Проблемы языкознания. Связь языкознания с другими науками. Основные разделы языкознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы языкознания. Связь языкознания с другими науками. Основные разделы языкознания



Методы изучения и описания языковых единиц.

В строго научном смысле слово «метод» обозначает путь познания и истолкования явлений в той или иной науке.
Методы изучения языкового материала на протяжении истории менялись, на первых порах языкознание было частью философии или филологии, не имело своих методов.
Затем языкознание выделилось в отдельную науку и развивало свои методы исследования.
В 19 веке особое значение приобрел сравнительно-исторический метод. Он дал возможность научно классифицировать языки мира и выявить общее или различное в разных группах языков. Этот метод успешно применяется и сегодня при изучении родственных языков.
Для изучения неродственных языков используется сопоставительный метод. Широкое применение в 20 веке получил описательный (дескрептивный) метод. Он используется при описании языков, составлении словарей, при составлении описательных грамматик, на его основе написаны различные толковые словари.
Из описательного метода выделился т. н. структурный метод, который основан на подходе к языку как к единой цельной структуре. Этот метод рассматривает связи между частями и элементами языка. В языкознании используются методы других наук: математики, физики, географии.

В основе статистического (количественного) метода лежат данные математики; с его помощью мы определям специфику определенных элементов.
В последнее время (20 в.) появляются экспериментальные методы; они широко применяются в фонетике, при изучении звучаний речи, передачи ее на расстояние, в ТВ, в машинном переводе.

При изучения территориального распространения языков и диалектов применяется картографирование и использовался лингво-географический метод.

 

Ни один из перечисленных методов не является универсальным, поэтому языкознание применяет сразу несколько методов при изучении того или иного языкового факта.

 

Основные функции языка

Все лингвисты подчеркивают главное назначение языка, его основную функцию - коммуникативную (общение). Она вытекает из необходимости сообщить свои мысли другим и добиваться взаимопонимания в отношении самых насущных потребностей бытия. Люди взаимодействую друг с другом все время, сообщают что-то друг другу. Язык, являясь общим достоянием, выполняет 2 социальные функции: интегрирующую (рассматривает язык как межнациональное или мировое общение) и дифференцирующую (язык, который не используется для общения между народами, выполняет дифференцирующую функцию).

Язык связан еще с миром предметов, явлений, вещей, окружающих человека. Предметы и вещи объективного мира обозначаются языком. Слово, являющееся знаком, исторически связано с предметом по средствам человеческого мышления, оно связано с предметом прочной внутренней связью, оно является не просто знаком, а знаком отображения, и в этом случае мы говорим о функции отображающего обозначения, функция, при помощи которой в языке отражаются и сохраняются для потомков знания, называющуюся аккумулятивной. Все единицы языка обладают способностью быть воспринятыми - перцептивная функция. Все единицы языка обладают способностью различаться, разграничиваться друг от друга. Это–сигнификативная функция.

 

Понятие о звуке речи

Существует три стороны звука: акустическая, анатомо-физиологическая и общественная (социальная).

Ведущей стороной является социальная сторона, потому что особенности звуков в разных языках является результатом длительной традиции.
Ообщие речевые навыки говорящего определяют особенности образования звуков и осоьенности их звучания (например во франц. Языке наряду с «носовыми» гласными возникают «чистые» гласные, твердость и мягкость т и л)
Акустические и анатомо-физиологические свойства звуков важны своей связью с общественной функцией. При помощи акустических свойств звука мы воспроизводим и узнаем, различаем звуки.

Вывод: поэтому акустический подход — подход с точки зрения слушающего, анатомо-физиологический — подход с точки зрения говорящего.

 

Звук человеческой речи материален к своей природе. Он возникает в процессе работы органов речи и воспринимается с помощью органов слуха. Языкознание основное влияние направляет на изучение социальной общественной стороны звука. Существует 3 стороны звука: акустическая, анатомо-физиологическая и общественная. Все эти три стороны выстраиваются в единстве, но ведущей стороной является социальная сторона, т.к. особенности звуков в разных языках явились результатом долгих традиций. Акустические и анатомо-физиологические свойства звука важны своей связью с общественной функцией. Акустические свойства звука – это свойства, который дают возможность узнавать и различать звуки. Поэтому акустический подход - это подход с точки зрения слушающего, а анатомо-физиологический – это подход с точки зрения говорящего.

 

12.

