Лекции по курсу основы экологического менеджмента и аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по курсу основы экологического менеджмента и аудита



Лекции по курсу основы экологического менеджмента и аудита

Ме́неджмент (англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

    Ме́неджмент или управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

    Ауди́т (от лат. audit — слушает). Аудиторская деятельность представляет собой комплекс мероприятий, направленных на проведение тщательной проверки правильности составления и ведения бухгалтерского учета и финансовой, налоговой отчетности экономического субъекта.

    Аудит хозяйствующих субъектов не только констатирует достоверность данных финансовой отчетности, но и выявляет ошибки или искажения в ведении бухгалтерского учета. Помимо этого аудитор разрабатывает конкретные меры по повышению эффективности ведения учета на предприятии.

....................................................................................................................

 

Триединая концепция устойчивого развития


Составляющие устойчивого развития

Экономический аспект

Хозяйственная деятельность цивилизации должна быть ориентирована не на повышение потребления ресурсного потенциала биосферы, а на его рационализацию.

Социальный аспект

Использование ресурсов должно быть направлено на обеспечение равноправия людей и социальной справедливости, повышение качества жизни.

Экологический аспект

Уровень выбросов и сбросов не должен превышать ассимиляционную способность окружающей среды, а скорость использования невозобновляемых ресурсов должна соответствовать их возмещению за счет замены возобновляемыми компонентами.

 

Цель устойчивого развития

Сохранение окружающей природной среды и природно-ресурсного потенциала позволит сформированию обеспечению природными ресурсами общества, обеспечение оптимального состояния окружающей среды. В свою очередь это оптимальный уровень потребностей будет обеспечивать высокое качество жизни людей. Обеспечению природными ресурсами общества позволит обеспечить устойчивый экономический рост. Оптимальное состояние окружающей среды будет являться основой для создания благоприятных экологических условий для проживания людей. Все это вместе взятое обеспечит устойчивое развитие, что приведет к удовлетворению жизненных потребностей населения Земли в долгосрочной перспективе.

Деятельность на разных уровнях для достижения устойчивого развития

Индивидуальный уровень

    Изменения качества окружающей среды являются следствием деятельности индивида.

    Изменение индивидуального сознания и характера деятельности человека – одно из необходимых условий выхода на уровень устойчивого развития.

Локальный уровень

    Целенаправленные экологические капиталовложения (совершенствование технологий, создание замкнутых систем и т.п.) способствуют росту эффективности деятельности предприятия. «Экологическое предпринимательство» становится в условиях развитой экономики перспективной отраслью хозяйства.

Национальный и глобальный уровень

    Для эффективной разработки долгосрочной стратегии развития цивилизации

необходимо создание межнационального механизма управления.

 

Стандарты серии ISO 14000

Шифр Название документа

1. Принципы экологического менеджмента

ISO 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руковод­ство по применению  
ISO 14004 EMS — Общее руководство по принципам, системам и методам
ISO 14014 Руководство по определению начального уровня экологической эффективности предприятия (должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента)

2. Экологический аудит и экологическая оценка

ISO 14010 Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы экологического аудита
ISO 14011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
ISO 14012 Руководство по экологическому аудиту — Критерии квалифи­кации экологических аудиторов
ISO 14015 Экологический менеджмент. Экологическая оценка площа­док и организаций
ISO 14031 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования
ISO 14032 Экологический менеджмент. примеры оценки экологической результативности

