Выявление тревожности при помощи рисуночных тестов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление тревожности при помощи рисуночных тестов



Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования определяют нарушения тревожности. Эта закономерность и позволяет оценивать развитие тревожности с помощью рисуночных тестов. Высокая тревожность в сочетании с проявлениями астении позволяет говорить о психастенической акцентуации. Выводы о психологическом состоянии могут быть составлены на основе рисунка ребенка, подтверждаются и другими данными психологического исследования. Таким образом, жалобы на учебные трудности (особенно - на неудачи при выполнении ответственных заданий, контрольных работ) находят свое объяснение в том, что может быть повышена тревожность на фоне общей астенизации.

Особенности рисуночных тестов

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей ребенка основано на принципе проекции, т. е. на вынесении вовне своих тревожности. Рисуя тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно передает свое состояние.

Штриховая линия

 Однако более характерная особенность рисунка ребенка может быть - штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия. Подобный вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка, т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги.

Высокая степень аккуратности штрихово  й линии говорит о том, что в данном случае имеется также некоторая ригидность. О тревожности и повышенной пунктуальности, являющейся следствием ригидности, свидетельствуют также многочисленные уточнения инструкции при выполнении задания.

В рисунках иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками (радужкой) или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз (без радужки и зрачка).

Интересно отметить, что аффект страха действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение «у страха глаза велики». Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов характерно даже для дошкольного возраста.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен. В рисунках (в основном при изображении ног) если имеются эскизные линии: сначала приблизительно в одном и том же направлении проводится несколько линий со слабым нажимом, потом одна из них, показавшаяся автору наиболее удачной, наводится жирной линией. Этот признак характерен для ситуативно-обусловленного повышения уровня тревоги, т. е. волнения, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы. Повышение тревоги часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у детей сензитивного типа. Таким образом, можно наблюдать обострение состояния тревоги у ребенка, склонного к подобным реакциям.

Множественность линий (вместо одной линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге. Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках». Из признаков тревоги могут быть также следы стертых и исправленных линий.

Негативные высказывания

О тревожности и сниженной самооценке говорят также многочисленные негативные самооценочные высказывания до начала рисования и в его процессе. Мальчик неоднократно может сообщать, что не умеет рисовать, что у него ничего не выйдет, что получается плохо, криво, «не похоже» и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.004 с.)