Теория слога. Виды слогов

Каждый такт, в свою очередь, подразделяется на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Слог является наименьшей произносительной единицей. Но в определении слога существует несколько теорий. Наиболее распространена теория Щербы. Он опирается на особенности артикуляции. Слог определяется единством нарастания и падения мускульного напряжения. Границы слога совпадают с наибольшим ослаблением мускульного напряжения. Если слог состоит из одного звука, такой звук является гласным. Звук, произносимый с максимальным напряжением, называется слогообразующим. Слогообразующим часто является гласный или иногда сонорный гласный. По положению слоги делятся на открытые (слог, в котором слогообразующий стоит в конце слога) и закрытые (заканчивается на неслогообразующие), прикрытые (начинаются с согласного) и неприкрытые (слог, начинающийся с гласного). Если слогообразующий стоит в конце, то слог открытый. К закрытым слогам относят слоги, оканчивающиеся на неслогообразующий. Слог, начинающийся с гласного, является неприкрытым, а начинающийся с согласного, является прикрытым.

A открытый неприкрытый

Ta откр и прикр

At закрыт неприкр

Tat закрытый прикрытый

В разных языках структура слога различна. В русском языке присутствуют и открытые, и закрытые (но преобладают открытые). Это связано с тем, что в ря слогораздел проходит после звука, обладающей небольшой звучностью. Этот закон называется законом возрастающей звучности. Граница слога редко проходит между согласными. А во французском языке преобладают закрытые. Граница слога чаще всего проходит между согласными В узбекском в начале слога только согласный.

 

Интонация и ее элементы

Интонация связана с предложением и с синтагмой, интонация-важнейшее средство членения предложения на синтагмы или фразы. Элементы интонации: мелодика, ударение, пауза, темп речи и длительность отдельных слогов, интонация выступает в языке как грамматическое и экспрессивное средство.

Интонация выступает в языке как грамматическое и экспрессивное средство. Грамматическая функция интонации определяется грамматическим строением предложения. Благодаря интонации определяются однородные члены предложения, вводные слова, вводные предложения, происходит обобщение членов предложения и перечисления. При помощи интонации выделяются разные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждый язык характеризуется присущими ему интонационными особенностями, которые связаны со структурными особенностями предложений. Грамматическая функция интонации связана с использованием грамматических функций интонации, связана с использованием звуковых средств всеми носителями данного языка. Экспрессивная функция интонации связана со звуковыми особенностями отдельно говорящего лица. В каждой интонации выделяют 2 аспекта:

- универсальный(проявляется в том, что в разных языках есть определённые сходства в функциях отдельных компонентов интонации и даже имеется сходство интонационных структур)

- национальный(характерен каждому языку, каждый язык имеет свой тип интонации).

 

Понятие о фонемах. Варианты фонем. Основные функции фонем. Позиции фонем. Разработка теории фонем в лингвистике.

1. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМАХ. ВЫРИАНТЫ ФОНЕМ

В процессе речи звуки имеют различные особенности в своем звучании. Одни из этих особенностей не влияют на значение слов или на форму, а другие сказываются на значении или на форме. Звуковая единица, которая используется для различения слов и форм слов, называется фонемой.

Понятия фонемы и звука не совпадают:

- Звуки речи – нечто частное, отдельное, а фонема является совокупностью цельного ряда звучаний.

- Фонема составляет строгую систему, а один и тот же звука в разных словах может соотноситься с разными фонемами.

- Дифтонги, состоящие из двух звуков, представляют собой одну фонему.

- Возможны случаи, когда 2 фонемы звучат, как один звук (напр., детский)

- Возможны случаи, когда фонема присутствует, а звука нет (напр., солнце)

Следует иметь в виду, что всякое сочетание звуков выступает как единая фонема, т. е. фонему можно считать минимальной единицей звукового строя языка. Она функционирует как целое, даже если состоит из двух звуков. Каждая фонема представляет собой совокупность существенных признаков, которые она отличает от других фонем (напр., звук т – все признаки представляют собой единое содержание фонемы). Признаки, которыми одна фонема отличается от другой, называются дифференциальными.

Фонема – минимальная единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка.

