Часть 1. Общие основы теории и методики физического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Общие основы теории и методики физического



Часть 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Спорт является частью ФК.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.

Составные части физического воспитания:

· Физическая подготовка (подчёркивает прикладную направленность ФВ);

· Физическое развитие;

· Физическое совершенство (идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни).

Физическое воспитание как педагогический процесс состоит из:

1. Образования в области ФК;

2. Развития физических (двигательных) качеств.

Образование в области ФК − процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, передачи специальных знаний по физической культуре.

Образование в области ФК состоит из:

· Формирование жизненно важных (в том числе и естественных) двигательных умений и навыков;

· Формирование спортивных двигательных умений и навыков;

· Передача специальных знаний в области ФК.

Развитие физических (двигательных) качеств – целенаправленное развитие физических (двигательных) качеств человека, посредством нормированных функциональных нагрузок.

К развитию физических качеств относится:

Развитие кондиционных способностей (- развитие силы и силовых способностей; - развитие быстроты и скоростных способностей; - развитие выносливости; - развитие гибкости и подвижности в суставах);

Развитие координационных способностей (развитие ловкости и других координационных способностей).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»

 

В физическую культуру личности входят три основных компонента:

1. Операциональный.

2. Мотивационно-ценностный.

3. Деятельностный.

Операциональный компонент подразумевает формирование здоровья и его составляющих у личности (двигательных умений и навыков, физическое развитие, физическую подготовленность, физическое совершенство).

Мотивационно-ценностный компонент состоит из следующих взаимосвязанных категорий: знания, убеждения, мотивы, потребности, интересы – мотивационный блок и отношения, ценностные ориентации, волевые усилия, эмоции, составляющие ценностный блок (хотя, такое разделение достаточно условно!)

Деятельностный компонент ФК включает следующие виды деятельности:

- по самовоспитанию и саморазвитию;

- по соблюдению принципов здорового образа жизни;

- познавательную;

- инструкторскую;

- судейскую;

- профессиональную.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Цель физической подготовки – достижение высокого уровня физической подготовленности, работоспособности при выполнении известных (на уровне умений и навыков) двигательных действий, способствующих эффективной деятельности в избранном направлении.

Физическая подготовка подразделяется на два вида: общую (ОФП) и специальную (СФП).

ОФП предполагает:

1. повышение уровня физического развития.

2. разностороннюю двигательную подготовку.

Это способствует достижению цели ОФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах деятельности.

СФП − это специализированный процесс, содействующий успеху в конкретном виде деятельности: а) в профессиональной деятельности (профессионально-прикладная ФП), б) в спортивной деятельности (физическая подготовка в конкретном виде спорта).

Цель СФПформирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Физическое развитие – процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них двигательных качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменением следующих показателей:

· Биологической формы или морфологии (длина и масса тела, осанка, объёмы и формы частей тела, величина жироотложения и др.)

· Физиологических систем (параметры деятельности ССС, дыхательной и ЦНС, органов пищеварения и выделения, терморегуляция и др.)

· Развития кондиционных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости).

Физическое развитие определяется следующими законами:

· Наследственности

· Единства организма и среды

· Единства форм и функций

· Гетеротропности развития (разные темпы развития в частях тела)

· Гетерохронности развития (разные системы и органы развиваются в разное время)

· Упражняемости форм и функций.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО»

Физическое совершенство в бытийном плане понимается как крепкое физическое и психологическое здоровье, мотивированная и сознательная деятельность по его укреплению и сохранению, осознанное принятие ЗОЖ.

Физическое совершенство подразумевает:

· Пропорционально развитое телосложение.

· Гармоническое развитие физических качеств.

· Высокий уровень физической работоспособности.

· Высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям жизни, труда и быта.

· Владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями.

· Образованность в области физической культуры.

Физическое совершенство оценивается по следующим критериям:

1. Нормы и требования государственных программ;

2. Нормативы единой спортивной классификации;

3. Нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СПОРТ»

Спорт – это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Цель спорта – физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, достижение высокого спортивного результата.

С целью спорта тесно связана система подготовки спортсмена - совокупность методических основ, организационных форм и условий соревновательно-тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным результатам.

Систему подготовки спортсмена составляют блоки:

· Система отбора и спортивной ориентации;

· Система спортивной тренировки;

· Система соревнований (цель, средство, метод подготовки);

· Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации соревновательно-тренировочного процесса (массаж, баня, аутотренинг, аромотерапия и пр.).

Спорт выполняет следующие функции:

· Соревновательно-эталонная;

· Экономическая;

· Эвристическо-достиженческая;

· Личностно-направленного воспитания, обучения и развития;

· Оздоровительно-рекреативная;

· Коммуникативная;

· Эмоционально-зрелищная;

· Социальной интеграции и социализации личности.