3. Рекомендации, ориентированные на продукцию

ISO 14020 Экологическая маркировка и декларирование. Общие прин­ципы
ISO 14021 Экологическая маркировка и декларирование. самодеклари- руемые экологические заявления (экологическая маркировка типа II)
ISO 14024 Экологическая маркировка и декларирование. Экологическая маркировка типа I. принципы и процедуры
ISO 14025 Экологическая маркировка и декларирование. Экологические декларации типа III
ISO 14040 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. принципы и структура
ISO 14041 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области исследования и инвентаризаци­онный анализ
ISO 14042 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Оцен­ка воздействия жизненного цикла
ISO 14043 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Ин­терпретация жизненного цикла
ISO 14047 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. при­меры применения стандарта ISO 14042
ISO 14048 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Фор­мат документирования данных по оценке жизненного цикла
ISO 14049 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. при­меры применения стандарта ISO 14041 для определения цели и области исследования, а также инвентаризационного анализа
ISO 14050 Управление окружающей средой. словарь
ISO 14061 Информация в помощь организациям, работающим в лесном хозяйстве, по использованию стандартов для систем экологи­ческого менеджмента ISO 14001 и ISO 14004
ISO 14062 Интегрирование экологических аспектов в процессе проекти­рования и разработки продукции
Шифр Название документа
ISO 14063 экологический менеджмент. Обмен экологической информа­цией. Руководство и примеры
ISO 14064 Руководящие указания по измерению, отчетности и подтверж­дению выделения парниковых газов на уровне отдельных организаций и проектов
ISO 64:1997 Руководство по включению экологических аспектов в стан­дарты на продукцию
ISO 66:1999 Общие требования к органам, выполняющим оценку и серти­фикацию систем экологического менеджмента

 

 

ключевым понятием в стандартах серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании), поэтому центральным документом считается стандарт ISO 14001 — «Системы экологического менед­жмента. Требования и руководство по применению».

все остальные документы рассматриваются как вспомогатель­ные.

Основные требования, которые предъявляет к организации стандарт ISO 14001 при разработке системы экологического ме­неджмента, сводятся к следующему.

1. Организация должна выработать экологическую политику, закрепленную в специальном документе о намерениях и принципах организации, который будет служить основой для действий орга­низации и определения ее экологических целей и задач.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду.

3. Организация должна выработать экологические цели и задачи своей деятельности с учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований. Желательно, чтобы в целях и задачах отражались и количественные показатели.

4. Организация должна для достижения поставленных целей выработать программу создания СэМ с указанием ответственных за ее реализацию, выделяемых средств и выполнения отдельных этапов.

5. в организации должна быть выделена соответствующая структура, несущая ответственность за разработку, внедрение и функционирование СэМ. Для обеспечения этой работы следует выделять достаточные человеческие, технологические и финансо­вые ресурсы.

6. Организация должна обеспечить обучение персонала в соот­ветствии с требованием стандарта, в том числе обучение персонала по выходу из нештатных ситуаций.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или из­мерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду.

8. В организации должен проводиться периодический аудит СЭМ с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установ­ленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли эта система надлежащим образом.

9. Руководство организации должно периодически рассматри­вать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности под углом внесения необходимых изменений в экологическую политику, уточнения целей и других элементов СЭМ.

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т. п. должны документироваться. Стандартом предусматривается, что СЭМ интегрирована в общую систему управления организацией.

По характеру взаимосвязей с внешним окружением (например, со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятель­ности организации лицами и сторонами) СЭМ является открытой системой. Для нее характерна ярко выраженная обратная связь, практически отсутствующая в формальном экологическом управ­лении.

Модель этой системы представлена и описана в стандарте ISO 14001. В основе функционирования СЭМ лежит спираль (повторяющиеся циклы, направленные на последовательное со­вершенствование системы в целом).

Официально стандарты серии ISO 14000 являются доброволь­ными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечи­вают систему определения того, каким образом организация влияет на окружающую среду и как выполняются требования законода­тельства. Организация может использовать данные стандарты для внутренних нужд, например как модель СЭМ или формат внутрен­него аудита системы экологического менеджмента. Создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воз­действий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

Предполагается, что стандарты серии ISO 14000 будут обеспе­чивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

1) организационном — через улучшение экологической деятель­ности организаций;

2) национальном — через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе;

3) международном — через улучшение условий международной торговли.

 

Связь между стандартами серий ISO 9000 и ISO 14000

Существует четкая параллель между требованиями к органи­зации системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента.

