Раздел 2. Изучения коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Изучения коллектива



Список используемой литературы.. 22

 

 


 

Пояснительная записка

Свои первые познания об общественных отношениях, о добре и зле ребенок получает в семье. Личность ребенка формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых, а также в коллективе образовательных учреждений. Возникает актуальный вопрос о том, как семья и коллектив влияют на развитие личности младшего школьника, при каких условиях это влияние становится положительным.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что ребенок с самого рождения попадает в общество. В процессе формирования личности, особое влияние оказывает как семья, так и безусловно общество, так как личность является частью этих двух структур.

Целевое назначение: диагностические методики, предложенные в данном сборнике предназначены для исследования личности младшего школьника, классного коллектива и семьи. Помогают определить достоинства и недостатки и на основании этого предложить ряд рекомендаций.

Описание разделов.

Раздел 1. Личность.

В данном разделе представлены методики, направленные на изучение личности ребенка, выявление его сильных и слабых сторон. В разделе предлагаются следующие методики: методика для изучения социализированности личности ребенка, методика «Лесенка» и методика «Цветовой тест Люшера». Методики позволяют определить уровень социализированности ребенка, определить его самооценку и выявить некоторые особенности характера ребенка.

Раздел 2. Коллектив.

В данном разделе предложены следующие методики: Социометрическая методика Я. Морено, Методика «карта-профиль психологического климата группы», Методика А.Ф. Фидлер «Оценка психологической атмосферы в коллективе».  Предложенные методики помогают оценить психологическую атмосферу в детском коллективе, основные проявления психологического климата коллектива и изучить социометрическую структуру школьного класса и социометрический статуса ребёнка в учебной группе.

Раздел 3. Семья.

В разделе представлены 3 методики, а именно: методика «Стратегии семейного воспитания», «Кинетический рисунок семьи» (КРС) и методика «Мера заботы о ребенке». Направлены данные методики на изучение семьи учащегося, взаимоотношений между родителями и детьми, позволяют определить стиль воспитания, преобладающего в семье, выявить взаимоотношения в семье, факторы, вызывающие тревогу у ребенка и определение степени проявления заботы родителей по отношению к ребенку.

 


Раздел 1. Личность

«Цветовой тест Люшера»

(Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (часть 1): методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- Спб: Иматон, 2007. – С.106.)

Цель: Выявление степени комфорта ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, расчет энергетического баланса организма и показателя суммарного отклонения от нормы психологического благополучия.

Инструкция: Цветовые карточки (красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный) выкладываются перед ребенком на белом листе бумаги. «Выбери их всех этих цветов тот, который тебе больше всего нравится». Выбранную цветовую карточку следует убрать, а ее номер записать. Далее ребенку предлагается делать аналогичный выбор из оставшихся цветов, выбранные карточки убирайте, пока они все не закончатся. Последовательность предпочтения цветов записывайте в ответном бланке.

Цвет Красный Желтый Зеленый Фиолетовый Синий Коричневый Серый Черный
Место цвета в аут. норме 1 2 3 4 5 6 7 8
Место цвета в выборе ребенка                
Разности                

Интерпретация:

Расчет суммарного отклонения от нормы психологического благополучия.

СО = сумма разностей.

 

Преобладание отрицательных эмоций Эмоциональное состояние в норме Преобладание положительных эмоций
>=19 18-9 8-0

Расчет вегетативного коэффициента (энергетический баланс организма).

ВК=

18 – место оранжевого – место желтого

18 - место синего – место зеленого

Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность

Компенсируемое состояние усталости

Оптимальная работоспособность Перевозбуждение

0 – 0,5

0,51 – 0,91

0,92 – 1,9 2 –5
             

 

 

Изучение особенностей самооценки. Методика «лесенка» (В.Г. Щур)

Цель: определение особенностей самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человека, лист бумаги, карандаш (ручка).

Инструкция: п осмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. Е. на самой нижней ступеньке – самые плохие и т. Д..

После этого ребенку дается фигурка человека (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» при этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь? Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.

По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).

Беседа с одним ребенком занимает примерно 20 – 30 мин.

Стимульный материал


Обработка результатов: д ети старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему.