В спорте выделяют две его отрасли: любительский спорт и профессиональный спорт.

Любительский спорт – многогранное массовое спортивное движение, органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта.

Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов (избравших спорт своей профессией) и зрителей.

Спортсменом является лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях. Разделяют: спортсмен-любитель (физкультурник), спортсмен высокого класса и спортсмен-профессионал.

 

И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

 

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ

Двигательное умение – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия.

Характерные признаки двигательного умения:

· Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно (сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно).

· Способ решения двигательной задачи нестабилен, так как идёт поиск наилучшего.

· Длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности длительного действия и других условий.

Значение двигательного умения:

· Обладает большими образовательными возможностями.

· Данный этап невозможно миновать, т.е. он является основой овладения движением на более высоком уровне.

· Способствует развитию двигательного творчества.

 

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

Двигательный навык – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии акцентирования внимания на условиях и результатах действия.

Характерные признаки двигательного навыка:

· Отдельные движения, входящие в двигательное действие, выполняются без сосредоточения внимания на них (автоматизация движения).

· Автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. Автоматизируются не содержание и не смысловая нагрузка движения, а процесс исполнения некоторых элементов их структуры (координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов и др.).

· Сознание человека направлено, в основном, на узловые компоненты действия, на учёт изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи.

· Обладает высокой устойчивостью.

· Системность (целостное выполнение без задержек и лишних движений) приводит к повышению точности, совершенствованию ритма, более экономичному и быстрому выполнению действия.

· Перераспределяются функции анализаторов. Повышается роль двигательного и снижается роль зрительного анализаторов при выполнении действия. Повышается роль зрительного анализатора при контроле условий и результативности деятельности.

Значение двигательного навыка:

· Делает работу менее утомительной.

· Освобождает сознание для творческой деятельности.

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Принцип наглядности

Принцип наглядности является ведущим фактором адекватного разучивания двигательных действий.

Виды наглядности:

· зрительная;

· звуковая;

· двигательная.

Требования, вытекающие из принципа:

· взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности;

· направленное воздействие на функции сенсорных систем, участвующих в управлении движения.

Вариант II

Испытуемый должен встать так, чтобы ноги его были на одной линии; при этом пятка одной ноги касается носка другой, в остальном положение ис­пытуемого такое же, как и в варианте I, т.е. руки вытянуты вперёд, пальцы разведены и глаза за­крыты.

Оценка результатов: в варианте I у здоровых нетренированных людей такое положение может сохраняться обычно в пределах 30-55 с; дрожа­ние пальцев рук и век отсутствует. У физкультур­ников может составлять 100-120 с и более. У подростков, не занимающихся спортом, в вари­анте II эти колебания составляют 13—53 с.

Вариант III

Испытуемый стоит на одной ноге, стопа прижа­та к коленной чашечке опорной ноги. Исследова­тель фиксирует время нарушения равновесия.

Оценка результатов: устойчивость в таком по­ложении должна быть не менее 15 с.

Проба Яруцкого

Ход работы: испытуемый стоит с закрытыми глазами, сдвинув пятки и носки, и выполняет вра­щение головой в одну сторону в темпе 2 оборота в секунду. Исследователь фиксирует время сохранения равновесия.

Оценка результатов: у нетренированных людей положение равновесия сохраняется в среднем 28 с, у подготовленных физкультурников — ≥ 60 с.

 

ЗДОРОВЬЯ

Главные критерии здоровья: сбалансированность, уравновешен­ность, компенсированность свойств и качеств организма.

Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Функциональное состояние организма, резервные возможно­сти основных физиологических систем.

3. Уровень неспецифической резистентности и иммунологичес­кой защиты.

4. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных ус­тановок.

5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.

6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (про­гноз здоровья) (А.Г.Щедрина, 1989).

Организм может находиться в одной из нескольких состояний: здоровье, донозологическое состояние, преморбидное состояние, болезнь. Непрерывность состояний организма определяется взаи­модействием и взаимовлиянием изменяющихся во времени раз­личных факторов риска (см. рис.).

                                                  

                                                          Факторы риска                                                     .

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Норма

            Варианты нормы

      Пограничные

       состояния

                        Преморбидные

                        состояния

                                              Хронические

                                              болезни (стадия

                                              компенсации)

                                                              Хронические

                                                              болезни (стадия

                                                               декомпенсации

                                                                                                       Инвалидизация

___________________________________________________________________________

Уровень болезни

Рис. Состояния уровней здоровья организма.

 

4.1. Оценка состояния здоровья с использованием

раз­личных подходов

Часть 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.073 с.)