Отметим, что ядром философии менеджмента в развитых странах считается концепция всеобъемлющего менеджмента качества — TQM (Total Quality Management), которая нацелена на эффектив­ное управление качеством продукции и услуг (от этапа получения сырья до этапа окончательного размещения отходов).

появление концепции всеобщего управления качеством связа­но с усилиями специалистов в области эффективности промыш­ленных систем, которые в 20-х гг. XX в. начали систематически исследовать методы организации производства. Модель деминга (она будет рассматриваться ниже) была разработана американским инженером Чарльзом Демингом, «отцом» концепции всеобщего управления качеством. Эта модель широко используется во всем мире при совершенствовании организации и управления вообще и экологического менеджмента в частности.

Модель Деминга для управления качеством, использованная в международных стандартах серии ISO 9000, является основой для подавляющего большинства систем экологического менеджмента в организациях. согласно данной модели действия организации подразделяются на четыре фазы: планируй — действуй — прове­ряй — совершенствуй.

1. Фаза планирования. Определяются общие цели и задачи организации, а также разрабатываются методы их достижения.

2. Фаза действий. Реализуется принятый план и предприни­маются согласованные меры по достижению целей организации.

3. Фаза оценки. Меры, предпринятые в соответствии с планом, проверяются с точки зрения их технической и экономической эффективности, полученные результаты сравниваются с заплани­рованными.

4. Фаза корректирующих действий. выявляются и устраняются все ошибки или недостатки, после чего план может быть пере­смотрен и адаптирован к изменившимся условиям, а процедуры усилены или переработаны.

Фактически любая система экологического менеджмента, раз­рабатываемая или действующая сегодня в той или иной организа­ции, построена на основе этой модели. все национальные и между­народные стандарты в области систем экологического менеджмента также основаны на этой модели (в частности, именно эта концепция заложена в структуру стандарта ISO 14001).

Развитие экологического менеджмента в России

В условиях интеграции России в мировое хозяйство возрастает интерес организаций к созданию отлаженной системы контроля над соблюдением экологических требований, поскольку невыполнение законов и правил в этой области может стать причиной значитель­ных издержек. Руководство организаций начинает сотрудничать с соответствующими органами, принимая участие в разработке системы выполнения экологических требований и правил, способ­ной стать основой рационального отношения к окружающей среде. к этому подталкивают и мировые тенденции роста цен на потреб­ляемые природные ресурсы.

В связи с этим в Российской Федерации была начата работа по принятию международных стандартов серии ISO 14000 в качестве государственных. Первыми были приняты и введены в действие постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. № 378 следующие стандарты:

— ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» (в настоящее время заменен на стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2007);

ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей

— средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» (в настоящее время заменен на стандарт ГОСТ Р ИСО 14004-2007).

В 1999 г. были приняты и введены в действие стандарты:

— ГОСТ Р ИСО 14040-99 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура» (постановление Госстандарта России от 22 февраля 1999 г. № 45);

— ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь» (постановление Госстандарта России от 22 февраля

1999 г. № 45);

— ГОСТ Р ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и декла­рации. Основные принципы» (постановление Госстандарта России от 27 декабря 1999 г. № 716-ст).

В 2000 г. принят и введен в действие стандарт ГОСТ Р ИСО 14041-2000 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризаци­онный анализ» (постановление Госстандарта России от 4 сентября 2000г. № 212-ст).

В 2001 г. принят и введен в действие стандарт ГОСТ Р ИСО 14031-2001 «Управление окружающей средой. Оценивание эко­логической эффективности. Общие требования» (постановление Госстандарта России от 25 апреля 2001 г. № 193-ст).

В 2012 г. принят и введен в действие стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (постановле­ние Госстандарта России от 19 июля 2012 г. № 196-ст).

В России международный стандарт ISO 14001 принят и введен в действие в качестве национального постановлением Госстандар­та России от 12 июля 2007 г. № 175-ст. При этом ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» заявлен как аутентичный текст международного стандарта и по существу таковым и является.

