Кожевенно-обувной комбинат им. Коминтерна Наркомата легкой промышленности СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кожевенно-обувной комбинат им. Коминтерна Наркомата легкой промышленности СССР



Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 г. за образцовое выполнение заданий правительства по производству и обеспечению Красной Армии и Военно-Морского Флота теплой одеждой, обувью, снаряжением и парашютно-десантным имуществом орденами и медалью награждены 6 работников завода, в т. ч.: 2 – орденом Трудового Красного Знамени, 3 – орденом «Знак Почета», 1 – медалью «За трудовую доблесть» [98].

5. Документально подтвержденные факты трудового героизма жителей города Кирова в 1941–1945 гг.

Жители г. Кирова с первых же дней войны показали примеры трудового героизма. На смену ушедшим на фронт к станкам пришли женщины, молодежь, пенсионеры. В марте 1942 г. на заводе № 38 от общего числа рабочих 34,9% были женщины [99]. На заводе «Красный инструментальщик» в первом полугодии 1943 г. свыше половины рабочих было в возрасте до 24 лет [100]. Высокий гражданский долг поднимал производственную активность людей.

С первых дней войны развивалось движение двухсотников, трехсотников и тысячников – рабочих, выполнявших норму на 200, 300 и 1000% соответственно. Значительное распространение этот вид соревнования получил и в г. Кирове. В июле 1941 г. зуборезчики Кировского машиностроительного завода им. 1 Мая М.И. Костров, В.В. Савич, М.П. Замятин, И.С. Елпашев выполнили нормы выработки на 380%, в августе – на 277,7% [101]. Согласно заметке начальника инструментального цеха завода им. 1 Мая Г.Н. Филипковского от 15 июля 1941 г. рабочий Хрулев систематически перевыполнял норму, а в июне выдал 340% [102]. 16 февраля 1943 г. токарь завода им. 1 Мая Скурихин выполнил производственное задание на 348%. 17 февраля 1943 г. токарь того же завода Зыкова выполнила производственное задание на 318%. Более трех норм в одну смену дал 17 февраля 1943 г. стахановец Кочуров [103].

Фрезеровщик завода № 38 В. Лебедев обрабатывал деталей в 10-50 раз больше задания [104], а токарь Кировского машиностроительного завода им. 1 Мая Пономарев к июлю 1942 г. выполнял за смену более 10 норм [105].

В информации секретаря партбюро комбината «Искож» Мурина в Кировский горком ВКП(б) от 10 августа 1941 г. о роли женщины на производстве отмечалось: «Из 2,5 тысячи коллектива искожевцев работает около 1400 женщин… Многие женщины перевыполняют норму, работают за двоих и за троих. Вальцовшицы Кутергина, Дуняшева выполняют дополнительную работу и много других. Тт. Шмырина, Минина, Моисеева – сушильщицы. Дают по полторы нормы за смену» [106].

В «Сводных технико-экономических показателях о работе завода № 41 Главспецдревпрома за 1941 год» отмечалось, что «число рабочих перевыпол-нявших и выполняющих нормы вырабо[т]ки… возросло вместо 61,6% в 1941 году до 77,8% в 1942 го[ду]…» [107]. Целый ряд стаханавцев завода № 41 перевыполнял свои нормы выработки в 1942 г. в два и более раза. Среди них: слесарь-монтажник П.В. Ефремов, медник П.А. Астраханцев, слесарь Тамбуров, электросварщик Мищенко, слесари Сидоров, Сухов, Шишкин, Дьяконов, столяры Смирнов, Раков, моторист Лопатин, слесарь-монтажник Кочина и др. [108]

В годы войны на предприятиях г. Кирова появились фронтовые бригады. Принцип их работы заключался, по словам бригадира такой бригады на Кировском машиностроительном заводе им. 1 Мая Германа Зыкова, в том, чтобы «…не просто выполнять план, а обязательно перевыполнять его, и каждое боевое задание выполнять срочно, не выходя из цеха». Фронтовая бригада Германа Зыкова, в состав которой вошли рабочие Щукин, Лорейкина, Башмакова, Шубина, Краузе, возникла 5 декабря 1941 г. В тот же день бригадой было выполнено боевое задание в течение 8 часов вместо 12 по плану. В первые дни января фронтовая бригада давала по 2,5-3 производственные нормы в одну смену [109].

Подобные бригады возникали и на других предприятиях.

На заводе № 32 фронтовые бригады появились в 1942 г. и к маю 1943 г. их число достигло78 (с 389 участниками) [110]. В начале 1944 г. одними из лучших были фронтовые комсомольско-молодежные бригады: формовщиц – Ефремовой, изолировщиц – Казаковцевой (завод № 266), слесарей – Жигалова (завод № 32). Бригада Ефремовой с меньшим, чем раньше, количеством людей мартовский план 1944 г. выполнила к 16 числу, апрельский к 14, бригада Жигалова в феврале 1944 г. дала 365% плана, а в марте – 560% [111].