Такое определение позволяет установить, какие звуки являются самостоятельными фонемами, а какие – разновидностями одной и той же фонемы. Самостоятельными фонемами являются звуки, которые употребляются в одинаковой позиции, изменяя значения (ship – sheep). Звуки, которые употребляются в одинаковых фонетических условиях, не меняют значение слова, являются вариантами фонемы. Варианты фонемы сохраняют ее существенные признаки, имеют одинаковое фонологическое содержание.

2. ФУНКЦИИ ФОНЕМЫ

Фонема имеет 2 функции, которые связаны с особенностями процесса речевого общения.

- Функция восприятия – перцептивная функция. Благодаря этой функции, фонемы являются своеобразными эталонами, с помощью которых мы узнаем и воспринимаем речь.

- Различительная – сигнификативная. В данном случае фонемы являются различителями слов и форм слов (том-дом).

Названные функции обязательны в каждой фонеме, они взаимосвязаны и предполагают наличие друг друга в процессе общения.

3. ПОЗИЦИИ ФОНЕМ

Фонема в живой речи попадает в различные произносительные условия – позиции. Позиции бывают сильными и слабыми. Сильные позиции – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций. В сильной позиции фонема противостоит любой другой фонеме. В сильной позиции фонема меньше всего зависит от фонетических условий, четко проявляется сигнификативная функция. Фонема всегда выступает в сильной позиции изолированно, выступает в своем основном виде. Основной вид фонемы – это то, как она произносится изолированно. Но не во всех позициях фонемы способны выполнять сигнификативную функцию. В некоторых позициях они утрачивают данную способность, и происходит нейтрализация фонемы. Положение, в котором происходит нейтрализация фонем, называется слабой позицией. В английском языке конец слова – сильная позиция (white, wide)

4. СИСТЕМА ФОНЕМ

В данной системе фонемы группируются на основе их качества: система гласных фонем и система согласных фонем. Системный характер звуковой стороны языка проявляется в том, что количество фонем строго ограничено. Составляющие ее единицы тесно связаны между собой. Фонемы группируются потому, как противопоставлены их различные признаки. Такие группы могут охватывать различное количество фонемных пар. Противопоставление фонем называется оппозициями фонем. Члены оппозиции могут быть противопоставлены по одному признаку (п-б), или нескольким (а-б).

Система фонем не остается неизменной на протяжении истории данного языка. Изменения, которые затрагивают систему фонем, называют фонематическими. Наиболее частым явлением возникновения новых фонем и утрата старых фонем, изменение одного из вариантов фонемы в самостоятельную фонему. Системы фонем оказывают воздействие на заимствованные слова. Любое заимствованное слово, перестраиваясь, меняет свою внешнюю сторону под влиянием системы фонем заимствующего языка.

РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ФОНЕМ В ЛИНГВИСТИКЕ

Выделяется 2 направления – школа традиционного учения о фонеме (шк. Щербы, Ленинградская и Московская Фонологическая школа)

Ленинградская школа считает, что фонема это звуковой тип, а звуковые типы различают слова и формы слов. Звуковых типов в языке немного, их можно перечислить, обратившись к алфавиту, т.е. буквы выполняют ту же функцию, что и фонема, но отличаются друг от друга своей материальной стороной

Звуков в живой речи больше чем фонем. А звуки объединяются в типы по акустической и артикуляционной близости. Этот звуковой тип и есть фонема

Понятие фонема и звук не разграничивает московская школа

Звуки объединяются в фонемы по функциям общности, если звуки выполняют одну и ту же функцию, они являются одной и той же фонемой, но обе школы едины в подчеркивании значения фонем в общей характеристике понятия фонем.

 

 

Слово и предмет

Все слова в языке имеют определенное значение. Значение слова раскрывается через его предметную соотнесенность, понятийную и лингвистическую.

Предметная соотнесенность - соотношение слова с определенным предметом, признаком или действием.

Не все слова обладают номинативной функцией. В полной мере она свойственна существительным, глаголам, прилагательным, наречиям. Местоимения может назвать, но их способность называть носит ситуативный характер, потому что может называть разные предметы. Номинативной функцией не обладают числительные. Но они могут приобрести эту функцию, когда сближаются с существительным (А.Блок «12»). Номинативная функция не свойственна также междометиям.

Между словом и предметом нет прямой непосредственной связи: 1) один и тот же предмет в разных языках назван разными словами; 2) в одном и том же языке один и то же предмет иногда называют по-разному; 3) в процессе развития языка предметы могут менять свое название (ветрило – парус); 4) если бы названия были прямосвязаны с предметами, то нельзя было бы объяснить, как они стали известны людям.

