Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов



ИСТОРИЯ

                                                                   

 

Методические указания и тематика контрольных работ

для подготовки сотрудников УИС

по направлению подготовки 080200 Менеджмент

 

 

Факультет:                    экономический

Категория обучающихся: слушатели

Курсы:                           1-й (заочная форма обучения)

 

 

Рязань 2012


 

ББК 63.3р30

И90

Рецензенты:

Ю.С. Бадальянц, доктор исторических наук, профессор (Рязанский филиал Московского института экономики, менеджмента и права);

В.В. Бурукин, кандидат исторических наук (Академия ФСИН России)

 

Васильева С.А.

И90 История: методические указания и тематика контрольных работ. –  Рязань: Академия ФСИН России, 2012. –  38 с.   Методические указания и тематика контрольных работ составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 24 февраля 2012 г., протокол № 8.  

 

 

Начальник обеспечивающей кафедры

Кандидат исторических наук, доцент                                               О.А. Тарасов

 

 


Учебно-методическое издание

 

Васильева Светлана Анатольевна


ИСТОРИЯ

 

Методические указания

и тематика контрольных работ

Технический редактор Л.И. Семочкина Редакционно-издательский отдел
   Подписано в печать __________.   Академии ФСИН России
Формат 60x84 1/16. 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1
Бумага офсетная. Гарнитура Times. Отпечатано: Отделение полиграфии РИО
                     Печ. л. 2,4. Академии ФСИН России
Тираж 20 экз. Заказ № _____. 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1

 

 

ББК 63.3р30

                                                                  © Васильева С.А., 2012

                                                                  © Академия ФСИН России, 2012


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Дисциплина «История» изучается слушателями на первом курсе и включает 22 часа аудиторной работы и 122 часа самостоятельной работы.

Дисциплина «История» играет важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление образованной, эрудированной личности будущего специалиста. Историческое образование является важным фактором формирования патриотизма у слушателей. В этой связи, курс истории развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал, способствует освоению общечеловеческих ценностей, обладает широкими воспитательными возможностями.

Изучение курса предполагает формирование у слушателей знаний о России, ее месте и роли в мировом историческом процессе, о современном положении страны с позиций демократии и патриотизма; формирование общей культуры специалиста, и призвано способствовать социализации личности, осознанию курсантами и слушателями выбора и последующего освоения профессиональных программ образования.

Целями освоения дисциплины «История» являются:

– формирование у обучающихся фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней;

– усвоение обучающимися уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы; формирование понимания отечественной истории как части мировой цивилизации, ее места в мире и стремления постигать и охранять общечеловеческие ценности и мир на земле;

– воспитание на основе знания истории нашей страны чувства патриотизма, гражданственности; гордости за свое прошлое;

– социализация личности, понимание своей роли в жизни общества, выработка жизненной позиции, умения оценить современные процессы, опираясь на исторический опыт;

– оказание помощи в будущей работе в органах, исполняющих наказания, в которой обращение к историческому опыту будет полезно.

Достижение поставленных целей предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:

– раскрыть основные закономерности и направления мирового исторического процесса, основные этапы исторического развития России, место и роль России в мировой истории, общее и особенное в истории нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами.

– дать представление об особенностях российского типа эволюции, специфике природно-климатических и геополитических условий развития, особенностях социального реформирования, личностного фактора и духовного начала, отношениях между государством и обществом на различных этапах развития России.

– углубить и систематизировать исторические знания, сформировать навыки аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними.

– сформировать представление о российской истории как о целостном динамичном процессе, в единстве экономики, политики, культуры.

– обучить самостоятельности при обращении к историческим источникам, помогающим оценить и духовно воспринять факты, события, поведение людей, и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории, умению учитывать неоднозначность выводов ученых по многим проблемам отечественной истории.

Курс «История» предусматривает освещение истории России в связи с мировым цивилизационным процессом. Структурно курс состоит из четырнадцати разделов, каждый из которых открывается краткой характеристикой соответствующего периода мировой истории, в контексте которой развивалась Россия. Подавляющая часть каждого раздела посвящена собственной истории России. При этом при ее освещении и анализе берется за основу концептуальный принцип, согласно которому предполагается изложение существующих в исторической литературе мнений по наиболее важным и общим проблемам исторического процесса.

