Глава 1.2. Организация содержания обучения в различных видах деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1.2. Организация содержания обучения в различных видах деятельности.



Тема 1.2.1 Содержание образования.

Вопрос о том, чему учить – один из важнейших в дидактике. В разные исторические эпохи на него пытались ответить выдающиеся мыслители, общественный деятели и педагоги.

Итак, на вопрос «Чему учить?» отвечает содержание образования.

Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Иначе говоря, содержание образования – это то, что должен освоить ребёнок в результате обучения.
Отечественные педагоги-дидакты имели две противоположные точки зрения относительно содержания дошкольного образования.

I. Сторонники первой утверждали, что ребенок-дошкольник может усвоить только представления об отдельных предметах окружающей действительности, но не их взаимосвязь. Так называемый «объектный», или «предметный», принцип явился основой построения «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» 1938 г.

II. Вторая точка зрения была связана с исследованиями Льва Семеновича Выготского (1896-1934), который выявил способность детей дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи и овладевать системными знаниями. Логическим развитием его взглядов является такое современное направление в дошкольной дидактике, как формирование системности знаний у дошкольников (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова).

Данная концептуальная позиция легла в основу создания единых, типовых государственных образовательных программ, предусматривающих овладение детьми двумя категориями знаний и умений:

1) знаниями, приобретаемыми в ходе повседневного общения с окружающим миром;

2) знаниями, приобретаемыми в процессе специально организованного процесса обучения на занятиях.

В современном дошкольном образовании его содержание ориентируется на освоение детьми различных знаний об окружающей действительности в их взаимосвязи и взаимопроникновении, что способствует переходу ребенка из «зоны ближайшего развития» на «уровень актуального развития» (Л.С. Выготский).


Содержание образования не оставалось неизменным на протяжении веков, оно продолжает меняться и теперь. Содержание образования отражает общественный идеал: существующие в обществе представления о том, каким должен быть образованный человек. Содержание образования находится в зависимости от социально-экономических и социально-культурных условий, от уровня развития системы образования, от степени его контроля государством и т.д.

На содержание образования влияют две основные группы факторов:

1) цель образования, выражающая потребности общества (кратко общественные потребности можно сформулировать как формирование нужной, полезной обществу личности);

2) особенности человека как участника образовательного процесса, закономерности его психофизического развития.

Источник содержания образования – опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре.

 Однако накопленный людьми опыт столь огромен, что невозможно передать его новому поколению в полном объёме. И этого не требуется, ведь многие специальные знания никогда не пригодятся в жизни большинству людей, они будут нужны лишь профессионалам. Но как выбрать из огромного наследия человеческой культуры именно то, что потребуется всем или абсолютному большинству выпускников общеобразовательной школы – то, что станет основой для дальнейшего успешного образования и развития личности? В этом и заключается главная проблема отбора содержания образования.

В.В. Краевский обосновал следующие принципы отбора содержания образования:


- соответствие содержания образования требованиям общества, науки, культуры и личности;
- единство содержательной и процессуальной сторон образования (т.е. содержание образования должно отбираться с учётом особенностей педагогического процесса);
- структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования: научной теории, учебного плана, учебного материала, педагогической деятельности, личности ученика и т.д.;
- гуманитаризация – направленность на человека, на творчество и усвоение общечеловеческой культуры (этот принцип подразумевает прикладное значение полученных знаний и опыта для людей);
- фундаментализация – создание «фундамента» саморазвивающейся личности (объединение наук и искусств, перенос знаний и умений в другие науки и искусства, формирование общеучебных умений, навыков самообразования).

 

Различные подходы к содержанию образования на разных ступенях обучения.

 

В разработке основных компонентов содержания образования в период с 1990-х по настоящее время прослеживается два основных подхода: знаниевый и компетентностный.

 

Согласно знаниевому подходу, основой содержания образования являются знания, формируемые в образовательном процессе, а в структуре содержания образования выделяются следующие компоненты:

· знания – теоретические сведения, отражающие систематизированный и обобщённый опыт, накопленный человечеством;

· умения и навыки применения знаний на практике по готовым алгоритмам в стандартных ситуациях (умения – владение осмысливаемым действием, выполняемым под контролем сознания; навыки – действия, доведённые до автоматизма);

· опыт творческой деятельности – способность личности применять усвоенные знания, умения и навыки (ЗУНы) в новых для себя ситуациях, алгоритм действий в которых заранее не известен;

· опыт отношений к различным сторонам окружающего мира, к самому себе, формируемый в результате осмысления и эмоционального переживания приобретаемых личностью знаний и опыта.