Большой вклад в развитие экологического менеджмента в Рос­сии внесли общественные организации. во-первых, они вовлека­лись в международные пилотные проекты по внедрению системы экологического менеджмента, становились партнерами по рас­пространению информации о результативности этих проектов. во-вторых, общественные организации, действующие на федеральном или областном уровне, выполняли функции пропаганды подходов к СЭМ. Так, на территории свердловской области общественная организация «Центр экологического обучения и информации» (Екатеринбург) и организация «Эколайн» (Москва) в 2000-2001 гг. реализовали проект «Развитие участия граждан РФ во внедрении СЭМ как международного признанного инструмента экологиче­ского роста, отвечающего целям устойчивого развития».

К подготовке специалистов в области экологического менед­жмента подключились высшие учебные заведения, а сотрудники научно-исследовательских и проектных организаций стали ис­точником кадров для консалтинговых и сертификационных орга­низаций. Но несмотря на повышенный интерес к экоменеджменту, лишь немногие вузы готовили и готовят специалистов именно по системам экологического менеджмента, в большинстве случаев курс «Экологический менеджмент» оказывается лишь слегка об­новленным традиционным курсом промышленной экологии. Как следствие, внедрение сЭМ на российских предприятиях шло ни шатко ни валко.

Тем не менее к настоящему времени более 3 000 российских организаций получили сертификаты соответствия стандарту ИсО 14001-2007. К числу компаний, добившихся значительных успехов в экологическом менеджменте, можно отнести ЛУКОЙЛ, ОАО «АвтовАЗ», ОАО «Русские краски», ОАО «Ависма», ОАО «Северсталь», санкт-петербургскую бумажную фабрику Гознака, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ООО «Уральская сталь», АО «Уралэлектромедь», ОАО «Красно­ярский металлургический завод», ОАО «НТМК» и др.

Развитие экологической инициативы как в рамках междуна­родных программ и национальных отраслевых объединений, так и на уровне отдельных предприятий подтверждает тезис о том, что охрана окружающей среды вовсе не противоречит достижению эко­номической эффективности. Наоборот, ужесточение экологических стандартов повышает инвестиционную привлекательность компа­ний, открывает доступ к рынкам и ресурсам.

    Система экологического менеджмента служит основой для фор­мирования конкурентоспособного, устойчивого, ответственного бизнеса, способного удовлетворить растущие потребности и ожида­ния общества. поэтому необходимо дальнейшее совершенствование методологии и механизмов внедрения СЭМ на промышленных предприятиях.

1. основные элементы системы экологического менеджмента

1.1. Принципы внедрения системы экологического менеджмента

Идея, заложенная в стандарты серии ИСО 14000, — поддер­жание такой системы управления предприятием, при которой гарантируется минимизация влияния производства на окружающую среду и обеспечивается предупреждение, а не выявление проблем.

Процесс внедрения системы экологического менеджмента на предприятии определяется такими принципами, как:

— системность, позволяющая рассматривать экологический менеджмент как подсистему общей системы управления предпри­ятием;

— комплексность, обеспечивающая охват всех видов деятель­ности и вовлечение в этот процесс всех работников предприятия;

— гибкость, проявляющаяся в постоянной адаптации к измене­ниям, которые могут происходить в области охраны окружающей среды и политике ресурсосбережения;

— прозрачность и ясность, что определяет широкую информиро­ванность коллектива (обеспечение его достоверной информацией) и развернутую регистрацию данных;

— экономичность, т. е. оптимальный уровень затрат на внедре­ние СэМ;

— реализуемость, требующая учета фактической оценки ис­ходной ситуации, специфики производственной деятельности при разработке экологической политики, обоснования целевых и плановых показателей и составления программ природоохранных мероприятий;

— постоянное совершенствование, что требует наличия об­ратных связей в виде проверок и корректирующих действий, внутреннего аудита, анализа результатов с участием руководства и пересмотра элементов СЭМ, привлечения внешних заинтересо­ванных лиц.