Таким образом, история России рассматривается как часть всемирного исторического процесса и как самостоятельная, имеющая свой характер, свои особенности, свой вектор развития. Изучая историю, курсант должен продемонстрировать не только знание фактов и событий, охватывающих мировую историю и историю своей страны с древнейших времен до наших дней, но и умение анализировать программный материал, понимать логику исторического процесса.

Необходимый объем знаний изложен в рабочей программе, которой и следует руководствоваться в процессе подготовки. Усвоив материал курса «История», слушатель должен продемонстрировать: а) хорошее знание фактического материала (исторические события, даты, выдающиеся личности и т.п.); б) понимание объективного хода исторического развития, закономерности возникновения тех или иных исторических событий, их влияние на судьбы народов и государств; в) умение грамотно и логично формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Требования к уровню освоения программы. По итогам курса обучающийся должен:

Знать:

– закономерности и этапы исторического процесса, основные события мировой и отечественной истории;

– понятийный аппарат исторической науки, основные методы исследования истории;

– основной спектр концепций исторического развития, точек зрения по частным историческим проблемам.


Уметь:

– применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

– ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, применять полученные знания и умения при оценке социально-экономических и социально-политических проблем современного этапа развития отечественной истории;

– применять принципы историзма и объективности в анализе исторического материала, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к историческому прошлому;

– применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетенции.

Владеть:

– навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

– высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга;

– приемами работы с источниками исторического знания.

 

О самостоятельной работе слушателей с литературой

Для слушателя-заочника, который лишен возможности ежедневно встречаться с преподавателями, систематическая работа с документами и литературой – основной метод изучения курса.

Приступая к изучению темы, необходимо руководствоваться указаниями преподавателя, данными на установочной сессии, изучить рекомендуемую литературу, документы, материалы.

Установочные лекции по дисциплине «История» представляют собой систематизированные основы теоретических знаний по дисциплине, акцентируют внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

Начать следует с изучения лекционного материала и выборочного ознакомления с предложенной литературой. В качестве основной литературы для подготовки к семинарским занятиям кафедра рекомендует труды представителей классической, современной русской исторической мысли. Кроме этого, слушатели могут использовать любые монографии, сборники, учебные пособия, периодические журналы.

Начинать работу нужно с предварительного общего ознакомления с книгой. Следует обратить внимание на полное название работы, подзаголовок и т.п., затем ознакомиться с оглавлением, научно-справочным аппаратом: ссылками на источники, примечаниями, приложениями. Следующий и самый важный этап работы над источником – внимательное чтение его с начала до конца. Очень важно определить главные идеи книги и глубоко в них разобраться. Если понимание книги затрудняется встречающимися в ней неясными словами, терминами, рекомендуется пользоваться при чтении справочниками, словарями иностранных слов, политическими и энциклопедическими словарями.

Помимо конспекта источника, в тетради ведется работа с терминами, делаются необходимые записи на семинарском занятии. Делая записи в личном конспекте, не забывайте отмечать, когда произошло то или иное событие, создавая хронологическую таблицу, которая поможет Вам усвоить ход исторических событий. Обратите внимание, что при изучении каждой темы очень важно отрабатывать материал по историческим персоналиям эпохи. В конспекте рекомендуется давать небольшие справки о правителях, политических деятелях, полководцах, представителях культуры и других лицах. Помните, через деятельность конкретных лиц лучше раскрывается изучаемый период истории.

В ходе работы с материалом необходима постоянная работа по четкому определению терминов и понятий. Например, Боярская дума, интервенция, военный коммунизм, приватизация, баскаки, норманнская теория и т.п. Не жалейте времени, чтобы разобраться и уяснить их смысл и содержание, используйте для этого учебную литературу, справочники и словари. Слушателю рекомендуется завести собственный словарик понятий.

