ЛЕКЦИЯ 2  Особенности творчества Достоевского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ 2  Особенности творчества Достоевского



ЛЕКЦИЯ 2  Особенности творчества Достоевского

Его называют психологом, а он сам утверждает, что он просто реалист в высшем смысле, то есть изображает глубины души человеческой.

Черты творчества:

Полифонизм (множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний сосуществует, взаимодействует).  Мир построен по образу Церкви, где сходятся и праведные, и грешные.

Идея- доминанта героя. Его герой- человек идеи. Идея – пробный камень для испытания человека. Романы Достоевского часто называют идеологическими.

 Достоевский изображает СОЗНАНИЕ, точнее самосознание героя.

Полифонический роман насквозь ДИАЛОГИЧЕН. Даже внутри монолога слышится диалог.

Достоевский выступает против «овнешняющего» подхода к герою.

Чаще всего изображает героя на ПОРОГЕ последнего решения, в момент кризиса.

Писатель изображает мир взаимно освящающихся сознаний, человеческих установок, среди которых есть авторитетнейшая идея идеального человека- ХРИСТА- который всегда оказывается перед глазами как один из участников диалога.

 ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ 1 и 2:

 1.Почему Достоевского считают самым христианским писателем? Как он подошел к этому мировоззрению?

Какая красота является спасительной, по Достоевскому?

Подтвердите аргументами из текста романа «Преступление и наказание» каждую особенность творческой манеры Достоевского.

 

ЗАНЯТИЕ 3 В чем состоит суть теории Раскольникова о праве сильной личности?

 Мотивы преступления Раскольникова становятся более или менее понятны далеко не в начале романа, а во время его разговора со следователем Порфирием Перовичем, который прочитал статью Родиона Романовича, опубликованную в «Периодической речи». Оказывается, он убил и ограбил не потому, что был голоден, не потому, что нужда заставила его, не потому, чтобы матери помочь. Впоследствии Соне он признается, что мог бы содержать себя уроками и переводами, как Разумихин, но он «озлился», заперся у себя в «каморке», похожей то на каюту, то на гроб, замкнулся в «подполье» собственного гордого сознания, не смиряющегося с несправедливо устроенным миром, где так много страдания, и родил теорию о «необыкновенных» и «»обыкновенных» людях.

 ЗАДАНИЕ Изложите её суть Часть 3 глава 5

  «необыкновенные» люди «обыкновенные» люди
Кто они?        
Их предназначение    
Как их называет?    
 Кого причисляет к этой категории?    

 На самом деле это не выдумка Раскольникова, идея «сверхчеловека» витала в воздухе 19 столетия(Андрей Семенович Лебезятников – педставитель модного направления мысли, «прогрессивный» человек, который, правда, служит своеобразной карикатурой на все эти течения, исповедует свои идеи в разговоре с Петром Петровичем Лужиным в части 5 главе 1; об этом же ведут разговор офицер и студент в трактире),

, а появилась гораздо раньше. Это была одна из популярнейших новейших идей, выдуманных ГОРДЫМ разумом материалистов и позитивистов, отрицающих традиционные духовные ценности христианства, расценивающие нравственные нормы как предрассудки, верящих в науку, рациональный подход к жизни.

ЗАДАНИЕ  Изучите материал, данный ниже, сравните все эти идеи и и сделайте выводы.

1. «Цель оправдывает средства» — крылатая фраза, якобы изначально принадлежащая Никколо Макиавелли 2.Никколо́ Макиаве́лли(3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году. Макиавелли́зм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном. 3.Сталинизм. Биограф Сталина, если он захочет что-нибудь понять в действиях диктатора, должен приступить к своей работе только после того, как он основательно изучит несколько источников, прежде всего: "Государь" Макиавелли, философию Ницше. 4. Ницшеа́нство-учение немецкого философа Ф. Ницше (1844-1900) и его последователен; для ницшеанства характерны индивидуализм, культ сверхчеловека и расы господ, презрение и ненависть к народным массам и демократии. Ницше и его теория сверхчеловека.  Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека. Разум и все так называемые духовные ценности — это всего только орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. . 5. Ницше и Гитлер. Фридрих Ницше снова «в моде». Без конца переиздаются его сочинения, делаются попытки обелить, представить хорошим, студенты с охотой и по своей инициативе пишут о нем рефераты. Это с одной стороны. С другой, в обществе растут настроения, сходные с немецким национал-социализмом. Всё это очень тревожит.  Кто такой Ф.Ницше на самом деле? Не как человек, не как философ, а как Явление. Я думаю, он — Гитлер философии и обращаться с ним нужно соответственно… Философия Ницше пронизана нигилизмом. Он призывал к переоценке всех ценностей, постарался разрушить все, что было наработано человеческой культурой. Мораль добра – хлам, совесть – чепуха. (Балашев Л.Е., философ, профессор Московского государственного университета инженерной экологии, преподает также в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, кандидат философских наук.) 6. Нацизм — мировоззрение, ставящее во главу мира определенную нацию (расу или народ) и ратующее за использование репрессивных мер по отношению к остальной части человечества. Осуждение нацизма основывается на этих репрессивных мерах и на том, что нет возможности выйти из группы угнетаемых людей, принадлежность к которой обычно определяется при рождении (изначально по расовым или национальным признакам).

