Стр. 113. Думаем, сравниваем, размышляем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стр. 113. Думаем, сравниваем, размышляем



1. Представьте, что вы боярин, дворянин, горожанин или крестьянин (на выбор), живущий в XVII в. Воспользовавшись дополнительной литературой и Интернетом, напишите (в тетради) рассказ от первого лица «Один день из жизни…», сопроводив его рисунками жилища и одежды.

Один день из жизни боярина

День сегодня, как всегда, доме начался очень рано. Умывшись и одевшись, пошёл в моленную комнату, где собирались уже и детки мои и матушка их и все домочадцы. Прочитал утренние молитвы. Сегодня не праздничный день и к заутрене в церковь идти не надо. Своей-то домовой церкви нет.

После молитвословия отдавал указки по хозяйству, входя в самые мелочи вплоть до составления меню обычного обеда. Да, за всем не уследишь. Полагаюсь на помощь дворецкого Матюхи.

Рано утром обошел все свои домашние службы и все проверил, да как исполняют мои указания. Плохо приходилось тому холопу, чья служба казалась хозяину неисправной. Сделав обычные указки по хозяйству, отправился во дворец, где ожидал в передней царского выхода. Вместе с царем послушал обедню, после которой совет с царем был о делах. Сегодня думали, как с беглыми крестьянами быть.

Так время до обеда и пролетело. Пообедав, пересмотрел после обеда посуду и почивать стал. После обеденного отдыха снова поехал во дворец, пришлось пробыть там до позднего вечера.

Вот и ужин. Надо в семье побыть. После ужина снова зажигали лампадки, и все пошли к вечернему молитвословию. Теперь и на отдых до утра. Весь дом затих.

Одежда

Известно, что кулачные бои были одной из любимых народных потех. Найдите в тексте поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описание кулачного боя. На основе этого описания подготовьте рассказ о кулачном бое XVII в.

Описание кулачного боя в поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Берег Москвы-реки. Раннее утро. Зрители ещё подтягиваются, но царь со свитою (бояре, дружина, опричнина) уже тут.

Первым, как и предвидел Калашников, выходит на ринг Кирибеевич. Возбуждённый вчерашней «победой», он так агрессивен и так уверен в себе, что никто из его обычных противников не трогается с места. Вот тут-то, раздвинув толпу, и появляется Степан Парамонович. Кирибеевич, слегка удивлённый (он-то сразу сообразил, что перед ним — новичок), предлагает простофиле представиться, чтобы знать-де, по ком панихиду служить. Разумеется, это шутка: биться до смерти он явно не собирается. Не тот случай. Да и царь-государь смертные исходы на кулачных ристалищах не одобряет. И только сообразив, что противник — законный муж Алены Дмитриевны, теряет самообладание. От недавнего куража и следов не осталось. И все-таки — он, первый кулак царской опричной команды, чуть было не погубивший Степана Парамоновича удар, промеж рёбер, поддых, предательски-подлый, наносит именно он. С трудом поднявшись, но моментально собравшись (минуту назад — почтенный купец, а в момент удара удалой боец), Калашников сваливает своего недруга замертво.

Рассказ о кулачном бое XVII в.

Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, местами до Петрова дня, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка» в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

«Стенка на стенку»

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам», или «один на один», был самым почитаемым видом боя. Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного.

Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»). Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьба в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Сравните повседневную жизнь русских крестьян и горожан в XVII в. с жизнью современных горожан и сельских жителей. Что в наше время сохранилось в быту и рационе питания городского и сельского населения с XVII в.?

Жизнь русских крестьян и горожан в XVII в. и жизнь современных горожан и сельских жителей сильно отличается в бытовом устройстве, в обычаях, питании.

В наше время в быту и рационе питания городского и сельского населения с XVII в. не сохранилось практически ничего. В редких случаях – возвращение религиозных тардиций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.007 с.)