При оценке результатов необходимо, прежде всего, установить отношение ребенка к себе. В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В. Г. Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т. е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично

 и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «благополучными».

Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

- действительно благополучных;

- инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

- «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

И еще один вариант – дети ставят себя выше, чем как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят. По данным ВГ Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены на самую верхнюю ступеньку.

Вопрос экспериментатора  Ответ ребенка
   
   
   
   

Методика изучения социализированности личности ребенка (М.И. Рожков)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Учащиеся против каждого номера суждения ставят оценку в бланке для анкетирования.

Интерпретация:

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения. Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения. Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения. Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся.

Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств. Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень.

Если коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень.

Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень развития социальных качеств. Данные вносятся в сводные таблицы по ОУ (социальная адаптированность – в таблицу №7, активность – в таблицу №8, автономность – в таблицу №9, нравственность – в таблицу №10). Следует обратить внимание на то, чтобы количество учащихся класса, указанных в каждой таблице, совпадало с данными таблицы №1.

 


 

Раздел 3. Изучения семьи

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б
авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
либеральный В Б Б Б А А Г В В В
индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

Соотнесите ответы с ключом, определите, какая стратегия преобладает. Если среди ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

· Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»). Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признают право на саморазвитие. Понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, дети выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

· Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»). Родители хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под строгим родительским контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные школьники приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. При таком воспитании у детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

· Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Становясь более взрослыми, такие школьники конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

· Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.

Бланк регистрации ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вариант ответа                    

Преобладающий вариант ответа 

А Б В Г
       

Преобладающий стиль воспитания в семье ____________________________


Тест «кинетический рисунок семьи» (КРС) (Р.Бернс и С.Кауфман)

Цель: выявление взаимоотношений в семье, факторов, вызывающих тревогу у ребенка, особенности отношения к другим членам семьи и своему месту среди них.

Инструкция: тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Предложите: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».

Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования.

После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2)Где работают и учатся члены семьи?

3) Как в семье распределяются домашние обязанности?

4) Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

Обработка результатов. В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава с изображением)

2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема изображений отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий к нарисованному, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между ними рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь нескольких членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.

2. Считается, ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникать паузы перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. Это в отдельных случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.

Для теста КРС разработана система количественной оценки.

Выделяются пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство неполноценности в семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации.

Список используемой литературы

1. Диагностические методики для изучения личности и коллектива, 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/08/24/metodiki-izucheniya-klassnogo-kollektiva (Дата обращения 20.06.2020).

2. Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся", 2015. URL https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fnprilepina-vosp.ucoz.ru%2Fdiagnosticheskme_metodiki_izuchenija_semi.pdf (Дата обращения 20.06.2020).

3. Павлова О. Н. Диагностические методики для изучения личностных особенностей обучающихся, 2016. URL: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fdtdimvouo.mskobr.ru%2Ffiles%2Fprimer_podbora_diagnosticheskih_metodik_dlya_izucheniya_lichnostnyh_osobennostej_obuchayuwihsya.docx (Дата обращения 20.06.2020).

 

Список используемой литературы.. 22

 

 


 

Пояснительная записка

Свои первые познания об общественных отношениях, о добре и зле ребенок получает в семье. Личность ребенка формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых, а также в коллективе образовательных учреждений. Возникает актуальный вопрос о том, как семья и коллектив влияют на развитие личности младшего школьника, при каких условиях это влияние становится положительным.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что ребенок с самого рождения попадает в общество. В процессе формирования личности, особое влияние оказывает как семья, так и безусловно общество, так как личность является частью этих двух структур.

Целевое назначение: диагностические методики, предложенные в данном сборнике предназначены для исследования личности младшего школьника, классного коллектива и семьи. Помогают определить достоинства и недостатки и на основании этого предложить ряд рекомендаций.

Описание разделов.

Раздел 1. Личность.

В данном разделе представлены методики, направленные на изучение личности ребенка, выявление его сильных и слабых сторон. В разделе предлагаются следующие методики: методика для изучения социализированности личности ребенка, методика «Лесенка» и методика «Цветовой тест Люшера». Методики позволяют определить уровень социализированности ребенка, определить его самооценку и выявить некоторые особенности характера ребенка.