«Новая мораль» звучит и в романе.Раскольников слышит то, что исповедует сам, в случайно подслушанном разговоре офицера и студента об Алене Ивановне. Этот разговор он воспримет как знак осуществить свой замысел, как благоволение Провидения, и только потом поймет, что его «дьявол тащил», что он попал в колесо машины, и его начало в неё втягивать.

 ЗАДАНИЕ Перечитайте этот разговор(часть 1 глава 6 и уточните мотивы преступления Раскольникова.

 О причинах совершенного преступления Раскольников рассказывает Соне во время второго визита, сначала не говоря ей правду, а потом выговариявась до конца(Часть 5 глава 4). Назовите эти причины четко и ясно. Что значит: «Я себя убил, а не старушонку!»

ЗАДАНИЕ Изучите те обстоятельства, которые подталкивают его на этот страшный шаг.

Письмо матери- глава3,4

 

ЧАСТЬ 2 НАКАЗАНИЕ

ЗАДАНИЕ Что происходит с ним после преступления?

ЗАДАНИЕ  Докажите, что настоящий Раскольников именно такой.

ЗАДАНИЕ Охарактеризуйте героев

Лужин Свидригайлов
 часть 1 глава3(из письма) часть 2 глава 5(«теория целого кафтана») часть 4 глава 2 и 3 часть 5 глава 1 и 3 (деньги, подложенные Соне, клевета)   Часть 1 глава 3(письмо) часть 4 глава 1 и 2 часть 6 глава 3 и 4

  Общее у них всех бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение. Сталкивая этих героев, Достоевский ниспровергает антигуманную суть взглядов Раскольникова. Вот во что могут они выродиться, если довести их до логического продолжения.

ЗАДАНИЕ Почему самоубийство Свидригайлова поразило Раскольникова? Как повлияло на явку с повинной?

ЗАДАНИЕ  Первый диалог - Часть 4 глава 4  В чем правда Сони Мармеладовой? Что поражает Раскольникова в ней? Почему посчитает её юродивой?

 Как она относится к людям, к хозяевам, Катерине Ивановне? Чем опровергает предположения об участи Сонечки?

 Почему Раскольников выбирает для чтения эпизод о воскресении Лазаря? Как Соня читает этот эпизод?

 

Какую дилемму предлагает решить Соне Раскольников в части главе 5? Почему рассказал ей об убийстве? Как она отреагировала на это признание? Чем заканчивается их диалог? «Разные» они или у них один путь?

   

ВЫВОДЫ:И сегодня актуальна проблема: что делать, чтобы изменить несовершенный и жестокий мр? Протестовать или смиряться? Чем руководствоваться:разумом или верой?

Но добро не нуждается в доказательствах.

ЗАДАНИЕ ПО ЭПИЛОГУ Как относятся к нему каторжане? Как относятся к Соне? Почему? Каковы отношения между Соней и Раскольниковым?

За что его не любят?

ЛЕКЦИЯ 2  Особенности творчества Достоевского

Его называют психологом, а он сам утверждает, что он просто реалист в высшем смысле, то есть изображает глубины души человеческой.

Черты творчества:

Полифонизм (множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний сосуществует, взаимодействует).  Мир построен по образу Церкви, где сходятся и праведные, и грешные.

Идея- доминанта героя. Его герой- человек идеи. Идея – пробный камень для испытания человека. Романы Достоевского часто называют идеологическими.

 Достоевский изображает СОЗНАНИЕ, точнее самосознание героя.

Полифонический роман насквозь ДИАЛОГИЧЕН. Даже внутри монолога слышится диалог.

Достоевский выступает против «овнешняющего» подхода к герою.

Чаще всего изображает героя на ПОРОГЕ последнего решения, в момент кризиса.

Писатель изображает мир взаимно освящающихся сознаний, человеческих установок, среди которых есть авторитетнейшая идея идеального человека- ХРИСТА- который всегда оказывается перед глазами как один из участников диалога.

 ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ 1 и 2:

 1.Почему Достоевского считают самым христианским писателем? Как он подошел к этому мировоззрению?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.012 с.)