Всего по курсу

144 22 10 12     122

 


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

В развитии России

Основные проблемы. Проблема места и роли России в мировой истории. Россия как многонациональное единство. Особенности пути России: географический, природно-климатический, социальный, культурно-религиозный и др. факторы. Геополитическое положение России и его роль в формировании особенностей развития государства. Роль природно-климатического фактора в складывании русского национального характера. Проблема выбора пути развития. Россия – органическая часть мировой истории.

Литература

Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. М., 1993.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: в 3 кн. Ростов н/Д, 1998. Кн. 1.

Петрухин В.Я, Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999.

Откуда есть пошла Русская земля. Века VI–X. М., 1986. Кн. 1–2.

Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984.

Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. М., 1982.

Соловьев С.М. Общедоступные чтения по русской истории // собр. соч.: в 3 т. Ростов н/Д, 1997. Т. 1. Чтение I.

 

В XVII в.

Основные проблемы. Преодоление последствий Смуты в экономике. Появление мануфактур. Складывание всероссийского рынка. Правление династии Романовых. Возникновение предпосылок к возникновению абсолютной монархии. Основные направления внешней политики России в XVII в. Воссоединение Украины с Россией. Итоги развития России к концу XVII в.

Литература

Богданов А.П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. № 1.

Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989.

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Морозова Л.Е. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. № 1.

Нефедов С.А. Первые шаги по модернизации России: реформы середины XVII в. // Вопросы истории. 2004. № 4.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999.

Рафальский О. Наибольшая легенда славянской истории. Переяславский договор 1654 года и его современное эхо // Родина. 2004. № 1.

Рогожин Н. Начальники Посольского приказа // Родина. 2002. № 9.

Рознер И.Г. Освободительная война украинского народа 1648–1654 гг. и Россия // Вопросы истории. 1979. № 4.

Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г. М., 1961.

Три века: Россия от Смуты до нашего времени: ист. сб. / под ред. В.В. Каллаша (репринтное изд.). М., 1991. Т. 1.

Устюгов Н.В. Русская церковь в XVII в. // Религия и церковь в истории России. М., 1975.

Чистякова Е.В. Городские восстания в первой половине XVII в. Воронеж, 1976.

Тема 25. Образование СССР

Основные проблемы. Причины и предпосылки образования СССР. Дискуссии по проблемам национально-государственного строительства. I Всесоюзный съезд советов. Договор и декларация об образовании CCCР. Конституция СССР 1924 г. Создание новых союзных и автономных республик, областей и округов в 20-е гг. Значение образования СССР.

 

Литература

Боффа Дж. История Советского Союза: в 2 т. М., 1990. Т. 1.

Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М., 1992.

Златопольский Д.Л. Чистяков О. И. Образование СССР. М., 1972.

Карр Э. История Советской России. Большевистская революция 1917–1923. М., 1990.

Костырченко Г. Отец народов. Ленинская и сталинская национальная политика // Родина. 2003. № 2.

Национальный вопрос на перекрестке мнений, 20-е гг. Документы и материалы. М., 1993.

Поляков Ю.А. Страна Советов во время образования СССР: национальный состав населения // История СССР. 1985. № 1.

Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917–1922 гг.). М., 1995.

Вариант 1

Дайте определение понятиям: бортничество, экспансия, поместье, меркантилизм, славянофилы, земство, инфляция, тоталитаризм.

Какие события связаны с датами: 1097, 1649, 19.02.1861, 25.10.1917, 19.08.1991.

Задание: В 1068 г. половцы одержали победу над Ярославичами на р. Альте. А через месяц они оказались разбитыми на голову Святославом Черниговским при Снови, причем 3000 русичей оказалось достаточно против 12000 куманов. Война 1093 – 1116 гг. произошла по инициативе русских, а в XIII в. русские идут на Калку спасать половцев от монголов. Почему вчерашние враги сегодня становились друзьями и наоборот? Разве такие отношения могли быть надежными?

 

Вариант 2

Дайте определение понятиям: вече, ярлык, система кормлений, интервенция, самодержавие, административно-командная система, реабилитация, гражданское общество.

Какие события связаны с датами: 1242, 1480, 1603–1613, 5.07.–23.08.1943, 8.12.1991.

