Марк Аврелий (121 - 180). Основное произведение: «наедине С собой». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марк Аврелий (121 - 180). Основное произведение: «наедине С собой».



Марк Аврелий римский император (160-180 гг. правления), прославившийся своей энергичностью и военными подвигами. В его, уже после смерти императора, найденных записях, впоследствии получивших название «К самому себе» (или «Наедине с собой»), звучит стоическая тема жизни и смерти. Император рассматривает жизнь в ее временности и бренности (по сравнению с вечностью) и одновременно утверждает именно под этим углом зрения безусловную ценность ее нравственного содержания. Пессимизм и глубинное разочарование в жизни сочетается у него с учением о необходимости стоического перенесения всех ее страданий, к ответственному выполнению человеком его социальных обязанностей. Да, «ничтожна и самая долгая слава посмертная», и забота о ней – «сущая суета». Однако, в жизни есть занятия более серьезные: «праведное помышление» и «общеполезная деятельность», или «гражданственность». Идеалом человека власти для того, кого называли «философом на троне», является человек, который «с легким сердцем ждет вызова оставить жизнь», который видит «мудрость исключительно в справедливой деятельности». Подданные этого государя должны также быть «мужественными, зрелыми, преданными интересам государства».

Если для Эпикура свободным человек может стать, только уйдя из мира, ограничив по возможности круг своего общения кругом друзей, то для стоиков можно оставаться свободным, не порывая связи с миром, но, осознав царящую в нем необходимость (рок, судьбу) и, осознав ее высшую мудрость, познав ее, смириться с ней. Стоики призывали человека оставаться на том месте и в том обществе, в котором каждый «поставлен», но, однако, изменить свое отношение и к этому месту, и к этому обществу. Внутренняя свобода человека при этом нисколько не пострадает: «Из всех вещей иные нам подвластны, а иные нет. Нам подвластны наши мнения, стремления нашего сердца, склонности наши и наши отвращения, словом, все наши действия. Нам неподвластны тела нашего состояния, имение, слава, знатные чины; одним словом, все вещи, которые не суть наши действия», говорил Эпиктет.

Человек, познавший высший закон мироздания, действующий, в том числе, и через его индивидуальную судьбу, только и становится свободным. Напротив, человек, лишенный этого знания, раб «слепой» судьбы и обстоятельств. Как говорили стоики, «разумного человека судьба влечет, а неразумного – тащит». Если человек не властен изменить ход событий, бороться против неумолимого хода судьбы, то и судьба не властна над внутренней свободой человека. Пребывать в состоянии апатии (бесстрастия), являющемся целью стоиков, человек может независимо от обстоятельств. Это состояние описывается как свобода от действия многочисленных психических аффектов – страха, жалости, трусости, печали, гнева, страдания.

Для римского, как, впрочем, и для греческого стоицизма характерна подмена проблематики, связанной с социальным неравенством и, соответственно, поиска путей совершенствования социума, на проблематикой, связанной с неравенством нравственным. Стоики говорят о духовном рабстве человека, понимая под ним неспособность людей изменить свое отношение к обстоятельствам, что и делает их несчастными.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Этика. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. Статьи: «Автаркия», «Атараксия», «Большая этика», «Государство», «Законы», «Исповедь», «Киники», «Киренаики», «Наедине с собой», «Никомахова этика», «Нравственные письма к Луциллию», «О граде Божьем», «Об обязанностях», «Протагор», «Софисты», «Средневековая этика», «Стоицизм», «Эвдемова этика», «Эпикуреизм».

2. Гусейнов А.А. История этических учений. – М.: Гардарики, 2003.

3. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – СПб.: Лань, 1997.

4. Иванов В.Г. История этики Средних веков. – СПб.: Лань, 2002

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991.

6. Августин. Исповедь. – М.: RENAISSANCE, 1991.

7. Аристотель. Эвдемова этика // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М., 1987.

8. Дхаммапада. – М., 1991.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. – М.: Мысль, 1986.

10. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М.: Мысль, 1993.

11. Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.225.224 (0.005 с.)