На заводе № 266 число стахановцев в 1944 г. по сравнению с 1942 г. увеличилось с 47 до 68,3%, ударников – с 19,7 до 26,5%. На заводе № 32 соревнованием было охвачено 92% всех работающих, число двухсотников и трехсотников с 602 чел. в 1942 г. увеличилось до 737 чел. в 1944 г. [112] К декабрю 1944 г. на заводе № 266 стахановцы составляли 69,2 % от общего числа рабочих, стахановцы-двухсотники – 10,7 %, многостаночники – 42 %, на заводе работали 110 комсомольско-молодежных бригад, в которые входили 442 чел. [113] К 1 января 1945 г. на заводе им. 1 Мая число соревнующихся рабочих составляло 1709 (82,6 % от общего числа), стахановцев – 972 (46,9 % от общего числа), ударников – 343 (16,5 % от общего числа), на заводе работали 64 комсомольско-молодежные бригады, в которые входили 256 чел. [114]

В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. многие промышленные предприятия значительно увеличили объем выпуска промышленной продукции, в том числе за счет внедрения рационализаторских предложений, в тяжелых условиях освоили выпуск новых видов изделий для обороны страны. Завод № 266 в 1941 г. дал продукции на 224,241 млн руб., а в 1943 г. рост объема выпуска составил 56,4 %.

В результате рационализаторских предложений по заводам № 32 и № 266 за 1942, 1943 гг. и I квартал 1944 г. сэкономлено 508 тонн стали и 13159 метров стальных труб, 156,2 тонны цветных металлов. На заводе № 266, где пущено 10 поточных и конвейерных линий, сборка агрегатов крупного серийного выпуска на 90 % переведена на поток и конвейеры. Переход на поточный метод и сокращение производственных циклов агрегатов позволили заводу высвободить свыше 150 чел. квалифицированных рабочих. Организация 9 поточных линий на заводе № 32 дала 136 тыс. руб. годовой экономии, высвободив 18 чел. высококвалифицированных рабочих и ряд остродефицитных станков.

Наиболее важные рационализаторские предложения, внедренные за это время, по заводу № 266: модернизация регуляторной коробки танкового генератора, экономический эффект которого составил 266 тыс. руб. в год, а экономия алюминия – 23 тонны в год; изменение конструкции каркасов регуляторных коробок самолетных генераторов; изготовление пятикрылого вентилятора самолетных генераторов вместо восьмикрылого.

Заводы авиационной промышленности освоили за время войны ряд новых важных изделий. Главнейшими из них по заводу № 266 являются: радиумформеры для питания самолетных и танковых радиостанций, комплект механизмов дистанционного управления, авиационное магнето для 14-цилиндровых моторов, артнасос двойного действия, механизм управления курсом самолета (1942 г.), самолетный генератор для форсированных моторов, электропневматический клапан для перезарядки вооружения самолетов (1943 г.).

В связи с перебоями в снабжении материалами заводы освоили и организовали у себя производство коллекторного миканита, герметических конденсаторов, спиральных сверл, пресс-порошков разных марок (завод № 266), специального мерительного, а также и нормального инструмента (завод № 32). На заводе № 266 в 1942 г. себестоимость продукции, по сравнению с 1941 г., снизилась на 23,7 %, в 1943 г. на 6 % против 1942 г. и за I квартал 1944 г. на 5,6 %. Абсолютная экономия составила 34,530 млн рублей. На заводе № 32 себестоимость продукции, по сравнению с плановой, в 1942 г. снижена на 4,5 %, в 1943 г. на 2,8 %, с абсолютной экономией в 5,863 млн рублей [115]. Завод № 38 за два с половиной года работы в г. Кирова в два раза увеличил свои производственные площади, перевыполнив как в 1942 г. (на 17,1 %), так и в 1943 г. (на 21,2 %) производственную программу. План I квартала 1944 г. он выполнил на 100,3 %, апрельское задание на 101,9 % и майское на 103,6 %. Завод успешно и быстро освоил в 1943 г., вместо снятых с производства танков Т-60 и Т-70, самоходные артиллерийские установки СУ-76, а в марте 1944 г. новые штурмовые минометные установки КС-135.

На заводе была проделана большая работа по организации потока – организована конвейерная сборка артустановок, поточная линия на сборке главных передач радиаторов, 25 поточных линий в цехах механической обработки деталей СУ-76 и М-13. В результате этого значительно уменьшилась трудоемкость основных изделий, в частности на 44 % по СУ-76, на 35 % по М-13 и на 58 % по М-31, высвобождено до 100 универсальных станков. Завод значительно снизил в 1943 г. (на 10,3 %) по сравнению с 1942 г. себестоимость продукции.В I квартале 1944 г. при задании в 7,8 %, завод фактически снизил себестоимость на 18,7 %, получив прибыли около 7 млн руб. [116]

В 1943 г. завод № 537 выполнил производственную программу на 103,1 % и дал рост продукции свыше, чем на 10 млн руб. [117] В том же году завод «Красный инструментальщик» выполнил план на 103 % и увеличил, по сравнению с предыдущим годом, выпуск продукции с 29 млн руб. до 41,8 млн руб. Завод восстановил после эвакуации из г. Ленинграда производство почти всех видов инструмента (58 из 75, выпускаемых до войны), организовал вновь футлярный, кузнечный цеха и цех индикаторов.