Но связь между предметом и названием существует в какой-то мере. Название предмета дается человеком, и оно не заложено в самом предмете. Название дается на основании какого-нибудь характерного признака предмета, а выбор признака, положенного в основу, случаен, произволен и различен в разных коллективах. Это объясняет наличие в разных языках не только звучащих по-разному названий от одного и того же предмета, но и разных оснований для появления соответствующего названия (медведь – ест мед).

Но если название возникло, оно становится обязательным для всех говорящих на данном языке. И оно не может быть произвольно изменено.

Вывод: между словами и предметом существует опосредованная связь.

 

Слово и понятие

Понятие – это единица мышления, отображающая общие и существенные признаки предметов и действий.

Понятие имеет общечеловеческий характер. Но реализуются они в словах, имеющих национальных характер. Понятие не может существовать, не будучи выраженным в слове. Однако, не все слова выражают понятие. Не могут выражать понятие местоимения, междометия. Местоимения получают способность выражать понятие иногда, при переходе в существительное. Числительные выражают количественные понятия, а служебные слова – грамматические. Не выражают понятия некоторые существительные, а именно – имена собственные. Но собственные имена, переходя в нарицательные, приобретают способность выражать понятия.

Значение слова беднее содержания соответствующего понятия. Различают формальные и содержательные понятия.

Содержательное понятие охватывает всю сумму знаний человека о данном предмете. Содержательные понятия различны у разных людей в зависимости от уровня образования и характера занятий. А формальные одинаковы для всех членов данной языковой общности.

Формальные понятия дают минимум наиболее общих и наиболее характерных признаков, которые необходимы для распознания предметов. Формальные понятия являются частью содержательного понятия. Но они вполне достаточны, чтобы связать понятие с действительностью. И они достаточны для языковой практики. В слове получает появление лишь часть понятия, общая для всех носителей данного языка. Но в то же время значение слова шире содержательного понятия, оно включает в себя дополнительные элементы. На основное значение слова могут накладываться дополнительные оттенки. В слове может быть выражено иногда несколько понятий.

Одно и то же понятие может быть выражено разными словами.

 

Аффиксы и их виды

Аффиксы, как и корни, характеризуются наличием определённого значения и повторяемостью, но не могут выражать вещественного значения, носители реляционного и дереляционного значения. Поэтому они не могут употребляться самостоятельно. Они легко сочетаются с разными корнями, но эта сочетаемость ограничена лексически и грамматически (омонимические, синонимические). Аффиксы известны во всех языках, но различаются по степени распространённости. В китайском языке аффиксов очень мало. Богаты аффиксами тюркские языки.

Аффиксы различаются по месту в слове и по роли:

1)По месту: префиксы (приставки), постфиксы (суффиксы, флексии), инфиксы (аффиксы которые вставляются в корень, характерны для языков азии и малай-ского архипелага, лат. яз), конфиксы (аффиксы которые состоят из 2х частей охватывающих корень, префикс и постфикс, который употребляется вместе и вносят в слово одно значение, в нем. яз), трансфиксы (разделяют корень, как инфиксы на части и сами состоят из нескольких час-тей, как конфиксы, в арабском языке), интерфиксы (аффиксы используемые для связи других морфем в слове, в рус. яз - соеди-нительные гласные)

2)По функциям:

Словообразовательные или словообразующие, они уточняют вещественное значение корня и создают новые слова. Аффиксы, выражающие реляционные значения не могут образовывать новых слов. Создают новые слова – формообразующие. В основе выделяют особую группу аффиксов, флексий или окончания. Они всегда выражают только грамматическое значение и не образуют новых слов.

Другая группа аффиксов – суффиксы служат для образования новых слов.

Аффиксы могут различаться по особенностям их употребления, в этом отношении различают продуктивные и непродуктивные аффиксы. Продуктивные широко употребляют в данный период развития языка, участвуют в образовании новых слов. Непродуктивные аффиксы не используются. Продуктивность и непродуктивность аффиксов нельзя смешивать с их употребляемостью, потому что непродуктивные аффиксы часто встречаются в старых словах и часто употребляемы.

 

Понятие о словосочетаниях

Словосочетание – сочетание самостоятельных неравноправных слов, объединённых одной синтаксической связью.

