TimesNewRoman
Начертание Полужирный
Размер 18 пт
Цвет текста Авто (черный)
Подчеркивание нет
Видоизменение Все прописные

Интервал

Масштаб 100%
Интервал Обычный
Смещение Нет
Анимация Вид Нет

Абзац

Отступы и интервалы

Выравнивание По левому краю
Отступ слева 1,25 см
Отступ справа 0 см
Первая строка нет
Интервал перед 0 мм
Интервал после 10 мм
Междустрочный Полуторный

Положение на странице

Разбивка на страницы

Не отрывать от следующего
С новой страницы

Заголовок второго уровня

Шрифт

Шрифт

Шрифт TimesNewRoman
Начертание Полужирный
Размер 16 пт
Цвет текста Авто (черный)
Подчеркивание нет
Видоизменение нет

Интервал

Масштаб 100%
Интервал Обычный
Смещение Нет
Анимация Вид Нет

Абзац

Отступы и интервалы

Выравнивание По левому краю
Отступ слева 1,25 см
Отступ справа 0 см
Первая строка 0 см
Интервал перед 15 мм
Интервал после 10 мм
Междустрочный Полуторный

Положение на странице

Разбивка на страницы

Не отрывать от следующего
Не разрывать абзац
Запрет висящих строк

Шрифт

Шрифт

Шрифт TimesNewRoman
Начертание Полужирный
Размер 14 пт
Цвет текста Авто (черный)
Подчеркивание нет
Видоизменение нет

Интервал

Масштаб 100%
Интервал Обычный
Смещение Нет
Анимация Вид Нет

Абзац

Отступы и интервалы

Выравнивание По левому краю
Отступ слева 1,25 см
Отступ справа 0 см
Первая строка 0 см
Интервал перед 15 мм
Интервал после 10 мм
Междустрочный Полуторный

Положение на странице

Разбивка на страницы

Не отрывать от следующего
Не разрывать абзац
Запрет висящих строк

21. Иллюстрации (графики, схемы, фотографии и т.п.) располагаются так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или путем переворачивания по часовой стрелке на 90º. В таком случае ориентация в параметрах страницы изменяется с книжной на альбомную.

22. Подпись иллюстрации располагается после рисунка. Название иллюстрации пишется после номера через тире и помещается после иллюстрации. Сокращение слова «Рисунок» не допускается. В конце названия иллюстрации точка не ставится. Пример: «Рисунок 1.4 — Детали прибора».

23. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с Рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с Рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

24. Параметры оформления надписи к иллюстрациям представлены в Таблице.

ТаблицаПараметры надписи к иллюстрации

Надпись к иллюстрациям

Шрифт

Шрифт

Шрифт TimesNewRoman
Начертание Полужирный
Размер 12 пт
Цвет текста Авто (черный)
Подчеркивание нет

Интервал

Видоизменение нет
Масштаб 100%
Интервал Обычный
Смещение Нет
Анимация Вид Нет

Абзац

Отступы и интервалы

Выравнивание По центру
Отступ слева 0 см
Отступ справа 0 см
Первая строка нет
Интервал перед 0 мм
Интервал после 6 мм
Междустрочный Одинарный
Положение на странице Разбивка на страницы Запрет висящих строк

25. Параметры оформления таблиц и надписи к таблицам представлены в Таблице.

 

ТаблицаПараметры оформления таблиц и надписей к таблицам

Таблица

Надпись таблицы

Шрифт

Шрифт

Шрифт TimesNewRoman
Начертание Курсив
Размер 12 пт
Цвет текста Авто (черный)
Подчеркивание нет
Видоизменение нет

Интервал

Масштаб 100%
Интервал Обычный
Смещение Нет
Анимация Вид Нет

Абзац

Отступы и интервалы

Выравнивание По левому краю
Отступ слева 0 см
Отступ справа 0 см
Первая строка нет
Интервал перед 6 мм
Интервал после 0 мм
Междустрочный Одинарный

Положение на странице

Разбивка на страницы

Не отрывать от следующего
С новой страницы

Содержание таблицы

Шрифт

Шрифт

Шрифт TimesNewRoman
Начертание Обычный, полужирный, курсив
Размер 12 пт
Цвет текста Авто (черный)
Подчеркивание нет
Видоизменение нет

 

Продолжение Таблицы 8.1

Интервал

Масштаб 100%
Интервал Обычный
Смещение Нет
Анимация Вид Нет

Абзац

Отступы и интервалы

Выравнивание По левому краю, по центру
Отступ слева 0 см
Отступ справа 0 см
Первая строка 0 см
Интервал перед 0 мм
Интервал после 0 мм
Междустрочный Одинарный

 

26. Название таблицы пишется в одну строку с номером, через тире, с большой буквы, перед таблицей. Точка в конце не ставится.

27. При необходимости переноса части таблицы на другую страницу название помещается только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над другими частями пишется «Продолжение Таблицы 8.1», отформатированное стилем «Надпись. Таблица».

28. Автоподбор таблицы по содержимому. Для построения оперограммы допускается вручную устанавливать ширину и высоту столбцов и строк (в зависимости от количества указываемых документов и их связей с другими ячейками)

29. Заголовки столбцов центрируются по ширине столбца, а заголовки строк выравниваются по левому краю. Заголовки граф и строк таблицы пишутся с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Диагональное деление ячеек таблицы не допускается.

30. Строка, следующая за таблицей, печатается с интервалом перед 6 мм.

 


Приложение 2


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский технологический университет»

МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ

Институт комплексной безопасности и специального приборостроения

Кафедра КБ-9 «Прикладная и бизнес-информатика

Утверждаю

Зав. кафедрой КБ-9           А.Н. Зуева

« »            20 г.

