Место России в мировой цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место России в мировой цивилизации



 

В период Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. Совершенно закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизации ее можно отнести? Дискуссии по этому вопросу не прекращались на протяжении всей российской истории. Решение этого вопроса имеет не только методологическое значение в плане исследования истории России, но и политическое, духовно-нравственное. С решением этой проблемы связан выбор пути развития нашей страны, определение ее главных ценностных ориентиров.

Рассмотрим основные точки зрения по данному вопросу.

В XIX в. западники (В.Г Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Т.Н. Грановский) предложили рассматривать Россию как составную часть Европ ы. Они считали, что Россия, хотя и с некоторым отставанием, развивалась в русле западной цивилизации. В пользу такой точки зрения говорят определённые характеристики российской истории.

Реформаторская деятельность многих государственных деятелей (Петра I, Екатерины II, Александра II) была направлена на включение России в западную цивилизацию. Большинство населения России исповедует христианство, поэтому по духовным, религиозно-ценностным ориентациям близко к западной цивилизации.

Приверженцы другого подхода относят Россию к восточной цивилизации. Они считают, что все попытки приобщения России к западной цивилизации закончились неудачно. Россия всегда представляла собой разновидность восточной деспотии: отсутствие в российском государстве демократических традиций, уважения к достоинству личности, коллективистский характер народного менталитета, цикличность истории (за периодом реформ неизбежное следование контрреформ).

Наиболее крупным течением в истории российской общественной мысли является идейно-теоретическое течение, отстаивающее идею самобытности России. Славянофилы (А.С. Хомяков, K.C. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.П. Киреевский) полагали, что Россия развивается по своему собственному историческому пути, который ничего не имеет общего ни с Западом, ни с Востоком. Идею самобытности российской истории они связывали с исключительным своеобразием русской культуры, особенностями общинного устройства социальной жизни. Славянофильство базируется на идеологии панславянизма, в основе которой лежит идея исключительности, особенности славянства.

Другим направлением, отстаивающим идею самобытности России является евразийство. Эго течение сформировалось в 20-е гг. XX в. среди молодой интеллигенции в эмиграции. Группа молодых российских ученых (Н.С. Трубецкой, П.Н. Севицкий, Г.В. Флоровский) выпустила за границей несколько сборников, в которых ставилась проблема поиска смысла российской истории. Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. По их мнению, Россия представляет собой особый тип цивилизации, который отличается как от Запада, так и от Востока. Этот особый тип цивилизации они называли евразийским.

В евразийской концепции цивилизационного процесса особое место отводилось географическому фактору, который определяет особенности развития различных стран и народов, их самосознание и судьбу. Значительная роль в аргументации евразийцев принадлежит особенностям этногенеза русской нации. Русский этнос формировался не только на основе славянского этноса, но и под сильным влиянием тюркских и угро-финских племен. Особо подчеркивалось влияние на российскую историю и русское самосознание восточного, тюрско-татарского элемента, связанного с монголо-татарским игом.

Идеи евразийцев разделял известный русский философ Н.А. Бердяев.

Рассмотренные концепции имеют сегодня немало сторонников среди историков, политологов, политиков и публицистов. Проблема места России в мировой цивилизации по-прежнему остается нерешенной.

Для студентов, изучающих вузовский курс истории Отечества, важно понять своеобразие пути России в контексте истории мировой цивилизации.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Определите хронологические рамки Средневековья.

2. Назовите типологические черты средневекового общества.

3. Какие цивилизационные регионы в период Средневековья были основными?

4. Какие цивилизации в этот период сформировались в Азии? Их особенности.

5. Становление каких цивилизаций начинается в период Средневековья в Европе? В чем их отличительные черты?

6. К какому типу цивилизаций стоит отнести Россию? Рассмотрите основные точки зрения по этому вопросу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.004 с.)