На каждом предприятии в зависимости от характера, мас­штаба и сложности его деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг система экологического менеджмента будет иметь свои особенности, однако набор основных элементов остается неизменным.

К числу основных элементов относятся:

—экологическая политика, которая обычно оформляется в виде декларации (заявления) и выражает намерение высшего руковод­ства предприятия реализовать современный подход к экологиче­скому менеджменту;

-- план или программа действий по охране окружающей среды, которые содержат описание необходимых мероприятий, направлен­ных на совершенствование природоохранной деятельности пред­приятия, устанавливают ответственность конкретных работников предприятия и предусматривают выделение необходимых для реализации программы (плана) людских и финансовых ресурсов;

— внедрение и функционирование — в рамках этого элемента предполагается формирование действующей организационной структуры, которая фиксирует распределение функций, делеги­рование полномочий и ответственность за те или иные действия, предусматривает процедуры встраивания природоохранных меро­приятий в другие составляющие деятельности предприятия, такие как охрана труда, снабжение, научно-исследовательские и опытно­конструкторские работы (НИОКР), разработка новых продуктов, маркетинг, финансы и т. д.;

— корректирующие и превентивные действия, направленные на устранение фактических или возможных случаев отклонения от установленных целей, задач, критериев и нормативов;

— анализ системы экологического менеджмента высшим ру­ководством; этот анализ представляет собой формальную оценку состояния и адекватности СЭМ в свете меняющихся обстоятельств.

    В соответствии с основными элементами системы экологиче­ского менеджмента внедрение СЭМ на предприятии проводится последовательно, для чего подразделяется на 5 стадий и 22 этапа (табл.3)

 

Стадии и этапы внедрения системы экологического менеджмента

на предприятии

стадия Этап
I. предварительная 1. принятие решения со стороны руководства о вне­дрении сэм. 2. Обучение специалистов внедрению сЭМ. 3. Оценка исходной ситуации. 4. создание группы по разработке сЭМ. 5. Разработка программы внедрения сЭМ. 6. Разработка системы внутренних стандартов, ре­гламентирующих применение процедур, связанных с сЭМ
II. планирование 7. Разработка экологической политики, доведение ее до персонала предприятия и заинтересованных сторон. 8. Идентификация экологических аспектов деятель­ности предприятия. 9. Формирование и ведение реестров законодательных и     10. 11.  правовых актов, относящихся к природоохранной деятельности. 12. Разработка целевых и плановых экологических по­казателей и внутренних критериев их эффективности. 13. Разработка программ природоохранных меро­приятий
III. Организацион­ные мероприятия 12. Формирование организационной структуры сЭМ. 13. Организация системы образования. 14. пересмотр документации в связи с внедрением сэм. 15. Организация системы обмена информацией. 16. предупреждение аварийных ситуаций
IV. Контрольные и корректирующие действия 17. Организация мониторинга. 18. проведение проверок и разработка корректирую­щих действий. 19. Управление зарегистрированными данными. 20. Организация и проведение внутренних аудитов сэм
V. Анализ системы руководством пред­приятия 21. Формальная оценка состояния сЭМ и ее адекват­ности требованиям настоящего времени. 22. Разработка и внедрение мероприятий, запланиро­ванных по результатам анализа сЭМ руководством

 

1.2. предварительная стадия

СЭМ

Реализация первого этапа предварительной стадии предпо­лагает принятие высшим руководством предприятия решения о внедрении СэМ, что требует наличия соответствующих мотивов.

принимая решение в пользу разработки и внедрения системы экологического менеджмента, руководители исходят как из ее преи­муществ с финансовой точки зрения (экономия ресурсов и средств, повышение эффективности производства, развитие потенциальных возможностей на рынках), так и с точки зрения снижения рисков, связанных с неадекватным отношением к экологическим аспектам работы предприятия (аварии, санкции регулирующих органов, за­труднения в привлечении инвесторов), которое система позволит в корне изменить.