Задание: Министр внутренних дел России В.К. Плеве накануне русско-японских событий 1904 года заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Русско-японская война (1904 г.) обернулась поражением для России. Явилось ли это причиной первой революции в стране (1905 – 1907 гг.)? А если бы в войне победила Россия, революции не произошло? Произошли бы Февральская и Октябрьская революции (1917 г.), если бы Россия победила в первой мировой войне?

 


Вариант 3

Дайте определение понятиям: варяги, бояре, судебник, Земский Собор, «кондиции», казачество, индустриализация, «бархатные революции».

Какие события связаны с датами: 1497, 1722, 1809, 9.01.1905, 1936.

Задание: В августе 1917 г. известный кадет П.Н. Милюков говорил, что будущее России – либо Корнилов, либо Ленин. Ленинскую Россию мы знаем. Какой вы представляете себе Россию корниловскую?

 

Вариант 4

Дайте определение понятиям: язычество, духовно-рыцарский орден, пожилое, сословно-представительная монархия, барщина, диссидент, гласность, приватизация.

Какие события связаны с датами: 862, 27.06.1709, 3.06.1907, 1955, 12.12.1993.

Задание: Ликвидация рабства произошла в России и США почти в одно и то же время. В России большинство крестьян освобождалось с землей, а рабы США были освобождены без земли. Казалось бы «карты в руки» русскому аграрному капитализму! Тем не менее, более быстрое развитие аграрный капитализм получил в США. Почему?

 

Вариант 5

Дайте определение понятиям: баскаки, стрельцы, фаворитизм, министерство, земство, продразверстка, сепаратный мир, культ личности.

Какие события связаны с датами: 1565 – 1572, 1803, 1.03.1881, 17.10.1905,   23.08.1939.

Задание: В 1832 г., начиная курс лекций в Московском университете М.Н. Погодин, использовал победу русской армии, русского народа над Наполеоном как аргумент, доказывающий превосходство России над Европой: «отразив победоносно такое нападение, освободив Европу от такого врага, низложив его с такой высоты, обладая такими средствами, не нуждаясь ни в ком и нужная всем, может ли чего-нибудь опасаться Россия? Кто осмелиться оспаривать ее первенство, кто помешает ей решать судьбу Европы и судьбу всего человечества, если только она сего пожелает?» А два десятилетия спустя Россия подчистую проиграла Крымскую войну тем европейским странам, чью она должна была «решать судьбу». Почему Россия столь быстро утратила свое могущество?

 

Вариант 6

Дайте определение понятиям: Боярская дума, местничество, мануфактура, временнообязанные крестьяне, либерализм, новое политическое мышление, ваучер, смешанная избирательная система.

Какие события связаны с датами: 1700–1721, 26.08.1812, 19.07.1914, 30.09.1938,   7.10.1977.

Задание: Войну против антимосковской коалиции Иван III начал с Новгорода, выбравшего союз с католиками. Москвичи рассматривали поступок новгородцев как измену общерусскому делу и сравнивали поход Ивана III с походом Дмитрия Донского на Мамая. Почему?

 

Вариант 7

Дайте определение понятиям: «Нормандская теория», полюдье, «семибоярщина», Табель о рангах, протекционизм, промышленный переворот, революционные демократы, народные комиссариаты.

Какие события связаны с датами: 1240, 14.12.1825, 1874, 1.09.1917, 10.08.1975.

Задание: В апреле 1989 г. Реальная оценка положению дел в экономике была неутешительной и в то же время противоречивой. Признавая это, М.С. Горбачев спрашивал: «Как же могло случиться, что улучшение показателей народного хозяйства, повышение производительности труда, наращивание ресурсов, которые хотя и не так, как хотелось бы, но все же проходят, не ведут к улучшению ситуации на рынке, а наоборот, рынок все больше приходит в расстройство?». Действительно – как?

Вариант 8

Дайте определение понятиям: секуляризация, Жалованная грамота дворянству,декабризм, анархисты, двоевластие, коллективизация, референдум, либерализация цен.

Какие события связаны с датами: 1558–1583, 1864, 27.04.–8.07.1906, 18.09.1934,   30.09.–5.12.1941.

Задание: В феврале – марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с 2империалистическими» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан. Почему Ленин настаивал на заключении мира? Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира?

