Характеристика второго этапа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика второго этапа



Строительство канала началось в 1883 г., работы велись высокими темпами. На стройке были задействованы около 2 000 человек за сезон, который продолжался с начала мая и до осени, в остальное время строительству мешали погодные условия.

Как и большинство подобных проектов того времени, Обь-Енисейский канал сооружали вручную. Черенки для лопат изготавливали прямо на месте.

Работы велись в основном с поздней весны до осени. Трудились на объекте наемные рабочие из ближайших губерний. Кузнецы и плотники за месяц получали 30 руб., землекопам платили чуть меньше — около 20 руб. Кормили хоть и однообразно (щи, каши), зато регулярно. Тем не менее из-за недостатка витамина С, цинга была постоянным спутником стройки.

Существовали и другие трудности. В книге 1900 года издания, посвященной развитию водных и сухопутных сообщений в России, ее автор А.С. Николаев пишет о мириадах мошек и комаров, труднопроходимых болотистых местах (работы велись посреди тайги); больших расстояниях, которые регулярно приходилось преодолевать, чтобы доставить все необходимое для стройки и быта рабочих. По словам автора, единовременно на проекте трудилось около тысячи человек, хотя в отдельные годы было и больше. [https://zen.yandex.ru/media/str_rus/grandioznyi-proekt-obrechennyi-na-proval-obeniseiskii-kanal-5f1525fb7d3512170cc95406]

В 1888 г. по весеннему паводку из Оби в Енисей отправились два буксирных парохода с баржами в 2,5 тыс. пудов (тонн). Одному из них из-за быстрой убыли паводка пришлось возвратиться от ворот первой шлюзовой камеры. В 1893 г. инициаторы-проектировщики, они же руководители строительства, доложили Госсовету о готовности канала к постоянной эксплуатации. К этому времени было построено 12 шлюзов. Позже, в 1897—1898 гг., были построены Георгиевский и Александровский шлюзы (рисунок 4,5).

Рисунки 4,5. Александровский(слева) и георгиевский(справа) шлюзы сейчас[ http://www.valentinvolk.com/sibir_2009/dnevnik_kanal.html].

 

В последующие годы достраивали шлюзы, плотины и другие сооружения. Но вместо планируемых 29 шлюзов закончено было лишь 14, по 7 с каждой стороны от Водораздельного озера (оз. Большое). Сам же канал, как отмечалось выше, пропускал лишь небольшие суда.

Несмотря на активное строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, идею расширить канал не оставляли вплоть до Первой мировой войны. Но именно она и помешала началу работ по укрупнению Обь-Енисейского водного пути. [https://zen.yandex.ru/media/str_rus/grandioznyi-proekt-obrechennyi-na-proval-obeniseiskii-kanal-5f1525fb7d3512170cc95406]

Ввиду маловодности канала благополучно его преодолеть можно было лишь в период весеннего паводка. После 1901 г. на канале производились только дноуглубительные работы для поддержания условий прохождения маломерных судов. Денежные средства на строительство уже не отпускались.

За время регулярной эксплуатации по каналу прошло 25 паровых и около 40 несамоходных судов. На них шли грузы для строительства Транссибирской магистрали, цемент, рельсы, а также соль. Эксплуатация Транссибирской магистрали обрекла канал на забвение, так как большинство грузов стали перевозить по железной дороге.

Не без иронии томские газеты заявили об окончании первого этапа строительства пути. Действительно, готовый канал практически не соответствовал замыслам, вложенным в него. К проблемам с уменьшением габаритов добавился недостаток воды, из-за чего в большую воду грузы проходили медленнее, чем предполагалось, а в межень проход даже на мелко сидящих лодках был иногда невозможен. Так как работы по устранению порогов на Ангаре по урезанному проекту не проводились, канал обеспечил выход только на реку Енисей со сравнительно узким рынком. Крайней точкой на востоке был город Илимск. Авторы предполагали через канал обеспечивать товарами такой город, как Енисейск, однако с течением времени канал, как сооружение, не удовлетворяющее потребностям торговли и судоходства, начал выпадать из системы путей сообщения. [3]

Грузоотправители, убедившись в несостоятельности сооружения, находили альтернативные способы перемещения грузов или возвращались к старым. Единственное, когда каналу не могли найти альтернативы, – переброска пароходов и землечерпательных машин из Обского бассейна в Енисейский.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.005 с.)