В чем состояли условия развития Русской культуры в XVI В. По сравнению с более ранними эпохами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем состояли условия развития Русской культуры в XVI В. По сравнению с более ранними эпохами.



· В XVI в. русская культура развивалась в едином государстве, главной задачей которого была централизация.

· Решающее значение для развития культуры имел единый государственный центр – Москва.

· Здесь использовались культурные достижения других районов страны.

· Государственная власть значительно усилилась и во второй половине XVI в. приобрела откровенно деспотический характер.

· Церковь все сильнее подчинялась светской власти.

 

Особенности культуры конца XV – XVI вв.

l Постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование общерусской культуры

l Процесс обмирщения культуры

l Подчинена задачам укрепления государства

 

Литература

(3) В Средние века люди читали исключительно религиозные книги:
труды святых отцов, поучения, жития святых.

В 1542 г. в Новгороде по повелению архиепископа Макария (с 1542 г. митрополит) началось составление Великих Четьих-Миней.

Минеи – книги, предназначенные для церковной службы или чтения в течение определенного месяца.

Четьи – то есть предназначенные не для богослужения, а исключительно для чтения.

Однако большинство населения были неграмотными, а книги были рукописные и очень дорогие.

В литературе в основном преобладало летописание, большое внимание уделяли повестям и сказаниям, например Повесть о взятии Казани, поход Ермака, Домострой Ивана Грозного и его переписка и «Хождение за три моря Афанасия Никитина».

(4) Лишь в 1553г. – Иван Федоров развивает книгопечатание.

В 1563 г. в Москве была устроена первая крупная типография, организатором которой был Иван Федоров. Ему помогал Петр Мстиславец. Иван Федоров родился ок. 1520 г. Всю свою жизнь он посвятил искусству создания книги. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышла книга под названием «Апостол» выполненная с большим техническим и художественным мастерством. В «Апостоле» не было ни одной опечатки. Иван Федоров понимал огромное значение книгопечатания для распространения просвещения.

 

(5) Вслед за «Апостолом» он выпустил «Часовник» - основную учебную книгу Древней Руси. В 1574 г. во Львове создал «Азбуку» Книгопечатание

После отъезда Ивана Федорова книгопечатание в Москве продолжалось.

В 1568 г. Невежа Тимофеев и Никифор Тарасиев напечатали «Псалтырь».

В 70-х гг. XVI в. Тимофеев руководил типографией в Александровой слободе.

Всего в XVI в. русские печатники издали ок. 20 книг.

Тираж «Апостола» 1597 г. достиг 1500 экземпляров.

Уже в 1909 гАрхитектор И.П. Машков и скульптор С. Волнухин создали Памятник Ивану Фёдорову, как первопечатнику.

 

Архитектура

(6) В архитектуре XVI в. как никогда раньше проявилось стремление ввысь, к вертикали.

Самым ярким его выражением стала первый на Руси каменный шатровый храм – церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 г.

 

(7) Неподалеку от Коломенского, за оврагом, в селе Дьякове, в 1547 г. по приказу Ивана IV был построен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вокруг центрального столпа, имеющего вид многоярусной башни, расположены четыре восьмигранных придела.

Так традиционное пятиглавие сочетается здесь с приемами башенного, столпообразного и шатрового зодчества.

Звонница напоминает о псковском зодчестве.

(8) Вершиной русского зодчества XVI в. явился Покровский собор. В народе его назвали храмом Василия Блаженного. Известный в народе юродивый Василий не один год жил при храме. Построен Покровский собор мастерами Бармой и Постником на Красной площади. Покровский собор – храм-памятник. Воздвигнут в память о покорении и присоединении Казанского ханства в 1552 г. Собор состоит из 9 церквей. Восемь больших и малых храмов объединены вокруг центрального, завершающегося высоким шатром. Во внешнем оформлении храма чувствуется влияние архитектуры Востока: нависающие ребристые купола, глазурные цветные звезды. Все здание вызывает радостное, живое чувство красоты.

Однако, первоначально собор был белым, купола были покрыты побеленным железом, но нынешний пестрый («восточный») облик храм приобрел в XVII в.

(9) Главное место среди соборов Кремля занимает Успенский собор. Строительство началось в 1472 г., но неудачно. Недостроенное здание рухнуло. У московских мастеров не было достаточного опыта возведения больших сооружений. Тогда Иван IV пригласил из Италии архитектора Фиорованти, прозванного за свое искусство Аристотелем. Аристотель Фиорованти приступил к постройке нового храма в 1475 г. Итальянскому архитектору было приказано взять за образец Владимирский Успенский собор XII века. Величавость Успенского собора в тесном единстве его частей, строгости пропорций, в могучем пятиглавии куполов. В Успенском соборе венчали государей на царство, объявляли о войнах, здесь собирались Земские соборы.

(10) В 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь) возвел укрепления Белого города: 9 км стен, 29 башен, 11 проездных ворот. Белокаменные стены были обложены кирпичом и оштукатурены.

В 1596–1600 гг. Федор Конь построил укрепления Смоленска:6,5 км стен, 38 башен на расстоянии 150–160 м друг от друга. Современники считали крепость неприступной.

В 1609–1611 гг. Смоленск более двух лет отбивал атаки польских войск, а в последний раз крепость оборонялась против штурма в 1812 г.

(11) Успенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен в 1559–1588 г. на вклад Ивана IV.

Также явно подражает ставшему каноническим Успенскому собору Московского Кремля, но отличается от него тяжеловесной массивностью.

Отделка собора совершалась при Федоре Ивановиче.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.005 с.)