 

Вариант 9

Дайте определение понятиям: рекрут, меркантилизм, «теория официальной народности», буржуазия, черносотенцы, контрибуция, атеизм, холодная война.

Какие события связаны с датами: 1147, 1725–1762, 25–30.08.1917, 30.11.1939, 4.10.1957.

Задание: В феврале 1878 г. Россия заключила Сан-Стефанский мирный договор, закрепивший победу в русско-турецкой войне. Однако летом 1878 г. Александр II подписал вынужденное решение о подписании Берлинского трактата. Каковы последствия подписания Берлинского трактата для христианских народов Балканского полуострова и значение Берлинского трактата для России? Чем объяснялось решение Александра II подписать берлинский трактат 1878 г.?

 

Вариант 10

Дайте определение понятиям: община (вервь),«просвещенный абсолютизм», пролетариат, комбеды, репарации, фашизм, научно-техническая революция, «шоковая терапия».

Какие события связаны с датами: 1478, 1799, 3.03.1918,  28.07.1942, 25.12.1991.

Задание: Владимир Святославич стремился укрепить единство Древнерусского государства путем создания общерусского пантеона богов, однако вскоре он изменил свое намерение. Укажите не менее двух причин изменения религиозной политики великого князя. Почему Киевская Русь сделала выбор в пользу монотеизма?

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. История как фактор формирования мировоззрения сотрудника УИС.

2. Отечественная историография. История России как неотъемлемая часть всемирной истории. Методология и теория исторической науки.

3. Восточные славяне в догосударственный период: расселение, занятия, быт, взаимоотношения.

4. Образование Древнерусского государства. Теории его происхождения.

5. Киевская Русь – ранняя средневековая монархия: особенности общественно-политического устройства и социально-экономический строй. «Русская правда».

6. Первые Рюриковичи, их политика. Владимир Святой и крещение Руси. Причины и значение принятия Киевской Русью восточной ветви христианства.

7. Сходство и различие перехода к политической раздробленности на Руси и в Западной Европе. Феодальная раздробленность на Руси, ее закономерность и последствия.

8. Татаро-монгольское нашествие на Русь. Дискуссия по этой проблеме в исторической литературе.

9. Шведско-немецкая экспансия на Русь в XIII в. Александр Невский.

10. Образование Московского княжества. Возвышение Москвы и начало объединения русских земель вокруг нее в XIV в.

11. Этапы монархической централизации и создание национально-территориальных государств в Западной Европе. Социально-экономические и политические предпосылки образования Российского единого централизованного государства.

12. Освобождение Руси от вассальной зависимости от Золотой Орды и завершение образования единого Московского государства. Иван III.

13. Иван IV, его личность. Реформы середины XVI в. Сословно-представительная монархия и ее особенности. Истоки российского деспотизма.

14. Основные тенденции и направления внешней политики Ивана IV. Поиски путей сближения с Западом. Ливонская война.

15. Смутное время в России в начале XVII в., его причины, сущность, проявления. Б. Годунов.

16. Польско-шведская интервенция против России в начале XVII в. Народные ополчения. Историческая роль К. Минина и Д. Пожарского.

17. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Правление первых Романовых. Соборное Уложение 1649 г.

18. «Бунташный век» российской истории. Народные выступления в XVII в.: городские восстания середины века, восстание под предводительством Степана Разина.

19. Социально-экономическое развитие России на рубеже XVII-XVIII вв. Отставание России от европейских стран. Объективная потребность в преобразованиях.

20. Первая модернизация России. Петр I и его реформы.

21. Основные тенденции и направления внешней политики России в первой четверти XVIII в. Северная война.

22. Политическое развитие России в 20-50 гг. XVIII в. Дворцовые перевороты и их сущность.

23. Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм. Российское общество и французское «Просвещение».

24. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны.

25. Россия на рубеже XVIII-XIX вв. Павел I, его внутренняя и внешняя политика.

26. Александр I. Внутренняя и внешняя политика в первом десятилетии XIX в.

27. Отечественная война 1812 г. Зарубежные походы русской армии.