Раздел 2. Коллектив.

В данном разделе предложены следующие методики: Социометрическая методика Я. Морено, Методика «карта-профиль психологического климата группы», Методика А.Ф. Фидлер «Оценка психологической атмосферы в коллективе».  Предложенные методики помогают оценить психологическую атмосферу в детском коллективе, основные проявления психологического климата коллектива и изучить социометрическую структуру школьного класса и социометрический статуса ребёнка в учебной группе.

Раздел 3. Семья.

В разделе представлены 3 методики, а именно: методика «Стратегии семейного воспитания», «Кинетический рисунок семьи» (КРС) и методика «Мера заботы о ребенке». Направлены данные методики на изучение семьи учащегося, взаимоотношений между родителями и детьми, позволяют определить стиль воспитания, преобладающего в семье, выявить взаимоотношения в семье, факторы, вызывающие тревогу у ребенка и определение степени проявления заботы родителей по отношению к ребенку.

 


Раздел 1. Личность

«Цветовой тест Люшера»

(Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (часть 1): методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- Спб: Иматон, 2007. – С.106.)

Цель: Выявление степени комфорта ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, расчет энергетического баланса организма и показателя суммарного отклонения от нормы психологического благополучия.

Инструкция: Цветовые карточки (красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный) выкладываются перед ребенком на белом листе бумаги. «Выбери их всех этих цветов тот, который тебе больше всего нравится». Выбранную цветовую карточку следует убрать, а ее номер записать. Далее ребенку предлагается делать аналогичный выбор из оставшихся цветов, выбранные карточки убирайте, пока они все не закончатся. Последовательность предпочтения цветов записывайте в ответном бланке.

Цвет Красный Желтый Зеленый Фиолетовый Синий Коричневый Серый Черный
Место цвета в аут. норме 1 2 3 4 5 6 7 8
Место цвета в выборе ребенка                
Разности                

Интерпретация:

Расчет суммарного отклонения от нормы психологического благополучия.

СО = сумма разностей.

 

Преобладание отрицательных эмоций Эмоциональное состояние в норме Преобладание положительных эмоций
>=19 18-9 8-0

Расчет вегетативного коэффициента (энергетический баланс организма).

ВК=

18 – место оранжевого – место желтого

18 - место синего – место зеленого

Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность

Компенсируемое состояние усталости

Оптимальная работоспособность Перевозбуждение

0 – 0,5

0,51 – 0,91

0,92 – 1,9 2 –5
             

 

 

Изучение особенностей самооценки. Методика «лесенка» (В.Г. Щур)

Цель: определение особенностей самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человека, лист бумаги, карандаш (ручка).

Инструкция: п осмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. Е. на самой нижней ступеньке – самые плохие и т. Д..

После этого ребенку дается фигурка человека (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» при этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь? Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.

По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).

Беседа с одним ребенком занимает примерно 20 – 30 мин.

Стимульный материал


Обработка результатов: д ети старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему.

При оценке результатов необходимо, прежде всего, установить отношение ребенка к себе. В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В. Г. Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т. е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично

 и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «благополучными».

Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

- действительно благополучных;

- инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

- «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

И еще один вариант – дети ставят себя выше, чем как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят. По данным ВГ Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены на самую верхнюю ступеньку.

Вопрос экспериментатора  Ответ ребенка
   
   
   
   

Методика изучения социализированности личности ребенка (М.И. Рожков)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Учащиеся против каждого номера суждения ставят оценку в бланке для анкетирования.

Интерпретация:

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения. Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения. Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения. Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся.

Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств. Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень.

Если коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень.

Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень развития социальных качеств. Данные вносятся в сводные таблицы по ОУ (социальная адаптированность – в таблицу №7, активность – в таблицу №8, автономность – в таблицу №9, нравственность – в таблицу №10). Следует обратить внимание на то, чтобы количество учащихся класса, указанных в каждой таблице, совпадало с данными таблицы №1.

 


 

Раздел 2. Изучения коллектива



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.099 с.)