ЗАДАНИЕ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТА)

по дисциплине

«Анализ и управление бизнес-процессами предприятия»

 

 

Тема курсового проекта (работы) «                                                                                                                                                                                 »

 

 

Студент группы                                                                                      

                   (учебная группа)                                                Фамилия И.О.

 

Руководитель курсового проекта (работы)               доцент кафедры КБ-9, к.э.н.

должность, звание, ученая степень                                      Зуева А.Н.         

 

Работа представлена к защите «__»______   20__г.                         

                                                                                     подпись студента

 

Допущен к защите                 «__»______   20__г.                         

                                                                                     подпись руководителя

 

Москва, 20__г.


 

Приложение 4

ЗАВЕДУЮЩЕМУ КАФЕДРОЙ КБ-9

Зуевой А.Н.

 

от студента ___ курса                                           

ФИО студента полностью

направления 09.03.03 «Прикладная информатика»

профиль «Прикладная информатика в экономике»

 

 

Заявление

Прошу закрепить за мной тему курсовой работы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

по дисциплине               «Анализ и управление бизнес-процессами предприятия»

 

Подпись студента: _______________________

«___» _____________ 201__ г.


 

Приложение 5

Типовой список, сформированный на основе временных контуров управления

Ежедневный (даже ежечасный) контур управления — управле­ние оперативной деятельностью:

ü личное выполнение ряда действий (операций) в операци­онных процессах (как правило, для руководителей средне­го и нижнего уровня);

ü оперативный контроль так называемых экземпляров про­цесса (если используется система Work Flow или ВРМS);

ü мониторинг и контроль операционных процессов (визу­альный, по документам, по оперативным показателям); принятие оперативных управленческих решений (коор­динация работы исполнителей, разрешение конфликтных ситуаций и т. д.).

Еженедельный контур управления:

ü анализ деятельности за неделю;

ü анализ деятельности за неделю по отдельным сотрудникам и принятие решений по материальному стимулированию;

ü планирование работы на неделю (определение целей и за­дач, определение требуемых ресурсов, координация рабо­ты сотрудников);

ü выборочный контроль соответствия входящих и исходя­щих ресурсов по операционным процессам;

ü контроль состояния оборудования и среды';

ü управление проектами (планирование, контроль, коорди­нация и т. д.);

ü согласование закупок ТМЦ для нужд подразделения (визирование счетов);

Ежемесячный контур управления:

ü анализ деятельности за месяц и подготовка отчета;

ü формирование плана на следующий месяц (квартал);

ü закрытие табелей за месяц;

ü разработка графика ТО" на месяц;

ü...

Ежеквартальный контур управления:

ü анализ деятельности за квартал и подготовка отчета;

ü уточнение плана и бюджета подразделения на следующий квартал;

ü заключение договоров на поставку ТМЦ;

ü...

Ежегодный контур управления:

ü анализ деятельности за год и подготовка отчета;

ü формирование плана и бюджета отдела на следующий год;

ü формирование графика отпусков сотрудников;

ü формирование графика обучения сотрудников;

ü...

Пояснения к типовому списку

В данном примере присутствуют как процессы управления процессами, так и процессы управления подразделениями. Полезно структурировать деятельность каждого руководителя компании подобным образом, выполнить анализ и понять, насколько эффективно он занимается управлением. Однако сложно включать такие списки процессов управления в общую систему процессов компании. Дело в том, что система процессов не совпадает (и не должна совпадать!) со схемой организационной структуры компании. Поэтому для описания процессов управления под конкретных руководителей жела­тельно создавать отдельную модель.

Часть работы руководителя связана с планированием ресурсов (человеческих в том числе), организацией работ, контролем, расчетом зарплаты сотрудни­ков, формированием отчетов руководству Деятельность по непосред­ственному управлению операционными процессами также занимает долю времени руководителя. Замечу, что структурное подразделение выполняет и/или участвует в нескольких операционных процессах, имея при этом одного руководителя — начальника подразделения.

Чем ниже по иерархической лестнице находится руководитель, тем меньше у него процессов управления подразделением и тем боль­ше процессов управления операционными процессами. На верхнем уровне руководства (директор, замдиректора, начальник департа­мента) доля работы руководителя, связанная с управлением опера­ционными процессами, минимальна. На нижнем уровне управления (начальник отдела, руководитель сектора, группы, участка и т. п.) доля работы по управлению операционными процессами выше. Но она никогда не достигает 100%. Случаи назначения руководите­лей нижнего уровня исключительно на управление операционными процессами встречаются очень редко (несмотря на рекомендации премудрых западных книжек по менеджменту). Чаще им приходится совмещать административное управление подразделением и управ­ление операционными процессами.


 

Приложение 6.

Объекты управления в рамках процесса [2]

В первую очередь руководитель управляет операционной деятельностью, в том числе выполняет:

— мониторинг текущей деятельности (если внедрена система ВРМ, то выполняется мониторинг экземпляров процессов в системе) — контроль исполнения стандартов работы и до­стижения плановых показателей, проверка результатов вы­полнения работы, контроль ключевых показателей процесса/ продукта/услуги и т. д.;

— координацию работы сотрудников (например, переназначе­ние задач/заданий, оперативные совещания);

— перераспределение ресурсов;

— оперативный анализ и разрешение конфликтных ситуаций;

— прочее.

По ходу оперативной работы руководитель, как правило, не ме­няет сами стандарты работы (регламенты процессов, инструкции, положения), то есть объект управления в данном случае — исполняемые экземпляры операционных процессов (не имеет значения, автоматизированы они или нет).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.218 с.)