А) Связь между главным стержневым и зависимым словами может быть различной:

- атрибутные (зависимое слово может определять главное, например, мой брат);

- объективные или объектные (зависимое слово может называть какой-то объект, связанный с определяемым, например, пишет письмо);

- релятивные (зависимое слово называет признак, но не как свойство предмета, а как отношение между признаками предмета и тем, как этот признак относится к предмету, например, громко читает – называет признак действия, но не действие какого-либо предмета).

Б) Выражение единого понятия расчленено, это хорошо видно из сопоставления (баранина, рыбачить). Эта особенность связана со словом, и мы говорим о наличии в словосочетании номинативной функции.

В) Словосочетание – грамматическое единство, оформленное по законам и правилам данного языка.

Г) Неполное единство, а участвовать в выполнении коммуникативной функции словосочетания может только в составе предложения.

Д) По своей структуре словосочетания делятся на:

- простые (образуются на основе одного из видов связи слов, они двучленны, например, большой стол);

- сложные (образуются при соединении двух или более простых словосочетаний с одним стержневым словом. Например, красивая лампа с абажуром);

- комбинированные (это словосочетания с несколькими простыми и разными стержневыми словами)

Е) Словосочетание разделено по характеру стержневого слова. Выделяют:

- именное словосочетание (стержневое слово – имя существительное, местоимение);

- субстантивное (стержневое слово – имя существительное);

- объективные (стержневое слово – имя прилагательное);

- иногда выделяют словосочетания с числительным (седьмой от угла), наречием (немного печально), местоимением (allofus).

 

 

Письмо и его виды

Письмо – дополнительное средство общения. Письмо возникло в глубокой древности из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. По своей функции древнейшие виды письма – это послания и надгробные надписи.

Предметное письмо – способность предметов символизировать понятия была использована древнейшими племенами разнообразно. Это наглядно представлена в таких видах индейского письма как вампум и кипу

Вампум – раковинные бусы алгонкинских и ирокезских племен. Их использовали как меновые единицы и как предметные записи. Важна была символика цвета – белый – означал мир, здоровье, благополучие. Черные бусы – извещали о смерти вождя. Низка красных бус – извещала о войне.

Кипу – узелковое письмо инков. Каждый кипу состоит из основного шнура, к которому прикрепляются узлы и сплетения в виде бахромы: узлы сплетения разного цвета и расположения имеют условное значение как заметка на память об административных и хозяйственных распоряжениях. Специально изготовленные шнуры и бусы выступали как зрительные средства общения. Еще более условных характер получали зарубки на бирках, татуировка, родовые и племенные знаки, знаки собственности. Они наносились на предметах обихода, на стенах пещер, на скалах. Эта пещерная и наскальная живопись готовила письмо.

Пиктография – предметная символика была предысторией письма. Первым историческим типом письма была пиктография, те картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

Пиктографическое письмо еще сохраняет связь с живописью, выражая мысль посредством символического осмысления изображенных лиц, предметов, явлений. Следовательно пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ. Однако пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение.

Пиктография сейчас не используется как основной тип письма. Однако пиктограммы широко используются на витринах, рекламах, как дорожные знаки. Сюда же относятся различные нагрудные значки и фотографии, эмблемы на документах.

Идеография – утрачивая зрительный образ и превращаясь в немотивированный знак, пиктограмма становится идеограммой, а пиктография – идеографией. Она возникает тогда, когда возникают государства, нуждающиеся в письме для управления и учета государственного и храмового хозяйства, для записей законов и культовых текстов. Древнейшими идеографическими системами письма являеются египетская, шумерская, китайская, ацтекская, майя. Наиболее устойчивым и распространенным до сего времени идеографическим письмом является китайское, чему немало способствовала особая история китая и однослоговой характер китайских слов. Китайское письмо возникло уже в 15 в до нэ. Китайское письмо состоит из основных знаков (иероглифов) и дополнительных смысловых и фонетических определителей (их называют ключами).

Идеографический принцип письма получил широкое применение при записи счета и алгебраических понятий, что и привело к созданию цифр и научной символики (алгебраической, химической, логической).

Фонография – в отличие от пиктографии и идеографии буква не имеет предметно-понятийного содержания. Тип письма, который отражает произношение слов, называется фонографией. Фонография подразделяется на 2 основных вида: консонантно-звуковое (слоговое) и вокально-звуковое (звуковое) письмо. Вокально – зуковым (или буквенно-звуковым) письмом являются например русское и английское так как буквы обозначают здесь в основном звуки речи. Примером слогового письма может служить индийское письмо деванагари, арабское и эфиопское письмо, японское письмо канна, корейское письмо кунмун.