28. Декабристы и их проекты преобразования России. Восстание декабристов. Декабризм и его место в российской истории.

29. Николай I, основные направления его внутренней и внешней политики. Кризис крепостничества.

30. Основные направления общественной мысли в России в середине XIX века. Поиск путей дальнейшего развития страны

31. Восточный вопрос во внешней политике России и его обострение в середине XIX в. Крымская (Восточная) война и русское общество.

32. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г. Развитие капитализма в пореформенные годы.

33. Либерально-буржуазные реформы 60-70 гг. XIX в., их значение в модернизации России. Тюремная реформа и образование ГТУ.

34. Революционное народничество 1870-х – начала 1880-х гг.: идеология, программа, тактика.

35. Александр III. Кризис самодержавия и политика его разре­шения. «Контрреформы» 1880-х гг.

36. Мир в конце XIX – начале ХХ века. Колониальные разделы. Основные направления внешней политики Российской империи.

37. Развитие рабочего движения в 80-90 гг. XIX в. Первые рабочие организации. Начало распространения марксизма в России.

38. Основные тенденции развития мира на рубеже XIX-XX вв. (монополистический капитализм). Особенности социально-экономического развития России, ее политический строй.

39. Революция 1905-1907 гг.: причины, основные участники, ход, значение.

40. Реформы П.А. Столыпина и их результативность. Думская монархия и социальное развитие России в период 1907-1914 гг.

41. Участие России в первой мировой войне. Назревание общенационального кризиса.

42. Февральская революция в России. Падение самодержавия. Двоевластие.

43. Россия в условиях двоевластия. Кризис Временного правительства и нарастание классовой конфронтации.

44. Октябрьский переворот 1917 г. в России. II съезд Советов.

45. Создание Советского государства. Формирование большевистского режима. Первые преобразования советской власти в 1917-1918 гг. в экономике и культуре. Брестский мир.

46. Россия в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции. Политика «военного коммунизма».

47. Переход к новой экономической политике: причины, сущность, содержание. Социально-экономические преобразования в стране на основе нэпа.

48. Национальная политика большевиков. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

49. Свертывание нэпа и переход к форсированной индустриализации страны, ее цена, достижения, просчеты. Первые пятилетки. Формирование системы ГУЛАГа.

50. Демонтаж нэпа, переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства. Уроки и последствия насильственной коллективизации.

51. Политический режим в стране в конце 1920-х – 1930-е гг. Завершение формирования тоталитарной системы. Режим личной власти Сталина.

52. Внешняя политика СССР в 1930-е гг., содержание, успехи, противоречия, просчеты.

53. Вторая мировая война, ее причины, характер. Великая Отечественная война советского народа – составная часть второй мировой войны.

54. Основные этапы борьбы советского народа против фашистской агрессии. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Цена победы. Вклад заключенных ГУЛАГа в Победу.

55. СССР в период первого послевоенного десятилетия: экономическое развитие, политический режим, духовная жизнь общества.

56. Политическое развитие страны во второй половине 50-х – середине 60-х гг. Н.С. Хрущев. Поиск путей демократизации общества.

57. Кризис социалистической модели к началу 1980-х гг. Противоречия и трудности социально-экономического и политического развития советского общества к середине 1980-х гг. «Застой» как их проявление.

58. М.С. Горбачев. Переход к политике перестройки и ее провал.

59. Новое политическое мышление и внешняя политика Советского государства во второй половине 1980-х гг.

60. Августовские события 1991 г. Распад СССР.

61. Россия на путях суверенного развития.Конституционный кризис 1993 г. Конституция РФ.

62. Ельцинская модернизация России (1991–1999 гг.). Проблемы перехода к рыночной экономике. 

63. Политическое развитие России в 1990-е гг.: достижения и проблемы.

64. В.В. Путин. Национальные программы начала ХХI в.

 

Рекомендуемая литература для подготовки к экзамену

Базовый учебник:

1. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России: учеб. пособие для вузов. М., 2008.

2. История России: учебник / А.С. Орлов [и др.]. М., 2010.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова. М., 2008.

 

Основная литература:

4. Дворниченко А.Ю. История России: учебник. М., 2010.