При компетентностном подходе основой содержания образования являются компетенции – умения и способности личности успешно решать те или иные задачи в учебной деятельности, в личностной и социальной сфере. Компетенции, формируемые в учебном процессе, многочисленны, они относятся к видам человеческой деятельности, к разным сферам социального взаимодействия.

 

 

Образовательные программы, по которым ведётся обучение, очень разнообразны. Существует несколько оснований, для разделения программ на типы и виды.

 

 

Учебные программы, рассчитанные на детей дошкольного возраста, подразделяются на типовые (примерные) и рабочие.

Типовые программы утверждаются Министерством образования и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает детский сад.

 Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом.

 

Выделяются также модифицированные (адаптированные) образовательные программы, по содержанию и логике совпадающие с типовыми (примерными), но составленные с учётом конкретных условий их реализации.

 

Образовательные программы подразделяются также на основные и программы дополнительного образования (программы курсов по выбору, факультативов, кружков и т.д.).

 

В свою очередь, программы дополнительного образования по уровню освоения могут быть общеразвивающими, специализированными или профессионально ориентированными. Общеразвивающие образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его социального опыта, знаний о мире и о себе.

Специализированные программы направлены на выявление и развитие способностей детей, формирование знаний и умений в определённом виде деятельности. Профессионально ориентированные помогают детям определиться в выборе профессии.

 

Особую группу образовательных программ составляют авторские программы. Авторские программы учитывают требования образовательного стандарта, однако могут содержать иную логику построения учебного материала, быть направлены не прикладное использование изучаемых наук, носить интегративный, межпредметный характер (объединять, связывать несколько учебных предметов). Чаще всего авторские программы создаются для факультативных курсов или предметов обязательных по выбору. Авторские программы утверждаются педагогическим советом школы и (или) программно-экспертным советом при педагогическом вузе, управлении образования.

 

Выделяются также экспериментальные образовательные программы, особенностью которых является направленность на изменения, привносимые в цели, содержание и организацию учебного процесса. Экспериментальные программы способствуют проверке научных гипотез, выбору наиболее продуктивных инновационных идей, внедрению новых форм и методов обучения.

 

Ещё один вид образовательных программ – программы дистанционного образования, отражающие специфику этого способа организации учебного процесса.

 

Некоторые образовательные программы носят междисциплинарный характер. Среди них можно выделить следующие виды:

 

- комплексные - объединяющие отдельные области, направления, виды деятельности;

 

- интегрированные - рассчитанные на изучение изучающие нескольких отраслей, объединённых общей идеей, общим свойством (например, программы полихудожественной направленности);

 

- модульные - состоящие из нескольких самостоятельных блоков; каждый блок обладает целостностью, устойчивостью, состав и последовательность блоков в программе может варьироваться.

 

Воспитание и обучение в ДОУ осуществляется в соответствии с программой – государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Жизнь детей в детском саду, построенная в соответствии с требованиями программы, создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей общения со сверстниками, развития познавательной деятельности, физического, нравственного и эстетического развития.

Программа воспитания в детском саду синтезирует все новое в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

Программа воспитания совершенствуется вместе с развитием общественного дошкольного воспитания.

Знание программы и выполнение ее требований с учетом конкретных условий жизни группы являются обязательными для каждого дошкольного специалиста.

 

А. Требования к построению программы во ФГОС

Б Характеристика программ

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с законом РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Каждая образовательная программа дошкольного образования сочетает в себе различные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей, ориентирует педагогов на индивидуальный подход к ребенку, обеспечение оптимальной для него учебной нагрузки и охрану ­здоровья.