Арабское письмо - слоговое, консонантное: буквы обозначают согласные. Разновидности букв обозначаются точкой – над и под буквой. Гласные обозначаются надстрочными и подстрочными прямыми и изогнутыми черточками. Пишут арабы справа налево, так что последний лист книги оказывается первым, первая буква слова находится справа.

Древнейшие слоговые знаки возникли в начале 3 тысячелетия до нэ. Слоговый знак возник из пиктограммы

В результате эволюции пиктограммы, идеограммы и силлабограммы возникает буква – знак вокально-звукового письма.

 

Алфавиты

Алфави́т (греч. ἀλφάβητος), также а́збука, — форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. В алфавите отдельные знаки — буквы — обозначают фонемы языка, хотя однозначное соответствие звук ↔ буква наблюдается редко и имеет обыкновение утрачиваться в процессе развития устного языка. Алфавит отличается от пиктографического (идеографического) письма, где знаки обозначают понятия (шумерская клинопись), и морфемного и логографическогописьма, где знаки обозначают отдельные морфемы (китайское письмо) или слова. Выделяются следующие разновидности алфавитов:

· Консонантно-вокалические алфавиты — буквы обозначают как гласные, так и согласные;

· Консонантные алфавиты — буквы обозначают только согласные, гласные могут обозначаться с помощью специальной системы диакритических знаков(огласовки);

· Слоговые алфавиты — буквы обозначают целые слоги, причём слоги с одинаковой согласной, но разными гласными могут обозначаться близкими знаками (т. н. абугиды, типа индийского письма), а могут быть совершенно разными (напр., кана); в узком смысле может не считаться алфавитом.

Использование знаков для отдельных фонем ведёт к значительному упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. Также, порядок букв в алфавите является основой алфавитной сортировки.

Относительная сложность фонетических систем различных языков обуславливает наличие алфавитов неодинакового размера. Согласно Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв — 72 — содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее — 12 (a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v) — в алфавите языка ротокасострова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). (Эта буква там обозначала другой, согласный звук, но современная «о» произошла от неё).

Принцип алфавита был изобретён семитскими народами. В сер. 3-го тыс. до н. э. писцы в городе Эбла (совр. Тель-Мардих, Северная Сирия) создали такую классификацию заимствованных из Месопотамии слоговых знаков клинописи, использовавшейся ими для записи местного эблаитского языка и месопотамского шумерского языка, в которой знаки упорядочивались по характеру гласных при одних и тех же согласных: ma, mi, mu (в семитских языках имелось только 3 гласных a, i, u). По-видимому, благодаря использованию опыта клинописи и египетского письма, семиты не позднее 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. создали такой первоначальный тип консонантно-слогового письма, где имелись знаки для передачи согласных (напр., w) в сочетании с любым гласным (слогов типа wa, wi, wu, записываемых не разными знаками, как в клинописи, а одним).

После того как в набор всех письменных знаков были включены и знаки для гласных, окончательно сложился алфавит как упорядоченное множество письменных обозначений фонем.

Наиболее древним был алфавит города-государства Угарит, известный с сер. 2-го тыс. до н. э. Порядок знаков в нём в основном соответствует порядку знаков в других западносемитских алфавитах, известных начиная с последних веков 2-го тыс. до н. э.: в финикийском, древнееврейском и некоторых других.Финикийцы, жившие на восточном побережье Средиземного моря, в древности были известными мореходами. Они вели активную торговлю с государствами Средиземноморья.

От финикийского алфавита происходят греческий и арамейский алфавиты, давшие начало большинству современных письменностей, а также множество «тупиковых линий» в развитии письма: малоазийские алфавиты, иберское письмо, нумидийское письмо и др. Порядок букв финикийского алфавита прослеживается в алфавитах-потомках; само слово «алфавит» образовано из названия первых двух букв альфа ἄλφα/алеф и бета βῆτα/бет.[1])

Южносемитский алфавит, внешне напоминавший финикийский, произошёл, по-видимому, не от него, а от гипотетического общего с финикийским предка; потомком южносемитского письма является современное эфиопское письмо.