5. Деревянко А.П. История России [Электронный ресурс]: электрон. учеб. М., 2009.

6. Деревянко А.П. Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. М., 2009.

7. Зуев М.Н. История России: учеб пособие для вузов. М., 2008.

8. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / Н.Л. Клименко [и др.]; под ред. А.В. Сидорова. М., 2008.

9. История России: учеб. для вузов / А.С. Орлов [и др.]. М., 2009.

10. История России: учеб. для студ. вузов / под ред. Г.Б. Поляка. М., 2009.

11. Кириллов В.В. История России: учеб. пособие. М., 2010.

12. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. для студ. вузов. М., 2010.

13. Семенникова Л.И. Отечественная история: учеб. пособие для студ. вузов неист. спец. М., 2008.

14. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. М., 2008.

Интернет-ресурсы:

15. http://archive.ncsa.uiuc.edu/SDG/Experimental/soviet.exhibit/soviet.archive.html Советский период в материалах архивов.

16. http://decemb.hobby.ru/ Виртуальный музей декабристов.

17. http://humanities.edu.ru/db/msg/19938 Великая Отечественная война 1941-1945.

18. http://oldru.narod.ru/biblio.htm Библиотека сайта «Образование Киевской Руси».

19. http://praviteli.narod.ru/ Правители России и Советского Союза.

20. http://www.chat.ru/~world_war2 Вторая мировая война в русском интернете.

21. http://www.cominf.ru/romanovs/index.rhtml WWW энциклопедия «Династия Романовых».

22. http://www.gumer.info – библиотека Гумер; раздел «История» (более 250 книг и статей).

23. http://www.gumfak.ru – электронная библиотека для студентов гуманитарных специальностей; раздел «История» (более 101 наименований: учебники, учебные пособия, лекции, хрестоматии, словари, дополнительные материалы).

24. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

25. http://www.history.ru/hist.htm Ресурсы WWW по истории.

26. http://www.hronos.km.ru/1918ru.html Гражданская война в России 1918-1920.

27. http://www.internet-history.org.ru/ Интернет-История.

28. http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm Н.М. Карамзин. История государства Российского.

29. http://www.lants.tellur.ru Отечественная история.

30. http://www.ortho-rus.ru Русское православие.

31. http://www.patriotica.ru – Библиотека думающего о России. Популярная электронная библиотека Интернет. Содержит полнотекстовые материалы гуманитарной тематики: произведения известных российских мыслителей, подборки материалов по истории, философии, словесности, этике и пр.

32. http://www.rubricon.com/about_whist_1.asp Энциклопедический словарь «Всемирная история».

33. http://www.rubricon.ru Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» (БРЭ/Рубрикон).

34. http://www.shortway.to/1941 Великая Отечественная война, год 1941.

35. http://www.auditorium.ru – гуманитарная библиотека на auditorium.ru.

36. http://www.encyclopedia.ru Мир энциклопедий.

37. http://www.shpl.ru/links.phtml?cat=130 Адреса исторических библиотек мира.

38. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Режим доступа: http://window.edu.ru/.

39. Портал Гуманитарное образование. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/28/5.

40. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/.

41. ЭБС – Электронная библиотечная система

ИСТОРИЯ

                                                                   

 

Методические указания и тематика контрольных работ

для подготовки сотрудников УИС

по направлению подготовки 080200 Менеджмент

 

 

Факультет:                    экономический

Категория обучающихся: слушатели

Курсы:                           1-й (заочная форма обучения)

 

 

Рязань 2012


 

ББК 63.3р30

И90

Рецензенты:

Ю.С. Бадальянц, доктор исторических наук, профессор (Рязанский филиал Московского института экономики, менеджмента и права);

В.В. Бурукин, кандидат исторических наук (Академия ФСИН России)

 

Васильева С.А.

И90 История: методические указания и тематика контрольных работ. –  Рязань: Академия ФСИН России, 2012. –  38 с.   Методические указания и тематика контрольных работ составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 24 февраля 2012 г., протокол № 8.  

 

 

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат исторических наук, доцент                                               О.А. Тарасов

 

 


Учебно-методическое издание

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.186 с.)