Завод провел большую работу по механизации производства, коренным образом изменившую технологию обработки мерительного инструмента, в связи с чем производительность труда на заводе в 1943 г. увеличилась на 58 % против довоенного уровня, а заводская себестоимость продукции снизилась на 38 % [118].

Выпуск товарной продукции на заводе в 1943 г. составил 114,4% по отношению к выпуску продукции в 1940 г. [119] Кировский машиностроительный завод им. 1 Мая, несмотря на трудности, связанные с переездом завода на новое место, в неприспособленные для целей машиностроений помещения, находящиеся в трех разных местах, освоение совершенно нового для завода производства, в 1942 г. «…данное ему производственное задание по валовому выпуску выполнил на 101,6%» [120]. За 1943 г. завод увеличил выпуск продукции по сравнению с 1942 г. на 32,9% [121]. Согласно отчету секретаря Кировского обкома ВКП(б) за 1941–1944 гг. систематически с 1942 г. по 1944 г. перевыполнял производственные планы [122]

Комбинат «Искож» за годы войны ввел в эксплуатацию резиновый завод и цех формованных задников (в 1942 г.), организовал и освоил производство резиновых изделий для танковой и авиационной промышленности, в январе 1943 г. ввел в эксплуатацию регенератный цех.

В 1943 г. комбинат увеличил выпуск продукции до 45,824 млн руб., т. е. в два раза по сравнению с предыдущим годом. 25 внедренных за 1943 г. на комбинате рационализаторских предложений дали годовую экономию в 5,115 млн руб. От внедрения этих предложений в 1943 г. сэкономлено 300 тонн авиабензина, 230 тонн каучука и ряд других материалов [123].

Кожевенно-обувной комбинат им. Коминтерна в 1943 г. выполнил годовой план по обуви на 101,7%. Подавляющая часть обуви, изготавливаемой комбинатом, была предназначена для армии [124].

Кировский мясокомбинат годовой план 1943 г. выполнил на 109,4 %, выпустив продукции на 11,82 млн руб. План в натуре по мясу был перевыполнен на 5,2 %. По сравнению с 1940 г. комбинат увеличил годовой выпуск мяса с 4371 тонны по 5260 тонн (на 20 %) [125].

Кировский шинный завод, пущенный в эксплуатацию в декабре 1943 г., к лету 1944 г. освоил производство автопокрышек, автокамер и автофлепов. План I квартала заводом выполнен на 101,6 %, апрельский план – на 126% и майский – на 171,2% [126].

Для улучшения работы железнодорожного транспорта на Кировском отделении Горьковской железной дороги за военный период построена сортировочная горка на ст. Лянгасово, с вводом в эксплуатацию 6 сортировочных путей, что позволило значительно ускорить процесс формирования поездов; частично реконструированы станционные пути и построен вытяжной тупик для производства маневровой работы на ст. Киров-Котласская; реконструированы подъездные пути к северной группе предприятий г. Кирова, для их обслуживания построена новая станция Октябрьская [127].

В Кировском вагонном участке Горьковской железной дороги средним ремонтом в 1941 г. было отремонтировано 875 вагонов, в 1943 г. – 1766 вагонов; капитальным ремонтом в 1941 г. – 285, в 1943 г. – 504 вагона [128].

Итоги военного периода истории промышленности г. Кирова в целом подведены в докладной записке Кировского облисполкома и Кировского обкома ВКП(б) Председателю Совета Народных Комиссаров РСФСР А.Н. Косыгину от 3 июня 1945 г. о неотложных мероприятиях по г. Кирову: «Великая Отечественная война внесла резкие изменения в хозяйственное развитие города Кирова. Размещение в городе крупных эвакуированных предприятий [–] заводов № 266 НКАП, № 537 Наркомвооружения, “Красный инструментальщик” Наркомстанкостроения и строительство завода № 324 НКБ, шинного, Кордной фабрики превратили город в крупный промышленный центр, с населением в 200 тысяч человек…

Еще до войны город Киров был признан удобным для размещения оборонной и машиностроительной промышленности. В соответствии с этим в 1938-40 гг. в городе было начато строительство крупных заводов Наркомавиапрома, Наркомбоеприпасов и Наркомцветмета.

Великая Отечественная война показала, что промышленность города Кирова может с успехом удовлетворять самые разнообразные потребности фронта и тыла[,] и подтвердила экономическую целесообразность размещения здесь крупной оборонной и машиностроительной промышленности» [129].

Жители г. Кирова в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. проявили мужество и трудовую доблесть, внесли значительный вклад в общее дело Победы, организовав в сжатые сроки и трудных условиях массовый выпуск новой промышленной продукции для снабжения фронта военной техникой и вооружением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.013 с.)