Греческий алфавит и его потомки[править | править исходный текст]

Примерно на рубеже 2—1-го тыс. до н. э. (возможно, и несколько ранее) финикийский алфавит из 22 букв был заимствован греками, которые существенно преобразовали его, превратив древнегреческий алфавит в законченную систему. Соответствие между буквами алфавита и фонемами стало взаимнооднозначным: все знаки алфавита использовались для записи фонем, которым они соответствовали, и каждой фонеме соответствовала некоторая буква алфавита. Этими же особенностями обладают близкородственные древнегреческому этрусский алфавит и имеющие с ним общие черты малоазийские алфавиты в Малой Азии античного времени. Хронология создания и развития всех алфавитов рубежа 2—1-го тыс. до н. э. остаётся дискуссионной.

В I тысячелетии до н. э. Южная Италия была колонизирована греками. В результате этого с греческим письмом познакомились разные народы Италии. Греческий алфавит служит моделью для созданиялатинского и др. италийских (испытавших также опосредованное этрусское воздействие) алфавитов. В эпохуРимской империи происходило широкое распространение латинского языка и письма. Его влияние усилилось в Средние века в связи с переходом в христианство всех народов Европы. Латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы, а латинское письмо — единственно допустимым письмом для богослужебных книг.

В раннем Средневековье под прямым или опосредованным греческим влиянием происходит созданиеармянского (Месроп Маштоц), грузинского, готского (предположительно Ульфила), старославянскихглаголицы и кириллицы (Кирилл и Мефодий, их ученики) и других алфавитов, где порядок, названия и форма знаков точно или с определёнными изменениями соответствуют греческому. Дальнейшее распространение алфавита для записи новых языков осуществлялось на основе уже созданных алфавитов, прежде всего латиницы, кириллицы и др. В I тыс. до н. э. засвидетельствованы южноаравийские алфавиты, представляющие собой раннее ответвление западносемитской системы. Первый документально известный изобретатель систем письма Месроп Маштоц, который в 406 году в городах Эдесса и Самосата завершил работу над созданием армянского алфавита.

Арамейский алфавит и его потомки[править | править исходный текст]

Арамейский алфавит, произошедший от финикийского в I тыс. до н. э., положил начало многим письменностям Востока. Разнообразие религий и государств на Востоке, равно как и разнообразие письменных материалов, привело к тому, что потомки арамейского алфавита быстро модифицировались, изменяясь за короткое время до неузнаваемости.

По одной из версий, основными потомками арамейского алфавита являются:

· брахми и произошедшие от него весьма многочисленные (более 100) алфавиты Индии и Юго-Восточной Азии

· кхароштхи (тупиковая ветвь в развитии индийского письма)

· еврейский алфавит

· сирийское письмо и его многочисленные потомки, включая монгольское письмо

· набатейское письмо и его потомок — арабское письмо

Среди индийских учёных обычно принято считать, что письмо брахми индийского происхождения. Некоторые учёные при этом ссылаются на памятники протоиндийской письменности (III—II тыс. до н. э.), обнаруженные при раскопках городов Хараппы и Мохенджо-Даро (по одной из гипотез, письменность долины Инда является, как и брахми, алфавитно-слоговым письмом).

Названия букв[править | править исходный текст]

Во всех известных системах алфавита каждая буква имеет своё название. Названия букв в основном сохраняются в родственных системах и при заимствовании из одной системы в другую (из западносемитской в греческую). Названия букв во многих семитских традициях, кроме угаритской (очевидно, для удобства запоминания и обучения), были образованы от обозначающих предметы слов, которые начинаются с соответствующих фонем («алеф» ‘бык’, «бет» ‘дом’ и т. п.).

Числовое значение[править | править исходный текст]

Основная статья: Алфавитная запись чисел

Знаки древнейших известных алфавитов, в частности угаритского, не использовались для обозначения чисел. Позднее в западносемитских алфавитах 1-го тыс. до н. э. и в греческом алфавите первая по порядку буква [напр., греч. α (альфа)] может быть знаком для первого целого числа натурального ряда после нуля (то есть «α» означала число 1), вторая — для второго («β» означала число 2) и т. д. Этот принцип был сохранён во многих системах, основанных на греческой модели, в частности, в старославянской и древнерусской. При изменении формы буквы её порядковое место в алфавите и числовое значение чаще всего сохраняются, поэтому для изучения истории алфавитов способы обозначения чисел имеют большое значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.233.93 (0.12 с.)