при этом возможными источниками информации о СэМ для руководителей могут служить: публикации в профессиональных изданиях и СМИ; обсуждения с руководителями других предпри­ятий; исследование стратегических решений конкурентов; участие руководителей в обучающих семинарах с целью ознакомления с содержанием стандартов серии ISO 14000, а также с опытом и результатами внедрения стандартов в различных организациях.

Мотивация к внедрению СэМ была рассмотрена в предыдущих главах.

Таким образом, основным условием принятия высшим руко­водством решения о внедрении СэМ является понимание того, что для сохранения своего положения в бизнесе предприятию следует учитывать экологические требования при формировании стратегии своего развития и долгосрочном планировании.

после того как руководство предприятия примет решение о создании СэМ в соответствии с требованиями международ­ных стандартов, необходимо понять, сможет ли оно внедрить данную систему самостоятельно или потребуется привлечение консультантов. В число требований, предъявляемых к консультан­там, могут входить:

— практический опыт внедрения СЭМ;

— положительные отзывы и успешность воспользовавшихся их услугами предприятий;

— наличие собственных разработок и рекомендаций;

— учет практики и опыта работы предприятия, вовлечение в разработку СЭМ его сотрудников.

Форма 2-ТП (воздух).

Форму № 2-тп (воздух) представляют предприятия и их обособленные подразделения, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Сюда же включаются котельные, состоящие на балансе жилищно-коммунальных хозяйств, транспортных и других организаций. От­чет не составляется предприятиями, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу которых не превышают установленного норматива предельно допустимого выброса (ПДВ) и составляет 100 тонн в год и менее. При отсутствии установленных нормативов ПДВ отчет не составляется предприятиями, выбрасывающими в атмосферу 100 и менее тонн загрязняющих веществ в год и не имеющими в составе выбросов примесей 1 и (или) 2 классов опасности. В этом случае при наличии в выбросах из веществ 2 класса только окислов азота (в пересчете на диоксид азота) в количестве, не превышающем 50 тонн в год, отчет также не составляется.

Порядок осуществления федерального государственного статистического наблюдения по форме № 2-тп (воздух) регламентируется:

- Постановлением Госкомстата РФ от 27 июля 2001 г. № 53 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за окружающей средой и сельским хозяйством на 2002 год» (с изменениями от 23 мая, 8 августа 2002 г., 24 июня 2003 г.);

- Инструкцией по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». Утв. постановлением Госкомстата РФ от 29 сентября 2000 г. №90.

Отчет в форме № 2-тп (воздух) должны составлять юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Он предоставляется в территориальный орган Госкомстата России и территориальный орган Ростехнадзора.

Отчет составляется на основании данных первичного учета, организуемого на предприятии по типовым формам ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» и ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок». В качестве первичной учетной документации допускается также использование отраслевых форм и указаний, согласованных в установленном порядке.

Учету подлежат все загрязняющие вещества, содержащиеся в выбросах от стационарных источников. Количество загрязняющих веществ за отчетный период указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, приводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке. Отражение данных по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт, не предусмотрено.

Отчет по форме № 2-тп (воздух) включает в себя пять разделов:

1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация;

2. Выбросы в атмосферу специфических загрязняющих веществ;

3. Источники загрязнения атмосферы;

4. Выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных групп источников загрязнения

Раздел 1. «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация» содержит следующую информацию, представленную в табличной форме:

- количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу без очистки;

- данные по загрязняющим веществам (всего и по отдельным ингредиентам), которые поступают и подвергаются очистке в имеющихся на предприятии газоочистных и пылеулавливающих установках (независимо от фактической работы этих установок);

- фактическое количество уловленных (обезвреженных) загрязняющих веществ в отчетном году;

- количество уловленных загрязняющих веществ, возвращенных в производство и использованных для получения товарного продукта или реализованных на страну;

- общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу (всего, твердых, газообразных и жидких, в том числе по отдельным ингредиентам) суммарно как после очистки, так и выброшенных без очистки;

- нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) или временно согласованных на отчетный год выбросов (ВСВ), установленные предприятию в соответствии с действующим порядком;

- суммарные данные по летучим органическим соединениям (ЛОС).

