По его мнению, теория определяет факты, принятие некоторой теории обеспечивает детерминирование фактов, Т. Е. Также речь идет о концепции теоретической нагруженности фактов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По его мнению, теория определяет факты, принятие некоторой теории обеспечивает детерминирование фактов, Т. Е. Также речь идет о концепции теоретической нагруженности фактов.



Другое положение Фейерабенда состоит в том, что различные научные теории имеют равноправную (равную) силу с точки зрения воздействие на развитие человека. Теории, касающиеся разных областей, имеют равное отношение к человеку. Другими словами, нельзя отдать приоритет какой-либо научной или ненаучной теории с точки зрения влияния на человека.

Таким образом, все научные и ненаучные, религиозные, рациональные и иррациональные теории имеют равное воздействие на человека, способствуют развитию личности, ее самосовершенствованию. С точки зрения постпозитивизма следует отметить следующие моменты:

1). Отрицание понятия истины как таковой, истина лежит за пределами философии науки.

2). Отсутствует понятие критерия рациональности познания. Рациональность познания относительна и научная, и религиозная концепции одинаково рациональны.

3). У Фейерабенда присутствует анархистская критика современной философии науки.

4). Отрицание Фейерабендом универсальных методов познания (у физиков – свои методы познания (исследование, опыт); у экзистенционалистов – свои (переживания).

 

12. Стандартная концепция развития науки: достоинства и недостатки

СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ - форма логико-методологического анализа естественнонаучных теорий, разработанная под значительным влиянием неопозитивистской философии науки. В рамках С. к. н. свойства теории (трактуемой как множество научно осмысленных предложений) полностью определены свойствами входящих в нее предложений и логическими отношениями между ними. Критерием осмысленности научных предложений выступает принцип верифицируемости.

Модель естественнонаучной теории (первоначальный вариант С. к. н.) удовлетворяет следующим требованиям:

1 ) язык, в котором формулируется теория, строится на базе исчисления предикатов первого порядка с равенством;

2) в состав теории, наряду с логическими и математическими терминами, входят термины наблюдения и теоретические термины, образующие непересекающиеся словари;

3) в терминах наблюдения описываются непосредственно наблюдаемые объекты и их свойства;

4) аксиомы (постулаты) теории не включают термины наблюдения;

5 ) теоретические термины имеют явные определения в терминах наблюдения с помощью правил соответствия.

Центральное место в этой модели занимают правила соответствия, с помощью которых осуществляется перевод теоретического языка в язык наблюдения и, в соответствии с философией логического эмпиризма, удостоверяется познавательная значимость теории.

Т аким образом, теория должна состоять из конъюнкции аксиом (постулатов) теории, не содержащих терминов наблюдения, и правил соответствия, которые обеспечивают принципиальную верифицируемость теории.

При реалистической интерпретации С. к. н. истинность теории зависит не только от процедур верификации эмпирических следствий теории, но и от истинности теоретических высказываний, которые описывают некие реальные, хотя и ненаблюдаемые объекты.

Развитие науки в рамках С. к. н. предстает как кумулятивный процесс; теории, прошедшие верификационные испытания, не опровергаются, но могут модифицироваться при сохранении их структурной основы; последующие варианты теории могут быть редуцированы к предыдущим (принцип соответствия).

С. к. н. является методологической основой теории научной рациональности, выдвинутой логическим эмпиризмом. В современной философии науки эта теория утратила большинство своих сторонников, однако ее элементы сохраняют свое значение, а проблематика, связанная с логическим анализом структуры научной теории, не может считаться исчерпанной.

13. Наука как знание, деятельность и социальный институт.

 

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое).. Наука выступает в 3 основных ипостасях:

1) Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

2) Система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

3) Социальный институт. Это понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

 

14. Формы ненаучного знания (донаучное, вненаучное, обыденное; паранормальная, девиантная, народная наука): методологический анархизм или банкротство науки?

 

1. Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:

1). Исторические:

а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся);

б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное;

в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления;

г) художественно-образное (связано с эстетическим);

д) игровое познание: игра, как необходимая форма познания, основополагающая в развитии культуры,

е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт.

2). Иррациональное познание:

а) магия;

б) мистика;

в) колдовство;

г) эзотерическое знание;

д) переживание, ощущения;

е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).

Вненаучное познание характеризуется:

1) недостаточной обоснованностью;

2) частой недостоверностью;

Иррационализмом.

Крайние выражения вненаучного знания:

- антинаука – враждебное отношение к науке (эпоха Средневековья);

- лженаука (понятие, содержащее противоречие внутри себя, сознательное противопоставление науке);

- псевдонаука (квазинаука) – мнимая наука (астрология).

К вненаучному знанию относится также паранаука (околонаука) – знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, но заставляет задуматься (телекинез и т.д.), например, передвигание предметов на расстоянии (телекинез).

Существование вненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, его интересов (любовь, религия), человека нельзя загнать в строгие научные рамки, нормальному человеку научных знаний недостаточно. Наука не всесильна, вненаучное знание появляется раньше научного, но главным критерием истины является научное знание.

15. Методы научного познания. Р. Декарт «Размышления о методе».

Методы эмпирического исследования:

- наблюдение,

- измерение,

- описание,

- эксперимент,

- сравнения.

1) Научное познание добралось до таких вещей, где наблюдение дает сбои.

2) Вмешательство субъекта в объект (например, изменение у объекта микромира свойств при взаимодействии с макроприборами).

Эксперименты:

- исследовательские,

- проверочные,

- мысленные.

Теоретико-познавательные методы:

- Формализация – отображение реальности в знаково-математической форме.

- Аксиоматический метод – метод построения теорий (аксиомы принимаются без доказательств).

- Гипотетико - дедуктивный метод.

- Восхождение от абстрактного к конкретному. Абстрактное – это нечто отвлеченное от чего-то несущественного, не имеющего значения в данном случае; выделяется одна сторона объекта, которая повторяется в других объектах того же класса.

К теоретическим методам можно отнести системный и системно-структурный подход.

Общелогические методы научного исследования:

- анализ,

- синтез,

- индукция,

- дедукция,

- обобщение,

- аналогия,

- моделирование.

Методы социально -гуманитарных наук: социология (анкетирование, интервьюирование, шкалирование и т.д.).

«Рассуждение о методе».

Необходим системный подход к поиску новых истин и для этого достижения есть 3 основных правила:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.017 с.)