При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно, как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

                                   

                                                       Виды программ

 

 

 


  Вариативные   Альтернативные Базовые Региональные Федеральные Муниципальные Дополнительные   Основные   Примерные
Основные   Дополнительные             Комплексные   Парциальные  

 


Характеристика программ

Название Характерные черты Наименование
Основные комплексные КП предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста. Комплексные (или общеразвивающие):
  1. включают все основные направления развития ребёнка:
· Физическое · Познавательное · Речевое · социально- коммуникативное · художественно-эстетическое
  1. содействуют
· формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих) · становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). Являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. В соответствии с Законом РФ от образования" основная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующих примерных образовательных программ. Она должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг. Особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ. Такой можно назвать программу "Успех" под ред. Фединой, которая разработана для "особых" деток (ЗПР, слабоумие, аутизм и т.д.), а именно для трудно обучаемых детей  
«Гармония развития» (Д.И. Воробьева) «Детский сад — дом радости» (Н.М. Крылова) «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.) «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н. Дороновой) «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой) «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.) «От рождения до школы» под. ред. Васильевой Н.Е. Вераксы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой) «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко).  
Дополнительные Являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. Они не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного обра­зования. На основании Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03 К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: · художественно-эстетического цикла · этнокультурные · культурологические · интеллектуально-развивающие · коммуникативно-речевые · экологические · физкультурно-оздоровительные · различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.  
Вариативные Парциальная программа – одно или несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. Парциальные программы реализуют в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреж­дения. Парциальные (специализированные, локальные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.   В мире прекрасного В мире природы Воспитание ребенка–дошкольника «Росинка» В.Н. Зимонина. Детская одаренность - развитие детского изобразительного творчества» авторская программа Казаковой Р.Г. Дружные ребята (коллектив под руководством д.п.н. Р. С. Буре) Здоровье (Автор В. Г. Алямовская). Красота - радость - творчество» (Авторы: Т. С. Комарова и др.). Математика в детском саду В.Новиковой. Музейная педагогика, под редакцией А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой Музыкальные шедевры (Автор О. П. Радынова). Наследие (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева). Наш дом – природа Н.А. Рыжовой Основы безопасности детей дошкольного возраста (Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Педагогика и психология ненасилия – по формированию способности к позитивному общению, взаимодействию у детей дошкольного возраста, под ред. Ситарова В.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры (авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева) Природа и художник – художественно – экологическая программа по изобразительному искусству Копцевой Т.А. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной Развитие речи и творчества дошкольников О.С.Ушаковой Расту здоровым Семицветик (Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова) Система «РОСИНКА» (модульная программа) ТРИЗ «Умка» (теория решения изобретательских задач) Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни М.Ф. Литвинова. Практическое пособие Юный эколог (Автор: С.Н. Николаева) Я — человек (Автор С. А. Козлова). Я, ты, мы (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина).
Альтернативные

· Система дошкольного воспитания Марии Монтессори, Вальдорфский детский сад (немецкий философ Р. Штейнер).

· Система дидактических игр Фридриха Фребеля

· Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца»

«Шаг за шагом» (Step by step)

 

 


 

Тема 1.2.2. Методы, приёмы и средства организации обучения

 

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

 

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации.

Поэтому в педагогической науке нет единого подхода к выделению методов обучения

 

Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:

v цели образования, воспитания и развития учащихся;

v особенности содержания изучаемого материала;

v особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;

v время, отводимое на изучение того или иного материала;

v уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;

v уровень педагогического мастерства учителя;

v материально-технические условия обучения.

 

Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, т.е. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств.

 

Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют, как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения.

 Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов.

Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода.

 Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения.

 

 

 

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов.

Классификация методов обучения затруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения.

Сегодня существует достаточно много классификаций методов обучения, однако ни одна из имеющихся классификаций не является общепризнанной.

Наиболее распространены классификации:

по источнику обучения (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе),

по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин),

а также полинарная (по нескольким признакам) классификация Ю.К. Бабанского.

 

В классификации методов по источнику обучения выделяются три группы методов обучения:

1) словесные (источником обучения является слово, речь): рассказ, беседа, лекция, работа с книгой;

2) наглядные (источник обучения – наглядные средства, демонстрируемые педагогом): демонстрации опытов, натуральных объектов, образцов деятельности и т. д.;

3) практические (источник обучения – практическая деятельность): практические и лабораторные работы, выполнение упражнений, решение задач, моделирование объектов.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно- действенное и наглядно-образное).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.048 с.)