В отчете не отражаются данные о количестве отходящих с газами веществ, которые используются в технологических процессах производства продукции в качестве сырья или полуфабрикатов, как это изначально предусматривалось проектом данной технологии.

Раздел 2. «Выброс в атмосферу специальных загрязняющих веществ» включает информацию о количествах соответствующих веществ, выброшенных в атмосферу, и данные по нормам ПДВ (ВСВ), если они установлены.

В разделе 3. «Источники загрязнения атмосферы» производится следующая информация:

- общее количество стационарных источников выбросов (включая неорганизованные), имеющихся на предприятиях;

- данные по организованным источникам выбросов загрязняющих веществ;

- общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу от всех источников выбросов;

-нормативы ПДВ и ВСВ по веществам и источникам, для которых установлены нормативы и получено разрешение на выброс.

В разделе 4. «Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» отражается информация об атмосфероохранных мероприятиях независимо от уровня их фактического выполнения:

- код (порядковый номер) каждого мероприятия;

- конкретное наименование промышленного производства (технологического процесса, линии, оборудования и др.), на котором осуществляется мероприятие;

- наименование мероприятий, которые должны быть проведены в отчетном году;

- общая сумма затрат на проведение мероприятия по всем источникам финансирования;

- расчетное годовое сокращение количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, которое предусматривалось достичь при осуществлении данного мероприятия с планируемого момента его внедрения до конца отчетного периода;

- снижение количества выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ по фактическим данным, полученным по результатам осуществления мероприятия с момента его фактического внедрения (завершения) до конца отчетного периода.

В отчете по форме № 2-тп (воздух) могут отражаться сведения о следующих группах мероприятий:

- совершенствование технологических процессов (включая переход на другие виды топлива, сырья и др.) – код 3;

- строительство и ввод в действие новых пылегазоочистных установок и сооружений – код 5;

- повышение эффективности существующих очистных установок (включая их модернизацию, реконструкцию и ремонт) – код 7;

- ликвидация источников загрязнения – код 9;

- перепрофилирование предприятия (цеха, участка) на выпуск другой продукции – код 11;

- прочие мероприятия – код 13.

Раздел 5. «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных групп источников загрязнения» содержит данные о выбросах в атмосферу, образующихся в результате сжигания различного вида топлива, углеводородного сырья, других горючих веществ, отходов производства и потребления:

- коды и названия соответствующих загрязняющих веществ;

- данные по загрязняющим веществам, поступающим в атмосферный воздух в результате выработки электрической и тепловой энергии.

- данные о выбросах от технологических и других процессов (в том числе при сжигании топлива), не связанных с выработкой электрической и тепловой энергии;

- объемы выбросов углеводородов (включая ЛОС) за исключением метана и его гомологов (этана, пропана, бутана и т.д.).

Перечни специфических загрязняющих веществ и веществ, относящихся к летучим органическим соединениям (ЛОС), приведены в Приложении к Инструкции по заполнению формы № 2-тп (воздух).

Форма предоставляется 2 раза в год: в первой декаде июля – полугодовая, и в первой декаде января – годовая.

 

Форма 2-тп (водхоз).

Инструкция о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-тп (водхоз) Утверждена ЦСУ СССР 24июля 1985 г. N 42/4 По согласованию с Минводхозом СССР, Госкомгидрометом и Мингео СССР.

Форму федерального государственного статистического наблюдения (отчет по форме) № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» должны составлять юридические лица, их обособленные подразделения (предприятия), осуществляющие водопользование. Перечень водопользователей, использование вод которыми подлежит государственному учету, определяется бассейновыми управлениями.

Отчет по форме № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» представляется:

-территориальному органу Ростехнадзора по соответствующему субъекту РФ;

- территориальному органу Росстата;

- органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики МПР России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.114 с.)